Признаться, совсем не поняла вопроса, но давайте порассуждаем вместе (мне как родителю тоже любопытно).
Прежде всего - что подразумевается под "увлечением"? На мой взгляд в 4-5 года ребенок сам мало что определяет. Он открыт всему. И тут уж родители выбирают ему "увлечение". Кто-то отправляет в музыку, кто-то на танцы, в спорт, в художественную школу. И дальше ребенку везет и он этим занимается или не везет и дальше он уже рвет с увлечением или занимается им. Многое завязано на родителях в такие моменты.
В 14-17 лет ребенок может лишь думать, что он многое знает в данной области (если конечно он копал исключительно в одном направлении). На самом деле в данном возрасте на мой взгляд идет ломка. Одна из первых в жизни. Ломка по поводу - а тем ли я занимаюсь, и хочу что-то новое. Это не перегар и не пресыщение это необъодимость найти что-то новое. Новые стороны, краски в жизни. В то время как твои простые сверстники развлекаются, ты пашешь и пашешь. На что спрашивается, и кому нужно это - вопросы в данной ситуации закономерные. Они могут быть не столь четко сформулированы, но они точно могут "носиться в воздухе". Опять родитель. Уловить и помочь. Учитель (тот который с буковой У) который поможет найти новое в старом занятии. Кога количество лет перешло в качество.
При этом мне странно делать ставку как на будущее своей профессии на "увлечение" пусть и на профессиональном уровне. Мир открыт для всех возможностей. МОжно заниматься серьезно живописью и пойти на экономический, к примеру ;-)
Далее в 14-17 лет дети действительно определяются с выбором профессии? Это точно? Мой опыт показал что определяются на последней милле, то есть в начале выпускного класса. А до этого можно жить просто, можно заниматься спортом, можно ходить на музыку и одновременно пробовать свой первый "портвейн" у подружки на день рождении.
К 24-30 годам как раз заканчивают университет и думают что делать дальше. Устраиваться на работу, создавать семью. Здесь уже "увлечения" остаются те. что были в детстве. Новые будут заведены лет через пять. КОгда появится новый круг общения, новые друзья, свои деньги.
Наверно в моем случае для меня увлечение вовсе не равно профессии. Это для меня разные вещи. Они могут дополнчять друг друга. Увлечение может перерасти в профессию, но это не обязательно.
И мне кажется, что иногда как раз не стоит делать из увлечения профессию. Кстати, по ходу жизни можно приобретать навыки которые полезны (компьютер, умение печатать вслепую, языки, путешествия ;-)
Ну вот у меня двое мальчишек. Встет вопрос чем будет заниматься старший. Музыкой - надо бы. Спорт какой-то - надо тоже. Языки опять же. Но делать из этого профессию никто не собирается. Однако умение что-то делать еще конечно дает фору. Почти всегда.
О выборе "увлечения" в 4-5 лет: да, конечно, именно родители проявляют инициативу. Но они же обычно не просто так выбирают занятие для такого маленького ребенка, а с учетом его способностей. У некоторых детей способности _явно_ есть, и четко видно, какие именно. Вот с ними обычно и начинают заниматься рано. (Я сейчас не говорю о разнообразных "общеразвивающих" занятиях, через которые проходят многие дети, но которые не становятся "главным делом" на многие годы.)
О "ломке" в 14-17 лет: да, Вы правы. Я как-то не учла это в своих построениях :-). Но если учесть, то даже еще понятнее становится: происходит некоторая переоценка ценностей, подросток взрослеет, у него меняются приоритеты, и прежние ценности теряют смысл. И если он до этого 10-12 лет, скажем, играл на арфе (и мечтал о том, что будет работать в каком-нибудь оркестре), то теперь он может начать считать, что это совершенно бессмысленное занятие. И начнет думать, что надо стать бухгалтером или заняться ландшафтным дизайном :-). А его сверстники, которые ничем всерьез до сих пор не занимались, впервые задумываются о выборе профессии тоже именно сейчас, но им несколько проще - им не надо "бросать" занятие, которому они посвятили столько лет своей жизни, чтобы выбрать ту же бухгалтерию или ландшафтный дизайн :-).
<Можно заниматься серьезно живописью и пойти на экономический, к примеру ;-)> Конечно, можно :-). Но :-) ведь жалко будет потраченных на живопись лет. Получается, что занимался-занимался, добивался каких-то успехов, выдерживал какую-то конкуренцию, а теперь вот так взять - и все бросить? ;-( Обидно. (Многим - действительно обидно.)
<Далее в 14-17 лет дети действительно определяются с выбором профессии? Это точно?> Да, мне кажется, что именно в этом временнОм промежутке и определяются. У нас в России же детям как раз по 17 лет к окончанию школы :-). Кто-то в последний год определяется, кто-то на 2-3 года раньше (как раз в последние 2-3 года многие и учатся в спецшколах при тех вузах, куда собираются поступать).
<Наверно в моем случае для меня увлечение вовсе не равно профессии. Это для меня разные вещи.> Видимо, я неточно выразилась :-). Лучше было просто сказать "занятие". Дело, которому ребенок посвящал все свое свободное время в течение многих лет и добился заметных успехов. (Понятно, что "увлечений" в полном смысле этого слова может быть сколько угодно - а вот такое "основное занятие" обычно бывает только одно. Редко два-три.)
<Музыкой - надо бы. Спорт какой-то - надо тоже. Языки опять же. Но делать из этого профессию никто не собирается. Однако умение что-то делать еще конечно дает фору. Почти всегда.> С этим я полностью согласна :-) - конечно, чем больше умений, тем лучше. Но Вы же здесь не имели в виду "занятие, которому ребенок посвящает все свое время в течение 10-12 лет", не так ли :-)?
Вообще-то все эти мысли у меня возникли в процессе размышлений о "раннем развитии". Чем дальше, тем сильнее мне кажется, что "раннее развитие" идет не на пользу, а во вред, как только оно начинает концентрироваться на чем-то одном. (Пока оно охватывает широкий спектр умений и навыков - прекрасно.)
И еще мне кажется, что "раннее" (или "слишком быстрое") развитие несет в себе риск слишком быстрого взросления и слишком ранней потери интереса к учебе. Хотя эта мысль у меня еще не окончательно сформулировалась :-). Поэтому я пока не готова ее обсуждать :-).
Да, я поняла про выбор. Надо за что-то зацепиться (в хорошем смысле) и берется для работы то в чем ребенок способен. И дальше работают в этом направлении. Так оно и есть вообщем. В этом мы с вами согласны ;-)
Про "арфу и ландшафтный дизайн". Вы знаете поиск новых целей и приоритетов - это правильно. Значит нет статики, есть желание поиска, движения - значит жизни. И я по большому счету за подобные поиски. И если работа в оркестре отсеется - возможно в этом будут плюсы. ЧТо толку провести годы в обучении в лучших школах искусства, к примеру, для обучения игре на арфе, если по окончании пойдешь и будешь диллером на рынке ценных бумаг ;-)) То есть попробовать что-то новое в такие пероиды, мне кажется, достойно. Безусловно, если игра на арфе - это действительно талант, в игру вступют родители. МОжет и с авторитарной силой. Единственное что хотелось бы отметить, чтобы был логический конец. Игра на арфе должна закончится сдачей экзамена, получена бумага. А дальше иди и изучай экономику, дизайн, кройку и шитье, и так далее.
"А его сверстники, которые ничем всерьез до сих пор не занимались, впервые задумываются о выборе профессии тоже именно сейчас, но им несколько проще - им не надо "бросать" занятие, которому они посвятили столько лет своей жизни, чтобы выбрать ту же бухгалтерию или ландшафтный дизайн :-)."
А вот здесь не согласна. Сверстники, которые все это время пинали ветер "вдруг" задумываться не будут. Нужны те, кто натолкнет на подобные мысли. Родители, люди заинтересованные в этом подстростке. Тот кто занимался до этого арфой в выигрыше - он умеет структуировать время, организовать себя. И вот так с налету определится - не просто. Очень. То есть надо бы вообще-то все равно чем-то заниматься, чтобы с чем-то определиться.
На счет России. Я из России не так давно ;-) Да и сестру наблюдала. Я определилась в выпускном. Сестре, кстати, труднее было. Она училасьпоследние три года (кажется) в медклассе, где было все по взрослому. Лекции, зачеты. Люди учившиеся там реально работали на поступление в медвуз. Она пахала, но поступать в медвуз - не собиралась. И не считает это потерянным временем.
Вы знаете, у меня не было в жизни серьезного занятия, которому я бы посвятила годы школьной жизни. Но я наблюдала людей, посвятивших много времени музыке, хорографии, спорту тем не менее по окончании школы занялись другим делом, и не жалеют похоже.
На мой взгляд лучше отделить "раннее развитие" и "серьеное занятие занимающее следующие 10 лет". К таким занятям можно отнести все что угодно, спорт, музыку, ходожественная школа и так далее. Все же это действительно серьезно. У кого-то это выходит на следующее развитите и становится специальностью, у кого-то нет.
Но это вообще все теория. Надо смотреть конкретных детей и родителей. У каждого свое и что работает на одном, у другого не срабатывает. Хотя мне внушено с детства - время должно быть занято, не должно быть пустого времени. Исходя из этого и мои дети тоже будут чем-то да заниматься ;-)))
Хм, мне кажется именно в подростковом возрасте должно быть именно вот это - свое занятие. Это в чем-то служит буфером во время шторма пубератного периода ;-)))
И я, по большому счету, тоже за поиски :-). Просто вот такой отказ от прежних планов (вместо "оркестра", о котором столько лет мечталось, вдруг выбрать бухгалтерию или что-то столь же далекое от музыки) может происходить весьма болезненно. Особенно если родители не поддержат :-(.
<Сверстники, которые все это время пинали ветер "вдруг" задумываться не будут.> Ну почему же обязательно "пинали ветер" :-)? Они, может быть, занимались всем понемногу (мне кажется, что это самый гармоничный путь для ребенка) - пару лет рисовали, пару лет катались на коньках, пару лет играли на флейте, и т.д. Чем больше попробовали, тем понятнее, где искать призвание :-). А все остальное, что не понравилось, совершенно не жалко бросить, и в то же время полезные навыки все равно останутся.
<И вот так с налету определится - не просто. Очень. То есть надо бы вообще-то все равно чем-то заниматься, чтобы с чем-то определиться.> Именно! Определиться проще тем, кто много попробовал! А тому, кто 10 лет занимался чем-то одним, трудно найти что-то другое по душе - время, в некотором смысле, "упущено" :-(.
<Она училась последние три года (кажется) в медклассе, где было все по взрослому.> О, моя дочь asena тоже 2 года училась в медклассе, с настоящей практикой в настоящей больнице и даже :-) сертификатом медсестры после школы. И тоже не пошла в медвуз :-). Так что эта сторона жизни подростков мне знакома :-).
<На мой взгляд лучше отделить "раннее развитие" и "серьезное занятие занимающее следующие 10 лет".> Я - пока мы тут беседовали :-) - как раз поняла, что именно меня отталкивает от идеи "раннего развития" :-). То, что оно у некоторых становится "однобоким". Т.е. если у маленького ребенка обнаруживается какой-то явно выраженный талант, то родители начинают его активно продвигать именно в эту сторону, и получается вот такое однобокое развитие - когда ребенок замечательно преуспел в чем-то одном, но совсем не попробовал ничего другого :-(. А ведь не исключено, что у него к чему-то другому еще более яркие способности могли бы проявиться - но попозже.
<Хотя мне внушено с детства - время должно быть занято, не должно быть пустого времени.> Да, но его можно занимать пятью разными делами, чередуя их, а можно - только одним. Мне кажется, что опасно поощрять стремление заниматься только чем-то одним.
<Хм, мне кажется именно в подростковом возрасте должно быть именно вот это - свое занятие. Это в чем-то служит буфером во время шторма пубератного периода ;-)))> О! И я о том же. У "не ранних" детей как раз к подростковому возрасту обычно уже и формируется какой-то устойчивый интерес. А "ранние дети" в этому возрасту могут уже и захотеть чего-то нового...
Мне кажется, совершенно невозможно жить без пустого времени. Особенно страшно представить, что меня в детстве бы кто-то контролировал, структурируя моё время по своему усмотрению. Я уверена, что именно пустое время и даёт детёнышу возможность чем-то заниматься :) Я абсолютно не жалею о том, что потратила в 12-13 лет такую массу времени на блуждание по интернету - скорость печати, навыки общения и ощущение счастья :) Конечно, я могу ворчать теперь, что "надо было заставить меня выучить английский" - но это только потому, что сейчас у меня по-прежнему ни фига нет времени его учить :( А пустое время - есть. Как и у вас всех, сидящих в ЖЖ :) Иначе я бы с ума сошла от нервного истощения.
Прежде всего - что подразумевается под "увлечением"? На мой взгляд в 4-5 года ребенок сам мало что определяет. Он открыт всему. И тут уж родители выбирают ему "увлечение". Кто-то отправляет в музыку, кто-то на танцы, в спорт, в художественную школу. И дальше ребенку везет и он этим занимается или не везет и дальше он уже рвет с увлечением или занимается им. Многое завязано на родителях в такие моменты.
В 14-17 лет ребенок может лишь думать, что он многое знает в данной области (если конечно он копал исключительно в одном направлении). На самом деле в данном возрасте на мой взгляд идет ломка. Одна из первых в жизни. Ломка по поводу - а тем ли я занимаюсь, и хочу что-то новое. Это не перегар и не пресыщение это необъодимость найти что-то новое. Новые стороны, краски в жизни. В то время как твои простые сверстники развлекаются, ты пашешь и пашешь. На что спрашивается, и кому нужно это - вопросы в данной ситуации закономерные. Они могут быть не столь четко сформулированы, но они точно могут "носиться в воздухе". Опять родитель. Уловить и помочь. Учитель (тот который с буковой У) который поможет найти новое в старом занятии. Кога количество лет перешло в качество.
При этом мне странно делать ставку как на будущее своей профессии на "увлечение" пусть и на профессиональном уровне. Мир открыт для всех возможностей. МОжно заниматься серьезно живописью и пойти на экономический, к примеру ;-)
Далее в 14-17 лет дети действительно определяются с выбором профессии? Это точно? Мой опыт показал что определяются на последней милле, то есть в начале выпускного класса. А до этого можно жить просто, можно заниматься спортом, можно ходить на музыку и одновременно пробовать свой первый "портвейн" у подружки на день рождении.
К 24-30 годам как раз заканчивают университет и думают что делать дальше. Устраиваться на работу, создавать семью. Здесь уже "увлечения" остаются те. что были в детстве. Новые будут заведены лет через пять. КОгда появится новый круг общения, новые друзья, свои деньги.
Наверно в моем случае для меня увлечение вовсе не равно профессии. Это для меня разные вещи. Они могут дополнчять друг друга. Увлечение может перерасти в профессию, но это не обязательно.
И мне кажется, что иногда как раз не стоит делать из увлечения профессию. Кстати, по ходу жизни можно приобретать навыки которые полезны (компьютер, умение печатать вслепую, языки, путешествия ;-)
Ну вот у меня двое мальчишек. Встет вопрос чем будет заниматься старший. Музыкой - надо бы. Спорт какой-то - надо тоже. Языки опять же. Но делать из этого профессию никто не собирается. Однако умение что-то делать еще конечно дает фору. Почти всегда.
Reply
О выборе "увлечения" в 4-5 лет: да, конечно, именно родители проявляют инициативу. Но они же обычно не просто так выбирают занятие для такого маленького ребенка, а с учетом его способностей.
У некоторых детей способности _явно_ есть, и четко видно, какие именно. Вот с ними обычно и начинают заниматься рано.
(Я сейчас не говорю о разнообразных "общеразвивающих" занятиях, через которые проходят многие дети, но которые не становятся "главным делом" на многие годы.)
О "ломке" в 14-17 лет: да, Вы правы. Я как-то не учла это в своих построениях :-).
Но если учесть, то даже еще понятнее становится: происходит некоторая переоценка ценностей, подросток взрослеет, у него меняются приоритеты, и прежние ценности теряют смысл.
И если он до этого 10-12 лет, скажем, играл на арфе (и мечтал о том, что будет работать в каком-нибудь оркестре), то теперь он может начать считать, что это совершенно бессмысленное занятие.
И начнет думать, что надо стать бухгалтером или заняться ландшафтным дизайном :-).
А его сверстники, которые ничем всерьез до сих пор не занимались, впервые задумываются о выборе профессии тоже именно сейчас, но им несколько проще - им не надо "бросать" занятие, которому они посвятили столько лет своей жизни, чтобы выбрать ту же бухгалтерию или ландшафтный дизайн :-).
<Можно заниматься серьезно живописью и пойти на экономический, к примеру ;-)>
Конечно, можно :-). Но :-) ведь жалко будет потраченных на живопись лет. Получается, что занимался-занимался, добивался каких-то успехов, выдерживал какую-то конкуренцию, а теперь вот так взять - и все бросить? ;-( Обидно. (Многим - действительно обидно.)
<Далее в 14-17 лет дети действительно определяются с выбором профессии? Это точно?>
Да, мне кажется, что именно в этом временнОм промежутке и определяются. У нас в России же детям как раз по 17 лет к окончанию школы :-). Кто-то в последний год определяется, кто-то на 2-3 года раньше (как раз в последние 2-3 года многие и учатся в спецшколах при тех вузах, куда собираются поступать).
<Наверно в моем случае для меня увлечение вовсе не равно профессии. Это для меня разные вещи.>
Видимо, я неточно выразилась :-). Лучше было просто сказать "занятие". Дело, которому ребенок посвящал все свое свободное время в течение многих лет и добился заметных успехов. (Понятно, что "увлечений" в полном смысле этого слова может быть сколько угодно - а вот такое "основное занятие" обычно бывает только одно. Редко два-три.)
<Музыкой - надо бы. Спорт какой-то - надо тоже. Языки опять же. Но делать из этого профессию никто не собирается. Однако умение что-то делать еще конечно дает фору. Почти всегда.>
С этим я полностью согласна :-) - конечно, чем больше умений, тем лучше. Но Вы же здесь не имели в виду "занятие, которому ребенок посвящает все свое время в течение 10-12 лет", не так ли :-)?
Вообще-то все эти мысли у меня возникли в процессе размышлений о "раннем развитии". Чем дальше, тем сильнее мне кажется, что "раннее развитие" идет не на пользу, а во вред, как только оно начинает концентрироваться на чем-то одном. (Пока оно охватывает широкий спектр умений и навыков - прекрасно.)
И еще мне кажется, что "раннее" (или "слишком быстрое") развитие несет в себе риск слишком быстрого взросления и слишком ранней потери интереса к учебе. Хотя эта мысль у меня еще не окончательно сформулировалась :-). Поэтому я пока не готова ее обсуждать :-).
Reply
Про "арфу и ландшафтный дизайн". Вы знаете поиск новых целей и приоритетов - это правильно. Значит нет статики, есть желание поиска, движения - значит жизни. И я по большому счету за подобные поиски. И если работа в оркестре отсеется - возможно в этом будут плюсы. ЧТо толку провести годы в обучении в лучших школах искусства, к примеру, для обучения игре на арфе, если по окончании пойдешь и будешь диллером на рынке ценных бумаг ;-)) То есть попробовать что-то новое в такие пероиды, мне кажется, достойно. Безусловно, если игра на арфе - это действительно талант, в игру вступют родители. МОжет и с авторитарной силой. Единственное что хотелось бы отметить, чтобы был логический конец. Игра на арфе должна закончится сдачей экзамена, получена бумага. А дальше иди и изучай экономику, дизайн, кройку и шитье, и так далее.
"А его сверстники, которые ничем всерьез до сих пор не занимались, впервые задумываются о выборе профессии тоже именно сейчас, но им несколько проще - им не надо "бросать" занятие, которому они посвятили столько лет своей жизни, чтобы выбрать ту же бухгалтерию или ландшафтный дизайн :-)."
А вот здесь не согласна. Сверстники, которые все это время пинали ветер "вдруг" задумываться не будут. Нужны те, кто натолкнет на подобные мысли. Родители, люди заинтересованные в этом подстростке. Тот кто занимался до этого арфой в выигрыше - он умеет структуировать время, организовать себя. И вот так с налету определится - не просто. Очень. То есть надо бы вообще-то все равно чем-то заниматься, чтобы с чем-то определиться.
На счет России. Я из России не так давно ;-) Да и сестру наблюдала. Я определилась в выпускном. Сестре, кстати, труднее было. Она училасьпоследние три года (кажется) в медклассе, где было все по взрослому. Лекции, зачеты. Люди учившиеся там реально работали на поступление в медвуз. Она пахала, но поступать в медвуз - не собиралась. И не считает это потерянным временем.
Вы знаете, у меня не было в жизни серьезного занятия, которому я бы посвятила годы школьной жизни. Но я наблюдала людей, посвятивших много времени музыке, хорографии, спорту тем не менее по окончании школы занялись другим делом, и не жалеют похоже.
На мой взгляд лучше отделить "раннее развитие" и "серьеное занятие занимающее следующие 10 лет". К таким занятям можно отнести все что угодно, спорт, музыку, ходожественная школа и так далее. Все же это действительно серьезно. У кого-то это выходит на следующее развитите и становится специальностью, у кого-то нет.
Но это вообще все теория. Надо смотреть конкретных детей и родителей. У каждого свое и что работает на одном, у другого не срабатывает. Хотя мне внушено с детства - время должно быть занято, не должно быть пустого времени. Исходя из этого и мои дети тоже будут чем-то да заниматься ;-)))
Хм, мне кажется именно в подростковом возрасте должно быть именно вот это - свое занятие. Это в чем-то служит буфером во время шторма пубератного периода ;-)))
Reply
<Сверстники, которые все это время пинали ветер "вдруг" задумываться не будут.>
Ну почему же обязательно "пинали ветер" :-)? Они, может быть, занимались всем понемногу (мне кажется, что это самый гармоничный путь для ребенка) - пару лет рисовали, пару лет катались на коньках, пару лет играли на флейте, и т.д. Чем больше попробовали, тем понятнее, где искать призвание :-). А все остальное, что не понравилось, совершенно не жалко бросить, и в то же время полезные навыки все равно останутся.
<И вот так с налету определится - не просто. Очень. То есть надо бы вообще-то все равно чем-то заниматься, чтобы с чем-то определиться.>
Именно! Определиться проще тем, кто много попробовал! А тому, кто 10 лет занимался чем-то одним, трудно найти что-то другое по душе - время, в некотором смысле, "упущено" :-(.
<Она училась последние три года (кажется) в медклассе, где было все по взрослому.>
О, моя дочь asena тоже 2 года училась в медклассе, с настоящей практикой в настоящей больнице и даже :-) сертификатом медсестры после школы. И тоже не пошла в медвуз :-). Так что эта сторона жизни подростков мне знакома :-).
<На мой взгляд лучше отделить "раннее развитие" и "серьезное занятие занимающее следующие 10 лет".>
Я - пока мы тут беседовали :-) - как раз поняла, что именно меня отталкивает от идеи "раннего развития" :-). То, что оно у некоторых становится "однобоким". Т.е. если у маленького ребенка обнаруживается какой-то явно выраженный талант, то родители начинают его активно продвигать именно в эту сторону, и получается вот такое однобокое развитие - когда ребенок замечательно преуспел в чем-то одном, но совсем не попробовал ничего другого :-(. А ведь не исключено, что у него к чему-то другому еще более яркие способности могли бы проявиться - но попозже.
<Хотя мне внушено с детства - время должно быть занято, не должно быть пустого времени.>
Да, но его можно занимать пятью разными делами, чередуя их, а можно - только одним. Мне кажется, что опасно поощрять стремление заниматься только чем-то одним.
<Хм, мне кажется именно в подростковом возрасте должно быть именно вот это - свое занятие. Это в чем-то служит буфером во время шторма пубератного периода ;-)))>
О! И я о том же. У "не ранних" детей как раз к подростковому возрасту обычно уже и формируется какой-то устойчивый интерес. А "ранние дети" в этому возрасту могут уже и захотеть чего-то нового...
Reply
Reply
Leave a comment