Судебный процесс над известной правозащитницей в Пекине завершился без оглашения вердикта

Dec 30, 2011 05:24

29 декабря в Пекине состоялся судебный процесс над известной правозащитницей Ни Юйлань (倪玉兰), ставшей инвалидом в результате избиений в милиции. Заседание, продолжавшееся четыре с половиной часа, завершилось без оглашения приговора.

По словам ее дочери Дун Сюань (董璇), Ни Юйлань выглядела исхудавшей и слабой, и во время заседания лежала на кровати и пользовалась аппаратом для дыхания кислородом. "Когда я увидела мою маму на этой кровати, сердце заболело", - сказала Дун Сюань, встретившаяся с родителями в первый раз за девять месяцев.

Ни Юйлань, занимавшаяся ранее адвокатской практикой, рассказала суду о конфликтах с милицией, произошедших с 2002 года. В том году ее так сильно избили во время пребывания под стражей, что теперь она прикована к инвалидному креслу.

51-летней правозащитнице и ее мужу предъявлено обвинение в "мошенничестве" (诈骗), выразившемся в фальсификации фактов с целью присвоения имущества граждан. Помимо этого, Ни Юйлань и Дун Цзицинь (董继勤) обвиняются в "побуждении к спорам и провоцировании тревожных ситуаций" (寻衅滋事). Как говорится в обвинительном заключении, они "остановились в номере 1018 "Xin Royal Palace Hotel (御鑫宫宾馆)" в пекинском районе Сичэн, не зарегистрировавшись в отеле, и без всякой причины отказались заплатить счет на сумму 69972 юаня”.

Подозрения в "провоцировании тревожных ситуаций" озвучивались 7 апреля, когда супруги были задержаны районным отделением управления общественной безопасности Пекина. Они были формально арестованы 13 мая, а в июле, когда дело было передано из отделения милиции в прокуратуру района Сичэн, появилось дополнительное обвинение в "мошенничестве". Как говорится в обвинительном заключении, которое разместил в интернете другой ее адвокат Пэн Цзянь (彭剑), Ни Юйлань “давала ложные сведения о своем статусе адвоката и фабриковала трагические истории, как подвергалась преследованиям”, с тем чтобы вызвать сочувствие и обмануть других граждан.

Ни Юйлань и ее сторонники отвергают эти обвинения, заявляя, что ее стремятся наказать за участие в защите прав жителей Пекина, принудительно выселенных из своих домов в ходе подготовке к Олимпийским играм 2008 года. Именно из-за этой деятельности, начавшейся еще в 2001 году, чиновники и девелоперы стали преследовать ее как смертельного врага. Ни Юйлань дважды отправляли в тюрьму - в 2002 и 2008 годах. Ее пожизненно лишили адвокатской лицензии. Дом в районе Сичэн по адресу Qianzhang Alley, 19, где проживали супруги, был снесен в ноябре 2008 года, и когда Ни Юйлань вышла из тюрьмы в апреле 2010 года, они ютились в палатке.

Как заявил суду адвокат Чэн Хай, именно милиция района Сичэн заставила их поселиться в "Xin Royal Palace Hotel". Финансовый спор с администрацией отеля не имеет криминального характера и должен рассматриваться в рамках гражданского дела.

В интервью Associated Press в июне 2010 года она рассказала, каким издевательствам подвергалась под стражей, как служащие милиции избивали ее, оскорбляли и даже мочились ей на лицо. В 2002 году надзиратели били ее по ногам, пока она не лишилась возможности ходить. Когда ее во второй раз отправили в тюрьму на двухлетний срок, надзиратели отняли костыли, так что ей приходилось каждый день ползать вверх и вниз по пяти этажам и по тюремному двору.

Ни Юйлань уверена, что ей стремятся заткнуть рот, поскольку в ходе работы по защите интересов тех, кого без должных оснований выселили из своих домов, она собрала свидетельства нарушений со стороны пекинских чиновников, замешанных в прибыльные сделки с землей. "Когда они заставляли меня ползать по тюрьме, они просто пытались меня убить, чтобы таким образом заставить меня замолкнуть, - отметила она в этом интервью. - Разве это не значит, что я говорю правду?".

Пекинские чиновники продемонстрировали, что и в самом деле очень боятся огласки любых подробностей, которые могли прозвучать в суде 29 декабря. Окрестные улицы патрулировали многочисленные милиционеры в форме. Еще до начала заседания в 9.30 податели петиций, пришедшие поддержать Ни Юйлань, были разогнаны, некоторых даже доставили в подотдел милиции "Синьцзекоу" (Xinjiekou). По сведениям Human Rights in China, среди них оказался Дун Сяопин (董晓平), младший брат Дун Цзициня. Гэ Чжихуэй (葛志慧) и другие сторонники, намеревавшиеся выступить в защиту обвиняемых, вынуждены были о статься дома под надзором милиции.

Журналистов, пришедших освещать процесс, окружили и отправили в небольшой кабинет в здании через дорогу. В суд пришли около десятка представителей дипломатических миссий США, Великобритании, Германии и других европейских стран, которых служащие милиции быстро завели куда-то внутрь.

Как сообщил, выйдя из здания суда, адвокат Чэн Хай (程海), Ни Юйлань заявила суду, что не признает себя виновной. Агенты госбезопасности в штатском сразу же увели его от журналистов. По словам 27-летней дочери Ни Юйлань, не стоит питать оптимизма по поводу ожидаемого вердикта, так как родители несколько месяцев были лишены свиданий, а сам процесс начался под таким надзором агентов госбезопасности и обычной милиции. "Это явно не нормальный судебный процесс, - подчеркивает Дун Сюань. - По-моему, очень высок риск, что ее осудят [на тюремный срок]".

За последнюю неделю это уже третий подобный процесс, поскольку чиновники материкового Китая наивно полагают, что во время рождественских каникул в западных странах публику не очень интересуют проблемы прав человека. На днях давние активисты демократического движения Чэнь Вэй (陳衛) и Чэнь Си (陳西) были приговорены к 9 и 10 годам тюрьмы соответственно.

Дело Ни Юйлань привлекло широкое международное внимание. 11 февраля посол США в Китае Джон Хантсман навещал Ни Юйлань в ее временном жилище.

22 декабря министерство иностранных дел Нидерландов сообщило, что по решению независимого жюри Ни Юйлань удостоена премии Human Rights Defenders Tulip за 2011 год. Хотя ежегодная премия "Тюльпан" присуждается лицам, сделавшим чрезвычайный вклад в защиту и продвижение прав человека, 10 декабря, когда отмечается Международный день прав человека, объявление о награде было отложено в интересах безопасности Ни Юйлань, так как о ней еще не было информации.

суд, права человека, Пекин

Previous post Next post
Up