ООН выразила обеспокоенность по поводу жестоких приговоров в отношении материковых правозащитников

Dec 27, 2011 07:52

Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй осудила жестокие приговоры, вынесенные в последние дни в отношении демократических активистов материкового Китая - 45-летнего Чэнь Си (陈西) и 42-летнего Чэнь Вэя (陈卫). Эти приговоры, последовавшие за постановлением по делу адвоката Гао Чжишэна в середине декабря, представляют серьезный шаг назад в процессе защиты и соблюдения прав человека в Китае, отметила Нави Пиллэй. Явная эскалация кампании расправ, нацеленной против активистов правозащитного движения, вызывает тревогу, отмечается в заявлении, опубликованном 26 декабря в Женеве.

Чэнь Си приговорен 26 декабря в провинции Гуйчжоу к 10 годам тюремного заключения и трем годам лишения политических прав по обвинению в “подстрекательстве к свержению государственной власти”. 23 декабря по такому же обвинению был осужден на 9-летний срок Чэнь Вэй (陳衛) в провинции Сычуань.

Как сообщила прессе супруга Чэнь Си, обвинительное заключение, представленное в ходе процесса в суде средней ступени города Гуян, продолжавшегося с 9 утра до 12.30, основывалось на публикации 36 статей на заграничных сайтах. “Адвокаты Сунь Гуанцюань (孙光全) и Бай Минь (白敏) настаивали на его невиновности”, - рассказала Чжан Цюньсюань (张群选) правозащитной организации Human Rights in China (HRIC).

Чэнь Си заявил в суде, что считает свою работу справедливой и достойной уважения, отметив, что все его деяния осуществлялись открыто. “С тех пор, как в 2005 году я вышел на свободу из тюрьмы, агенты госбезопасности связывались со мной еженедельно. Они знали обо всем, что я делал, и все могло быть выложено на стол. Так почему правоохранительные [органы] не указывали на то, что я совершаю преступление?”, - приводит его слова супруга. Когда председательствующий судья разрешил Чэнь Си выступить с последним словом, он сказал, что является законопослушным лицом, с уважением относится к решению суда и не станет подавать апелляцию.

“Мы обратились с последней просьбой предоставить свидание с Чэнь Си, но председательствующий судья отказал нам. Они просто не имеют сердца. Обвинение выдернуло его фразы из контекста, на самом деле Чэнь Си призывал к демократии и [соблюдению] прав человека. В этом пожелании и состоит все его преступление!”, - заключила Чжан Цюньсюань.

“Судья сказал, что это крупное преступление, оказавшее пагубное влияние на общество, и что он является неоднократным нарушителем”, - отметила Чжан Цюньсюань в интервью Reuters. “Если правительство хочет демократии и прогресса, необходимо, чтобы люди высказывали свои негативные мнения, - подчеркнула она, обращаясь к властям. - Как он может вас свергнуть? У него, что, есть армия? У него есть милиция? У него суды? С помощью листа бумаги и ручки - этим он вас свергнет? Вы что, настолько непрочны?”.

Для Чэнь Си это уже третье тюремное заключение. В период демократического движения 1989 года бывший солдат и заводской рабочий получил трехлетний срок за создание “Федерации патриотических и демократических сил”. После освобождения он вернулся к работе в поддержку демократических реформ и участвовал в правозащитной деятельности. В марте 1996 года его осудили на 10 лет тюрьмы - за организацию отделения Китайской демократической партии в Гуйчжоу, а также за попытки добиться пересмотра карательной операции 1989 года. Как сообщалось, тюремные власти постоянно подстрекали других заключенных жестоко избивать “политического”.

После освобождения из тюрьмы в 2005 году Чэнь Си совместно с другими гражданскими активистами в Гуйчжоу основал ‘первый международный симпозиум по правам человека’, встречи которого проводились каждый год. Опираясь на результаты этих встреч, они создали ‘Гуйчжоуский правозащитный семинар’, в рамках которого еженедельно проходили занятия по обсуждению и изучению насущных проблем в сфере прав человека. В преддверии Международного дня прав человека в 2011 году местные чиновники запретили этот семинар, объявив его "незаконной организацией".

Чэнь Си был задержан в конце ноября после того, как провел неделю за решеткой за активную деятельность в поддержку независимых кандидатов, добивавшихся победы на выборах членов всекитайского собрания народных представителей, добавила Чжан Цюньсюань. Пекин считает удобным использовать сравнительно тихий рождественский период для подобных процессов, чтобы избежать международного внимания и порицания в дипломатических контактах, констатирует эксперт по Китаю Никола Бекелин из правозащитной организации Human Rights Watch.

На днях был отправлен в тюрьму на три года 47-летний правозащитник Гао Чжишэн (高智晟), осужденный 22 декабря 2006 года за подстрекательство к свержению государственной власти на 3-летний срок заключения с пятилетней отсрочкой. Хотя он и до этого содержался в условиях ‘черной тюрьмы’, 16 декабря суд средней ступени №1 в Пекине формально отменил прежнее постановление, заявив, что Гао Чжишэн, прописанный в городе Урумчи Синьцзян-Уйгурского автономного района, “в ряде случаев нарушал условия, предусматривающие пребывание на свободе”.

Поскольку зарубежная общественность неоднократно требовала от Пекина предоставить информацию о местонахождении Гао Чжишэна, новое решение суда вызвало серьезную тревогу за его судьбу.

"В течение последних 20 месяцев Гао подвергался строгим надзорным мерам со стороны управления общественной безопасности, как представляется, в форме домашнего ареста в неизвестном месте, - отметил спикер верховного комиссара ООН по правам человека Руперт Колвилл (Rupert Colville). - Это дело является отражением тенденции секретных задержаний и исчезновений защитников прав человека, по поводу которой уже несколько раз за последние годы критически высказывались верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй и другие органы ООН, занимающиеся вопросами прав человека".

Руперт Колвилл подчеркнул, что в официальных ответах из Пекина в связи с запросами ООН “ни разу не упоминалось, что он нарушает правила отсрочки приговора”, и потому выглядит еще более подозрительным, почему именно тогда, когда отсрочка подходила к концу, суд вдруг решил ввести приговор в силу.

Верховный представитель Евросоюза по вопросам иностранных дел и политики безопасности Кэтрин Эштон обратилась к властям материкового Китая с призывом освободить его и обнародовать сведения о его состоянии и местонахождении. В ответ на очередной пресс-конференции 23 декабря официальный представитель министерства иностранных дел Лю Вэйминь смог сказать только, что “никакая страна не вправе вмешиваться во внутренние дела и правовой суверенитет Китая”. Он повторил расхожий штамп, что “европейская сторона должна исходить из общих интересов китайско-европейских отношекний и внести свой вклад в развитие взаимного доверия и сотрудничества”. Пекин опубликовал информацию о его деле, добавил Лю Вэйминь.

Обычно такие бессодержательные ответы показывают, что внешнедипломатическое ведомство не располагает какими-либо сведениями, кроме сводки Синьхуа. Очевидно, что органы внутренней госбезопасности намерены и далее скрывать информацию, касающуюся здоровья правозащитника, который в свое время подвергался жестоким пыткам.

Отправляя активистов демократического движения в тюрьму, власти материкового Китая “не дадут ответа на углубляющиеся социальные конфликты, а только усилят их”, отмечает исполнительный директор HRIC Шэрон Хом (Sharon Hom). “Серия суровых приговоров, вынесенных по делам демократических активистов, должна дать международному сообществу сигнал: Китай находится на критическом распутье и эти активисты нуждаются в эффективной и срочной поддержке”, - подчеркнула она.

Чэнь Си, руководитель правозащитного семинара в Гуйчжоу, осужден на 10 лет тюрьмы

Международный комитет начал кампанию за освобождение лауреата Нобелевской премии мира Лю Сяобо
Ветеран демократического движения в провинции Сычуань приговорен к 10 годам тюремного заключения

права человека, приговор, Китай

Previous post Next post
Up