Гражданский активист Хуан Ци (黄琦), выступавший в защиту прав родителей, чьи дети погибли во время землетрясения в провинции Сычуань в мае 2008 года, приговорен за "незаконное владение государственными секретами" к 3 годам тюрьмы. Такой вердикт был объявлен утром 23 ноября в ходе 10-минутного заседания суда района Wuhou города Чэнду, состоявшегося через три месяца после закрытого процесса 5 августа.
Хуан Ци, основатель правозащитного центра Tianwang (
www.64tianwang.com), был задержан властями 10 июня 2008 года в связи с участием в деятельности, направленной на публикацию сведений о проблемах родителей, потерявших детей в результате разрушения непрочных школьных зданий. По официальным данным, погибшими или пропавшими без вести после майского землетрясения считаются 5335 школьников.
Он был формально арестован 18 июля 2008 года по обвинению, туманный характер которого позволяет властям применять его в самых
разных делах. Присутствовавшая на оглашении вердикта супруга активиста, Цзэн Ли (Zeng Li), отмечает, что он получил максимальный срок, предусмотренный этой статьей, но суд и прокуратура так и сообщили, о каких же секретных сведениях идет речь.
"Они так и не пояснили, в чем суть обвинения, даже в приговоре, просто сказав о неких документах, относящихся к определенному вопросу, -
сообщила она Reuters по телефону. - По-моему, это месть за его работу по землетрясению и другим делам. Суд еще даже не прислал мне копию вердикта".
По ее словам, вся правительственная информация, которую использовал муж, открыта для доступа публики. Его адвокат, Дин Сикуй (Ding Xikui), считает, что Хуан Ци обжалует приговор, тогда как по закону суд должен вручить семье и защитникам копию приговора.
Ранее Хуан Ци был приговорен к пяти годам тюрьмы за "подрывные" публикации в интернете, где рассказывалось о событиях на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, в частности, о гибели после задержания милицией 15-летнего подростка. 3 июня 2000 года он
был арестован по обвинению в "подстрекательстве к свержению правительства", но оглашение приговора оттягивали, поскольку пекинский режим не хотел осложнений на голосовании по месту проведения летней Олимпиады 2008 года. В 2003 году гражданского активиста приговорили к 5-летнему заключению в тюрьму, которое завершилось в 2005 году.
"Китайское руководство наказывает всех, кто пытается помочь жертвам Сычуаньского землетрясения, - заявил директор Amnesty International по Азиатско-Тихоокеанскому региону Сэм Зарифи (Sam Zarifi). - Хуан Ци должен считаться образцовым гражданином, приверженцем верховенства закона, но вместо этого пал жертвой туманного законодательства Китая в отношении государственной тайны". По сведениям Amnesty International, в период задержания "Хуан Ци подвергался многочасовым допросам в милиции, нередко сопровождавшимся лишением сна".
Приговор по делу Хуан Ци является очередной демонстрацией того, насколько жестко чиновники провинциального уровня преследуют активистов, занимающихся расследованием нарушений, допущенных при строительстве школьных зданий, рухнувших во время Сычуаньского землетрясения. Очевидно, что строительные компании, получавшие государственные заказы на строительство, напрямую связаны с руководством провинции, а значит, любая
деятельность, привлекающая внимание к проблеме, угрожает партийным боссам, опирающимся на коррупцию и родственные связи.
Еще один гражданский активист, Тань Цзожэнь, выступивший в феврале с призывом к сбору информации о погибших школьниках, после процесса в августе также ожидает оглашения приговора в Чэнду, столице провинции Сычуань. Примечательно, что 7 ноября, перед визитом президента США в Китай, палата представителей Конгресса
приняла резолюцию H. Res.877, в которой конгрессмены выразили поддержку двум правозащитникам за деятельность, направленную на достижение справедливости для родителей, чьи дети погибли в землетрясении 12 мая 2008 года, подчеркнув, что Хуан Ци и Тань Цзожэнь предстали перед судом по обвинениям, связанным с угрозой государственной безопасности.
Между тем в Пекине адвокат Цзян Тяньюн (江天勇), также оказывавший правовую поддержку родителям школьников,
погибших в результате Сычуаньского землетрясения, сообщил, что во время визита Обамы был более чем на 13 часов задержан милицией. Утром 19 ноября, когда он отвез дочь в школу, его забрали на допрос в подвальном помещении отделения милиции Haidian Yangfang. И вплоть до 21 часа убеждали взять на себя ответственность за нападение на милиционера, якобы произошедшее во время утреннего задержания. Цзян отказался подписать какие бы то ни было бумаги, заявив, что обратится в суд. “Я сказал этим милиционерам, что они действуют как триады, растаптывая закон, - рассказывает Цзян. - Они ответили, если хотите подать иск, можете подавать - мол, у них просто такой приказ”.
Цзян Тяньюн, известный также по
участию в защите 52-летнего тибетского религиозного наставника, получил в мае отказ на продление годовой лицензии для осуществления адвокатской деятельности. Узнав, что Обама намеревается встретиться с правозащитниками, Цзян Тяньюн, Фань Яфэн (范亚峰), Тан Цзитянь (唐吉田), Ли Жэньбин (李仁兵) и Чжан Кай (张凯) утром 18 ноября встретились в ресторане у посольства Соединенных Штатов в Пекине. Около 9.20 на их второй звонок в посольстве ответили, что “встреча готовится”, но нужно подождать до 11.30.
Но после этого Цзян Тяньюн и Фань Яфэн, эксперт по конституционному праву и член подпольной христианской общины, были на два часа увезены милиционерами в разные места на допрос. Тогда как трое оставшихся узнали в 11.30, что встреча не может состояться по “соображениям безопасности”. “Чьей безопасности - президента Обамы, или нашей?” - недоумевает Цзян. “Жаль, конечно, что мы не смогли встретиться с президентом Обамой, - продолжает он. - Но, если взглянуть на это с лучшей стороны, теперь ясно, что китайское руководство признает нас, правозащитников, как группу”.
Во время июльского визита в Россию Барак Обама встречался с оппозиционными политиками и журналистами. Отказ от подобной встречи в Китае породил, как
отмечает South China Morning Post, размышления о снижении влияния Соединенных Штатов на ситуацию с правами человека в материковом Китае.
Но, что бы там ни было с этим влиянием, режим пекинских бонз за последний год ясно продемонстрировал политическую слабость, одним из свидетельств которой как раз и является
произвол, к которому прибегают власти в регионах. Отправляя за решетку местных гражданских активистов, в том числе и по делам, связанным с очевидными жалобами, провинциальные партийные боссы вынуждают центр опираться на отчеты, которые лишь скрывают реальное положение вещей.
Из-за этого Пекин уже не в состоянии контролировать происходящее за пределами столицы и ее окрестностей, тогда как опыт советского лагеря доказывает, что главными инициаторами политического распада оказываются не диссиденты, а рвущиеся к наследственной власти партийные бонзы на местах. Кстати, Александр Лукашенко представляет собой в этом отношении лишь подтверждение общего правила.
Хуан Ци