когнитивная оснастка -- определение и оглавление Опять ещё не встречавшееся нам важное различение, откристаллизовавшееся в процессе ковки других текстов.
***
Яркая особенность онтогенеза многоглаголящих -- их недоношенность по сравнению с прочими зверями (за редкими исключениями вроде кенгуру), так что конец пренатального периода развития оказывается как бы вынесен в постнатальный.
Плюс длительное обучение обеспечивается общей сильнейшей растянутостью детства (ср. старинное, ещё со времён, кажись,
Чарльза Робертовича известное наблюдение, что взрослые многоглаголящие больше похожи на детенышей шимпанзе, чем на взрослых).
Во всяком случае приобретаемая в раннем детстве
когнитивная оснастка по силе впаянности в мозг приближается у многоглаголящих к врождённой.
Квази-врождённое -- та часть когнитивной оснастки, которая внедряется в мозг во время соответствующих критических периодов развития, т.е. периодов особой чувствительности в развитии (см. в конце записи).
Вы(м)ученное -- та часть когнитивной оснастки, которая вбита в мозг Турбулентным или, реже, приобретена собственным усилием уже во взрослом состоянии.
Пример: разница между родным языком (квази-врождённое) -- и вы(м)ученым в качестве первого иностранного уже во взрослом состоянии.
Здесь возможны
de finibus controversiae, причём некоторые забавны.
Простейший пример: лёгкий акцент, сохраняющийся у особи, для которой русский язык является родным по причине рождения и произрастания в Москве, но в семье родителей, приехавших туда уже взрослыми из одной из республик Совка.
Как хорошо известно, глубокая впаянность родного языка в мозг со всеми его гуморальными центрами делает полезной (среди прочего, для пущей объективности научного анализа) терминологию со словоформами, укоренёнными в чужих языках вроде
старомонгольского или
древнекитайского.
***
Вероятно, по разряду квази-врождённого следует обычно проводить
протоценности.
Во всяком случае связка концептов -- квази-врождённое и протоценности -- будет полезна в
приматологических деконструкциях.
***
Upd 2014-09-15 Пример "бывший советский уголовник VS американский пенсионер" в конце записи
что производят тюрьмы.
Upd 2017-01-28
Пример боевых чучелок. ***
Upd 2018-02-17
Ниже приводится удачный краткий текст о критических периодах развития.
Источник:
http://scorcher.ru/axiomatics/axiom_show.php?id=188, дата копирования: 2018-02-17.
Стоит заметить, что сей феномен психического развития является производным от соответствующих явлений на более низких уровнях (ср. критические периоды, изучаемые в
гистологии и эмбриологии).
Критические периоды развития
Использовано в предметной области:
Системная нейрофизиология (nan)
раздел: Развитие психических функций (nan)
В развитии психики ребенка выделяется ряд возрастных периодов с характерными особенностями формирования восприятия и мышления, других высших психических функций (ВПФ), а также свойственной для каждого из них сенситивностью, специфической восприимчивостью для развития определенных ВПФ, наиболее ярко проявляющейся в развитии речевых функций (сенситивные периоды). Выделяются также критические периоды, или кризисы развития (Л.С.Выготский [4]), через смену которых происходит возрастное развитие психики, подчеркивающие его неравномерность. При этом переход от одного периода к другому может проявляться в виде резкого изменения, "скачка" развития (А.Коссаковский [5]). Физиологически критический период характеризуется "преобразованием одного доминантного состояния, свойственного предыдущему возрастному периоду, в существенно новое доминантное состояние, требующееся в последующем возрастном периоде" (И.А.Аршавский [6]). Критичность развития ВПФ, приуроченного к определенному периоду, проявляется в необратимом, как принято считать, угасании возможностей эффективного развития соответствующих способностей после перехода возрастных границ данного периода (Я.Л.Коломинский [7]). В этой связи понятия сенситивных и критических периодов во многом близки и нередко объединяются (И.С.Кон, 1979 [8]).
Известно, что неравномерность психического развития является его неотъемлемым, внутренне ему присущим свойством (Б.Г.Ананьев [9]).
[1] К.Г.Юнг. Психологические типы.- М.: Прогресс-Универс, 1995- 718 с.
[2] Ж.Пиаже. Как дети образуют математические понятия. - Вопросы психологии, 1966, N 4.- С. 121-126.
[3] Ж.Пиаже. Теория Пиаже. - В кн.: История зарубежной психологии. Тексты / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. - М.: Изд. МГУ, 1986 344 с. - С. 232-292
[4] Л.С.Выготский. Проблема возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии, 1972, N 2.
[5] А.Коссаковский. Психическое развитие личности в онтогенезе. - В кн.: Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. - М.: Наука, 1989 - 183 с. - С. 37-67
[6] И.А.Аршавский. Основы возрастной периодизации. - В кн.: Возрастная физиология. Л.: Наука, 1975 - С. 60
[7] Я.Л.Коломинский. Человек: психология.- М.: Просвещение,1986 - 223 с.
[8] И.С.Кон. Психология юношеского возраста-М.:Просвещение,1979 - 175 с.
[9] Б.Г.Ананьев. Человек как предмет познания.- Л.:Изд. ЛГУ,1968- 338 с.