[тезаурус] хундуй + три теоремы о хундуях

Sep 10, 2011 21:21

Понадобился нейтральный научный термин для обозначения вот какого среди партиципантов науки постоянно наблюдаемого феномена:

Возле сильной позиции неизбежно появляется нормальный ученый (или даже сразу несколько, в зависимости от силы позиции), трезво рассудивший, что раз, мол, сам не могу совершить в Науке настоящий бДЫЩ! так хоть послужу Ей, отдав себя в распоряжение какому-нибудь подходящему авторитету в сильной позиции.

Такая служба весьма востребована в иерархически организованных наукоценозах вроде РАН, где продвигающаяся по веточкам наверх особь приобретает столько силы и, соответственно, административной власти, что смертному справиться нет никакой возможности.

Проблема в том, что слово "помощник" имеет слишком размытое значение, чтобы быть пригодным для такого специфичного употребления, а все синонимы в разговорных языках имеют уничижительный оттенок: ведь зависть среди высших приматов еще никто не отменял.

Но объективная наука требует объективности терминов.
Ведь вовсе не обязательно такой помощник тупо стремится к карьере через сервильность.
Нельзя исключать возможность, что партиципант совершенно искренне отдает себя в служение Науке таким способом за неимением лучшего. А если и обломится ему за это какое-нибудь академическое продвижение, так от этого он сможет быть только ещё полезней, no?

***

Выход нашелся в старомонгольском, где есть слово "хундуй", которое обозначает некий низкий чиновничий ранг в иерархии старой китайской администрации. Вот его-то мы и выберем:

1) Объективность термина обеспечивается тем, что старомонгольский слишком далек от современного русского (не считая нескольких заимствований времен Ига вроде "лошадь" и т.п.), так что это слово не может иметь никаких сбивающих с объективности конкретных ассоциаций.

2) Это слово (в отличие от других китайских слов) имеет удобную фонетическую структуру, что облегчает и запоминание.

Итак:

Хундуй -- это партиципант науки, отдавшийся в помощь авторитету в сильной позиции и пользующийся значительным -- часто административным -- доверием последнего.
Замечание 1. Понятие хундуя относится к долгосрочным, стратегическим отношениям среди приматов.

Замечание 2. Хундуй -- это именно партиципант науки (или, как иногда говорят, ученый). Секретари и референты понятием хундуя не охватываются -- достаточно самих синонимов "секретарь" и "референт".

Замечание 3 (добавлено 2012-03-29). Понятие хундуя -- чисто научное и, подчеркнём ещё раз, не предполагает никаких оценок -- и пересекается со всем спектром от любимых крысков (приматол.) и наглых холуёв (приматол.) до рабочих лошадков (приматол.) и верных собачков (приматол.).

Впрочем, в позиции сильного градиента силы, в которой пребывает хундуй, картина мира претерпевает определённые искажения в соответствии с принципами стайного поведения ( sacrificium intellectus в пользу зеркаления альфы и т.п.),
что со временем -- по мере всё более крепкого ассоциирования хундуя со своим альфой -- объективно приводит к расхождению собственного мнения о себе хундуя и той реальной роли, которую он играет в интригах своего альфы.

(Это можно было бы пустить в виде ещё одной приматологической теоремы, но ... не сейчас.)

***

Опережая события отметим структурную закономерность:

Хундуй обычно является членом капсида в хойросе, возглавляемом соответствующей сильной позицией (о хойросах и капсидах см. специальную запись).

***

Примеров полно. Взять любого ближайшего авторитета достаточно большой силы -- и возле него как двумя пальцами за ухом почесать найдется хундуй, а то и парочка.

Вот мы вспоминали Пугалка (очень яркий пример многих явлений в научном сообществе). У него есть как минимум один конкретный хундуй -- М.В.Либанов, цитировавшийся здесь), а сам он был конкретным хундуём у пресловутого Обезъянка.

У последнего же названного субъекта был хундуём и академик и директор эластичный Витя, которого мы еще поздравляли. В свою очередь и у Виктора Анатольевича есть ярко выраженный хундуй -- д.ф.м.н. Крыско, пропихнутый Виктором Анатольевичем в разные административные позиции.

Хундуев можно обнаружить возле почти любого академика и многих членкоров (Логунов, Липатов, Фаддеев...).

Читатель, проникшийся приматологическим взглядом на науку, получит удовольствие, поискав вокруг себя примеры.

***

Однако теоремы здесь отнюдь нет: например, мы затрудняемся указать выраженного хундуя в окрестности академика В.М.Лобашева, сороковины которого как настоящие физики, так и, разумеется, мимикриасты будут отмечать завтра.

Внимательный приматолог науки подметит здесь еще одну аномалию: необычно большой срок между избранием в членкоры (1970) и в действительные члены (2003).
Поскольку явление хундуёв тесно связано с аспектами силы и иерархии, то вряд ли две этих аномалии скоррелировались случайно.

Надо думать, что отсутствие или наличие хундуя сообщает нечто о самом авторитете в позиции силы.
Но что именно? Любопытная задачка для приматологии науки.
В качестве рабочей гипотезы (поддержанной наблюдениями базовых психокогнитивных процессов у высших приматов) предположим, что вероятность наличия хундуя повышается, если сам авторитет -- (бывший) хундуй.

***

Наблюдений достаточно, чтобы сделать пару выводов. Сформулируем их в виде приматологических теорем:

Первая приматологическая теорема о хундуях. Возле каждой достаточно сильной позиции с весьма высокой вероятностью обнаруживается по крайней мере один хундуй.
(По-простому: вблизи сильной позиции хундуи прут как грибы сквозь асфальт.)

Вторая приматологическая теорема о хундуях. С вероятностью больше нуля хундуи образуют цепочки, т.к. вероятность наличия хундуя у сильной позиции приближается к единице, если авторитет в сильной позиции -- сам (бывший) хундуй.
Можно даже говорить о морфизме хойросов, связанных отношением наследования, в соответствующие цепочки хундуёв.
Однако следует проявлять острожность при употреблении математических терминов в приматологии, так как отношения в сообществах приматов могут "плыть".

***

Каждый хундуй уникален в силу уникальности сочетания онто- и филогенетических факторов в развитии приматов. Это банальность.

Небанально то, что проявления этой индивидуальности усиливаются мощным градиентом силы, имеющим место в непосредственной близости сильной позиции.
Поэтому хундуи являются весьма интересными пробными телами.

Но одно общее у них есть:

Третья приматологическая теорема о хундуях. Настоящий хундуй -- это всегда не более чем нормальный ученый.
Исключений здесь быть не может в силу структуры мотиваций и интеллекта высших приматов (следует учесть Замечание 1).
Разгадку интеллекта высших приматов мы планируем дать позже, тогда и теорема станет яснее.

Но одно применение теоремы очевидно: если обнаруживается, что ученый -- чей-то хундуй, то следует критически взглянуть на науку, которую он "делает", и в случае чего поискать признаки мимикрии, плагиата и т.п.

***

Методологический PS выделен в отдельную запись.

Upd 2015-12-13: не следует путать хундуя с холуём, это понятия существенно разные.

голотип, хойрос, лобашев_вм, хундуй, тезаурус, стая

Up