Концертные хроники: январь - июнь 1984. Обновленное.

Dec 02, 2011 01:41

Продолжение №5

Предыдущие публикации:
Начало (1979-1981).
Продолжение №1 (январь - май 1982).
Продолжение №2 (июль - ноябрь 1982).
Продолжение №3 (январь - июнь 1983).
Продолжение №4 (август - декабрь 1983).

Как уже упоминалось, я обнаружил в архивах собственную записную книжку за 1984-1987 гг., благодаря которой смог восстановить - надеюсь, полностью - свои концертные хроники за 1984 год.

Поэтому я восстанавливаю свои рок-воспоминания-1984 в полном объеме. Старый пост о них будет стерт завтра, после опубликования последних частей моих концертных мемуаров за июль-сентябрь и октябрь-декабрь 1984 года.

Итак, оказалось - согласно записной книжке - что в том году я сходил на концерты отечественных исполнителей 48 раз - этот рекорд так и остался, и останется непобитым…

1 (67). «Автограф» (13 января 1984 г., ДК МИИТ)
Чрезвычайно радостный, хотя и ординарный концерт группы - для меня-то он был радостным потому, что именно в этот день я сдал, и даже на «хор.» тяжелейший экзамен «по войне» (на самом деле - по ненавидимой мной схемотехнике). Александр Ситковецкий утверждает, что именно на этот концерт приходил его преподаватель из Гнесинского училища (где А.С. тогда обучался), и увидев и услышав, как играет Маэстро, выдал ему диплом без экзамена.
Именно после этого концерта я поставил собственный рекорд по продолжительности сна: 22 + 16 часов с двухчасовым перерывом. Но концерт здесь ни при чём: всё дело в том самом экзамене и самоподготовке к нему, а также в пошатнувшемся в том январе здоровье.

2 (68). «Самоцветы» (24 января 1984 г., ДК «Зеленоград»)
Пометка в записной книжке-1984 гласит «Отстой!» Справедливо: я поперся на этот концерт сомнительных ВИА-суперзвезд, дабы посмотреть, как вписался в их состав клавишник и вокалист Сергей Сарычев («Круиз» и «Альфа»), о каковом событии было незадолго до того объявлено в «Звуковой дорожке» «Московского комсомольца». Никакого Сарычева в «Самоцветах» уже не было - состав сменился в очередной раз, зато в программе имелось сочинение Сергея «Стоп, мистер Рейган» - интродукция коего была передрана один в один с интродукции же к «Tom Sawyer» (1981) Rush. По примеру «Диалога» в рамках светового шоу показывались жидкие слайды - но такого качества, что от стыда хотелось спрятаться под кресло. Играли эти профессионалы еле-еле, крайне несобранно и расхристано - даже ритм-секция звучала очень жидко. Как, не вылезая с гастролей, можно было играть и петь столь безэнергетично - для меня загадка и по сей день. Публика, впрочем, была довольна: на концерте наблюдался аншлаг или около того.

3 (69). Radar (2 февраля 1984 г., ЦДТ)
4 (70). Radar (9 февраля 1984 г., ЦДТ)
На концерт отправились, ибо решили ходить на всё одновременно эстонское и серьёзное. В серьёзности Radar (который некогда был известен отечественным слушателям как аккомпанирующий состав Яака Йоалы) убедились мигом - инструментальный квинтет при двух клавишниках оказался даже лучше рассказов о нем: холодновато и виртуозно эстонские парни играли как авторский навороченный фьюжн, явно инспирированный творчеством Билли Кобэма, Эла ди Меолы и Джорджа Дьюка 70-х, так и кавер-версии американских монстров фьюжна и джаз-рока. Несмотря на то, что формальным руководителем коллектива считался клавишник Сергей Педерсен, истинным лидером Radar был барабанщик-виртуоз Паап Кылар, чьим кумиром, похоже, был тот же Билли Кобэм - на двухбочковом серебряном Ludwig Паап творил чудеса. Гитарист Невил Блумберг, бас-гитарист (на безладовом басу) Рауль Вайгла и второй клавишник Ааре Пыдер также не разочаровывали. Словом, всё замечательно!
Концерт 9 февраля записывали на катушку, и это был тот самый случай, когда бутлегу не надо придумывать название: и так всё понятно - Radar «Концерт в день смерти Андропова» ©diskobol

5 (71). «Диалог» (16 февраля 1984 г., место проведения не помню)
Да и сам концерт не помню - очень удивился, обнаружив запись о нем в старой записной книжке.

6 (72). «Автограф» (3 марта 1984 г., ДК «Зеленоград»)
7 (73) и 8 (74). «Автограф» (4 марта 1984 г., ДК «Зеленоград»)
Ну как же можно было пропустить концерты «Автографа» в родном городе! На концертах, кстати, наблюдался аншлаг, но мы не отказали себе в удовольствии сходить на три концерта за два дня. Зеленоградская публика принимала «Автограф» отлично, хотя и чуть-чуть испуганно. Вечерний концерт 3 марта был записан на катушку (вновь спасибо Александру Посвянскому), каковая до сих пор хранится дома в шкафу. Трек-лист: «Истина» / «Мода» / «В мастерской» / Парафраз на тему Г. Свиридова из музыки к к/ф «Время, вперед!» / «Реквием памяти Джона Леннона» / «Марсианские хроники: Часть I - Начало экспедиции» / «Размышления» / «Длинная дистанция» / «Ирландия. Ольстер» / «Старинная баллада» / «Электронные часы» / «Корабль».

9 (75). «Диалог» / «Арсенал» (16 марта 1984 г., УСЗ «Дружба»)
11 (77). «Диалог» / «Арсенал» (22 марта 1984 г., УСЗ «Дружба»)
Я эти концерты совершенно вспомнить не могу и просто теряюсь в догадках - что это такое было, и какая у концертов вообще была программа? Ясно только, что это не была «брейк-дэнсовая» программа «Арсенала» - уж если в родном МИЭТе в апреле-мае 1986-го брейк-дэнс иначе как «фашистским танцем брейк-дэнс» не называли, то какие уж могли быть брейк-дэнсы на заре правления тов. К.У. Черненко?

10 (76). «Диалог» (20 марта 1984 г., киноконцертный зал «Звездный»)
Аналогично предыдущему пункту: концерт вспомнить совершенно не могу!

12 (78). «Квадро» (21 апреля 1984, ДК им. Ленина)
«Антипасхальный» (т.е. накануне Пасхи) концерт «группы комсомольского фьюжна» (©diskobol), происходивший в помещении, где в 90-е находился якобы модный тогда клуб «Пилот». Запомнилось, что публика была в основном беспробудно пьяна (ну как же - накануне Пасхи), пол в зале шатался и скрипел под ногами, но концерт весьма понравился, невзирая на некоторую поверхностность материала «Квадро» (см. п. 26). А наутро (в 9.00 утра, если что) наш факультетский поток погнали на субботник по уборке Зеленограда от мусора! Поспать не дали, свиньи!

13 (79). «Диалог» (4 мая 1984 г., Linna Hall, Таллинн)
14 (80). «Диалог» (5 мая 1984 г., Linna Hall, Таллинн)
Ничего особенного - рванули на два дня в Таллинн, и там, чтобы вечера не пропадали, сходили дважды на удачно подвернувшиеся концерты. Полагаю - не надо лишний раз упоминать, что на аппаратуре и при свете, имевшихся в Linna Hall, «Диалог» звучал и смотрелся бесподобно, даже с нововолновой песенной программой (во втором отделении; в первом игралась сюита «Раздели со мной») - именно там я впервые услышал песню «Просто».

15 (81). «Рубины» / «Гулливер» (19 мая 1984 г., ДК МИЭТ)
Концерт на Дне факультета МП и ТК обладал изрядно стремной аурой - ну как же, рок-концерт! Само звучание этого определения весной-1984 представлялось сильно пугающим! Напрасно: обе группы играли очень академично, если это определение справедливо для самодеятельных составов.
«Рубины» были новой на тот момент инкарнацией легендарной группы гитариста Владимира Рацкевича «Рубиновая атака» - к названию «Рубины» коллектив перешел в силу обращения в якобы нововолновую веру, что выражалось в использовании какого-то примитивного ритм-блока вместо барабанов. Звучала группа не очень-то убедительно, а единственный запомнившийся мне фрагмент программы - очень хорошо спетая басистом Сергеем Ляшенко кавер-версия «You Really Got Me» The Kinks.
На фоне эдакого унылого разогрева «Гулливер» блеснул, и весьма - обойдясь при этом безо всякого сценического света. В антракте между выступлениями групп поющий басист Сергей Галанин (да-да, тот самый) «ходил в народ» (в зал) и эдак запросто общался с публикой. Барышни млели, а юноши слушали Сергея внимательно - как-никак, альбом «Пластилин» был в тот момент достаточно популярен. Само же выступление было мощным и с правильно лаконичным звуком - по-хорошему, «Гулливер» был на тот момент совершенно профессиональным составом, которому и стадионы были бы подвластны. Но куда там: вскоре даже в этой группе борцы за «рок-духовность» и их кураторы из КГБ усмотрели «пошлость» и «капитулянство перед империализмом» - последнее на примере собственно песни «Гулливер». Кстати, идейно невыдержанные тексты группе писал Александр Елин a_yellin.

16 (82). Юрий Антонов и группа «Аэробус» (3 июня 1984 г., Театр Эстрады)
На этот концерт я попал благодаря существовавшему на тот момент блату по доставанию дефицитных билетов «по брони» через некоего замминистра культуры РСФСР по театральной линии, с женой которого была знакома моя мать. Особого желания идти слушать Кумира не было - мой интерес подогревался только обнародованным в «Московском комсомольце» составом «Аэробуса» - если я ничего не путаю, там были заявлены трое музыкантов «Аракса», а именно клавишник Сергей Рудницкий, гитарист Вадим Голутвин и не нуждающийся в представлении Евгений Маргулис. Концерт запомнился в основном тем, что публика стреляла на него билеты прямо от метро «Библиотека им. Ленина» - на набережной у театра вообще творился сильно нездоровый ажиотаж с нескромными женскими истериками. Ввиду изрядно жаркой погоды условия в зале были более чем экстремальными, но вряд ли именно поэтому группа играла откровенно вяло. Во-первых, никого из обещанных музыкантов в группе не было (или был-таки Голутвин - поправьте, кто помнит!), а во-вторых, похоже, музыканты, включая Кумира, вовсе не хотели повышать роли бисера в животноводстве. Женская часть аудитории натурально визжала весь концерт и несла Кумиру цветы охапками - из них под конец концерта на сцене получился изрядный стог, который оказался увенчан несколькими коробками конфет и плюшевыми медведями. Кому что, но после концертов «Автографа» данное мероприятие не покатило в первую очередь за счет невеликой энергетики. А всю последующую неделю после концерта я пытался написать на него рецензию - рукописные листки до сих пор валяются в архиве. Не получилось!

17 (83). «Круиз» (18 июня 1984 г., Дворец спорта «Лужники»)
18 (84). «Круиз» (19 июня 1984 г., Дворец спорта «Лужники»)
Это были выступления из той самой серия концертов, на которой в Москве выступил «почти классический» на тот день состав «Круиза» - Гаина / Сарычев / Монин / Кирницкий плюс барабанщик Николай Чунусов (экс-«Аракс»), и после которой «Круиз» был расформирован приказом Министерства культуры РСФСР с формулировкой «экстремизм и фашизм». Донос исходил от худрука «Голубых гитар» Игоря Гранова - «Круиз» не уступили место хедлайнера в этих программах его коллективу. Концерты были отличными, если оценивать их с точки зрения требований к утяжеленному поп-року, но куда больше запомнилось другое: как по окончании последнего из этих концертов, то есть 19 июня, Матвей Аничкин выходил к немногочисленной толпе поклонников у служебного входа и чуть со слезами на глазах объяснял: «Круиза» больше не будет… Задушил нас совок.» Ну а на лица выходящих из здания музыкантов группы было лучше не смотреть.

19 (85). «Квадро» (21 июня 1984 г., какой-то летний театр в каком-то парке г. Москвы)
Кроме факта проведения концерта среди зелени и пыли, не помню о нем ничего.

20 (86). «Рубины» / «Мистерия-Буфф» / «Гулливер» (24 июня 1984 г., ЦПКИО им. Горького)
Концерт, как видите, в День молодежи - кто уж меня туда позвал, я не помню. Но концерт был стремен - за кулисами, где находился и я (с чьей помощью?) имелся непрерывный мандраж по случаю якобы уже приближающихся к площадке то ли КГБшников, то ли еще кого. «Рубины» вновь были скучны, «Гулливер» как хедлайнер снова блеснул, а особенно запомнилась «Мистерия-Буфф», исполнявшая цеппелинообразный хард-рок на стихи Владимира Маяковского, тем более что Борис Носачев в красном пиджаке (по тем-то временам) умело сочетал гитарные и вокальные таланты, оставаясь при этом толковым шоуменом. Но что-то плохо я этот концерт помню…

Далее:
Продолжение №6 (июль - сентябрь 1984).
Окончание (октябрь - декабрь 1984).
Концерты иностранных артистов (осень 1981 - апрель 1987).

лично я, мемуаразм

Previous post Next post
Up