Концертные хроники: октябрь - декабрь 1984. Обновленное.

Dec 02, 2011 18:32

Окончание

Предыдущие публикации:
Начало (1979-1981).
Продолжение №1 (январь - май 1982).
Продолжение №2 (июль - ноябрь 1982).
Продолжение №3 (январь - июнь 1983).
Продолжение №4 (август - декабрь 1983).
Продолжение №5 (январь - июнь 1984).
Продолжение №6 (июль - сентябрь 1984).

Многия, многия концерты посетил я в 1984-м историческом, и оттого у меня образуется еще одна часть мемуаров.

37 (103). «Веселые ребята» («номер в программе», 10 октября 1984 г., Дворец спорта «Лужники»)
С небезызвестным Александром Мамедовым поперлись на этот концерт с черного хода всё на тот же самый «Глобус», но придя туда, обнаружили, что компетентные товарищи сняли «Глобус» из программы. Пришлось пить водку с Парфенюком, да смотреть номер (песен из пяти, что ли) «Веселых ребят», которые тогда работали квинтетом (Алексей Глызин, Александр Буйнов, Игорь Гатауллин, Сергей Рыжов и Юрий Китаев) и впервые выкатывали на публику хит «Бродячие артисты». Несмотря на описанные обстоятельства, выступление «Веселых ребят» понравилось.

38 (104). «Диалог» (1 ноября 1984 г., УСЗ «Дружба»)
39 (105). «Диалог» (4 ноября 1984 г., УСЗ «Дружба»)
40 (106). «Диалог» (8 ноября 1984 г., УСЗ «Дружба»)
Концерты со стандартной программой (в первом отделении - «Раздели со мной»), довольно унылые от ощущения полной безысходности - мол, «наше дело проиграно». Еще бы: после первого концерта, на коем я присутствовал, за кулисы проникла злобная тётка, оказавшаяся, конечно же, учительницей, приведшей на концерт своих учеников (за каким фигом?). Тётка кипела, как разум возмущенный - как это музыканты группы смели во время исполнения песни «Пусть никогда не умирают дети» улыбаться?! Они ж поют о серьезным вещах!! Это же Антисоветский Заговор™!!! Тётку пытался утешать даже К.А. Брейтбург лично, но она удалилась, злобно шипя о «бумаге в филармонию и Министерство культуры». Подозреваю, что донос был ею написан…

41 (107). Алла Пугачева и группа «Рецитал» (11 ноября 1984 г., СК «Олимпийский»)
Исследовательское хождение на концерт Звезды™ с тем самым уроженцем Бангладеш по имени Вахид, каковой в то время являлся аспирантом у моего покойного ныне отца. Огромное ему спасибо - именно Вахид в январе 1983-го привез мне из Лондона (где обитали его братья-сестры) исключительное по тем временам богатство, а именно мощную энциклопедию «The Illustrated Encyclopedia Of Rock» Ника Логана и Боба Вуффиндена, благодаря которой я, кстати, выучил назад подзабытый в МИЭТе нормальный (а не «технический»!) английский язык.
Сидели на концерте в какой-то жопе мира при полном аншлаге - в предпоследнем, что ли, верхнем ярусе где-то очень слева от сцены. На сцене же происходил второй - и, если память мне не изменяет, последний - московский показ программы «Пришла и говорю» в двух отделениях. У нас с собой было стараниями Вахида две бутылки коньяка (0.5 и 0.25) и шоколадки на закуску, так что запредельная тоскливость действа с красавщем-мужчиной Игорем Николаевым в роли одного из трех (!) клавишников группы «Рецитал», бессмысленно-надрывной кавер-версией «Автографа» «Истина» где-то посередине программы и танцевальным трио «Экспрессия» при наличии молодого и даже вряд ли голубого Бори Моисеева и двух прибалтийских барышень ортопедической комплекции была скрашена - да так, что Вахид еще до антракта уснул. Я не стал бросать приятеля, стоически высидев программу до конца - и не зря. Во-первых, я ознакомился с тем, как мерзко звучит чудо чудное - когда группа играет вживую, а вокалист(ка) пользуется на 100% фанерой. Во-вторых, я был сражен наповал зашкаливающим ЧСВ Звезды™ - под конец концерта она объезжала на электромобиле с шофером периметр трибун, собирая неслабые букетно-концетно-бутылочно-плюшевомедведёвые дары, и произнося в радиомикрофон (по тем-то временам!) надрывным тоном примерно такую глупо-пафосную хрень: «Вы думаете, мы, артисты, зарабатываем тысячи… Нет, мы зарабатываем миллионы - миллионы ваших любящих сердец…» и далее в том же духе. Концерт закончился, окружавшие нас на трибуне упитанные девушки были в восторге до состояния «писают кипятком», я кое-как растолкал Вахида и мы отправились восвояси. После подобного экспириенса мое отношение к Звезде™, и без того не блестящее, приобрело оттенок мрачной и угрюмой ненависти.

42 (108). Mahavok (14 ноября 1984 г., концертный зал ЦДТ)
43 (109). Mahavok (17 ноября 1984 г., концертный зал ЦДТ)
Эстонская поп-роковая группа «с именем» - ну как же, у нее уж 7” EP имелся, и упоминания в «Звуковой дорожке» «МК» - играла то ли четыре, то ли пять концертов в любимом зале ЦДТ. Несмотря на наличие рекламного блока в «МК» на концертах присутствовало хорошо если по 200 человек - да-да, вот так тогда прям всем была нужна рок-музыка! Mahavok очень компетентно играл сильно ориентированный на нью-вэйв по хорошему модный поп-рок, причем крайне динамично - да вот беда, группу плохо принимали… Вокалисткой Mahavok тогда был Марью Ляник, которую московская пресса подавала как эстонскую поп-диву №2 после Анне Вески. После первого концерта сильно тусовались с гг. музыкантами в компании ныне покойного рок-фотографа и просто хорошего человека Анатолия Азанова, а второй концерт я посещал в компании загадочного Шамиля Мангутова - человека, очень похожего на Абрамовича.

44 (110). «Квадро» (30 ноября 1984 г., концертный зал ЦДТ)
Исторически первый концерт в составе «Квадро» барабанщика Евгения Майстровского и известного теперь многим и многим гитариста-виртуоза Дмитрия Четвергова. Концертная программа, правда, была стандартной, то есть старой.

45 (111). Рок-фестиваль с участием дуэта Виктора Алексеева, группы Игоря Филатова и составов «Велосипед», «Премьера», «Инициал», «Полигон», «27 км, далее везде», «Тяжелый характер» и «Фронт» (2 декабря 1984 г., клуб МИЭТ)
Ну вот, вот, вот! Вы же наверняка хотели от меня услышать историю какого-нибудь сильно легендарного нелегального рок-фестиваля 80-х - да я же не был ни на одном из них. Кроме вот этого…
Слухи о таковом фестивале поползли по институту недели за полторы - насколько я помню, его организацией в числе прочих занимался мой однокурсник (с факультета ФХ) Борис Баженов (он же лидер группы «Фронт»), бывший большим поклонником всякого такого питерско-московского андерграунда. Меня тоже пытались притянуть к организации, но я отбоярился - хотелось институт закончить без проблем. Помню еще, что не то в четверг, не то накануне (в пятницу) в фойе МИЭТа повесили рукописный плакат фестиваля (оперативно снятый администрацией), на котором была заявлена не пойми почему популярная в андерграундных кругах группа «Зебры» (я её ни в каком виде так и не слыхал).
Народу на эдакое мероприятие набился почти полный клуб, а аппарат ставили зеленоградские рок-герои «Полигон». Программа же распалась на две половины - в первой выступали «официальные» группы то есть у кого с литовкой всё было в порядке - или почти в порядке (группы Игоря Филатова и «Премьера» - два откровенно любительских и очень слабых состава из клуба МИЭТ, «Велосипед», «Инициал», «Полигон» и «27 км, далее везде» и дуэт Виктора Алексеева).
Опишу то, что хорошо запомнилось.
«Велосипед» были моими протеже - еще бы, в составе этой группы были мои школьные друзья, вокалист и басист Юрка Мичурин и клавишник Серега Барков. Целью музыкантов было играть хард-рок, но не иметь неприятностей с официальными инстанциями - в музыкальном отношении «Велосипед» ориентировался на Deep Purple, Rainbow, Kansas и серьезную часть творчества тогдашнего «Диалога», а тексты песен брались, в частности, даже из поэтического раздела газеты «Правда» (не шутка!). В программу группы, в том числе и ту, что была сыграна на этом фестивале, входила 20-минутная «сюита» «Акулы» с каким-то текстом «за мир» («Мирной земли гарпунёры - уничтожайте акул» - кажется, так) и песнь a la Rainbow про безопасность дорожного движения. Впрочем, группа играла хорошо, и публика ее принимала вполне неплохо.
«Инициал» был еще одной командой из клуба МИЭТ (но с идеей и умениями) под руководством клавишника Влада Венкова, более чем прилично игравшего на дефицитном синтезаторе «Электроника» - а сильнейшее влияние на группу «Инициал» оказал, как легко догадаться, «Автограф». В составе также играли будущий гитарист «Полигона» Вадим Буланов и будущий барабанщик «Чёрного кофе», «Арии» и «Валькирии» Максим Удалов, плюс еще очень фиговый вокалист, и сыграли они четыре вещи - антивоенную «Тревогу», сверхудачную по гитарно-клавишной аранжировке «Люди-корабли» и прог-балладу «Остановись, мгновение», а также крайне навороченный инструментал имени самих себя - так сказать, привет «Автографу» с «Ирландией. Ольстер». Хорошо и толково сыграли.
«Полигон» играл свою стандартную сильно официальную и антивоенную программу, имея в активе мощных музыкантов в облике второго классического состава группы (вокалист Александр Якушин, гитарист Александр Разбицкий, клавишник Вагиф Абилов object, бас-гитарист Дмитрий Шпилёв d_shpiller и барабанщик Александр Новиков) и отличную технику исполнения - те из жителей Зеленограда, кто помнят песню «Гринэм-коммон», всё поймут.
«27 км, далее везде» выступал в виде трио, причем лидер-гитаристом в составе был будущий лидер «Вежливого отказа» Роман Суслов. Начальник группы Александр Фролов был сильно в ударе - веселые и абсурдные песни (всё больше про мышей) шили на ура. Публике весьма понравилось - и мне тоже.
Акустический дуэт Виктора Алексеева коллективно относился к числу соратников покойного ныне Алексея Дидурова, и играл остроумные тихие песни, из текстов которых запомнилось:

Родился - и давай по рельсам, как трамвай.
Упал - не обессудь: по кочкам понесут,

а также:

Мужчина надевает плавки,
Как полагается мужчине.
И, съев на всякий случай персик,
В морской скрывается пучине.

Как вы прекрасно понимаете, концерт проходил в абсолютно нервной атмосфере - все присутствующие ожидали, что вот-вот на нем появятся представители инстанций, которые ну просто всех повяжут. Представители не появлялись - и публике было скучно. Ничего, скандальным гвоздем программы оказался квинтет «Тяжелый характер», имевший в составе фронтмена почти скинхедской наружности и гитариста Сергея Проклова (ныне - знатный специалист по CD-мастерингу). Не успела группа появиться на сцене, как ее фронтмен возвестил: «Вам нужен хэви-метал, не так ли? Его предоставит вам московская группа «Тяжелый характер»!» Хэви-метал - сколь преступным это слово было в те времена! Внезапно в зале обнаружился неоднократно вышеупоминавшийся провокатор Миша Сигалов, который тут же взгромоздился на кресло и возопил: «Хэви-метал!!!» Он тут же был сбит с ног чьим-то бдительным кулаком, и поделом.
Покуда уже упоминавшийся в этих мемуарах секретарь комитета ВЛКСМ МИЭТ Артур Алексанян успел добраться до рубильника и прекратить антисоветскую провокацию™, как выступление «Тяжелого характера» характеризовалось на следующей неделе в официальных кругах МИЭТа, группа успела сыграть четыре весьма неплохих номера - «У последней черты», «Стену» (хэви-металлический блюз, между прочим), «Белую песню» и «Убийство», которую музыканты посвятили, гм, патриотам Чили и которая в музыкальном плане представляла привет AC/DC с прекрасным текстом, в частности: «Тебя убили час назад / Никто об этом не узнает». В общем, стрём вышел знатный, так что состоявшееся после включения электричества выступление группы «Фронт» ни на кого не произвело впечатления и происходило в почти пустом зале.
«Фронт» исполнял какой-то неопределенный «рок вообще», но со скрипкой и с текстом песни «Игра в рок», который меня немало насторожил и навел на недобрые размышления в адрес лидера группы:

Иногда мне кажется, что мы просто играем в рок,
Наши песни - протест, но я не знаю, против чего.
Мы закрываем глаза, но мы не видем наших дорог,
А пока нет настоящих дел, мы поиграем в рок.

Александр Козлов записывал всё действо на кассетник, я же фотографировал на ч/б плёнку. Лично для меня сей фестиваль последствий не имел - даже по комсомольским инстанциям не таскали.

46 (112). Анне Вески и группа Nemo / «Самоцветы» (7 декабря 1984 г., УСЗ «Дружба»)
На концерт пошел по приглашению упоминавшегося в предыдущей части мемуара фотохудожника Генки Турова, в компании которого (и его жены Светки) за несколько дней до концерта мы квасили непосредственно с Анне Вески и ее мрачным чернявым мужем-автогонщиком в мастерской Генки неподалеку от Посольства США. Да-да, Генка делал для Анне плакаты - только их потом отчего-то худсовет зарубил… Как бы там ни было, а выступление Анне (на разогреве у «Самоцветов»!) было очень профессионально, а ее группа Nemo имела свой сольный кусок в первом отделении. (У них в том же 1984 году в Эстонии выходил сольный 7” EP.) После первого отделения опять же тусовались с эстонскими музыкантами, а после распития с ними неизбежного коньяка решили было ехать в их компании в гостиницу и устраивать продолжение банкета. Не тут-то было - Генка возгорелся идеей получить заказ на плакат от «Самоцветов», а для этого ему зачем-то захотелось ознакомиться с творчеством группы. Напрасно! Уж как Светка и я его от этого опрометчивого решения не отговаривали, но Генка был непреклонен.
Ну что, остались на второе отделение. Песне на третьей Генка же первый и сломался - заявил, что его от такого исполнения блевать тянет. И он был прав! «Самоцветы» играли хуже самодеятельности, а уж как это звучало на хорошем аппарате - представляйте сами. Остатки коньяка дораспили на троих, сидя в нижнем, служебном баре «Дружбы»…

47 (113). «Автограф» (25 декабря 1984 г., МСА «Лужники»)
48 (114). «Автограф» (30 декабря 1984 г., МСА «Лужники»)
В том году «Автограф» впервые ввел практику «отчетных концертов» в Москве в конце декабря - но декабрь 1984-го вряд ли мог быть хорошим временем для такового почина: вспоминаю мрачнейшее настроение, царившее за кулисами - у «Автографа» на 4 января было намечено прослушивание комиссией Министерства культуры РСФСР, на котором должна была решиться судьба группы. То есть - расформируют ее или нет. Настроение музыкантов передавалось в холодный и не шибко заполненный зал, хотя в обычной программе группа блеснула необычной версией «Ливня» с могучей партией бас-гитары «под роялем» после гитарного соло.

Далее:
Концерты иностранных артистов (осень 1981 - апрель 1987).

лично я, мемуаразм

Previous post Next post
Up