Концертные хроники: 1983, август - декабрь.

Apr 09, 2010 00:37

Продолжение №4.

Начало (1979-1981) - здесь.
Продолжение №1 (январь - май 1982) - здесь.
Продолжение №2 (июль - ноябрь 1982) - здесь.
Продолжение №3 (январь - июнь 1983) - здесь.


44. «Диалог» (18 августа 1983 г., киноконцертный зал «Варшава»)
45. «Диалог» (19 августа 1983 г., киноконцертный зал «Варшава»)
46. «Диалог» (20 августа 1983 г., киноконцертный зал «Варшава»)
47. «Диалог» (21 августа 1983 г., киноконцертный зал «Варшава»)
В кои-то веки собрались на «Диалог» сходить по-человечески - чтобы без сессии, и вообще в летние каникулы. Но случился преизрядный облом: по некоей, засекреченной до сей поры причине, группа играла эти концерты - аншлаговые, кстати говоря - без гитариста Виктора Литвиненко. То есть во втором отделении в ряде вещей за единственную гитару отдувался Юра Никифоров, а вот «Я - человек» игрался в, так сказать, джаз-роковом виде… Несмотря на это, публика принимала группу очень хорошо, хотя не обошлось без курьеза: на каком-то из этих концертов музыкантам была подана записка с вопросом - отчего, мол, поёте под фонограмму? А многие (включая нашу компанию) уже прекрасно знали, что «Я - человек» играется в Москве в последний раз, и осенью его сменит новая рок-сюита.

48. «Автограф» (16 сентября 1983 г., УСЗ «Дружба»)
49. «Автограф» (17 сентября 1983 г., УСЗ «Дружба»)
Про моё героическое хождение на шесть концертов (16, 17, 20, 22, 24 и 25 сентября) дебюта новой программы «Автографа» из десяти можно не то повесть писать, не то фильм снимать. Меня и сейчас удивляет, как у меня хватило сил и самообладания сходить за десять дней на семь концертов (еще и концерт «Москвы» вклинился - см. п. 50), ничего вдобавок не пропустив из институтских занятий.
В «Дружбу», бывшую по тем временам вполне приличной рок-площадкой весьма западного дизайна и не с таким уж плохим звуком можно было бы пролезать и без билета - да я тогда еще не сильно наглым был. Так что билеты пришлось покупать - какие за пару недель до концерта, а какие и в боевых условиях, то есть отчаянно стрелять прямо на платформе еще не закрытой - закроется через месяц, а откроется много лет спустя в совершенно другой стране - станции метро «Ленинские горы». Концерты-то были аншлаговыми, и весьма! Впрочем, они того стоили: «Автограф» выкатил на публику новую программу - будто новый альбом выпустил, и новинок девять штук набиралось: «Добрый день» (до сих пор считаю, что удачнее открывающего номера у группы за всю ее историю не было), парафраз на тему Г. Свиридова из музыки к кинофильму «Время, вперед!», «Мода», «В мастерской», «Размышления», «Длинная дистанция», «Старый город» и «Истина».
Звучал «Автограф» мощно и более чем прилично, и даже убогие программки продавались. Я же именно на этих концертах как-то затусовался со световиком группы Александром Зейгерманом и вторым FOH-инженером и на все руки мастером Александром Посвянским (позже этот умелец в смысле игры на трубе и клавишных, шитья одежды и танцевания брейка даже снялся в слабокультовом раннеперестроечном фильме «Танцы на крыше»), и несколько раз распивал с ними неизбежный коньяк, свободно проносимый мною на концерты. В ходе этих распитий произошла одна курьезная история…
Суть в том, что еще в мае 1983-го тогдашний журналист «Московской правды» Вячеслав Богданов, которому было уж под 40 (мы познакомились с ним на концерте «Диалога» в ЦДТ в июле 1982-го), познакомил меня лично с Александром Ситковецким - ну вот так буквально взял, и притащил в гости к лидеру «Автографа», прикрывшись необходимостью делать интервью. Не знаю уж из каких соображений Ситковецкий дал мне свой домашний телефон (!), но я не преминул этим воспользоваться - изредка названивал Маэстро и вежливо и нудно желал поживиться студийными записями (так и не поживился!) и мерчандайзингом, то есть плакатами группы и ее значком. Невероятно, но факт - Ситковецкий после концерта 16 сентября вручил мне «синий» плакат группы, каковой до сих пор обитает в моей коллекции. Как попали мне в руки другие два плаката «Автографа» - с зеленой майкой и с шестью фотографиями - даже и не помню (Зейгерман, что ли, одарил?). Но сильнее всего хотелось заполучить значок - и я теперь начал подкатываться с коньяком к директору группы Феликсу Гиршину. В результате значок был мне обещан.
Так вот, стою я после какого-то концерта с мордой топором и жду Зейгермана, чтобы провел за кулисы. И тут ко мне подходит нечто в половину моего роста (почти), в черном бархатном пиджаке, в очках со стеклами толщиной в сантиметр и с огромным носом, и задрав голову вверх, заявляет эдак нагло и с большим понятно каким акцентом:
- Ты, посr’ушай! Если ты еще скажешь хоть слово про моих дr’узей, гr’уппу «Диалог», ты будешь иметь дело с моими дr’узьями-каr’атэистами!
Я предложил выйти и поговорить немедленно (без дr’узей-каr’атэистов), но нечто удалилось, источая матные слова и обещания, что «ты будешь иметь дела с моим адвокатом».
Пришел Зейгерман, я у него спрашиваю - кто это? Зейгерман ничего путного ответить не мог, и мы проследовали за кулисы. Сидим, пьем коньяк, и тут к нам приходит Феликс Гиршин и вручает мне долгожданный значок. Я весь рассыпаюсь в благодарностях и наливаю Феликсу, а потом и спрашиваю:
- Феликс, а кто это такой (и описываю нечто)?
Дальнейший диалог с Феликсом был прекрасен:
- Не обращай внимания, это Сигалов!
- Какой такой Сигалов?
- Ну, Сигаловых же - их много!
Это и впрямь был тот самый Михаил Сигалов (1962-2002), памятный моему поколению рядом погромных антироковых статей в «Комсомольской правде» и «Собеседнике», а профессионалам - общей скользкостью, постоянными обманами и криками о «моих адвокатах». Загадочная смерть в марте 2002-го оборвала сильно туманные дела его…
Вот так, с приключениями и трофеями сходил я на те концерты «Автографа», каковые считаю лучшими в своей рок-практике. Причем на каком-то из концертов я снимал действо на слайды, а концерт 25 сентября был частично записан на катушку - спасибо Посвянскому!
Трек-лист: «Добрый день» / «Монолог»* / «В мастерской»* / Парафраз на тему Г. Свиридова из музыки к кинофильму «Время, вперед!» / «Мода» / «Реквием памяти Джона Леннона» / «Марсианские хроники: Часть I - Начало экспедиции» / «Размышления» / «Длинная дистанция» / «Старый город» / «Старинная баллада» / «Ирландия. Ольстер» / «Электронные часы» / «Истина» (длинная версия)** / «Корабль».
*Игрался либо один номер, либо другой.
**Игралась, кажется, не на всех концертах.
Порядок композиций в первой части концерта (до «Реквиема…») вроде бы иногда менялся.




Те самые плакат и значок, если кому интересно (оба кликабельны).

50. «Москва» (18 сентября 1983 г., ЦДТ)
Концерт группы, наделавшей столько шума в сентябре 1981-го с гибким миньоном «НЛО» / «Миллион лет до нашей эры» и ровно годом позже с LP «НЛО» пропустить было никак нельзя, и я отчего-то воображал, что на нем будет дикий аншлаг. Ничего подобного - хотя, по-моему, это были вообще единственные сольные концерты группы в столице: кажется, в этой серии было три концерта. Публики было всего-то с ползала или чуть больше, даже невзирая на объявление о концерте в «МК» и былой успех альбома. И к тому же выступление «Москвы» было очень коротким - около 45 минут. Со сцены говорилось что-то о скорой записи второго альбома группы - ну да, привычная несбыточная риторика тех лет… Но ей не очень-то хотелось внимать, ибо группа работал очень энергично и компетентно, а техника игры инструменталистов - гитариста Алексея Белова, басиста Виктора Тельнова, гиперактивного клавишника Николая Кузминых (отчего-то раскрашенного лицом под Джона Лоутона из Uriah Heep) и знакомого нынче многим барабанщика Андрея Шатуновского - была на высоте. Шатуновский, кстати, уже тогда долбил будь здоров - ну просто Кози Пауэлл! Весьма поразило, что Николай Носков пребывал на сцене в кожаных штагах с цепочками - прямо как Кен Хенсли году в 1973-м, однако ж вокальными данными он как-то не порадовал.
Трек-лист: «Поединок» / «Игра в любовь» / «Дождик в глаза» / Инструментал / «Любит - не любит» / «Ну и дела!» / «Грибной дождь» / «Волшебная комната» / «НЛО».

51. «Автограф» (20 сентября 1983 г., УСЗ «Дружба»)
52. «Автограф» (22 сентября 1983 г., УСЗ «Дружба»)
53. «Автограф» (24 сентября 1983 г., УСЗ «Дружба»)
54. «Автограф» (25 сентября 1983 г., УСЗ «Дружба»)
Всё, всё уже сказано выше (см. пп. 48-49).

Тем временем вечером 26 сентября (время - московское) чуть не случилась из-за засветки датчика на одном из советских разведывательных спутников глобальная ядерная война, но об этом в те годы никому ничего не сообщалось…

55. «Диалог» (11 октября 1983 г., киноконцертный зал «Энтузиаст»)
Московский дебют новой программы: в первом отделении - новая трехчастная сюита «Раздели со мной», написанная и аранжированная с оглядкой отчасти на Питера Гэбриэля, отчасти - на «умный» нью-вэйв вообще; во втором - частично обновленная песенная программа, и как бы уже не с «Никудариками» и «Зайцем в облаках». К этому моменту световые эффекты у «Диалога» радовали больше собственно музыки, особенно памятен - и не только мне - оказался лазерный «конус» в третьей части «Раздели со мной», позаимствованный у игравших в июне того же года в «Олимпийском» французов Paris France Transit. В «Раздели со мной» все партии электрогитары исполнял Юрий Никифоров - никак проклятое наследие августовских концертов? В той же сюите на акустической гитаре играл лично Ким Брейтбург, а в составе группы появилмя новый клавишник Николай Рязанов, заменивший Николая Шевченко.

56. «Диалог» (13 октября 1983 г., ДК МИСиС)
Та же самая программа, что и за два дня за того, а на концерт соизволила пойти та самая одноклассница, о которой уже упоминалось в повествовании о концерте группы Vitamiin (30 января 1983). Хорошо воспитанная (?) барышня так весь концерт и просидела, вцепившись мне в рукав: всё, происходившее на сцене и звучавшая музыка ее пугали. Без комментариев - вот она, моральная сила совка в действии!

57. «Арсенал» (18 октября 1983 г., ДК «Зеленоград»)
58. «Арсенал» (19 октября 1983 г., ДК «Зеленоград»)
Вообще физически первые концерты в только что открывшемся ДК, который, кстати, строился с перерывами 15 лет - с 1968 г. Первый из двух концертов был каким-то бесплатным «джазовым абонементом», и мы туда пролезли на халяву. Второй концерт был уже настоящим, и при почти полном зале, хотя и довольно испуганном - «Арсенал» играл ту же серьезную программу в двух отделениях, что и в июне. Хотя одна забавная деталь (также напугавшая и переполошившая публику) присутствовала: втрое отделение группа открывала инструментальной версией «Двух трактористов» «Аквариума», причем изображая из себя деревенский оркестр, и выходя на сцену из зала. В целом концерты были замечательными, а второй из них мы записывали в компании Игоря Дериглазова.

59. «Диалог» (28 октября 1983 г., ЦДТ)
60. «Диалог» (30 октября 1983 г., ЦДТ)
Та же программа, что и 11 и 13 октября, но в более уютной обстановке - если я ничего не путаю, именно в этот момент ЦДТ стал московской базой «Диалога». Концерт 30 октября был записан на катушку.

61. Концерт нового джаза (12 ноября 1983 г., ДК «Москворечье) - Вячеслав Гайворонский, Владимир Волков, Сергей Курёхин, Анатолий Вапиров, Ивар Галиеникс, Валентина Пономарёва.
Об этом мало кто сейчас помнит, но джазовые концерты с участием покойного Сергея Курёхина той осенью-зимой собирали аншлаги: ну как же, чувак играет с «Аквариумом». Поддавшись всеобщему психозу, я тоже отправился на аншлаговый концерт на некогда главную джазовую площадку Москвы, а откуда у меня взялся на него билет - я не помню. Публика была заинтересованная: прямо за нами в зале сидели музыканты «Арсенала» в полном составе. Собственно программа состояла из двух отделений: в первом питерские тубоист Вячеслав Гайворонский и контрабасист Владимир Волков играли дуэтом программу из шести пьес под названием «Разговоры за джазовым столом» - опишу этот процесс как импровизационный фри-джаз. Во втором отделении на сцену вышли Курёхин, игравший на рояле вполне в духе Кита Эмерсона и безжалостно лупивший в странный набор перкуссии, включавший ощутимо тяжелый колокол, питерский же саксофонист Анатолий Вапиров, рижский контрабасист Ивар Галиеникс и завывающая и шаманящая Пономарёва. Исполнялись две сильно импровизационных пьесы минут по 20 каждая - «Дух Одгру» (кто это?) и «Свободная музыка», как и именовал себя этот квартет. На «бис» Курёхин выкатил коротенький сольный номер в духе «Honky Tonk Train Blues» Эмерсона. Публика не знала, что ей делать: то ли сесть на измену, то ли внезапно восхититься. По моей послеконцертной оценке, в этом состязании эмоций победила дружба.

62. «Форум» (19 ноября 1983 г., клуб МИЭТ)
Нет, это совсем не тот «Форум», о котором вы подумали. Того «Форума» еще в природе не существовало - имя «Форум» носила группа агрессивного бас-гитариста (с родной бас-гитарой Rickenbacker 4001) и великого комбинатора Анатолия Степуро. После возникновения попсового «Форума» данный состав переименовался в «Прогресс».
Степуровский «Форум» на тот момент играл материал, близкий к осовремененному (для 1983 года) прогрессивному року, причем большей частью инструментальный, а местами - откровенно импровизационный: за импровизации большей частью отвечал совсем юный тогда клавишник и вокалист Александр Белоносов, устраивавший в разных местах программы какие-то сольные мистерии с как бы страшными текстами вроде «может случиться все, что угодно…» Еще запомнилась довольно хитовая песня «Летучие мыши летают неслышно». Публика была заметно недовольна музыкально-аранжировочными умствованиями «Форума».

63. «Автограф» (24 ноября 1983 г., ДК МАИ)
Рядовой концерт группы, на котором я снимал сценическое действо на слайды. Народу в зале было не очень много, и вообще день был холодный, пасмурный и какой-то злой…

64. «Автограф» (2 декабря 1983 г., Театр Эстрады)
Опять программа «Пройди свой километр» - уж только, кажется, без говнобалета «Герника». Зато опять же, если я ничего не путаю, с Масляковым в роли конферансье и длительными бу-бу-бу про «миру - мир, войне - @#&». Концерт стал своего рода доказательством того, что зал Театра Эстрады мелковат для рок-музыки, тем более такой помпезной, как у «Автографа». Посещал концерт с девушкой Ириной из второго Мединститута, реакция которой на выступление группы осталось неизвестной. Трек-лист: «Добрый день» / «Ливень» / «Старый город» / «Мода» / Парафраз на тему Г. Свиридова из музыки к к/ф «Время, вперед!» / «Реквием памяти Джона Леннона» / «Марсианские хроники: Часть I - Начало экспедиции» / «Размышления» / «Длинная дистанция» / «Старинная баллада» / «Ирландия. Ольстер» / «Электронные часы» / «Истина».

65. Magnetic Band (12 декабря 1983 г., ЦДТ)
66. Magnetic Band (14 декабря 1983 г., ЦДТ)
Памятуя, насколько прекрасны были концерты Magnetic Band в августе 1982-го, мы отправлялись на них в весьма приподнятом, невзирая на изрядно холодную погоду, настроении. Как оказалось - не вполне оправданно: за год с лишним группа успела сменить состав. В группе играли новый бас-гитарист Хейки Тарг и новый гитарист, сменивший Айвара Ойю - им стал русский виртуоз Вячеслав Кобрин из череповецкого «Рок-сентября», памятный многим по участию в записи «выездного» альбома «ДДТ» «ДДТ-II» (1983), той самой работы с песней «Они играют жесткий рок», сделавшей «ДДТ» имя. С Кобриным Magnetic Band сильно сместился в сторону ортодоксального хэви-метала - вспоминается песня с музыкой Вячеслава «220 вольт» на стихи кого бы вы думали - Александра Башлачёва. Впрочем, подобный текст вряд ли бы порадовал адептов «русского рока» («В былые времена закон движения играл определяющую роль / Сегодня нами правит напряжение - 220 вольт, 220 вольт… […] 220 вольт - наше напряжение, 220 вольт, 220 вольт! / 220 вольт - жизни головокружение, 220 вольт, 220 вольт! / Пульс планеты - 220 вольт!»)
Новых вещей было сыграно девять из 15, в том числе пять песни на (в меру ужасном) русском языке - кавер-версия «НЛО» Давида Тухманова (!), вышеупоминавшаяся «220 вольт», кавер-версия «Такой работы» «Круиза», «Мой блокнот» Давида Тухманова и собственная блюзообразная баллада Гуннара Грапса «Песня о детстве». Кто доставил к последним двум из этих номеров столь ужасные тексты - я не помню, и помнить не хочу. В шести первых номерах программы барабанил (и, как водится, одновременно пел) сам Гуннар, в остальных девяти его подменил некто Рейн Салне. Саксофонист Матти Валдару выходил играть лишь на три пьесы. Старые же номера из-за большей жесткости и прямолинейности аранжировок слушались куда менее разухабистыми и радостными - что, впрочем, не мешало публике отрываться до упаду; отрывался и я. Концерт 14 декабря записывался на катушку в моноварианте и с не очень хорошо сбалансированным звучанием.

Далее:
Продолжение №5 (январь - июнь 1984).
Продолжение №6 (июль - сентябрь 1984).
Окончание (октябрь - декабрь 1984).
Концерты иностранных артистов (осень 1981 - апрель 1987).

лично я, мемуаразм

Previous post Next post
Up