Для начала 2 постулата:
- Горгиппия была торговым городом;
- Древние греки любили заниматься спортом.
Какой из этого можно сделать вывод? Да довольно простой - тут чтили Гермеса. Этот бог-многостаночник был покровителем торговцев, путешественников, мошенников, воров и спортсменам, особенно легкоатлетам - в конце-концов этот парень и придумал гимнастику. А ещё он работает вестником богов - мечется Фенькой-мотоциклом между Олимпом, смертными землями и миром мёртвых. А ещё он провожает души умерших ко входу в Аид, насылает сны и время от времени сливает людям конфиденциальную божественную информацию, а так же по мелочи приворовывает во всех трёх мирах - миляга! В самый раз для торгового портового города. Помните у Уила нашего Шекспира: «Война, торговля и пиратство - три вида сущности одной»?
Во время, свободное от вышеперечисленных занятий, Гермес ещё умудряется покровительствовать учащимся, риторам и вообще красноречию - он, вроде как, риторику и придумал, как и гири, монеты и систему мер и весов.
Ренесанское изображение Гермеса.
А вот античное.
Неудивительно, что изображения этого парня в крылатой шляпе и таких же сандалиях в Горгиппии находят массово. О них сейчас и поговорим, а потом перейдём к спорту.
Общий вид витрины.
Ниже, как обычно, подробности:
Деталь весов в форме кадуцея (жезла Гермеса). Бронза. II - III вв. н.э.
Ритон в виде головы быка - животного, посвящённого Зевсу. Глина. I в. до н.э. - I в. н.э.
Покровительство спортсменам Гермес делил с Гераклом. Если первый, как я уже говорил, специализировался по гимнастике и лёгкой атлетике, то второй - по тяжёлой: поднятие тяжестей, борьба, бег в доспехах, панкратион (весьма жёсткий греческий кулачный бой) - характер у Геракла такой был - ему бы кого узлом завязать, из лука стрельнуть, башку дубиной размозжить, плотину построить. В эту компанию затесался и папА Гермеса - Аполлон, но его интересовали только гонки колесниц. А если вспомнить потомками кого считали себя правители Боспорского царства вообще и Горгиппии, в частности, то можно без труда определить того, чьи изображения занимают второе место в хит-параде Горгиппии - Геракл, конечно.
Слева направо. Верхний ряд: Геракл. Глина. I в. до н.э. - I в. н.э.; Статуэтка юноши у гермы. Глина. I в. до н.э. - I в. н.э.; Слив в виде головы быка. Глина. I в. до н.э. - I в. н.э.; Гермы. Глина. I в. до н.э. - III в. н.э. Нижний ряд: Статуэтка юноши, опирающегося на колонну. Глина. I в. до н.э. - I в. н.э.; Светильник. Глина. II - III вв. н.э.; Стригель. Бронза. I в. до н.э. - I в. н.э.; Алтарик с изображением головы быка. Глина. I в. до н.э. - I в. н.э.; 3 бальзамария с краснофигурной росписью "пальметты". Глина, лак. IV - II вв. до н.э.; Флакон. Глина. I в. до н.э. - I в. н.э.;
Сверху мраморный акротерий (датировка не определена), внизу фрагмент рельефа с атлетом и слугой I - III вв. н.э., что тоже поддерживает спортивную тему.
А два здоровенных пифоса мне просто понравились :-)
Ну вот, а теперь про спорт. В 1895 г. в Анапе нашли мраморную плиту, размерами 2,06 х 0,54 х 0,26 м и весом 0,8 т. Ну плита и плита, ну мраморная и мраморная - мало что ли мрамора находили? Однако, конкретно эта стела оказалась скрижалью со спортивной статистикой - списком имён победителей в спортивных соревнованиях в честь бога Гермеса - Гермеситах, что прошли в Горгиппии в первой половине III в до н.э. Такие списки принято называть агонистическими каталогами, от древнегреческого αγών - борьба, состязание.
Сам Анапский агонистический каталог хранится в Керченском археологическом музее, куда его в 1905 году передал профессор Петербургского университета Н. И. Веселовский, а в музее Горгиппия находится точная копия.
Копия Анапского агонистического каталога в музее Горгиппия.
Оригинал в Керченском музее.
Что же написано на стеле? Из надписи следует, что соревнования проводились в Горгиппии, как минимум 61 год в 4 видах спорта: длинном беге, беге с факелами, каком-то виде борьбы, т.к. сказано, что победители «крепостью тела победили» и в каком-то четвёртом, который не читается. Под каждым из видов соревнований вырезан столбец с именами победителей. В самом длинном 61 имя. Всего написано 226 имён, причём 85% греческие, а 15% - варварские, что свидетельствует о том, что в соревнованиях участвовали и представители окрестных племён. Так же сказано, что соревнования проходили в городской палестре - древнегреческом спортгородке. Так же встречаются и имена гимнасиархов - преподавателей горгиппийского гимнасия. С вашего позволения, имена победителей я приводить не буду, скажу только, что на информационных табличках музея есть они все.
Ну а теперь поговорим о Геракле. Он и к спорту имел отношение - борцы находились под его покровительством, и горгиппийским властям был не чужой и потому по популярности, как я уже говорил, похоже, находился на почётном втором месте.
Вверху бронзовая статуэтка Геракла I - II вв. н.э., внизу фрагмент барельефа со сражающимся Гераклом I - III вв. н.э.
Вот тут Геракл покрупнее.
У эллинизированных монархов Причерноморья вообще было модно выводить свою родословную от Геракла - боспорские цари тут не оригинальны. Знаменитый царь Понта Митридат VI Евпатор, который подчинил себе Боспорское царство, основал в Крыму Евпаторию и доставил массу серьёзнейших проблем Риму не только числил себя потомком Геракла, но и, как сейчас говорят, во всю косплеил его: одевался в львиную шкуру, причём, львов для этой цели убивал собственноручно, в качестве церемониального и не только оружия использовал дубину, причём, как говорят, первого своего льва этой дубиной и уконтрапупил в возрасте 15 лет, юность провёл в лесу, скрываясь от гнева жены отца, которую потом и убил. Как и сводного брата и ещё десятка полтора родственников - милые нравы эллинизированных государств.
Словом, Геракл это было «пачотна». Да и вообще любому правителю лестно ассоциировать себя с парнем, что душит львов, как котят. Что правители и делали.
Вот и всё на сегодня. Из основной экспозиции остались неохваченными стекло и золото. В ближайшее время охватим.
Предыдущие части:
Часть I,
Часть II,
Часть III,
Часть IV,
Часть V,
Часть VI глава I,
Часть VI Глава II,
Часть VI Глава III,
Часть VI Глава IV,
Часть IV Глава V,
Часть VI Глава VI,
Часть VII Глава I,
Часть VII Глава II,
Часть VII Глава III,
Часть VII Глава IV,
Часть VII Глава V,
Часть VII Глава VII.