С золотом некрополя Горгиппии мы закончили, так что девиз конкистадоров «Oro! Mucho oro!» нас пока преследовать не будет. Ну почти - несколько затесалось. Поговорим о не менее интересных предметах. Опять я буду бессовстно передирать текст из замечательной книги Е. М. Алексеевой «Некрополь античного города Горгиппии: комплекс гробниц рубежа II-III вв». Поехали!
Кроме личного оружия и украшений во втором саркофаге нашлась и конская сбруя - куда же аристократу, а это тогда синоним слова «воин», без коня?
Слово Е. М. Алексеевой. Фотографии ниже, кроме особо оговоренных, взяты в её книге.
Следующая группа бронзовых предметов трёх разновидностей с золотой обтяжкой может принадлежать конской сбруе в парадном оформлении.
8 лунниц от нагрудника лошади для парадного выезда. Тонкая бронзовая основа обтянута золотым листом. Лицевая сторона округлая, оборотная - слегка вогнута. Края золотой обтяжки оставлены неровными, иногда загнуты на тыльную сторону до 0.3 см. Все лунницы имеют отверстия диаметром 0.2 см на длинных нижних концах. Такие же отверстия у семи лунниц в середине нижнего края и у одной - в середине верхнего края. Высота лунниц неодинакова: 8.7 см - 1 экз., 8.6 см - 3 зкз., 7.2 см - 2 экз., 7.1 - 2 экз. Золотая обтяжка лунниц измята, особенно она пострадала в местах утраты бронзовой основы.
2 золотые пластинчатые скрепы, оп. № 50 (рис. 162, 1); высота - 1.2 и 1.4 см, толщина пластинки - 0.3 см.
Бронзовые лунницы для украшения конской сбруи, обтянутые золотом и скрепы из золотой пластины.
8 золотых удлинённых ременных накладок с выпуклостью в середине; длина - 4.8 см, наибольшая ширина - 1.7 см. Скорее всего, тонкий золотой лист покрывал кожаную основу (сразу после изъятия из саркофага на обратной стороне некоторых экземпляров сохранялись рассыпающиеся обрывки кожи). Края золотых пластинок загибаются по всему периметру на обратную сторону на 0.1-0.3 см. На обоих длинных концах золотых обкладок - отверстия диаметром 0.3 см, в них вставлены сдвоенные пластинчатые ножки бронзовых гвоздиков. С обратной стороны обкладок ножки каждого гвоздика разогнуты в разные стороны, видимо, пройдя сквозь кожаную основу. С лицевой стороны шляпки гвоздиков диаметром 0.6-0.7 см обтянуты золотой фольгой, края фольги загнуты на низ шляпок. Золото измято, местами разорвано и утрачено, на одной обкладке утрачены оба гвоздика. Возможно, эти накладки вместе с лунницами украшали парадный нагрудник коня или кожаную портупею.
8 золотых накладок. Лицо и изнанка.
4 изогнутые ромбовидные пластины; длина ромбов - 7.2 см, ширина - 2.7 см. Бронзовая основа сверху обтянута тонким золотым листом, который загнут на оборотную сторону на 0.1-0.3 см. По одной из осей ромбы вытянуты. Вдоль длинной оси они согнуты пополам, на лицевой стороне по сгибу проходит ребро. Концы ромбов вдоль длинной оси слегка подняты вверх. Сзади к сгибу припаяна бронзовая петля, канал отверстия петли параллелен короткой оси ромбов, уцелела только петля на одном из ромбов. Золотая обтяжка на сгибе и углах ромбов разорвана коррозией бронзовой основы. Ромбовидные пластины могли дополнять сбрую для парадного выезда.
4 бронзовые изогнутые пластины с петлей на оборотной стороне и обтяжкой золотым листом.
Бронзовая амфора с шаровидным туловом; высота - 15.8 см, ширина тулова - 14 см, диаметр горла по краю - 6 см, диаметр поддона - 8 см; внутри поддона концентрические круги. Сосуд насквозь коррозирован, кроме литых ручек. Близкие аналогии ему можно указать во фракийских курганах второй половины I - первой половины II вв., где Б. А. Раев предполагает их местное происхождение по италийским образцам. Такие амфоры известны в Помпеях, Бельгии, Нидерландах в конце I в.
Бронзовая амфора, саркофаг 2
Серебряный сосуд; высота - 11.5 см, диаметр тулова - 9.2 см, диаметр по краю - 6.6 см, диаметр поддона - 3.5 см; ручка рофилирована, в основании горла - тонкие валики. В Горгиппии близкие очертания имела уцелешая верхняя часть серебряного сосуда из большой гробницы с заплечиками, ограбленной в древности, сохранившей от некогда богатого инвентаря остатки золотого шитья вместе с обломком пружинной пластинчатой фибулы и двумя парными сероглиняными светильниками. Открытый светильник с ручкой служил подставкой, закрытый в виде «сапожка» стоял на нём. Такие светильники относятся к характерным находкам в слое горгиппийского пожара на рубеже 30-40‑х гг. III в.
Серебряный сосуд. Реконструкция.
Горло и осколки стеклянного кувшина; высота - около 25 см, диаметр венчика снаружи - 6.4 см. Большой кувшин с цилиндрическим туловом, горизонтальными плечиками и слегка вогнутым дном. Лентообразная ручка опирается на плечо и раструб горла, образуя петлю под венчиком. Стекло бесцветное прозрачное, тулово опоясывают несколько рядов гравированных полосок.
В пантикапейских комплексах середины - второй половины I в. большие цилиндрические кувшины имеют ступенчатый венчик, тулово их слегка сужается вниз. В Горгиппии такой кувшин встречен в погребении второй половины I - начала II в. со стеклянным стаканом с дисковидным дном, бальзамариями с грушевидным туловом, шарнирной и смычковой фибулами. Цилиндрические кувшины высотой от 20 см опубликованы Л. Баркоччи, в Паннонии они также имеют ступенчатый профиль венчика и датируются второй половиной III - первой половиной IV в.
Кувшин из бесцветного прозрачного стекла, реконструкция, саркофаг 2
Раздвижной железный треножник; высота - 60 см в сложенном состоянии, ширина пластин - 2 см; коррозия. Треножник со сдвоенными ножками, которые раздвигались по принципу ножниц за кольцо на одной из них диаметром около 12 см по наружному краю, скорее всего, являлся походным стулом с кожаным сидением. Сверху обтянут кожей небольшой складной стул из мужского погребения 4 I в. до н. э. - I в. н. э. некрополя Тилля-тепе в Афганистане. В. И. Сарианиди отмечает широкое распространение походных стульев от Греции до Китая, упоминая замечание Плутарха о том, что Ксеркс, наблюдая за битвой при Саламине, восседал на золотом стуле. Считается, что изобретение складных походных стульев/кресел принадлежит кочевниками. Изображение подобного предмета встречается на монетах первых веков нашей эры - курульное кресло с набором регалий правителя. Среди боспорских древностей известны и столики в виде треножника - резной деревянный треножник со стоявшей на нём стеклянной чашей упоминает М. И. Ростовцев из описания одной керченской гробницы на Глинище. Деревянными треножниками изображались и столы-трапезные на рельефах погребального свойства.
Железная пластинчатая пряжка - разделитель ремней; длина изделия - 6 см, ширина - 3.5 см. Подобный предмет известен по находкам в сарматских захоронениях 175. В рассматриваемом погребении такой пряжкой могли разделяться ремни ножен парадного оружия с боковыми лопастями для подвешивания к поясу.
2 бирюзовых астрагала, в центре каждого - отверстие диаметром 0.5 см. Размер амулетов: 1.6 × 1.1 × 0.8 см, камень серовато-зелёный.
Железный складной стул, железная пряжка - разделитель ремней и бирюзовые астрагалы.
Пряжка железная с овальной пластинчатой рамкой, с откидным язычком; наибольший диаметр по внешнему краю с коррозией - 4 см. У корня язычка на коррозии металла сохранились остатки кожи.
Две круглорамочные бронзовые пряжки с откидными язычками; диаметр по внешнему краю - 4 см, диаметр круглой проволоки колец - 0.5 см. Концы отрезков проволок, образующих рамки, уплощены, наслоены один на другой, скреплены крохотным гвоздиком, пластина язычка обвивает место этого скрепления.
Две бронзовые прямоугольные уплощенные прорези; длина - 3.4 и 3.2 см, ширина - 1 и 1.2 см. На обеих прорезях сохранились обрывки кожи.
8 бронзовых пластинчатых колечек; диаметр по внешнему краю - 1.6-2 см. Края пластинок, из которых скручены колечки, спаяны.
2 бронзовых пластинчатых колечка; диаметр по внешнему краю - 0.8 см, толщина - 0.3 см. Возможно, эти колечки являются петлями для коррозированных бронзовых ромбов с золотой обтяжкой.
Кольцо бронзовое; диаметр по внешнему краю - 3 см. Это кольцо, как и колечки оп. № 64, использовалось на кожаных ремнях воинских доспехов или конской упряжи.
15 гвоздиков с высокими шляпками усечённо-пирамидальной формы; высота с ножками - 1.2 см, ширина шляпок - 1.3 см. Основа шляпок и ножки бронзовые, шляпки сверху обтянуты золотой фольгой, бронзовая коррозия разорвала фольгу обтяжки. Концы пластинчатых ножек согнуты и разведены в стороны. Такими гвоздиками могли крепиться, например, к кожаной основе нагрудника лошади золочёные лунницы.
Половина бусины из меловой породы (коррозия коралла?); размер: 22×12 мм.
Бусина округлая поперечно-сжатая из тёмно-синего стекла; размер: 20×12 мм. Всего на бусине 18 бело-синих слоисто-щитковых глазков в шести диагональных рядах, по три в каждом ряду. Бусины из саркофага 2, скорее всего, имеют отношение к украшению и фиксации застёжек портупейного ремня.
Склеп-II, саркофаг 2, погребальный инвентарь: 1 - бусина из синего стекла;2 - бусина из мелообразной массы (коррозия коралла?); 3 - прорезная пластина с остатками кожи на коррозии металла; 4-6 - бронзовые кольца; 7 - железная пряжка с остатками кожи на коррозии металла; 8 - бронзовый гвоздик с обтяжкой шляпки золотой фольгой (15 экз.); 9 - железная уключина на бронзовом кольце, с древесным тленом на железной коррозии (4 экз.); 10 - бронзовая пряжка
Вот так снарядили древние горгиппийцы в последний путь своего знатного покойника. И не его одного. Неподалёку была раскопана ещё одна могила, входящая в то же захоронение, что и 2 описанных ранее склепа, но не склеп - видать, у её квартиранта труба оказалась пониже и дым пожиже. Но тем не менее.
Так выглядело захоронение, получившее название "Могила 1 1976 г.", в момент обнаружения.
Видимо, тут похоронили всё же не последнего человека - уж больно интересные вещи обнаружились в могиле. Опять цитирую книгу Е. М. Алексеевой «Некрополь античного города Горгиппии: комплекс гробниц рубежа II-III вв».
В процессе процеживания жидкого глинистого грунта из заполнения могильной ямы обнаружены два предмета из золота.
Перстень, из цельного золота с геммой на италийском николо, наибольший размер шинки - 29 мм, размер камня - 11×9 мм, вес - 30.71 г., проба - 900. У оправы едва намечены плечики с мягким переходом в более узкую шинку со следами ручной доработки.
Эта фотография уже фигурировала в прошлой части. Описываемый перстень лежит посередине.
Камень - италийский николо овальной формы со скошенными краями, заглублён в толщу оправы без дополнительных крепёжных устройств. Гемма прорезала верхний светлый слой камня до подстилающего тёмного синего и заглублена в него - стоящая Афина вполоборота влево выделяется на светлом фоне. На ней длинный хитон с короткой апоптигмой, подпоясанной под грудью, складки апоптигмы свисают языками спереди и по бокам. Голова в аттическом шлеме с высоким гребнем и выступающим козырьком, нависочник намечен одним штрихом. Правая нога расслаблена в колене, под складками хитона видна левая ступня. Правой рукой Афина опирается о копьё, у основания которого помещён овальный выпуклый щит. Согнутая в локте левая рука вытянута вперёд с открытой вверх ладонью. Под ней вырезан тамгообразный знак.
Могила 1 1976 г. Перстень из цельного золота с геммой на италийском камне николо - Афина Парфенос в шлеме с копьём и щитом, под ладонью вытянутой руки - тамгообразный царский знак (1-3); 2 - оттиск геммы
Увеличение геммы выявляет неточности в работе - некоторые линии заходят одна за другую или выходят за основной контур, заметно недостаточно умелое пользование круглым резцом. Тем не менее эти погрешности не ставят гемму в ряд массовых изделий для широких слоёв населения. Резчику удалось передать на крохотном камне множество деталей, а также величие и монументальность выбранного образа. Применённая вертикальная штриховая резьба подчёркивает вытянутые пропорции фигуры.
Величественная поза Афины характерна для скульптурного изваяния, она восходит к знаменитой Афине Парфенос Фидия. Подобные фигурки Афины широко распространены на геммах I-III вв. н. э. На перстне, следуя раннему прототипу, копьё и щит находятся от Афины справа, что особенно характерно для гемм I в. н. э. Положение руки на верхней части копья и грубая манера в изображении щита на анапском перстне находят параллели в геммах II-III вв. н. э. Геммы часто изображали Афину с фигуркой Ники на вытянутой ладони левой руки, иногда на ладони помещалась сова, у ног - алтарь. Такие композиции характерны не только для гемм, - например, она воспроизведена на глиняном штампе II-III вв. из Тиры. Изображение Афины со свободной левой рукой встречается редко. Аналогичное композиционное построение анапской инталье можно указать среди гемм Мюнхенского собрания, в коллекциях из Урбаниси, в собрании Государственного исторического музея Москвы.
Знак под вытянутой ладонью Афины вырезан рукой другого мастера с большими погрешностями, вероятно в Северном Причерноморье, а именно на Боспоре. Он относится к группе так называемых царских тамгообразных знаков Боспора.
А вот на этом месте я хочу прервать уважаемую Екатерину Михайловну и остановиться на таинственном символе поподробнее. Тамгообразный знак - это своеобразное клеймо, печать и вензель царя в одном флаконе. Абы кто его носить не мог: либо члены царской семьи, либо государственные чиновники и иные представители власти, либо люди пожалованные этим правом за особые заслуги, либо личные царские рабы. Так кто же у нас тут лежал и какого царя знак он носил? Возвращаю слово Екатерине Михайловне.
Тамга на перстне относится к той категории знаков, которые в пределах Боспора обычно называют царскими. Распространённость таких знаков на локальной территории (они известны почти исключительно на Боспоре) выявляет их местную значимость. Это сложные знаки, объединяющий элемент - нижняя часть. В. С. Драчук первым усмотрел в ней трезубец и предложил объяснение: «Нижняя часть знака символизировала правящую боспорскую династию, почему и стала общей на всех, а верхняя являлась именным символом, меняясь с переходом по наследству <…> Сложные царские знаки Боспора соединили в один компонент два символа разного происхождения - символ боспорских династий - триденс и знак сарматского населения Боспора - именную тамгу». Эту мысль позже поддержал С. Ю. Сапрыкин. В. С. Драчук отметил, что триденс, знак бога Посейдона, стал символом правящей династии Боспора с его ранней истории - когда слово «царь» стали употреблять не только по отношению к туземным племенам, но и к греческому населению (вместо архонта), при Спартоке III (304-284 гг. до н. э.).
Гемма на николоиз золотого перстня: АфинаПарфенос в шлеме с копьёми щитом, под вытянутой рукойтамгообразный знак.Могила-1 1976 г.
Посмотрим на дошедшие до нас царские тамги:
Тамгообразные знакибоспорской династии первых вековнашей эры: личная тамга Аспурга;«А» - знак анапского перстня;«Б»-«Д» - знаки царей: Ремиталка (?),Тиберия Юлия Евпатора, Савромата II,Рескупорида II;«Е» - знак с уздечки из керченского«Погребения с золотой маской»;«Ж» - знак, известный по пряжкам;личная тамга Ининфимея.
Больше всего похоже на тамгу Инимфемея. Но не сам же он лежит в относительно скромной могиле? Проверим.
Тамги из Северного Причерноморья, идентичные знаку анапского перстня из книги Э. И. Соломоник (1959)с номерами автора: 7 - знак под эпитафией II в. на свободном поле плиты; 44 - под эпитафией I в. (?) надгробияс рельефом на свободном поле плиты среди множества других знаков, повторён дважды; 48 - на свободном поле плиты под утраченной надписью вместе с беспорядочно разбросанными знаками на всех её гранях, повторён дважды; 52 - нацарапан на стене входного коридора склепа II в. («Стасовского» 1872 г. в Керчи) под слоем штукатурки вместе с другими беспорядочно размещёнными и фигурками зверей; 8 - на гладком поле верхнего края плиты; 89 - оттиснут в рельефе на золотой накладной пластинке в уздечке из гробницы с золотой маской 1837 г.в Керчи; 50 - ретрограден, нанесён на свободное поле обломка известняковой плиты в соседстве с несколькими другими; 17 - на большой известняковой плите вместе с двумя другими, похожими на тамгу Ининфимея;9 - на свободном поле надгробия под эпитафией
Как-то яснее не стало. Пусть лучше Елена Михайловна пояснит.
Тамга с уздечки, а теперь и анапского перстня, не совпадает со знаком танаисской плиты, на которой текстом подтверждена его связь с именем «сына великого Савромата», Рескупоридом II, но очень близка ему. В сравнении с ним знаки керченской уздечки и анапского перстня ретроградны и усложнены коротким отростком, опущенным вниз от одного из отрогов. Ретроградность Д. Б. Шелов не признавал за признак самостоятельности знака, что, видимо, верно, так как на Боспоре знаки могли использоваться в качестве печатей. В. С. Драчук оспаривал это мнение, ссылаясь на этнографические данные: у народов Сибири, калмыков, кабардинцев и других постановка тамги имела решающее значение. Царские знаки Боспора не являлись тамгами в полном смысле этого слова и могли подчиняться своим законам построения. Различие между установленной по танаисской плите тамгой Рескупорида II (210-226 гг.) и знаками анапского перстня и керченской уздечки не относится к структурным составляющим и, возможно, отражает очень близкое семейное родство их владельцев (сын, брат?).
Вот как! Итак, под одним курганом в двух склепах и одной могиле лежать близкие родственники правящей Боспорской династии. А что ещё накопала Елена Михайловна?
Обладатель тамги анапского перстня жил с поколением, которое погребено на горгиппийском некрополе в рассматриваемых склепах незадолго до разгрома города. До совершения захоронения с золотой маской с вещами второй половины III-IV в. он по естественным причинам вряд ли бы дожил. Следовательно, в захоронении с маской две пластинки с отштампованными символами боспорской династии, скорее всего, можно рассматривать как семейные реликвии, уцелевшие от прежних времён. Учитывая наличие на пластинках древних знаков династии, их (случайно уцелевших, но не потерявших смысла) могли добавить к аналогичным по форме пластинам уздечки, украшенным сердоликами в позднем инкрустационном стиле.
А по служебному положению кем мог быть покойник? И на это есть предположение.
Из горгиппийских надписей II - первой половины III в. н. э. известно, что в административной системе Боспора Горгиппия была выделена в специальное управление назначавшемуся царём наместнику - ὁ ἐπὶ τῆς Γοργιππείας подобно наместнику Феодосии (также портового, «хлебного» и приграничного города), начальнику стратегически важного округа «Остров» в центре азиатской части государства (в древности современный Таманский полуостров являлся архипелагом), а также начальнику области племени аспургиан между Фанагорией и Горгиппией. Таким образом, в первые века нашей эры территория Боспора в административном отношении была разделена на экономически и стратегически важные округа, каждый из них находился в ведении назначаемого царём наместника.
Итак, под курганом похоронена семья наместника Горгиппии. Интересно, что могло уничтожить столь знатную семью? Высказывается предположение, что они пали жертвами политической борьбы, на что косвенно указывает небрежная подготовка склепов, особенно второго, а так же то, что обитатель третьей могилы вообще склепа не удостоился - видимо, времени на его подготовку не было. Вот такой античный детектив.
А теперь описание последнего предмета.
Накладка из золотого листа на резное зооморфное изображение, диаметр диска - 4.4 см. Основа могла быть бронзовой в невысоком рельефе на бляхе или резной деревянной на ларце или шкатулке. Края диска распластаны, измяты, надорваны. Центральное изображение окружал валик с ребристой поверхностью (грубая псевдозернь). Центральное изображение по интерпретации А. Новичихина и О. Галут - морда барана в фас с большими глазами и длинными ушами. В определенном ракурсе я вижу на этой бляхе двух птиц в геральдической постановке, возможно, петухов (правая от зрителя птица сильно измята, у левой различим пышный гребень). Сюжет противопоставления двух животных был распространён в боспорской торевтике с VI-IV вв. до н. э., он не потерял актуальности в орнаментации разных предметов прикладного искусства и в первые века нашей эры. В росписях боспорских склепов противостоят друг другу Аполлон с Артемидой на грифоне и лошади, пятнистые пантеры, кабан и медведь, лань и собака, павлины, птицы на ветках, кони. Два симметрично противопоставленных козлика помещены на люнете стены с дверью и в склепе-I-75 рассматриваемого комплекса.
Накладная пластина из листового золота на рельефное зооморфное изображение на деревянном ларце или бронзовой бляхе (морда барана?)
Петух в идейном мире греков имел широкий спектр культовых значений. Птица являлась символом идеального воина, отражала героический дух борьбы. На призовых панафинейских амфорах петухи венчали дорические колонны с двух сторон от фигуры Афины. Петух причислен и к хтоническим культам. В эпоху классики он был спутником многих богов в их хтонических ипостасях - Аполлона, Афродиты, Персефоны, Кибелы, Диониса. При раскопках храмов и святилищ, связанных с обслуживанием этих культов, встречены терракотовые фигурки юношей с петухом у левого локтя, с пышной причёской в перевитом лентами венке и «петлями-ушками» на темени, встречающимися в причёсках образов разных богов с хтоническими свойствами. Эти фигурки юношей с петухом рассматриваются исследователями как изображения адорантов, приносящих птицу соответствующему божеству. Известны сцены жертвоприношения петуха Афродите, Персефоне и находки фигурок петуха в сопровождении масок хтонического смысла. Фукидид, описывая битву в Пелопоннесской войне за святилище Аполлона в беотийском городе Делии, сообщил о гибели почти 500 воинов. Их могилы содержали фигурки юношей с петухами, интерпретируемые как приношения почитателей героизированных умерших с традиционной жертвой. В Северном Причерноморье в первые века нашей эры распространились терракотовые фигурки юношей в высоком колпаке верхом на петухе. М. М. Кобылина связывала эти находки с поклонением малоазийским культам хтонической направленности - Великой Матери богов, Кибеле, Аттису, Мену, демонам Кабирам. В период поздней античности эти культы сблизились с орфическими таинствами и носили характер мистерий.
И на этом всё. Пора в сам музей - экспозицию смотреть.
Предыдущие части:
Часть I,
Часть II,
Часть III,
Часть IV,
Часть V,
Часть VI глава I,
Часть VI Глава II,
Часть VI Глава III,
Часть VI Глава IV,
Часть IV Глава V.