В Анапу за слонами. Часть VI. Древняя Горгиппия. Глава II. Город мёртвых. Могилы и склепы снаружи.

Nov 22, 2023 07:22


Комфорту в загробной жизни горгипийцы придавали очень большое значение и от того город мёртвых, начинавшийся сразу за воротами по капитальности, пожалуй, превосходил город живых. Хотя, некоторых, видимо, особо отличившихся, хоронили в городе. Смотрите сами:





Наложение мест погребения горгипийцев на план современной Анапы. Взято из книги Е. М. Алексеевой «Некрополь античного города Горгиппии: комплекс гробниц рубежа II-III вв». Кликабельно.



Обратите внимание на область, выделенную толстой серой линией - это границы некрополя. А теперь сравните её с зоной, ограниченной пунктирной линией - границами города. Вот то-то и оно...

Как я уже писал, Греческий полис на месте Анапы основан выходцами из Ионии около середины VI в. до н. э. - по мнению большинства исследователей упоминаемая древними авторами Синдская гавань. Во второй половине VII в. до н. э. греческие первопроходцы, миновав Керченский пролив, достигли берегов Меотиды (Азовского моря) и основали эмпорий (торжище) в прибрежной зоне Таганрога (сейчас место затоплено морем). Вблизи Анапы раннее присутствие греков (конец VII в. до н. э.) фиксируется в глубине судоходной в древности речки Анапки. Отсюда происходит самая ранняя находка в регионе - фрагмент тонкостенного килика второй половины VII в. до н. э. группы ионийской керамики с золотисто-красным лаком на внутренней поверхности и фигуркой водоплавающей птицы, нарисованной таким же лаком снаружи, туловище птицы покрыто сетчатой штриховкой.



тот самый осколок килика. Явно дешёвая была посудина. Скорее всего, собрались греческие матросы выпить, да и кокнули ёмкость. А теперь она стала артефактом.

Опять же я упоминал, что город много раз сгорал до основания, но каждый раз отстраивался по всё более регулярному плану. Выделяют не менее 5 строительных периодов, каждый из которых заканчивался пожаром:

  1.   IV - третья четверть III в. до н. э.;
  2. Конец III - середина I в. до н. э.;
  3. Вторая половина I в. до н. э. - последняя четверть I в. н. э.;
  4. Эпоха Савромата I (93-123 гг.) - гибель города в общегородском пожаре на рубеже 30-40 гг. III в. н. э.;
  5. Вторая половина III в. - возможно, начало IV в. н. э.

После второго тотального пожара, совпавшего по времени с присоединением к Боспорскому царству (Случайность? Не думаю! © сами знаете чей) город обзавёлся капитальными каменными стенами и башнями, толщиной около 1, 6 м. и регулярной планировкой. Заодно в пределы нового оборонительного периметра попал и древний некрополь - расширяться, собственно было некуда: на севере и западе - море, на юге живут «дикие псоядцы». Оставался восток. Со временем мощь стен росла и, в конце концов, они достигли высоты 8-10 м и толщины 2,6-3,0 м. К сожалению, изрядная часть города со временем ушла под воду, так что о припортовой его части можно только гадать.

И всё это время люди умирали и их, соответственно, хоронили. Первый некрополь формировался к востоку от границ полиса. Как я уже говорил, он оказался внутри городских стен. В раннем некрополе хоронили на греческий манер: тело сжечь, прах собрать в урну, в качестве которой может выступать любой подходящий сосуд, и закопать, а, если на дрова не хватает, просто зарыть тело в землю, укрепив стенки могилы сухой каменной кладкой.



Кратер (сосуд для разбавления вина водой) V в. до н.э., использованный в качестве погребальной урны.

Сверху еще неплохо было положить могильную плиту или поставить обелиск. Примерно так:



Надгробие Филоксена, сына Келона, из Пелопоннеса, из Гелики. Этот Келон был купцом с берегов Коринфского залива, из маленького полиса Гелики, знаменитого древним храмом Посейдона, в который вернуться ему было не суждено. Взято из книги Е. М. Алексеевой «Некрополь античного города Горгиппии: комплекс гробниц рубежа II-III вв»

Хоронили своих покойников греки без особого порядка. По крайней мере, никакой планировки в расположении могил не прослеживается.



Планы раскопов с местами захоронений. Взято из книги Е. М. Алексеевой «Некрополь античного города Горгиппии: комплекс гробниц рубежа II-III вв»

Некрополь же собственно Горгиппии начал формироваться в IV в. до н.э. сразу за стенами города к югу и юго-востоку от него. В сторону «диких псоядцев», обитавших в окрестностях. В прочем, доверять тому, что горгиппийцы рассказывали о соседях, не стоит, ибо все хороши: когда воевали по-взрослому, когда набегали друг на друга из удали молодецкой и надежды поправить материальное положение, когда торговали-дружили-женились - всё, как обычно. Как сказал Уил наш Шекспир: «Война, торговля и пиратство - три вида сущности одной».

Увы, но самую древнюю часть нового некрополя уничтожили при постройке и многочисленных перестройках Анапской цитадели - с древностями никто не заморачивался и во рву шириной 20 м и в подошве валов такой же ширины сгинуло множество захоронений.

Некрополь рос от городских стен, так что чем дальше от города, тем, как правило, «свежее» могилы. Но этот принцип строго не соблюдался - захоронения разного времени перемешаны. Лучше всего сохранились погребальные комплексы II в. н.э. - поры последнего и наиболее яркого расцвета города, а так же расцвета погребального культа.

Тогда город застроился многоподвальными усадьбами площадью 400-600 кв. м, остатки которых я показывал в предыдущей части. Своих покойников горгиппийцы тоже не обижали. Вдоль дорог, особенно вдоль продолжения Месы - главной улицы города, выстроились целые кварталы обелисков, склепов и саргофагов. Большинство покойников уже не жгли, а хоронили в гробах по достатку: кого в простом деревянном гробу, а сверху ставили стелу, кого в каменном саргофаге, который часто оставлся на поверхности земли, а не зарывался, а кого и в фамильном склепе, где саргофаги стояли рядами. Над некоторыми склепами и саргофагами насыпали курганы, как в окрестностях Пантикапея.



Типы могил. Взято из книги Е. М. Алексеевой «Некрополь античного города Горгиппии: комплекс гробниц рубежа II-III вв»

Места захоронений в горгиппийском некрополе отмечали надгробиями из мрамора и ракушечника, коллекция которых насчитывает десятки разнотипных экземпляров. Все они случайного происхождения как с территории античного некрополя, так и древнего города, а также из разных мест Анапы, где их использовали сперва в оборонительных сооружениях Анапской крепости эпохи русско-турецких войн, а затем в хозяйственных целях современного города.



Фрагменты надгробий на территории музея-заповедник "Горгиппия".



Ещё.



И ещё.



И эта коринфская колонна тоже деталь надгробия, хотя, скорее всего, склепа.













Как видите, надгробий хватает. Поговорим о них подробнее. Наиболее распространены на надгробиях следующие сюжеты:

  1. «заупокойный пир», «загробная трапеза» - это апофеоз достойно прожитой жизни покойного, метафора высшей точки существования;
  2. так называемый «загробный выезд» - это метафора перехода в вечность (передаётся образом идущего «к пределу» всадника с вооружением, но не в полном наборе, наиболее часто воин изображался с мечом и луком в горите;
  3. «зеркальность» двух миров - предстояние богине или символу, разделяющему миры живых и мёртвых (проводник в мире ином стоит за такой чертой. Условными разделителями миров служила колонна, дерево, тирс, орнаментальный мотив, меч;
  4. «обслуживающий персонал» изображался маленькими фигурками - персонажи с сосудом в руках в процессиях конных воинов и прислуживающие в трапезах, проводники до разделительной черты миров.

Многоярусные стелы обычно венчал пышный акротерий. Это мотив прорастания, символ торжества жизни, сменяемости форм жизни, цикличности жизненных фаз, «исхода из земных глубин» подобно брошенному в землю зерну. А объединяла композицию обязательно какая-нибудь вертикаль: колонна, изображение - она символизировала трёхчастность мира: мир мёртвых, мир живых и мир богов. Мировое Древо, ага.



Многоярусные мраморные надгробия горгиппийского некрополя:1 - антропоморфная стелаc эпитафией «Таллон, сынПота и мать Гедин, прощайте». 2 - надгробие «Гликариона,сына Пофиска» и «Гедин, жены Агафуса». Взято из книги Е. М. Алексеевой «Некрополь античного города Горгиппии: комплекс гробниц рубежа II-III вв»



Части многоярусных надгробий. Взято из книги Е. М. Алексеевой «Некрополь античного города Горгиппии: комплекс гробниц рубежа II-III вв».



Надгробия эллинского облика. Взято из книги Е. М. Алексеевой «Некрополь античного города Горгиппии: комплекс гробниц рубежа II-III вв».



Рельефные женские надгробия. Взято из книги Е. М. Алексеевой «Некрополь античного города Горгиппии: комплекс гробниц рубежа II-III вв».



Рельефные мужские надгробия. Взято из книги Е. М. Алексеевой «Некрополь античного города Горгиппии: комплекс гробниц рубежа II-III вв».

Однако, стелами и барельефами надгробные памятники не ограничивались. У кого в карманах, нет, тогда ещё карманов не изобрели, словом, у кого с деньгами было получше, те и статуи усопших ставили. Причём, весьма разные по качеству и манере исполнения: какие в строгой античной традиции, а какие подчёркнуто примитивные. Встречались и ростовые статуи и бюсты и полугрудные бюсты.



Статуарные надгробия. Взято из книги Е. М. Алексеевой «Некрополь античного города Горгиппии: комплекс гробниц рубежа II-III вв».



Антропоморфные надгробия. Взято из книги Е. М. Алексеевой «Некрополь античного города Горгиппии: комплекс гробниц рубежа II-III вв».

Словом, ни усилий, ни денег на покойников горгиппийцы не жалели. Но это, дамы и господа, ещё цветочки - ягодки (или корешки?) находились под землёй. И были это склепы или гробницы - называйте как хотите. Как по мне, это самые натуральные дома для покойников. Вот для примера схема одного из них, благо он типичный:



Разрез по склепу и окружающим грунтам. Взято из книги Е. М. Алексеевой «Некрополь античного города Горгиппии: комплекс гробниц рубежа II-III вв».

Давайте на примере этого склепа и рассмотрим их типичное устройство (даю по книге Е. М. Алексеевой «Некрополь античного города Горгиппии: комплекс гробниц рубежа II-III вв»).



План гробницы. Взято из книги Е. М. Алексеевой «Некрополь античного города Горгиппии: комплекс гробниц рубежа II-III вв».

Итак, архитектура склепа. Склеп с полуциркульным сводом и дромосом без перекрытия, смещённым в угол погребальной камеры, был вытянут вдоль оси ЮЗ-СВ и впущен в материковый скальный грунт до пяты свода, для чего в скале вырубили котлован по его размеру и очертаниям.

Короткий колодец-дромос соответствовал величине крупного саркофага (2.2 × 1.28 м) из погребальной камеры. Саркофаги опускали в него сверху, затем через дверь задвигали в погребальную камеру. Высота стенок дромоса - 2.3 м, считая верхний венец из необработанных камней. Сверху края дромоса обложены именно такими неправильной формы большими и мелкими камнями.



Склеп. Взято из книги Е. М. Алексеевой «Некрополь античного города Горгиппии: комплекс гробниц рубежа II-III вв».

Под одним-двумя рядами этих камней располагалась регулярная кладка из аккуратно выпиленных блоков ракушечника. Высота регулярной кладки - 1.87 м от пола. Известняковые блоки сложены насухо, щели между тесаными блоками замазаны известковым раствором. Там, где размеры блоков не совпадали с соседними, пустоты заполнены плоскими обожжёнными кирпичами, уложенными плашмя на известковом растворе. Обожжённые плоские кирпичи из местной глины нескольких стандартов в Горгиппии выпускались в эпоху Аспурга (14-37 гг.), многие из найденных помечены оттиском его личной тамги. В строительном деле города такие кирпичи долго и многократно использовались. Толщина стен дромоса (как и стен погребальной камеры) достигала 0.5 м, камни облицовывали вертикально подтёсанную скалу. Между блоками стен дромоса и скалой (как и в погребальной камере) устроена мелкокаменная забутовка. В торцовой стене дромоса сделана ниша (0.4×0.4 м) глубиной 0.5 м. Её перекрывал плоский камень, ниша обнаружена пустой, а изначально, видимо, предназначалась для установки светильника.



Аксонометрия склепа. Взято из книги Е. М. Алексеевой «Некрополь античного города Горгиппии: комплекс гробниц рубежа II-III вв».



Разрез по склепу. Взято из книги Е. М. Алексеевой «Некрополь античного города Горгиппии: комплекс гробниц рубежа II-III вв».



Кладка свода. Взято из книги Е. М. Алексеевой «Некрополь античного города Горгиппии: комплекс гробниц рубежа II-III вв».

Дверной проём в погребальную камеру перекрывали наиболее длинные и мощные известняковые блоки. Со стороны дромоса, ширина входного проёма - 1.4 м, со стороны погребальной камеры - 1.1 м. Высота дверного проёма достигала 1.7 м. Снаружи, со стороны дромоса дверной проем вплоть до каменных створок дверей был забутован мелкими камнями. После разборки этой забутовки выявилась интересная система кладки: на участке боковых стен, продолжающихся из дромоса под мощные несущие каменные балки, перекрывающие дверь, положено до четырёх рядов кирпичей крупного стандарта. Кирпичная кладка сложена на цемянковом известковом растворе. После разборки склепа среди кирпичей обнаружены обычные для Горгиппии экземпляры с тамгой царя Аспурга, употреблявшиеся в строительном деле города вплоть до начала III в. Кроме того, в боковых «косяках» на одном уровне от пола устроены два «гнезда», в которые, вероятно, вставлялся деревянный засов, перекрывавший открывавшуюся наружу дверь.



Планы склепа и погребальной камеры. Взято из книги Е. М. Алексеевой «Некрополь античного города Горгиппии: комплекс гробниц рубежа II-III вв».

Двустворчатая каменная дверь имела высоту 1.6 м, ширину - 1.26 м. Каждая створка выпилена из монолитной плиты ракушечника. Створки дверей толщиной 0.1-0.2 м имели вертикальные пазы и в закрытом состоянии заходили друг на друга.

Пол дромоса и дверного проёма выстлан большими плоскими плитами. Ступенька высотой 0.06 м отделяла дверной проём от погребальной камеры. Плиты пола дромоса положены на тонкую (0.05 м) прослойку чистого морского песка. Песок покрывал поверхность скалы, сглаживая неровности. В дверном проёме на полу лежали известняковые блоки с пазами, специально выдолбленными для установки дверей.

Погребальная камера в плане почти квадратна (3.85 × 3.4 м = 13 кв. м). Высота её от пола по центру свода - 3.4 м. В полуциркульном своде центральный замковый ряд камней держал всю конструкцию свода, в нём пробит небольшой грабительский лаз.



Тот самый грабительский лаз. Взято из книги Е. М. Алексеевой «Некрополь античного города Горгиппии: комплекс гробниц рубежа II-III вв».

Дверной проём находился в западном углу погребальной камеры. В стенах камеры устроено 6 ниш глубиной 0.5 м. Основания ниш располагались на близкой высоте от пола - около 0.8 м. Стена с дверным проёмом и юго-западная имели по одной нише, две другие стены - по две. Размещение ниш на стенах подогнано под размеры блоков, использованных для кладки стен, отчего асимметрично. На высоте около 1.57 м от пола на всех стенах располагались небольшие отверстия (до 5 см в поперечнике). Возможно, в них вставлялись тонкие жерди, на которых развешивались покрывала и гирлянды, связанные с погребальным обрядом. В то же время их могли использовать и для установки помоста при росписи верха стен и свода, но для этого отверстия малы и вряд ли бы тонкие жерди выдержали рисовальщика. Стены погребальной камеры толщиной, как и в дромосе, около 0.5 м облицовывали вертикально подтёсанную скалу, пространство между кладкой и скалой также забутовано мелкими колотыми камнями. Система кладки стен определена в процессе разборки склепа на блоки. Все блоки выпилены из известняка аккуратно отёсаны с трёх сторон, примыкавшая к скале сторона оставлена необработанной. В кладку включены как огромные блоки, так и более мелкие, величина всех подчинена ширине горизонтальных рядов кладки. Стена напротив входа, особенно её люнета с главной сценой росписи, сложена из наиболее мелких и небрежно отёсанных известняковых камней, отчего фреска на ней сильно пострадала как от времени, так и при разборке склепа. Пол погребальной камеры выложен толстыми известняковыми плитами. Как и в дромосе, они лежали на прослойке из морского песка, насыпанного на неровную поверхность скалы (скальные пласты поднимаются к поверхности под наклоном, поэтому скальный пол в склепе имел гребни, поверхность нивелировал песок). Стены склепа поставлены на плиты пола.



Верхний венец из дикого камня. Взято из книги Е. М. Алексеевой «Некрополь античного города Горгиппии: комплекс гробниц рубежа II-III вв».



Венец из тёсанных блоков. Взято там же.



Склеп в районе дверного проёма. Взято там же.



Детали склепа. Источник тот же.



Ещё детали склепа из того же источника.

Стены и свод погребальной камеры целиком оштукатурены. Белое однослойное известковое покрытие имело толщину 1-2 см и было довольно грубым, так как содержало большое количество мелких осколков раковин и песка. Раствор хорошо связан с пористым камнем.

Свод снаружи был завален мелкими камнями, переходящими по краям в каменную забутовку щелей между стенами склепа и краями котлована, вырытого для его установки, засыпка уцелела фрагментарно. Вероятно, каменная засыпка изначально составляла основу курганной насыпи, которая в новое время была снивелирована Анапой. Засыпка неглубоких огребальных сооружений колотыми камнями широко практиковалась на некрополях местного населения периода основания греками полиса на месте Анапы в VI-IV вв. до н. э. 1 Как долго этот приём был в обиходе, мы не знаем, так как в окрестностях Анапы некрополи первых веков нашей эры не раскапывались. Обустройство верха могил на городском некрополе также неизвестно, мы лишь приблизительно знаем уровень дневной поверхности некрополя собственно Горгиппии.

На Боспоре тип монументальных гробниц с полуциркульным перекрытием («македонский») становится основным с рубежа IV-III вв. до н. э. и существует до самого конца боспорской античности. В подкурганных склепах на территории горгипийской хоры эта конструкция использовалась в эпоху эллинизма.

Ну а о самом интересном: саргофагах, погребельном инвентаре и, главное, фресках я расскажу в следующий раз.

Предыдущие части: Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V, Часть VI глава I

Архитектура, В Анапу за слонами, Анапа, История, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up