В Анапу за слонами. Часть VII. Музей Горгиппия. Глава III. Основная экспозиция 3. Глина и мрамор.

Dec 11, 2023 14:18


Да, мы, наконец добрались до чернолаковой и краснолаковой посуды, статуй и статуэток, стекла и золота - всего того, с чем у нас ассоциируется сладкая жизнь в античную эпоху. В экспозиции музея сладкая жизнь сосредоточена в огромной витрине, стилизованной под храм дорического ордера. Правильно - всё лучшее детям богам. Ну и жрецам тоже.



Вот здесь экспонируются предметы роскоши.



Начнём, пожалуй, с керамики и изделий из камня.



По центру на постаменте статуэтка богини Тихэ (мраморовидный известняк I в. до н.э.), справа от неё глиняная амфора VI - V вв. до н.э.,, мраморная чаша с надписью ( II - III вв. н.э.) , клад античных бронзовых монет в мраморной чаше со сливом (III в. н.э.). Стоят они на мраморной архитектурной детали I - III вв. н.э. Под статуэткой Тихе на постаменте висит кусок надписи по мрамору с упоминанием богини Тихе ( II - III вв. н.э.) Слева от богини Тихе на полу стоит высокий бронзовый канделябр на котором находится бронзовый же светильник - эдакий торшер II - III вв. н.э. Ещё левее на стеклянной подставке стоят бронзовый кувшин I - III вв. н.э. и амфора IV - II вв. до н.э. На полу стоит мраморная чаша I в. до н.э. и лежать кусок мраморной колонны с канелюрами и архитектурной детали коринфского ордера. Всё I - III в. н.э..



Бронзовый кувшин и амфора крупным планом.

Кстати, а кто такая богиня Тихе или Тюхе, как её ещё называют? О, это божество с довольно интересной специализацией - это богиня судьбы, но не той Судьбы, над которой не властны даже боги, а судьбы мелкой, обыденной - случая, удачи, переменчивости. Покровительница игроков, торговцев, моряков, мошенников, путешественников и всех тех, кто отдаёт себя на волю случая.



Богиня Тихе во всей красе. Похожа на мою тёщу. :-)

Завелась богиня Тихе уже после походов Александра Македонского, поставившего весь античный мир в позу, какой и в Камасутре не сыскать - в эпоху эллинизма, когда неумолимый Рок классического периода сильно сдал, и на просторы нового расширившегося мира ворвался, во всей своей непредсказуемости, его величество Случай. Ну а в городе рыбаков, моряков и торговцев хватало тех, кто надеялся на случай и постоянно ставил свою жизнь на кон.



Тихе и обломок, видимо, её храма или уличного/домашнего алтаря.



А так Тихе изображали в городах побогаче.

Но продолжим. Нас ждут всякоразные статуэтки и маски.



Общий вид витрины.

А теперь подробности:



Слева направо: Афродита Анадиомена c дельфином. Глина. I в до н. э. - I в. н.э.; Голубь. Глина. I в. н.э.; Афродита с Эротом у гермы Приапа. Глина. I в до н. э. - I в. н.э.; Эрот и Психея. Глина. I в до н. э. - I в. н.э.



Слева направо. Верхний ряд: Девушка, играющая на кифаре. Глина. I в. до н.э.; Богиня с рогом изобилия, опирающаяся на герм. Глина. III в. до н.э.; Голова богини Коры. Глина. III в.до н.э.; Женская фигура в покрывале. Глина. Античность; Женщина, сидящая на скале. Глина. III в. до н.э.; Стоящая женщина. Глина. III в. до н.э. Второй ряд: Эрот и Психея. Глина. I в до н. э. - I в. н.э.; Эрот с петухом (помним - петух один из символов смерти и загробного мира, так что с намёком фигурка). Глина. II в. до н.э.; Афродита лежащая. Глина. III в. до н.э.; Афродита Апатура. Глина. I в до н. э. - I в. н.э.; Женщина с гусем. Глина. III - II вв. до н.э.; Голова девушки в калафе. Глина. IV - II вв. до н.э.



Второй ряд слева направо: Афродита в раковине. Глина. III - II вв. до н.э.; Гусь. Глина. III в. до н.э.; Афродита в раковине. Глина. III - II вв. до н.э.; Гусь. Глина. III в. до н.э.; Афродита в раковине. Глина. III - II вв.



Второй ряд справа налево: Божество с крыльями (Танталос?). Глина. III в. н.э.; Голова Силена. Глина. III в. до н.э.; Сидящая в кресле Кибела с фиалой. Глина. III - I вв. до н.э.; Голова Афродиты. Глина. Античность; Кисть мужской руки в складках одежды. Глина. IV - II вв. до н.э.; Голова ритуальной фигурки. Глина. III в. н.э.; Женская фигура. Глина. Античность.; Кабир. VI - V вв. до н.э.



Средний ряд слева направо: Две малые маски Силена. Глина. IV - II вв. до н.э.; Большая маска Диониса. Глина. I в. н.э.; Дионис с виноградом. Глина. I в. до н.э.; Маска Силена. Глина. IV - II вв. до н.э.; Фигурный сосуд с изображением Диониса. Глина. I в. до н.э.; Голова Афродиты. Глина. III в до н.э.; Фигурный сосуд с изображением Диониса. Глина. II в. до н.э.; Юноша в шапочке. Глина. Античность.



Второй ряд слева направо: Юноша, опирающийся на колонну. Глина. I в до н.э. - I в. н.э.; Обнажённый юноша (Аполлон?). Глина. Античность.; Геракл с палицей. Глина. IV - II вв. до н.э.; Три статуэтки, изображающие юношу, опирающегося на колонну. Глина. I в. до н.э. - I в. н.э.; Юноша с лошадью. Глина. Античность.; Фрагмент домашнего алтаря. Глина. Античность.; Геракл. Глина. Античность.



Средний ряд справа налево: Протома Деметры. Глина. III в. до н.э.; Полуфигура Коры-Персефоны. Глина III в. до н.э.; Две протомы Деметры. Глина. III в. до н.э.; Деметра с Персефоной на руках. Глина. IV - II вв. до н.э.; Протома Деметры. Глина. III в. до н.э.



Нижний ряд справа налево: 6 протом Деметры разного размера. Глина. III в. до н.э.

Да, надо же пояснить, что такое протома  - это изображение передней части тела животного (например, быка, коня, оленя) или мифологического существа (например, сфинкса, грифона). Иногда протомой называют полуфигуру, скульптурное изображение полуфигуры человека или человекообразного божества. Из протомы со временем вырос христианский образок. Посмотрите на протомы Деметры и сравните с популярными образками Богородицы. Найдите 10 отличий, как говорится.



Фигурный краснолаковый сосуд, возмодно светильник, но голова не сохранилась и точно сказать невозможно. При рождении был краснолаковым, но роспись почти вся погибла.

И это ведь ещё не роскошь, а так - ширпотреб для нижнего слоя среднего класса, зарабатывающего 1 - 3 драхмы в день. Так что идём дальше. Нас ждут боги, герои и просто уважаемые люди - те, кто был признан достойным увековечивания в мраморе..



Общий вид витрины.

Подробности:



Голова мужской статуи. Мрамор. I - III вв. н.э. А бронзовый сосуд V в. до н.э. называется гидрия. Это сосуд для воды. С ним не только ходили за водой, но и использовали в религиозных ритуалах. Видимо, по этому он и попал в эту витрину.



Гидрия крупным планом.



Фрагменты статуэток. Мрамор. I - III вв. н.э.



Фрагмент статуи - средняя часть туловища и складки гиматия. Мрамор. I - III вв. н.э.



Общий вид витрины.

Теперь, как водится подробности.



Часть скульптурной композиции Афродита с Эротом. Мрамор. III в. н.э.



Задняя часть женской фигуры. Мрамор. I - III вв. н.э. Вспоминается фильм "Собака на сене" и срока из песни, которую там исполняет герой Джигарханяна: "Замечательный филей" :-)))



торс и рука женской фигуры. Мрамор. I - III вв. н.э.



Головы женских статуэток. Мрамор. I - III вв. н.э.

Есть в музее и полноростовые статуи. Например, классного парня с фотографии ниже зовут Неокл.



Неокл в окружении амфор.



Неокл крупным планом.

Я не смог устоять перед искушением сфотографироваться с этим симпатягой.



Я с Неоклом.

А кем же, собственно, был этот Неокл? А был он наместником Горгиппии, и статую ему на городской площади поставил его сын - Мойродор в 186 г. н.э. Тоже наместник города. Определили это по надписи на постаменте: «При царе Тиберии Юлии Савромате, друге цезаря и друге римлян, благочестивом,  Неокла, сына Геродора, бывшего наместника Горгиппии, своего отца и благодетеля, Мойродор, сын Неокла, наместник Горгиппии, поставил почёта ради в 483 году, месяца Лоя, 15-го числа».

Да, прописали бы мне ижицу за фамильярность...

Саму статую нашли в 1939 г. недалеко от предполагаемой центральной площади Горгиппии. Как видите, Неокл выглядит истинным эллином, но на шее у него гривна с «узлом Геракла» - признак принадлежности к царскому роду. А это скорее варварский, чем греческий знак отличия.

Кстати, надо рассказать почему у боспорского царя Савромата - старшего родственника Неокла и Мойродора такое странное имя - Тиберий Юлий Савромат. Дело в том, что Боспорское царство в 13 или 14 г. до н.э., при царе Аспурге получило статус «друга и союзника Римского Народа», т.е. стало государством-клиентом свеженародившейся Римской империи. Империю это устраивало - повторения славных, принесших много добычи. но тяжёлых и богатых на потери Митридатовых войн в Риме не особо хотели - у них своих дел с гражданскими войнами тогда хватало, а Боспор был довольно могущественным государством. Время шло, принципат в Риме укреплялся, поводок для государств-клиентов укорачивался. Со временем у царей-клиентов вошло в моду брать себе первое (преномен) и родовое (номен) имя царствующего римского императора, а своё личное оставлять в виде третьего имени - когномена (прозвища). Это олицетворяло, что царь является лишь тенью римского цезаря.

Но идём дальше. А дальше у нас рыночная площадь - сосредоточие общественной жизни любого эллинистического города. В городах побольше, обычно, собственно торговую площадь - агору и центральную площадь, на которой стояли главные храмы города и происходили религиозные церемонии, разносили, но Горгиппия до такого размера не доросла, так что они обходились одной главной площадью. Возможно, она располагалась в районе нынешнего санатория «Кубань» - этот вопрос до конца ещё не выяснен.



Санаторий "Кубань" - предполагаемое место центральной площади Горгиппии.

По аналогии с остальными городами Боспорского царства, можно предположить, что на агоре располагались главные храмы города, алтари, здание городского совета, дворец наместника, библиотека и здание суда. Так же на площади находилось возвышение для оратора, использовавшееся во время народных собраний, а так же для оглашения указов в остальные дни. Здесь же стояли статуи богов, царей, наместников и граждан, чью память сочли нужным увековечить, плита с присягой эфреба - новобранца и плиты с памятными надписями. Про последние я рассказывал здесь, но не грех и повториться.



Фрагменты стел с надписями.

Надписи на стелах делились на:

- строительные, сообщавшие о постройках какого-либо знакового объекта и пояснявшие ход строительства и архитектурные решения;

- почётные - в честь царей, наместников, политических и общественных деятелей, выдающихся граждан;

- списки имён городских магистратов;

- манумиссии - свидетельства об освобождении рабов;

- надписи фиасов - профессиональных гильдий.

Ниже несколько примеров надписей с переводом:



Царь Аспург, друг римлян, Панталеонту и Феангелу желает здравствовать. Будучи благосклонно расположен к городу горгиппиян и желая воздать им по справедливости, поскольку проявили они себя во многих делах благорасположенными ко мне, особенно когда соблюли себя в полной безмятежности во время путешествия моего к императору Августу, я определяю, сообразно данным мною распоряжениям, что на будущее время правила родственного наследования останутся у них неизменяемыми, согласно наследственному закону Евпатора. Итак, оплатив опубликование, сделайте это постановление для всех известным, сообразно нашему решению. Будьте здоровы. 312 года, месяца Дайсия, 20-го дня. 15 г. н.э. Да, забавные юризмы были в то время в ходу.



Левкон, сын Сатира, исполнил обет и поставил статую Фебу Аполлону - владыке города лафитян, будучи архонтом Боспора и Феодосии, он одолел в битве и изгнал из земли синдов Октамасада - сына синдского царя Гекатея. IV в до н.э.

К сожалению, больше переводов я не сфотографировал, так что пусть будут просто надписи.















Кстати, из надписей следует, что в административной системе сохранились Горгиппии сохранились многие институты полисной системы - одна из надписей упоминает городской совет. Из других следует, что в городе были архитектор, казначей священных сумм, «ведающий святынями», попечитель сирот, гимнасиарх (руководитель гимнасия), военачальники разных рангов (стратег, лохаг, тагматарх).

Ну и в завершение сегодняшнего поста, ещё немного мраморных статуэток. Уже без атрибуции - забыл сфотографировать.





Вот и всё на сегодня. Скоро продолжим.

Предыдущие части: Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V, Часть VI глава I, Часть VI Глава II, Часть VI Глава III, Часть VI Глава IV, Часть IV Глава V, Часть VI Глава VI, Часть VII Глава I, Часть VII Глава II.

В Анапу за слонами, Анапа, Скульптура, История, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up