Что касается велосипеда и его тех.состояния, то забегая вперёд скажу, что глобального ничего не делал и вел остался старым. Просто, некоторые его компоненты немного износились за три сезона покатушек и продолжать эксплуатировать их было хоть и возможно, но с оговорками.
В частности, стала немного люфтить каретка. Несколько раз подтягивал чашку, но всё равно небольшой люфтик появлялся. Следом, захрустели шатуны. После переустановки и протяжки хруст ушёл, потом снова появился. Переставил ещё раз, со смещением по зубьям вала каретки и звук снова пропал, но надолго ли? Манетка на переднем переключателе перестала издавать характерные щелчки, но скорости переключались. У педалей сточились острые грани и подошвы башмаков не редко соскальзывали. Грипсы в мокрую погоду сначала прокручивались, а потом начали сползать, когда к ним усилия прилагались. Тросики немного надорвались в местах крепления к переключателям и распустились. Стало рваться седло. Задний переключатель на каких-то определённых звёздах нечётко перекидывал цепь. Из ног вилки в штаны уходило масло. Словом, ничего основательно не сломалось, но на комфорт эти моменты оказывали непосредственное влияние.
Решил обновить не только то, что износилось, но и заменить некоторые другие компоненты, в качестве профилактики износа. В начале сезона поставил новую каретку (под квадрат), систему и педали-топталки с шипами. Поменял оба переключателя и кассету (11/28). Купил сразу три цепи и четыре камеры, про запас. Заменил обе манетки, тросики и рубашку. Приобрёл кожаное седло и эргономичные грипсы. Установил чуть длиннее вынос. Вилку трогать не стал, теперь она, в большей степени, просто пружинная. В конечном итоге, после абгрейда вел немного потолстел, на несколько сотен грамм. Общий вес теперь составляет 14 кг. + 2 кг. весит то, что вожу на нем постоянно.
В этом сезоне задался целью найти альтернативу жидкому маслу для смазки цепи. Надоело чуть ли не после каждой поездки заморачиваться чисткой и смазкой. К тому же, бензин "калоша/галоша", который хорошо отмывает цепь, при этом быстро выветривается и не токсичен, стоит довольно существенно по деньгам, учитывая частое его использование. Покопавшись в инете, нашел инфу про парафин, в виде твёрдой смазки. Должен заметить, что изначально к этой идее отношение было скептическим. Сомнения вызывал ресурс одной обработки парафином и общий ресурс по пробегу. В прошлых сезонах цепь среднего уровня ходила у меня по асфальту ~2500 км. без существенного износа. В парафине подкупало то, что цепь и трансмиссия, в целом, при таком виде смазки будут относительно чистые.
В начале этого сезона выделил одну цепь и решил провести над ней эксперимент. Исходил из тех соображений, что если она протянет хотя бы 200 км. на одной проварке, то стану использовать парафин на регулярной основе. Вначале сезона стал понемногу вкатываться с таким расчётом, что бы заезды были непродолжительными, потому как у парафина есть неприятная особенность. Когда он вырабатывается, то без каких-либо предварительных симптомов начинает заметно пищать цепь. Однако, по-факту, ресурс превзошёл все мои ожидания. Даже после 400 км. цепь не издавала никаких посторонних звуков, кроме характерного шелеста, что вполне допустимо. При этом, если по изгибать её в разных плоскостях, то совершенно не слышно хруста песка между звеньями и руки остаются чистыми. По мере выработки парафина, небольшие его частички выдавливаются из звеньев цепи и покрывают их тонким слоем, словно пеплом. Однако, пыль и грязь не прилипают, а отмывается это дело легко обычной водой с мылом.
По причине увеличения дистанций, решил не дожидаться момента, когда парафин выработается полностью и повторил проварку. По-слухам, на многоскоростных цепях ресурс составляет как раз 400-500 км. Эти данные верны для сухой погоды. В мокрых условиях ресурс парафина может снижаться в разы, это ещё один его недостаток. Причём, ему не страшна сама по себе вода, он в ней не растворяется и не смывается. Предположительно, губительным фактором являются твёрдые частички песка и грязи, которые могут попасть внутрь звеньев в составе воды и повредить слой парафина. Поэтому, цепь рекомендуется повторно обрабатывать после каждой поездки в мокрую погоду. Так же, рекомендуется использовать парафин с трансмиссией не самого низкого качества. Поскольку поверхность металла на защищена плёнкой масла и при попадании влаги может начать ржаветь, что характерно для комплектующих начального уровня. За 2000+ км. пробега ресурс цепи в части растяжения, пока, в норме. Таким образом, идея парафина имеет право на существование, что подтверждено личным опытом.
Две цепи Shimano HG-73, новая и хоженая.
Из экипировки приобрёл солнцезащитные очки, на замену потерянным в прошлом сезоне. Спортивные перчатки, т.к. хб'шные с обрезанными пальцами хоть и устраивали, но жутко фанили в жаркую погоду. Эластичные повязки на колени, которые по-факту оказались похожи на чулки. Из-за того, что частенько, особенно осенью, выезды начинались ещё до рассвета, купил передний фонарь, небольшой мощности и задний габарит.
Касательно обуви получилась забавная ситуация. Прошлогодние башмаки пришли в негодность и подруга подарила мне новые. Начал в них бегать на беговой дорожке ещё по-осени, после завершения сезона, и оказалось, что они малы и давят, аж два ногтя слезло с больших пальцев. Решил одним выстрелом убить двух зайцев. Купил на распродаже велосипедные контактные башмаки, с таким расчетом, что зимой в них отбегаю, а потом пересяду на велосипед. Но не тут-то было! По-факту, бегать в них неудобно, т.к. подошва оказалась довольно жесткой и громыхала при беге. Кроме того, она немного изогнута. Ладно, решил оставить чисто для велосипеда. Пришла пора, поставил новые топталки и выкатил на улицу. Каково же было моё разочарование, когда подошвы начали проскальзывать по шипам и елозить по педалям. Посмотрел стоимость других башмаков, с мягкой подошвой, и оказалось, что за эти же деньги можно взять контактные педали. Что я и сделал.
По этому поводу сейчас сказать могу не много. Сама по себе жесткая связка ног с педалями мне нравится, если не брать во внимание вопросы безопасности. Подошвы башмаков не сползают и не слетают при педалировании на ямках, что несомненно удобно. Максимальный каденс на топталках ранее был в районе 120 и то, нужно было постараться. Теперь, при желании, реально раскручивать педали до 140 оборотов в минуту. Действительно, в контактах можно приложить больше мощности, за счёт дополнительных групп мышц. Из-за этого получается быстрее разогнаться и поддерживать более высокую скорость, правда, ценой повышенного закисления. Но это всё спортивные функции и в максимальных заездах смысла они не имеют. Кроме фиксации подошвы на педальке, разумеется. На низких мощностях лично я не чувствую, сколько усилий прилагаю к мышце. На больших нагрузка ощущается, на малых - нет. При мощности 100 Ватт требуется передавать усилие на педаль всего в 3 кг., с учетом каденса в 90 оборотов. Это при условии, что нагрузка будет равномерно распределена при обороте шатуна на 360 градусов. Если просто давить, т.е. прилагать постоянное усилие на шатун при обороте 0-90 градусов, то нужно уже 6 кг. на одну ногу. На соревнованиях спортсмены могут прикладывать по 10 и более кг. на одну ногу, при круговом педалировании, и там нагрузка реально ощущается.
Следовательно, на небольших мощностях контактные педали практически не повышают эффективность. Разве что, можно в какой-то степени снизить нагрузку в те моменты, когда основные мышцы уже устали. Помимо этого, катать на контактах реально опасно, особенно в черте города. Проверено на личном опыте! Я несколько раз падал, причём тогда, когда этого вовсе не ожидал. Стоит резко затормозить и выщелкивание становится крайне затруднительным из-за инерции. Езда в контактах, это как управление заднеприводным автомобилем на скользкой дороге в гористой местности. Нужно постоянно просчитывать ситуации наперёд и не зевать. В жизни всякое бывает и всего предугадать невозможно, нужно быть готовым ко всему. Само собой, можно выстёгиваться заранее, если есть предпосылки к возникновению опасной ситуации. Но бывает и такое, что опасности не видишь и не готов к ней. Так что для обычного, любительского, педалирования можно успешно обходится и без контактных педалей. В максималку в них поеду только по той причине, что мне нравится обувь. Жесткая подошва и хорошая вентиляция добавляют комфорта при длительном педалировании. К тому же, резко тормозить в подобных заездах, как правило, не требуется.