Речка Хича вызывает особую ностальгию. Именно с неё, 7 сезонов назад, начались максимальные заезды. Сейчас это типичная средняя дистанция, на преодоление которой уходит всего около 7 часов времени в движении. А тогда казалось, что доехать сюда на велосипеде, а потом ещё и вернуться, просто нереально.
Прежде всего, изменения происходят в голове. т.е. в сознании и восприятии. Именно там у нас хранятся стоп-краны и страхи, мешающие раскрывать внутренний потенциал. За ними идут физическая подготовка и опыт. Без этого, разумеется, далеко ездить не получиться. И то и другое приходит со временем, нужно только поменьше лениться и побольше крутить педали. А замыкает эту пирамиду техническое оснащение велосипеда и то, на чем катаешь, не имеет принципиального значения. Во всяком случае, у меня всё выглядело именно так.
Вспомнил первый заезд до этой речки. Я тогда съехал с асфальтовой дороги и спустился по грунтовке к старому, деревянному, мосту. Там, в тот момент, находились люди. Было интересно, на какое расстояние рассчитывать в следующих заездах и как далеко от этого места АЗС. Спросил об этом у парня. Он тогда ответил вопросом на вопрос, типа, а зачем мне знать, сколько до заправки? Действительно, я же на велосипеде ехал, зачем мне топливо.
Пока скатывался в этот раз с горочки, ярко светило солнце и температура воздуха немного повысилась. Но в низине, местами, еще клубился туман. Появилась призрачная надежда, что так же будет и на спуске после АЗС. Дожевал шоколадку, допил воду и спустился под мост, набрать из речки ещё. В столь ранний час ни оводов, ни другой летучей живности, не встречалось. Видимо, сказывалась ещё утренняя прохлада. Немного отдохнул и двинул к следующей контрольной точке.
Поднимаясь в горочку за мостом продолжал копаться в памяти. Вспомнил, как в прошлом году, возвращаясь с очередного заезда до АЗС, встретил на этом месте туристов. Три женщины ехали тогда на велосипедах из Ванино в Хабаровск. К нам они добрались на пароме с Сахалина, куда прилетели из Питера. Конечной точкой их поездки был Хасанский район Приморского края. Тогда они произвели на меня хорошее впечатление и, как говориться, зарядили позитивом. Стало понятно, что поездка до Хабаровска для меня, это только вопрос времени. Как выяснилось в последствии, задумка тех женщин удалась, они достигли конечной точки своего путешествия, даже несмотря на наводнение.
Участок до АЗС можно охарактеризовать как хороший. Там нет ни затяжных, ни крутых подъёмов, можно ехать спокойно и размерено, любуясь природой. Не доезжая пяти километров, ранее стоял соответствующий дорожный знак. Теперь его убрали, как, собственно, и саму АЗС. Сотовая связь тут больше не ловится.
Тут ранее была АЗС.
Сделал остановку, что бы надеть очки перед скоростным участком. Впереди 6-километровый спуск, затянутый туманом. Теплилась надежда, что и на подъёме после Аджалами будет все так же прохладно. В погожий день там, внизу, бывает очень жарко. Я называю это место "адским котлом", потому как там свой микроклимат. Стал скатываться с горки и решил снять коротенькое видео, что бы хоть частично передать момент.
Click to view
Несмотря на участки с существенным отрицательным уклоном, разогнаться до 60 километров накатом не получилось. Не знаю, в чем может быть причина. Возможно, повлияла свободная одежда и широкая шляпа, а так же квадратный контейнер на багажнике, которые создавали эффект паруса и тормозили разгон. А может, дело в дорожном покрытии, сказать точно не могу. Так или иначе, но до высокой скорости разогнаться не получилось. Ну да ладно, в остальном только положительные эмоции от быстрого спуска. Где-то посередине, увидел пару глубоких ям в асфальте и благополучно их объехал. Дорога в этих местах просела и есть риск шаркнуть пузом, если ехать на авто, или провалиться колесом в ямку. Словом, нужно сохранять бдительность на этом спуске. В его окончании проехал мост через речку Большая Икчу, поднялся в небольшой подъёмчик и покатился с горочки в сторону следующего моста, через речку Аджалами. Там сделал остановку.
Река Аджалами.
По участку:
20.5 км. ср.скорость: 24 км/ч. движение: 50:24 мин. отдых: 05:53 мин. подъём: 161 м. спуск: 491 м. ср.уклон: -1.6 %.
По всей дистанции:
90.4 км. ср.скорость: 19 км/ч. движение: 4:49 часа. отдых: 49:14 мин. подъём: 1438 м. спуск: 1125 м. ср.уклон: 0.3 %.
90 километров позади, осталось ещё ~170. Какой ужас, это ж сколько мне ещё ехать! Старался даже не думать об этом. Где-то сверху, через слой тумана пыталось пробиться солнце. Несмотря на отсутствие прямых лучей, воздух в низине прогрелся почти до 20 градусов. Не хотелось задерживаться в этом месте и нужно было поторапливаться, пока туман не рассеялся.
Достал упаковку с сушеными бананами. Было интересно, что они из себя представляют и насколько соответствуют тем, которые лопал в юности. Оказалось, что это обычные, только крупные бананы, порезанные небольшими кусочками и по вкусу вполне съедобные. Сфатал речку, перекусил, допил воду и потопал под мост напонить обе бутылки. Впереди ожидался довольно сложный участок и может не хватить одного литра воды. Меня поразило, насколько чисто стало под мостом. Очевидно, что кто-то заморочился этим делом и следит за порядком. В пользу этого говорят надписи на столбе.
Под мостом:
Click to view
Снял коротенький видеоряд, поднялся наверх и решил, что пора переодеться. Достал шорты, попшикал их и остальную одежду репеллентом, убрал остатки бананов в контейнер, сверху положил пакет с штанами и выдвинулся. Впереди 5 с лишним километров подъёма, вершина которого затянута туманом. Переключил передачи на 22/28 и медленно пополз наверх. Дал установку не раскручивать пульс выше 160 ударов в минуту. Подготовленное сердце хорошо тем, что очень чутко реагирует на нагрузку. Когда установлена самая лёгкая передача, регулировать частоту сердечных сокращений можно только посредством изменения каденса. Если ЧСС поднималась до 160, я немного снижал частоту масланий и рост пульса останавливался, как вкопанный. Так же, хорошим признаком является быстрое снижение пульса после прекращения активности.
В процессе подъёма, проезжающие рядом автомобили через одного бибикали. Ближе к второй половине пронеслись два мотоциклиста и, так же, поприветствовали. Должен заметить, это реально подбадривает. Где-то через 30 минут восхождения, достиг ровного участка. Первый сложный подъём позади. Сделал остановку, что бы подышать и попить воды.
После подъёма:
Это не самая высокая точка, впереди будет еще несколько подъёмов, но не таких затяжных. Продолжил движение и попал на участок дороги без асфальта, отсыпанного щебнем. Ехать по нему было довольно сложно, колеса увязали, терялось равновесие. Хорошо, что длился он недолго и через сотню метров вел снова оказался на твердом покрытии. Туман местами уходил и в такие моменты ярко светило солнце. Преимущественно, это происходило на вершинах горок. Стоило только скатиться с них, как пелена тумана снова обволакивала всё вокруг и видимость ухудшалась. Где-то через 10 километров от Аджалами, переполз через очередную вершину и далее мне предстояло катиться накатом с затяжного спуска. Затем, проехал еще немного и сделал остановку на 110 км. от Ванино. В этом месте теперь пролегает граница старого и нового асфальта. В прошлом году здесь начинался грунтовый участок дороги.
Граница старого/нового асфальта:
По участку:
18.6 км. ср.скорость: 17 км/ч. движение: 1:06 часа. отдых: 34:18 мин. подъём: 439 м. спуск: 344 м. ср.уклон: 0.5 %.
По всей дистанции:
109 км. ср.скорость: 18 км/ч. движение: 5:55 часа. отдых: 1:24 часа. подъём: 1877 м. спуск: 1468 м. ср.уклон: 0.4 %.
Пока жевал сушеные бананы, проезжающий в попутном направлении самосвал замедлил движение и свернув на встречную полосу, затормозил на обочине, рядом со мной. Водитель с интересом спросил, откуда еду и какова конечная цель. После того, как получил ответ, сказал, что его сын, тоже, увлекается велозаездами. Я поинтересовался, где он проживает, ожидая услышать про Ванино или Советскую Гавань. На что мужик ответил, что сын военный и живет в каком-то крупном, Российском, городе, уже и не помню, в каком именно. Еще назвал имя и фамилию, с предложением посмотреть в одноклассниках, но в памяти осталось только первое. Когда машина отъезжала, едва не произошло ДТП. В это самое время, в том же направлении, ехала "скания" и самосвал чуть в неё не въехал, когда перестраивался с встречной полосы на свою. Чудом просто не задел! Видимо, хоть и с опозданием, но водитель посмотрел в зеркало. Вот что значат эмоции, вспомнил про сына и потерял бдительность.
В предвкушении хорошей дороги, с трепетом выехал на свежий асфальт. По-слухам, там должен был быть участок с качественным дорожным покрытием. Собственно, так всё и оказалось. Германский автобан, не меньше! Катился и кайфовал от ощущений плавности хода. На первом же спуске несколько так называемых "улавливателей", расположенных один за другим. В одном из таких мест сделал остановку, чисто, что бы сфотать КОНАшку.
КОНАшка где-то на парковке:
Неспешна катил по хорошему асфальту и с ужасом вспоминал, как годом ранее, на этом же участке, трясся по отсыпанной щебнем грунтовке и дышал пылью, поднятой проезжающими автомобилями. По сравнению с текущим заездом, контраст поразительный! Проехал камнедробилку, затем поселок дорожников, состоящий из множества небольших вагончиков. Дорога местами прямая, но почти везде не ровная, в виде небольших спусков-подъемов, качество на высоте.
Германский автобан:
Обратил внимание, что перед мостами нет съездов к ручьям и висят знаки водоохранной зоны. Соответственно, места там пока ещё не загажены и это не может не радовать. Возник вопрос, как долго может длиться этот велосипедный рай? Асфальт закончился на 121-м километре, не доезжая всего чуть-чуть до того места, где в прошлом сезону была зафиксирована конечная точка заезда. Характерно, что почти то же самое было и в позапрошлом заезде, когда ехал на 222 километра, а через сезон тот участок грунтовки, так же как и в этот раз, почти полностью закатали асфальтом.
Скатившись с автобана, сделал остановку. Волнительный момент, ведь скоро будет пересечена граница максимальных дистанций. В голове роились тревожные мысли о том, что меня может ждать впереди. Какая там дорога, выдержат ли шины, когда будет железный мост через речку Буту и стоит ли ехать до "аркаимовского" перекрестка? Все это мне предстояло выяснить в скором времени, а пока нужно было достать строительный респиратор. Вот незадача, крепление у него какое-то не правильное и маска никак не фиксировалась на шее. Придётся держать её в руке, а когда проезжающие рядом машины станут поднимать клубы пыли, буду одной рукой придерживать её, а второй рулить.
Немного отдохнул и утолив жажду, начал движение по грунтовке. Стало заметно жарче, температура воздуха к тому моменту повысилась до 23 градусов. Сразу почувствовал, насколько сложнее тут ехать после хорошего асфальта. Очередной контраст. Покрышки установлены асфальтовые. Можно сказать, лысые, т.к. грунтозацепов нет вообще. В итоге, колеса живут своей жизнью, поскольку сцепление с дорогой, покрытой песком и мелкими камешками, никакое. Были участки, с торчащими из земли камнями и далеко не ровной поверхностью. На них сильно било вилку, она же у меня просто пружинная теперь, масла в ней почти нет и сглаживать колебания нечем. Ещё в начале сезона, когда поставил более длинный вынос и перевернул его вверх ногами, в худшую сторону изменилась управляемость. Руль стал очень чувствительным и если его крепко не держать, норовит крутануться в сторону. Особенно сложно было на спусках, когда велосипед под действием силы тяжести набирал приличную скорость накатом, а в это время одной рукой нужно было держать маску, что бы не дышать пылью. Другой рукой требовалось рулить и притормаживать одновременно. Помимо этого, дико трясло тушку. Словом, опасных моментов, когда можно было улететь с дороги или растянуться на ней, хватало.
Проехал 123-й километр, тем самым преодолев конечную точку заезда по прошлому сезону. Предполагалось, что до моста через Буту оставалось 5 километров. По-факту, он расположен на 126-м, т.к. дорогу спрямили и картографические сервисы теперь брешут. Не доезжая нескольких десятков метров до моста, попутная машина сбросила скорость, парень опустил стекло и спросил, откуда и куда еду. Сказал, что из Ванино, вот, до железного моста и потом обратно. Водила подбодрил, пожелали друг другу приятного пути и машина с Советско-Гаванскими номерами укатила вперёд. Вот и мост.
Железный мост через реку Буту:
Да, интересная картина вырисовывается. Получается, что если этот мост сделать конечной точкой заезда и дальше не ехать, выйдет всего на 6 километров больше дистанции, чем в прошлом году. Как-то несерьёзно это выглядит. Время в запасе ещё было и несмотря на то, что по грунтовке ехать сложно, принял решение попробовать, все же, добраться до "аркаимовского" перекрестка. После чего отпил воды и покатил дальше.
Откровенно говоря, участок дороги там фиговый для велосипеда. Поверхность местами каменистая, трясучка при этом ужасная. Давление в колесах сбрасывать не решился, не хотелось пробить колесо. Старался ехать по самому краю обочины, там прослеживалась небольшая полоска чистой, укатанной земли без камней. Но приходилось уворачиваться от веток, т.к. деревья граничат с дорогой в непосредственной близости. Местами, удавалось разогнаться до 20 и более километров в час, уж очень хотелось побыстрее доехать до конечной точки. В районе полудня, проехав 130 полных километров дистанции, затратив на движение 7 часов и набрав при этом два с лишним километра высоты, я достиг "аркаимовского" перекрестка!
"Аркаимовский" перекрёсток / показания велокомпа:
Click to view
По участку:
21.2 км. ср.скорость: 20 км/ч. движение: 1:05 часа. отдых: 23:10 мин. подъём: 307 м. спуск: 348 м. ср.уклон: -0.2 %.
По всей дистанции:
130 км. ср.скорость: 19 км/ч. движение: 6:59 часа. отдых: 1:47 часа. подъём: 2183 м. спуск: 1816 м. ср.уклон: 0.3 %.