Рассказывая
в прошлой части про общий колорит Усть-Каменогорска, я не упоминул ещё одну его особенность - планировку. Весь город, кроме дальних предместий, выстроен вокруг ни то стрелок, ни то букв "У", главная из которых - у слияния Иртыша и Ульбы. Во второй части рассказа про столицу Рудного Алтая погуляем по центру: Старому городу (за исключением парка Жастар) в углу двух проспектов и району бывшей крепости в углу двух набережных.
Чтобы понять, как устроена центральная часть Уськамана, проще всего
посмотреть на карту. С показанного в прошлой части Левого берега, где в последние годы неспешно строится Новый центр, Иртышский мост выводит на круглую площадь. В середину её воткнут небольшой (28м)
Байтерек - как уже говорилось, на Казахском Алтае символы государственной идентичности встречаются гораздо чаще и системнее среднего по Казахстану. За Байтереком справа ЗАГС, слева сквер с памятником
Борцам за власть Советов (1951), увидеть который вблизи я так и не сподобился. Ну а зелень на заднем плане - это Комсомольский остров за Иртышом:
2.
От Байтерека почти под 45 градусов расходятся две оживлённые улицы. Налево, если стоять к реке спиной - проспект Победы:
3.
Направо - улица Казахстан (логичнее было бы "Казахстанская", но местные её название не склоняют). Такие вот многоэтажки улучшенных серий без характерных для Казахстана национальных узоров - основная среда уськаманского центра, в которой всё прочее, о чём пойдёт речь далее, рассеяно мелкодисперсно:
4.
Навстречу, от моста через Ульбу расходится ещё одна "рогатка" улицы Ауэзова и Орджоникидзе, а вот в их неправильном ромбе - большая часть того, что осталось от уездного Усть-Каменогорска. Его историю я уже рассказывал в прошлой части: хотя формально он был основан в 1720 году, последующие полтора века здесь была лишь крепость, прикрывавшая Рудный Алтай, и пыльная станица Сибирского казачьего войска. Лишь в 1868 году Усть-Каменогорск стал уездным городом Семипалатинской области, и хотя к началу ХХ века он был в ней вторым по величине (8,7 тыс. жителей) после областного центра, всё равно оставался деревянным глухим захолустьем.
5.
Вдобавок, в 1931 году УКа ещё и превратился ненадолго в Восточную Венецию - после катастрофического наводнения в невосстановимом состоянии оказалась примерно четверть городских домов, в первую очередь деревянных. Наверное, с одного из них - вот этот наличник в музее:
5а.
Центром Усть-Каменогорска был огромный базар вокруг Покровского собора:
5б.
Но в 1932 году сюда приезжал Сергей Миронович Киров, объяснял местным жителям, как правильно убирать колхозный урожай, да напоследок посоветовал - снесите уже это всё нафиг, да устройте парк! Сказано-сделано, и теперь на месте базарной площади - парк Жастар, вместе с прилегающими улицами заслуживающий отдельного поста. Свою речь Киров толкал с балкона Облисполкома, судя по дате приезда Мироныча построенного на рубеже 1920-30-х годов. Теперь здесь управление архитектуры, балкон куда-то потерялся, а из окон виден торговый ряд, с распадом СССР вернувшийся на опушку парка.
6.
И если проходящие с других сторон парка Жастар улицы Головкова и Кайсенова я оставлю на следующую часть, то по улице Кирова пройдёмся теперь, потому что до 1935 года она называлась Большой улицей и была в уездном Усть-Каменогорске главной. В боковм переулке, напротив торца Кировского дома - особняк и контора золотопромышленника Меновщикова (1907). Официальной целью ещё петровских экспедиций, строивших крепости Иртышской линии, были именно поиски золота, а в уездном Усть-Каменогорске спустя без малого 200 лет самыми богатыми людьми стали золотопромышленники. Добывали золото в шахтах, и на приисках того же Меновщикова в 1896 году случилась трагедия - 11 горняков погибли под обвалом. Второе крыло здания достраивалось в 1914 году - с началом Первой Мировой популярной рабочей силой в Усть-Каменогорске сделались пленные чехи. При Советах в доме Меновщикова была типография, а ныне музей искусств:
7.
Перекрёсток улицы Кирова с улицей Горького - слева явно довоенная сталинка, справа зелень на углу парка Жастар, а впереди - магазин "Сауле", бывший Торговый дом Саввы Семёнова (1911):
8.
На перекрёстке - памятник основателю города Ивану Лихареву (1987), командиру казачьего отряда, который заложил в 1720 году Усть-Каменную крепость.
9.
Пожалуй самое интересное здание уездного периода - кинотеатр "Эхо", при Советах "Октябрь" в торговом доме Костюрина (1908-11):
10.
Но в общем даже на главной улице уездный Усть-Каменогорск не отличается цельностью. Даже на неё тут не хватило каменных домов, даже в 1930-е годы в УКа не было зданий выше 2 этажей, так что и сейчас эти домики "разбавляют" то новоделы, то сталинки:
11.
Среди уездных городов Казахстана УКа - в общем далеко не худший, но какой-то очень уж негармоничный. И хоть и мало в нём уездных домиков, а становится ещё меньше - под офисы и магазины тут сносят старину не менее активно, чем у нас.
12.
Но обратите внимание, что многие новостройки выдержаны в "уездном" духе, тот же голый кирпич, наличники, башенки, этакий неокупеческий стиль, весьма популярный в России, но для остального Казахстана не очень-то характерный:
13.
Дом с кадра выше фасадом выходит на улицу Горького, также напротив парка Жастар. Если я не ошибаюсь, принадлежал он татарскому купцу Ахтяму Рафикову:
14.
Детская библиотека - опять же если я не ошибаюсь, в бывшем купеческом лабазе:
15.
С другой стороны от улицы Кирова на улице Горького сохранилась пара деревянных домов со ставеньками - такими был застроен некогда весь город:
16.
17.
До 1936 года улица Горького называлась Пожарным переулком. Переулок от улицы в уездном Усть-Каменогорске отличал не размер, а направление - Большая (Кирова) и всё, что ей параллельно значилось улицами, а всё что им перпендикулярно - переулками. Ну а Пожарным он был из-за того, что находилось здесь пожарное депо - абрис дореволюционного города определяли не трубы, а триптих колокольни, минарета и деревянной каланчи:
17а.
В принципе, на прошлых кадрах я показал далеко не всё, что осталось от уездного города - несколько знаковых памятников у парка Жастар я оставляю до следующей части, кое-что я пропустил и на этих улицах, а отдельные домики попадаются и в других местах усть-каменогорского центра. Вот например Дом Дружбы Народов на улице Казахстан, судя по архитектуре строившийся как учебное заведение:
18.
А там, где улицы Горького и Оджоникидзе пересекают улицу Казахстан спускаются к Иртышу - обширная площадь Республики с областным Акиматом. На месте Ленина теперь стоит Абай:
19.
Напротив, по углам обеих улиц с Казахстанской - многоэтажки нетипового вида:
20.
А в конце площади, у Иртыша - мечеть Мухаммадия (2003). Она поменьше Левобережной мечети из прошлой части, но её тонкие минареты едва ли не выше, а когда мы зашли - бородатые прихожане смотрели на нас недобро. Да и были это, возможно, даже не казахи, а чеченцы - со времён депортации они в Усть-Каменогорске стабильно народ №3. "Осторожнее в УКа, там чеченцы живут" - предупреждали меня в Семипалатинске: не мне судить, по чьей вине, но отношения чеченцев с коренными жителями тяжёлые. И если в 1951 году на Рудном Алтае были кровавые
русско-чеченские погромы (до 40 погибших), то в 1990-х с чеченцами конфликтовали казахи, и попробуйте догадаться, на чьей стороне были симпатии русских.
21.
До революции мусульмане составляли 10-15% населения Усть-Каменогорска, примерно поровну казахов и татар. Поэтому мечеть (1896) здесь была и тогда, по соседству с домом татарина-золотопромышленника Валитова:
21а.
В квартале от "Мухаммадии", но улице Казахстан между Акиматом и Домом дружбы народов - маленькая Центральная мечеть, перестроенная в 1995 году из приходского училища (1897). С ней, слышал такую байку, тоже были связаны беспорядки, начавшиеся с того, что кто-то запустил в мечеть поросёнка.
По идее над ней должен быть синий купол, но в дни нашей поездки он стоял во дворе, видимо на ремонте. А в мою сторону и здесь смотрели напряжённо:
22.
Перспектива улицы Казахстан с трамвайными путями. УКа - один из 3 "трамвайных" городов Казахстана (ещё
Темиртау и
Павлодар, а в мои первые приезды
и Алма-Ата), система действует с 1959 года, и её 4 маршрута ведут от вокзалов к заводам. Дребежжащие вагончики по гнутым рельсам бегают часто, но о трамвае я подробнее расскажу в одной из следующих частей. Кинотеатр "Юбиленый" свой облик в стиле "Окон РОСТа" получил уже в постсоветское время - на мой взгляд, чрезвычайно удачная реконструкция!
23.
В дальней части улицы Казахстан - русскоязычная библиотека имени Пушкина с маленьким памятником поэту. Она существует с 1896 года, а нынешнее здание построено в 1983 году.
24.
На улице Кабанбая - рынок "Алтай", к которому примыкает симпатичная сталинка бывшего кинотеатра "Мир":
25.
25а.
В том же здании, где и рынок - внезапно, консульство Литвы. Оно открылось весной 2017 года, и почему именно в Усть-Каменогорске - точно не знаю. Логично было бы предположить сотрудничество по ядерной части, но свою АЭС Литва давно закрыла, зато казахстанские грузы милости просит
в Клайпедский порт.
26.
Иртышская протока между центром и Пионерском островом. До революции здесь был уже не город Усть-Каменогорск Семипалатинской области, а село Верхняя Пристань Томской губернии - граница регионов проходила по Иртышу, захлёстывая за реку лишь в городской черте, так что усть-каменогорские предместья подчинялись административно уже не ему, а
Змеиногорску и Томску. Из-за горы Казахстан выглядывает гора Печи - на ней добывали известь и тут обжигали, от чего над горой постоянно курился дымок. Старожилы ещё помнят торговцев известью на рынке за Ульбой. На смотровую площадку я так и не поднялся, решив, что подъём не стоит панорамы бетонного города в сизом смоге. Но если туда подниматься - то только утром, потому что относительно города Печи строго на востоке.
27.
А мы пока что пойдём на запад. За проспектом Победы (с кадра №3) уездный центр заканчивается, и последние невзрачные домики сиротливо стоят посреди многоэтажек. Здесь начинается Стрелка у слияния Иртыша и Ульбы, а "рогатку" образуют набережные Славского и Протозанова соответственно. Кто такие
Ефим Славский и
Александр Протазанов, я рассказывал в прошлой части: министр атомной отрасли СССР и крепкий хозяйственник Восточно-Казахстанской области. Ну а Стрелка - ядро "доуездного" Усть-Каменогорска, где в 1720 году Иван Лихарев заложил Усть-Каменную крепость. В царские времена город не успел разростись на её эспланады, а вот Протазанов при поддержке Минсредмаша построил на них в 1970-80-е годы один из лучших жилых районов СССР. Стрелка - место встречи не только рек, но различных граней Усть-Каменогорска.
28.
На набережной Славского, почти что у моста и Байтерека - бывший Речной вокзал. Вниз суда отсюда ходили до Семипалатинска, а вверх до Тургусуна на Бухтарме и Тополёва мыса на озере Зайсан отправлялись с другой пристани выше Усть-Каменогорской ГЭС, куда с Речного вокзала пассажиров довозили специальным автобусом. Сейчас, конечно, ничего этого нет, и даже участок набережной у Речвокзала запущенный и мрачный:
29.
В основном набережная Славского выглядит так. В Иртыше мощное течение, бурлящее на препятствиях. Парапет по всей длине наклонён в сторону берега, а вдоль него - уютный бульвар с лавочками и тренжаёрами. Чёрно-белые закорючки - это памятник "афганцам" в конце проспекта Ауэзова, входящего в "рогатку" от Ульбы к Иртышу:
30.
Между крайними точками района, показанного в первой половине поста - не более 1,5 километров. Примерно столько же мы шли по набережной Славского от Речного вокзала, и глазу здесь зацепиться практически не за что: многоэтажки, скверы, зелень за рекой, где Левобережный парк сменился таинственным лесом с резиденцией Назарбаева. Проезжая часть вдоль набережной Славского в дни нашей прогулки была копана-перекопана, и по словам местных, там есть понтовый ресторан, и вот недавно городские шишки, поехав туда, устроили на узкой улице транспортный коллапс, из которого сами не могли выбраться пару часов - поэтому и затеяли теперь реконструкцию.
Где-то по дороге - странный детский "замок" ещё советских времён да памятник Славскому - простой бюст на постаменте:
31.
За тихой улицей Лихарева показалась Сороконожка - так называют огромной жилой дом №40, действительно стоящий на множестве бетонных "ног". Это начало собственно Стрелки в узком смысле слова:
32.
С верхних этажей Сороконожки открывается лучший вид на Усть-Каменогорскую крепость, сердце города посреди бетонных джунглей. Основанная в 1720 году, до 1809 года также иногда называвшаяся Усть-Каменной, крепость действовала по прямому назначению больше полутора веков - ведь выше по горам лежал Рудный Алтай, серебряные и свинцовые рудники всероссийского масштаба, и Усть-Каменогорск прикрывал их от беспокойной Степи. С отменой крепостного права Рудный Алтай, по технологиям и организации процесса остававшийся в глубоком 18 веке, зачах, и крепость в 1879 году передали на баланс города. С этого момента её главной частью стали не казармы и не бастионы, а тюрьма, помнившая ещё декабристов. В 1918 году красные называли Усть-Каменногорскую крепость не иначе как Сибирский Шлиссельбург - как и всюду в Сибири, власть тут смогли удержать белые, но население в рудничном краю традиционно поддерживало красных, а как результат, белый террор на Рудном Алтае оказалася злее, чем красный. Политическая история тюрьмы, впрочем, не закончилась даже на этом: не знаю, были ли у неё именитые узники в советское время, а в 1999 году здесь ждали суда 12 граждан России и 10 местных русских во главе с Пугачёвым - так называл себя их лидер Виктор Казимирчук, якобы (а может и на самом деле) готовивший нападение на администрацию, надеясь этим вызвать стихийное русское восстание по всему Рудному Алтаю. Затея, конечно, была обречённой, а отклик вызвала не там, где "пугачёвцы" ожидали - в 2003 году в России судили Эдуарда Лимонова, якобы готовившего вторжение в Казахстан.
Сохранилось от Усть-Каменной крепости поменьше, чем от
Омской крепости, но куда как побольше, чем от
Семипалатинской. Помимо тюрьмы за Сороконожкой стоят белый двухэтажный офицреский дом (1849-52), деревянная казарма (видимо тех же лет)...
33.
...и Троицкая церковь (1802-09), над которой лишь недавно восстановили главки. С 1993 года всё это занимает Троицкий монастырь:
34.
К нему же относится часовня Уара Мученика (2016), а вот Андреевский собор (2001-08) - кафедральный:
35.
За храмами - остаток вала 18 века:
36.
А с вала отличный вид на оба храма и постройки крепости:
37.
Прямо в вал при нас вгрызалась стройплощадка, где сооружается видимо ещё что-нибудь православное. В земле мы нашли такую вот стеклянную креветку неясного происхождения и лет:
37а.
По грязной улице под стенами тюрьмы мы обогнули крепость:
38.
Монахи и заключённые тут соседи со школьниками:
39.
А обогнув школу №17, мы вышли на другой конец Сороконожки:
40.
За её арками - небольшой детский парк "Саулетай" на Иртыше:
41.
А дальше - собственно Стрелка, квартал 1980-х годов, красоту которого в полной мере можно оценить лишь сверху:
42а.
Дворы изогнутых домов:
42.
Между ними - тенистые скверы, которые впрочем не забыли оснастить бомбоубежищами:
43.
На конце Стрелки - четыре Свечки, по сей день лучшие дома Усть-Каменогорска: всё построенное в советское время не сравнится с ними комфортом, а современное - качеством. В облике их уже есть что-то от постсоветского ориентализма:
44.
За Свечками - сквер, а за его деревьями с трёх сторон синеет вода. Завершает Стрелку и в пространстве, и во времени Монумент погибшим в Великой Отечественной войне:
45.
Он выглядит абсолютно советским и архитектурой, и масштабом, но основание обелиска украшает такая вот табличка:
45а.
Взгляд назад, практически с окончания Стрелки - лестница отсюда ведёт к месту, где закругляется набережная:
46.
По весне вода двух рек отличается цветом - голубой чистый Иртыш и мутная кофейная Ульба:
46а. источник не знаю.
Но к осени уровень Ульбы падает, и мы здесь видели по факту иртышский залив, где цвет воды плавно меняется выше по руслу. Обратите внимание, что на островке сидят бакланы - как ни странно, главная водная птица Усть-Каменогорска:
47.
Вдоль Ульбы - улица Протазанова. Она застроена лишь с одной стороны, но почему-то не считается набережной:
48.
Может потому, что с неё реки-то толком не видать - за парапетом высокие деревья:
49.
Прошлый кадр снят уже довольно далеко от Стрелки - выше по реке будет Автомобильный мост от небольшой улицы Крылова, пара Ульбинского и Пешеходного мостов от "рогатки" улиц Ауэзова и Оджоникидзе, и лишь за ними,ближе к местам из начала поста, стоит памятник Протазанову - тоже типовой бюст. Напротив него - ДК УМЗ для культурного отдыха после танталовых мук (а также бериллиевых и ниобиевых). Правее скульптуры хорошо видна очень советская эмблема "Ульбы":
50.
Ассоль с кадра выше явно имеет где-то протип, но я не могу вспомнить, где точно. Куда интереснее скульптура "Перекуём мечи на орала". Конечно, это тоже копия, но чего! Оригинал работы Евгения Вучетича стоит с 1957 года в Нью-Йорке перед штаб-квартирой ООН. Орало - это плуг, а не громкоговоритель, но в оре информационных войн последних лет название сюжета становится зловещим...
51.
В следующей части - про парк Жастар и прилегающие улицы уездного города.
АЛТАЙ-2017
Алтай Триединый. Обзор поездки и ОГЛАВЛЕНИЕ серии.
Северный Алтай (Алтайский край/Республика Алтай)
Перед Алтаем. Барнаул и Белокуриха.
Горно-Алтайск (2011)
Чемал (2011)
Перед Алтаем. Горно-Алтайск, Майма, Камлак.
Алтай в общем
Алтай в общем. Регионы и народы.
Алтай в общем. Край шести религий.
Алтай в общем. У истоков тюркского мира.
Алтай в общем. Мараловодство.
Казахский Алтай - посты будут!
Риддер. Город на Рудном Алтае.
Сибинские озёра и Ак-Баур.
Усть-Каменогорск. Общий колорит и Левый берег.
Усть-Каменогорск. Старый город.
Усть-Каменогорск. Парк Жастар.
Усть-Каменогорск. Промышленные районы и станции.
Усть-Каменогорск. Этнопарк в Левобережном парке.
Рудный Алтай. Серебрянск и Бухтарма.
Рудный Алтай. Зыряновск.
Катон-Карагай и Большенарым. Казахский Горный Алтай.
Бухтарма. Коробиха, Урыль и обратная сторона Белухи.
Монгольский Алтай - посты будут!
Неалтайский Казахстан - см. ОГЛАВЛЕНИЕ!
Алма-Ата. Общее-2017.
Алма-Ата. Талгарский перевал, или поездка за облака.
Четыре Чарынских каньона.
Иссык. Курганы, станица и озеро.
Астана. Разное-2017.
Астана. Продолжение бульвара Нур-Жол.
Павлодар - Кулунда - Яровое.
Степной Алтай - см. ОГЛАВЛЕНИЕ!