Алтай - сердце Азии. Часть 4: Эргенекон

Nov 17, 2017 17:33



В незапамятные времена две семьи, последние выжившие из своего народа, нашли спасение от врагов в труднодоступной горной долине Эргенекон, где были сочные пастбища и выходы железных руд. Там их потомки прожили много поколений, пока долина не стала им тесна. Научившись плавить железо да ковать из него мечи и доспехи, со временем люди Эргенекона срыли целую гору, открыв себе путь во внешний мир. И выйдя обратно в Великую Степь, покорили другие народы и построили великий каганат от Чёрного моря до Жёлтого моря. Из Эргенекона вышли дальние предки Чингисхана, но туда же возводят свою родословную ультранационалисты современной Турции. Турок, узбек, татарин, японец, кореец, монгол, якут или эвенк - всё это народы алтайской языковой семьи, а стало быть Эргенекон может быть с равным успехом и Уймонской долиной, и каньоном Чулышмана, и Кобдинскими озёрами, и Рахмановскими ключами. В прошлой части я рассказал о религиозном многообразии Алтая и его недавней истории. Теперь же речь пойдёт об истории древней, где предания вместо хроник и гипотезы вместо общепризнанных знаний.

Последняя фраза, если кто не понял - дисклеймер: общепризнанных утверждений, касающихся происхождения народов и родства языков, в этом посте нет.

Алтай - неимоверно древняя земля, первыми людьми которой были даже не homo sapiens. Возраст Улалинской стоянки в черте Горно-Алтайска оценивается от 300 тысяч до 1,5 миллионов (!) лет, а её находки шелльской культуры по своей архаичности уступают разве что вещами из Олдувая - африканской прародины людей. Это древнейшие рукотворные вещи в России:

2а. Национальный музей Алтая - далее НМ


Вот эту гору близ Усть-Кана алтайцы назвали Алмыс-бом, то есть ни много ни мало Скала Снежного Человека - и алмысы, огромные волосатые люди-звери, похожие на йети или бигфутов, якобы даже до сих пор бегают где-то в горах Монгольского Алтая. В склоне этой горы, отмеченная красной курточкой заглядывающего туда туриста - Усть-Канская пещера, где жили люди в каменном веке.

2.


Найденный в соседней Денисовской пещере фрагмент пальца, по данным немецких генетиков, принадлежал не homo sapiens и не неадертальцу, а человеку какого-то иного вида, который скорее всего когда-то был распространён далеко за пределами Южной Сибири. Алтай, конечно же, не был прародиной человечества, но в каменном веке стал одной из точек его формирования.

3. НМ


На Алтае немало наскальных рисунков каменного века. Вот тут слева едва различимая 8-тысячелетняя фигура на камнях Калбак-Таша в российском Алтае, внизу петроглифы древней обсерватории Ак-Баур в Казахстане (им около 6 тысяч лет), ну а справа "дракон" из пещеры Гурван-Цэнхэрийн на Монгольском Алтае - возраст её рисунков оценивают в 15-20 тысяч лет.

4.


Дальше, как мы знаем, камень сменила бронза, и на Алтай пришёл век многочисленных археологических культур:

5. НМ


Бронзовый век был действительно бронзовым, и неспокойными, судя по всему, как эпоха Конана Варвара - курганы тех времён переполнены оружием:

6. НМ


Вот находки ирменкой культуры, основным ареалом которой были степи Западной Сибири, но краешек заходил и в Алтайские горы:

7. НМ


Но в горном Алтае хозяевами оставались два народа, ныне известных как афанасьевская и каракольская культуры. Афанасьевцы были, скорее всего, белокурыми европеоидами, и говорили на индоевропейском языке. Позже они ушли на юг, сначала в нынешний Синьцзян, где стали известны как тохары, а затем ещё дальше - потомков их теперь стоит искать в верховьях Амударьи и Инда, среди пуштунов и памирцев. Афанасьевское наследие - курганы-керексуры в виде колец из каменных плит (например, у села Ело по дороге в Усть-Кан на кадре ниже), и многочисленные петроглифы, как например Калбак-Таш, поставленный мной на заглавный кадр.

8.


Каракольскую культуру в бассейне Катуни же оставили раскосые скуластые монголоиды, позже ушедшие на север - их потомков теперь надо искать на берегах Ледовитого океана, среди ненцев и нганасан, и по одной из версий именно они принесли туда с собой оленеводство, начинавшееся в этих горах с маралов.

9. НМ


В свои могилы из каменных плит каракольцы не клали вещей, которые пригодятся покойнику на том свете, зато сами плиты снабжали изображениями духов-"инопланетян", что помогут найти дорогу в рай.

10. НМ


А в лица каракольских стел есть что-то от ненецких идолов:

11. НМ


Самый наглядный каракольский памятник - Адыр-Кан, современным алтайцам более известный как Кензер-Таш (Каменный Воин) у Чуйского тракта. Впрочем, большинство подобных святилищ использовались разными культурами, и петроглифы на Кензер-Таше и за его спиной были созданы позже:

12.


Едва ли не каждая груда камней на Алтае может оказаться древним курганом. На перевале через Цамбарагарв в Монголии курганы в дни нашей поездки были заботливо отмечены красными лентами для защиты от ковша экскаватора строящейся рядом дороги.

13.


В Монголии вообще древности как-то заметнее - стелы не развезены по музеям, а курганы лучше видны в каменистой пыли, чем в сочной траве. Вот это, например, херексур - курган в каменной ограде:

14.


Но моих знаний явно несдотаточно, чтобы сказать, где курганы афанасьевские и каракольские, а где - скифские. Порядка 2500 лет назад из казахских степей на Алтай пришли новые кочевники, говорившие на языке, который понимали древние иранцы. На Алтае они усвоили и дополнили афанасьевскую культуру и смешались с людьми каракольской культуры, породив из этих трёх корней новую общность - сибирских скифов, в Античности более известных как саки и массагеты, на своих южных рубежах непобеждённые Александром Македонским.

15. НМ


Скифский Алтай стал совершенно другим - даже петроглифы отличиаются с первого взгляда (это тоже Калбак-Таш), став куда реалистичнее и вычурнее:

15а.


Самые яркие памятники той эпохи были найдены в Пазырыкских курганах на Улагане, и некоторые из них - например, древнейший в мире ковёр или огромную погребальную повозку, я ещё покажу в постах про Улаган, когда будем проезжать мимо тех курганов. От них пошло и название наследия алтайских скифов - "пазырыкская культура". Пазырыкская эпоха - своеобразный золотой век Алтая, а сохранившиеся в чрезвычайно богатых погребениях скифских вождей вещи позволяют в прямом смысле слова посмотреть в лицо тогдашним людям. И подобно фрескам в древней Согдиане, так же основанной ираноязычными кочевниками, мир Скифского Алтая кажется жизнелюбивым и солнечным, будто мультфильм.

16. Эрмитаж - далее Э


Да, здесь основные картины - это именно ковры, и при жизни хозяев клали их явно не на пол. Ведь переносные дома не распишешь фресками...

17. Э


Расписывали скифы не только свои жилища, но и самих себя - одной из самых характерных скифских особенностей были татуировки:

18. Э


Деревянный саркофаг из могильника Бешадар - с резными боками и крышкой:

19. Э


И чего бы их миру не быть добрым и солнечным - кажется, скифы просто не верили в Смерть, и усопшего провожали на заслуженный отдых, любовно давая ему в дорогу много полезных вещей. Вот например арфа из Пазырыкских курганов:

19а. Э


Столик и котлы:

20. Э


Войлочная одежда на любую погоду:

21. Э


И войлочное же седло:

21а. Э


Но если на Земле скиф не могли существовать без коня, то на том свете, видимо, больше ценили оленя - одной из самых запоминающихся скифо-сибирских вещей стали рогатые маски, в курганах надевавшиеся на мумии лошадей:

22. Э


23. Э


А вместе с ними - изящнейшая сбруя:

24. Э


Ну и конечно сибирские скифы не были бы скифами, если бы не практиковали "звериный стиль", заметно отличающийся от "звериного стиля" их черноморских собратьев - здесь на него не влияли ни эллины, ни кто-либо другой.

25. Э


Помимо Пазырыкских курганов (вещи из них - на зелёном фоне), важнейшие находки той эпохи дали Туэктинские курганы на русском Алтае (находки из них - на красном фоне) и Белоберельские курганы на Казахском Алтае, за вещами из которых надо ехать в Астану. И - множество курганов за пределами Алтая, как например Иссык под Алма-Атой, "дом" Золотого Человека.

26. Э


26а. Э


Каков котяра посредине!

27. Э


28. Э


Так и ехал скифский вождь туда, где можно забыть о врагах, изменниках и морах... навеки. Эта реплика той самой повозки из Пазырыкских курганов, которую я покажу в другой раз - популярный ныне образ в Республике Алтай:

29.


Но главным символом скифского прошлого стала Принцесса Укока, или Ак-Катун (Белая Госпожа). Так называют здесь мумию женщины 25 лет, найденной новосибирским археологом Натальей Полотьмак в 1993 году в вечной мерзлоте на холодном безлюдном плато Укок, в изуродованном пограничными блиндажами кургане Ак-Алха. Время было тогда весёлое, консолидированные в единый народ при Советах алтайцы на волне Перестройки активно занимались национальным самоопределением, и находка тут же прослыла древней принцессой, после смерти хранившей дверь в Нижние миры от готовой прорваться к нам нечисти. Вдвойне интерес к ней возрос, когда "принцессу" увезли в Новосибирск, где Академгородок располагал оборудованием для её хранения. Оттуда Белая Госпожа немало послужила Республике, или вернее её хозяевам - вместо проблем с дорогами, медициной, образованием и прочим в сложных ситуациях власти начинали педалировать тему "русские, верните алтайцам их принцессу!". Наконец, в 2012 году при реконструкции музея был построен специально обрудованный зал ниже уровня земли, куда и перевезли мумию - теперь её могила находится за тёмным стеклом на кадре ниже справа:

30. НМ


На самом деле эта женщина при жизни не была принцессой, где-то её считают жрицей (как она изображена на восковой фигуре), где-то - просто дамой из знатного рода. Это алтайцы ещё стерпели и сами могут рассказывать туристу, что принцессой её нынешние политики сделали. А вот того, что женщина с Укока на нынешних алтайцев мягко говоря непохожа, местные власти сочли уж слишком разжигающим, и объявили плато Укок "зоной покоя", чтобы там ещё чего-нибудь не нашли.

31. НМ


Сбруя коней из могилы:

32. НМ


И реплика самой могилы. Так в этом тёмном зале Принцесса Укока существует в трёх экземплярах - подлинная мумия в деревянной колоде, восковая фигура "при жизни" и восковая фигура "посмертно".

33. НМ


И ещё скифская эпоха оставила множество "каменных баб", заметно отличающихся от стел афанасьевцев и каракольцев - но те в основном хранятся в музее:

34. НМ


Как и ряд тюркских каменных изваяний, у нас именуемых "половецкими бабами". Лучше они всего сохранились в Монголии - вот целый могильник с тремя истуканами над прахом воинов, от которых тянутся шеренги балбалов - каждый из них тут вместо зарубки на прикладе, олицетворяет поверженного врага, что будет служить погребённому на том свете.

35.


Во втором веке до нашей эры алтайских скифов покорили гунны... вернее, этим слегка европеизированным словом называли тех из них, кто дошёл до Европы спустя несколько веков, а у себя дома этот народ принято называть хунну. Кем они были - единого мнения нет до сих пор, но скорее всего - предками монголов, которые жили в юртах и говорили на языке монгольской группы. И вот тут-то, на Алтае, смешением скифов и гуннов возникла новая общность - тюрки.

36. НМ


И если это так, то Эргенекон - это Кобдинские озёра или какая-нибудь другая долина в том краю. Потому что именно на Монгольском Алтае нашли в 5 веке убежище "500 семей Ашина" - один из вассалов хунну, прежде чем тех самих разгромили сяньби. За сотню лет ашины полностью слились с местными племенами по языку и культуре, превратившись в их знать. И как в той легенде, они вышли с Алтайских гор в Степь и покорили её от Чёрного до Жёлтого моря - так возник в 552 году грандиозный Тюркский каганат, и в последующие шесть с половиной веков в Евразии наступило время тюркских каганатов. Не самым большим, но самым важным для тюркской культуры был Киргизский каганат, в котором возникло, например, тюркское руническое письмо (камень из села Ябоган под Усть-Каном):

37. НМ


Но Алтай для всех последующих государств оказался глубокой периферией, как отчий дом в деревне, навсегда покинутый сыновьями, чтобы вершить в городе большие дела. Этими "сыновьями" были Тамерлан и Мехмед II, ещё раньше Чингисхан и Атилла, а до него задолго - пуёсские вожди, бившие бородатых айнов на островах, позже ставших Японией. Среди тюрок есть народы, например киргизы, каракалпаки или гагаузы, возникавшие из наслоения множества волн кочевников, осаждавшихся в своём броуновском движении на горы или реки. Алтайцы - другой случай: это те, кто никуда не ушёл. Потомки гуннов, скифов, тохаров и самодийцев, дальняя родня не только турку и японцу, но ещё и ненцу и пуштуну, они разом похожи и на таёжные народы Сибири, и на степных казахов, киргизов, калмыков. Их язык похож на казахский, но например "спасибо" по-алтайски не "рахмет", а "баян" - потому что в их языке нет персидских и арабских слов, к другим народам попавших с исламом. И "теленгит" - не переиначенное ли "тюркют"?

38.


Единым народом алтайцев сделали лишь при Советах, причём до 1948 года они называли "ойраты". Ныне их немного - всего 77 тысяч человек, почти все - в своей Республике: не для того они столько веков и тысячелетий цеплялись за эти горы, чтобы разъехаться из них на волне капитализма. Я встречал алтайцев, работавших в других регионов, скорее не в Москве, а на нефтегазовых северах - но они незименно возвращались.

39.


Исторически здешние жители делились на роды, называвшиеся сёок, или дословно - кость. Во главе сёоков стояли зайсаны - старейшины, сохранявшие свою власть и в Российской империи. И как нашим князьям дальние потомки выходцев с Алтая давали ярлыки на княжение, так и царские чиновники давали медальоны зайсанам. Слева - тамги сёоков, справа - зайсанские значки:

40. НМ


Основная часть алтайского народа - это теленгиты, жители долины Катуни, и именно они входили в Ойратский союз Джунгарии, поэтому русские их знали как "белых калмыков". При этом единым целом я бы не назвал их даже сейчас - алтайцы с Улагана или с Усть-Кана производят совершенно разное впечатление, друг о друге знают мало и недолюбливают. Как мне кажется, в самоидентификации у них на первом месте нация (алтайцы), на втором - район, на третьем - сёок, на четвёртом - субэтнос. Алтайцы, с которыми общается путешественник - с вероятностью 99% именно теленгиты. А вот их традиционные одеяния в Национальном музее, "на местности" сейчас таких не носят:

41. НМ


К "белым калмыкам" относили так же телеутов в Кемеровской области (с 1993 года "отделились" от алтайцев и на причисление к ним обижаются), и вместе с теленгитами они слагают общность южных алтайцев, чей язык ближе к казахскому. Но были и "черневые татары" - уже не часть ойратского союза, а его вассалы, платившие Джунгарии ясак. Их потомки - это живущие в бассейне Бии северные алтайцы: челканцы, кумандинцы и тубалары. Их языки ближе к хакасскому, а некоторые лингвисты и вовсе включают их в карлукскую группу с узбекским и уйгурским. Вот, слева направо, одеяния кумандинцев, телеутов и тубалар:

42. НМ


Алтайское жилище - аил. На самом деле это слово значит просто "дом", Юрта, например, называлась кийс-аил (войлочный дом), а чум из бересты и палок у разных субэтносов - содон-аил, сёлтё-аил, аланчик или чадыр ("шатёр"). Рядом, обратите внимание, чака - это столб для коновязи, и число делений на нём олицетворяет достаток семьи: сколько коней можно сюда привязать - столько гостей (ведь без коня тюрок не передвигается!) хозяева могли накормить.

43. НМ


Самым живучим оказался деревянный дом - чертпе-, кажаган- или чеден-аил, по сути дела просто курная изба с конической (как у чума) или сферической (как у юрты) кровлей. Потом алтайцы научились строить избы по русскому образцу, особенно с появлением печек-буржуек, и ныне аилы - это в основном летние кухни. И просто знак, по которому с первого взгляда можно отличить алтайские сёла от казахских или русских.

44.


У аила всегда 6 граней - это число, равно как и кратные ему, у алтайцев имело магический смысл. Например, жизнь человека по алтайским поверьям делится на 12-летние циклы: 0-12 лет - обретение свойств, 12-24 - становление личности в связи с родителями, 24-36 - обретение своего места в жизни, и не исключаю, что в современном мире до 12-летних циклов удлиннились 6-летние.

45. НМ


Двери (эжик) аила обращены на восток, а через порог (болого) полагается переступать с почтением. Левая от входа половина считалась мужской, правая - женской, посредине горел очаг, за которым находился "тор" - самое почётное место между алтарём "джаик" и мягкой кроватью старших хозяев. С обеих сторон люди садились по старшинству - хозяева на "торе", младшие у дверей.

46. НМ


Алтайцы держали коней, но не были кочевниками, живя больше охотой и дарами леса:

47. НМ


И реликвией многих домов долгое время оставался мултук - старое кремневое ружьё:

48. НМ


Были у алтайцев, конечно, и скотоводство на горных пастбищах, и даже какое-никакое земледелие - важной частью их кухни остаются талкан (толчёная крупа) и кёчё (похлёбка из воды, соли, перловки и мяса). Но кожаные фляги для кумыса с "рожками", в которых всегда оставалась закваска - такие же, как и у народов Великой Степи.

48а. НМ


Женские украшения:

49. НМ


Ещё украшения и курительные трубки. Лучшей драгоценностью в этом самом дальнем от любых морей краю считались раковины каури:

50. НМ


Их дарили родителям, когда ребёнку исполнялся год - в те времена, когда большинство людей умирали в младечнестве, прожитый год был куда более важным событием, чем само появление на свет. Желали ребёнку, вручая родителям такой подарок, быть жирным как барашек, быстрым как конь и белым как заяц, то есть - достатка, силы и чистоты. Вот на одной из витрин музея - колыбелька, погремушки, обереги с каури и кисет, где хранилась пуповина.

50а. НМ


У алтайцев неплохое для маленького народа авторское искусство. Вот например куклы и вышивка Дьажий Тогочоевой из Горно-Алтайска:

51. НМ


Там, где называют род - костью, не может не быть косторезного искусства. Творения Павла Манатова из Онгудайского района:

52. НМ


А вот живопись - картина молодой художницы Алтын-Ай Мендешевой. В алтайском языке очень много слов, обозначающих то, что у нас называют энергетикой, аурой, внутренним миром...

53. Музей "Пирамида" в усадьбе Константина Устинова в Нижнем Уймоне


Алтайские музыкальные инструменты - топшур с 2 волосяными струнами и варган:

53а. НМ


Но самая впечатляющая музыка в этих краях - конечно же, горловое пение. Которое при мне исполнял кайчи (сказитель) Алексей Кимович Аксанаков из Улагана. Таинственными звуками под тёмным куполом аила и закончу рассказ про этот край, откуда разошлись народы и где каждый верует по своему. Попав сюда впервые в юности, я не мог отделаться от ощущения, что здесь на каждой сопке сидит дух. На Алтае не покидает ощущение боизости чего-то великого и иного. И стоит тебе обойти вон ту очередную гору, те утлые избушки с пьяным хозяином, турбазу с аляповатым рекламым щитом, старый УАЗ с грузом сена - и в глаза тебе ударит яркий белый свет, а привыкнув к нему - увидишь Эргенекон, Звенигород, Беловодье...

image Click to view



Об Алтае "в целом" будет ещё один пост - о мараловодстве. Но с мараловодами я пообщался лишь на Казахском Алтае, так что к этой теме вернёмся позже. А в следующей части начнём путешествие по российскому Алтаю - с Телецкого озера.

АЛТАЙ-2017
Алтай Триединый. Обзор поездки и ОГЛАВЛЕНИЕ серии.
Северный Алтай (Алтайский край/Республика Алтай)
Перед Алтаем. Барнаул и Белокуриха.
Горно-Алтайск (2011)
Чемал (2011)
Перед Алтаем. Горно-Алтайск, Майма, Камлак.
Алтай в общем
Алтай в общем. Регионы и народы.
Алтай в общем. Туризм на Алтае.
Алтай в общем. Край шести религий.
Алтай в общем. У истоков тюркского мира.
Республика Алтай
Телецкое озеро.
Улаганский тракт. От Балыкчи до Каменных грибов.
Улаганский тракт. Кату-Ярык и Пазырык.
Улаганский тракт. Улаганский перевал и застава Степаныча.
Чуйский тракт из Акташа на север. Акташ - Белый бом.
Чуйский тракт из Акташа на север. Кензер-Таш - Чике-Таман.
Чуйский тракт из Акташа на юг. Курайская степь.
Чуйский тракт из Акташа на юг. Чуйская степь.
Усть-Кан и Кырлык.
Уймонская долина. Верхний Уймон.
Уймонская долина. Усть-Кокса, чудеса и чудики.
Аккемская тропа. Тюнгур и путь наверх.
Аккемская тропа. Аккемское озеро.
Аккемская тропа. Ярлушка и Семь озёр.
Аккемская тропа. От часовни вниз до Тюнгура.
Монгольский Алтай - посты будут!
Казахский Алтай - посты будут!
Неалтайский Казахстан - см. ОГЛАВЛЕНИЕ!
Степной Алтай - см. ОГЛАВЛЕНИЕ!

Великая Степь, Сибирь, Алтай, дорожное, алтайцы, этнография

Previous post Next post
Up