Самара. Виды с волжского парома.

Oct 17, 2017 14:25



За несколько часов в Самаре, куда меня занесло весной по пути с Мангышлака, я успел познакомиться не только с показанным в прошлой части Самарским метро, но и с ещё одним необычным транспортом - паромом через Волгу, точнее - в село Рождествено. А так как пристань находится существенно выше по течению, чем конечная цель, за час пути он проходит вдоль половины Самары. Так что расскажу о том, как выглядит "самый волжский город" со своей реки.

Прежде, чем смотреть на Самару с Волги, посмотрим на Волгу с Самары. "С", а не "из" - потому, что город стоит на порядочном косогоре и изобилует по большей части спонтанными смотровыми площадками. Самый восточный из городов на Волге, Самара располагается в чрезвычайно необычном месте - на конце Самарской Луки, грандиозной излучины 120-километрового диаметра, в которой Волга делает почти что замкнутый круг. Причина тому - скалистые Жигулёвские горы, свернуть которые даже такой великой реке оказалось не под силу. Их девственные леса были южным форпостом Волжской Булгарии перед Великой Степью, а в период вольницы - натуральной Русской Тортугой, естественной крепостью страшных волжских разбойников, которую прошли Ермак или Стенька Разин. Вокруг Жигулёй, на 90% по левому берегу, вырос натуральный Кольцевой город с населением 2,5 миллиона человек - по часовой стрелки здесь расположены Тольятти, всякие посёлки между ним и Самарой, собственно Самара, Новокуйбышевск, Чапаевск и за большим степным разрывом и мостом - Сызрань и Жигулёвск, между которыми километров 20 по прямой и километров 300 по Волге. Волга же всё-таки нашла в горной гряде слабое место, от Жигулёвских гор (слева) отрубив небольшие Сокольи горы (справа), образующие Жигулёвские ворота - одно из красивейших мест на великой реки. Слева, под горой Тип-Тяв - посёлок Красная Глинка, самый дальний район Самары. А копер и карьер не случайны - с окончанием волжской вольницы Жигули превратились в горняцкий район многочисленных каменоломен.

2.


В 2008 я проехал весь Кольцевой город - Сызрань, Жигулёвск, Тольятти, Самару... Ну как весь - не умел я тогда путешествовать как сейчас, и упустил огромное количество как весей по дороге, так и примечательных мест во всех четырёх городах (кроме, пожалуй, Тольятти), а главное - не углублялся в сами Жигулёвские горы. Но в этот раз мы были на внедорожнике, и его хозяйка, наш бессменный рулевой Ольга blaue-igel, предложила их пересечь от Самары до Тольятти. Поужинав в посредственной, но зато открытой рано утром кофейне хипстерского вида, мы покинули гостиницу и поехали по утреннему городу, приходившему в себя после Дня Победы. О Самаре я уже писал, что если в 2008 она запомнилась мне городом богатым и светлым, то сейчас она произвела грустное впечатление города обветшалых стен и песпорядочно натыканных высоток. Что изменилось - город или моё восприятие, не берусь предполагать. Сделав в центре пару остановок, мы свернули к Волге по крутой улице Лейтенанта Шмидта. Навстречу, мимо деревянной часовни Митрофана Воронежского, машины ехали буквально кавалькадой:

3.


А это значит - только что пришёл паром, который скоро загрузится и уйдёт на тот берег:

4.


Пристань этого парома называется Октябрьский спуск, а маршрут на сайте пароходства значится "грузовой переправой" - удивительно, но рядом с мегаполисом есть деревеньки, полноценно доступные лишь по воде. В притаившееся за плавнями Рожествено паром даже сейчас, под конец навигации, ходит 3-5 раз в день, а уж в мае определённо ходил ещё чаще. Пассажирский билет - 70 рублей, ну а перевести внедорожник нам стоило 633 рубля. Помимо парома, ходят в Рождествено и пассажирские суда - но не отсюда, и другие пристани виднеются вниз по реке:

5.


Отходим. Интересно, что в роли причала на Октябрьском спуске - ещё одна баржа:

6.


А у нашего парома чрезвычайно уютная дощатая палуба:

7.


Октябрьский спуск расположен за пределами исторического центра, поэтому здесь буйство новостроек не удивляет - вообще, я сам не помню момент, когда облик окраин многих российских городов стали определять именно они, а не привычные хрущовки с брежневками. Вот таунхаусы "iВолга", а пучок "свечек" с кадра выше строится на площадке бывшего Завода имени Масленникова, с 1909 года выпускавшего детали пушек и снарядов (в том числе для "Катюш"), к которым с советских времён добавились ручные часы и военную электроника. В жизни Куйбышева ЗиМ играл немалую роль, и даже знаменитая Фабрика-кухня в виде серпа и молота строилась именно для его рабочих. Но в постсоветское время завод умер, как и многие предприятия, в два этапа: при Ельцине встал, обанкротился, растерял кадры, влез в долги, а при Путине был распродан и окончательно закрыт. Территорию отдали под застройку ещё в 2007 году, однако на площадке ещё осталось немало руин.

8.


С фарватера у Октябрьского спуска самарский берег виден почти что от края до края. Выше по течению, за глубоким Коптевым оврагом - Управленческий городок, и с его Вертолётной площадки открывается едва ли не красивейший вид на всей Волге.

9.


Ниже по течению - нефтезавод в Новокуйбышевске (102 тыс. жителей), индустриальном городе-спутнике Самары на юге:

10.


А берег начинает раскрываться:

11.


За заросшей площадкой ЗиМа строится высоченный схрам Серафима Саровского, а выше по берегу, у станции метро "Российская" ненадолго показался один из символов Самары - Ракета. Если точнее, "Союз", рабочая лошадка "Роскосмоса", самая массовая ракета-носитель в истории - с 1966 года в разных модификациях "Союзы" запускались без малого тысячу (!) раз. И все они без исключения были построены здесь, в Куйбышеве-Самаре на заводе "Прогресс". Эта ракета, само собой, никуда не летала, но к космосу всё же имеет некоторое отношение - построенная в 1984, она использовалась на космодроме "Плесецк" для тренировок и учений. Здесь она стоит с 2001 года как часть музея "Самара Космическая", и видна издалека - вместе со всеми конструкциями высота её 68 метров. Храм и ракета - отличный дуализм, два пути на небо:

12.


Но ракета быстро скрывается за свечками ЖК "Ладья" (2007-2008) высотой от 109 до 126 метров - на тот момент это были одни из высочайших зданий России. Помню, что Самара в 2008 году мне показалась очень похожей на Москву, и это явно если не "Алые Паруса" так "Воробьевы горы" местного масштаба.

13.


Название же им дала стела "Ладья" (1986), замыкающая сверху по течению знаменитую самарскую Набережную:

14.


Паром идёт вдоль города неспеша, но на палубе - холодный ветер, от которого даже майское солнце не спасает. Поэтому и желающих переправиться, несмотря на выходной - немного, и в основном это "Газельки" с грузами для посёлка:

15.


Хотя за рекой, в плавнях волжских островов, отдыхающих из города ждут:

16.


17.


Районы от Ладья до центра в основном весьма унылы, и новостройки им явно на пользу. Улицы от набережной поднимаются круто, вот например Полевая, под которой конный памятник (2014) князю Григорию Засекину, первому воеводе Самары, а следом Саратова и Царицына. Выше - характерный "набалдашник" местной конторы энергосистем, не знаю точно каких лет постройки:

18.


Но впереди, за куполом цирка, под эффектной "короной" трёх новостроек, уже видна главная площадь Самары (ну ладно уж, вторая по значению после площади Куйбышева):

19.


Вернее - сразу две площади: ближе к Волге площадь Славы, дальше Самарская площадь. В кадре слева Георгиевская церковь, построенная в 2000 году по дореволюционному проекту, справа - внизу широкий фасад бассейна ЦСКА торцом к Волге, вверху - грузная коробка областного Правительства:

20.


Площадь образует гигантский балкон, с которого был снят, например, кадр №2 - открыточный вид на Волгу. Лестницу под ним в народе называют "Спуск Паниковского", а высоченный Монумент Славы (1971, 53м) соответственно - и сам "Паниковский с гусём". Так его называет половина Самары, другая половина считает это кощунством, но в любом случае как "Паниковского" его тут знают все. "Гусь" на самом деле - это делавшийся в Куйбышеве "крылатый танк" Ил-2, и о его значении повествуют знакомые по прошлой части панно "Безымянки". А здание на заднем плане - не администрация, а расположенный за два сквера от площади Славы, то есть гигантский бывший Гидропроект (1954-56), курировавший создание Волжско-Камского каскада ГЭС.

21.


До Старый Самары как таковой мы ещё не дошли, но вот уже видны её заводы над Волгой. Поближе - Самарская ГРЭС и рядом с ней дебаркадер пассажирской пристани Ульяновский спуск:

22.


Другой ракурс. Электростанция была основана в 1900 году, расширялась несколько раз, особенно капитально - в 1941 году, когда видимо и были построены её корпуса. Если так - то это редкий пример "во-время-военной" архитектуры, часто похожей на конструктивизм. Эвакуированным заводам и государственным органам Запасной Столицы требовался ток.

23.


Над промзоной - Иверский монастырь, в каком-то смысле бывший её частью: основанный в 1850 году, он славился своими швейными мастерскими, и даже в статусе швейной артели обитель существовала некоторое время при Советах. В 1925 году монастырь всё равно закрыли, а вскоре разрушили Успенский собор - местный "клон ХХС". Из того, что видно с Волги, сохранились зимний Никольский храм (1882-86), жилые корпуса и маленькая 5-главая церковь Иерусалимской Богоматери над трапезной (1901-03), а вот колокольня (1876-83) воссоздана в последние годы - в 2008-м я её ещё не припомню. И едва ли не лучше, чем с Волги, обитель смотрится с окрестных улиц, вписанная в довольно крутой склон:

24.


Под монастырём - ещё одна легенда Самары, в современной России известная куда как больше всех штурмовиков и ракет, вместе взяьых - Жигулёвский пивзавод. Его основал в 1881 году австриец Альфред фон Вакано, и первоначально здешнее пиво называлось "венским". В 1934 году в Куйбышеве сочли, что негоже поить рабочий класс пивом с таким буржуазным названием, и переименовали его в "жигулёвское". Затем его рецпит распространился по всему Союзу, и в разное время своё "жигулёвское" варили более 700 пивзаводов, и даже я, хоть пиво и не пью, знаю, что "жигуль" в ассортименте любого пивного ларька - самый дрянной и дешёвый. Исходный Жигулёвский пивзавод примечателен своей архитектурой (возможно, это самое красивое промышленное здание в России) и культовым баром "На дне", представлявшим собой бесконечно стоявшую на фабричных задворках очередь к пивопроводу, в которой все от урки до профессора и от бомжа до крупного чиновника были равны. Я ещё застал краешком это настоящее "Дно" в 2008 году, а ныне, как я понимаю, оно огламурилось, превратившись в обычный пивбар.

25.


Общий вид завода и монастыря, и снова диалектика... Над монастырём - самое высокое (140м; 2014) здание Самары ЖК "Вилоновский"... согласитель, машинально читается - "Вавилонский"?

26.


С красной башенкой - особняк заводовладельца Альфреда фон Вакано. Репрессировали его ещё при царе как австрийского подданого, а в 1917 году сразу же позволили уехать из России восвояси. Умер он в 1929 году, то есть на его веку в Самаре ещё пили "Венское". Набережная у пивзавода - по сути дела ещё одна речная пристань с обилием лодок и пассажирских судов:

27.


Ниже по реке, выше по склону - красный Самарский драмтеатр имени Горького (1888), к набережной почему-то поставленный задом и серый со звездой Дом Красной Армии (1930-32), позже штаб Приволжского военного округа. Но ещё интереснее стоящий между ними Институт культуры (с 1971 года), к Волге повернутый жёлтым торцом - в основе это доходник 1915 года, в который ещё до революции успел переехать губернатор с аппаратом; в Гражданскую, когда Самару заняли красные, он был разрушен терактом - взрывом, вызвавшим пожар, и в 1920-32 годах построен практичесик заново - дореволюционного осталась лишь коробка стен. Но администрация теперь не губернии уже, а области туда вернулась, а в войну там разместилось заседало высшее руководство советской Запасной столицы, а потому именно на его задворках, через неприметную дворцу - спуск в знаменитый самарский Бункер Сталина, похожий на станцию Московского метро.
Ну а дальше из деревьев выступают высокие доходники Старой Самары - их там много, и они хороши!

28.


Но всё скрывает зелень. Вот, ещё правее, над ней торчат тонкие башни (по 47м) Костёла Святого Сердца Иисуса (1901-06) и непостижимо гигантский Дом Промышленности (1933) эпохи конструктивизма. Харьковский Госпром замышлялся не единственным, просто другие, как куйбышевский, так и не были закончены - планировался здесь целый квартал таких зданий.

29.


Костёл и кирха в Самаре заметнее православных церквей - всё же именно на Самарскую губернию приходилась большая часть Немецкого Поволжья. Местный Храм Христа Спасителя, на московского тёзку не похожий, снесли в 1930-х годах, так что за главного остался Вознесенский собор (1838-47):

30.


Внизу, с колоннами - сталинка "Волготанкера" (1935-37), изначально Средневолжского речного пароходства.

31.


Исторический центр продолжается и здесь - но самые красивые и капитальные дома строились наверху, где поровнее. На склоне же в те годы застройка была попроще, а в наше время, напротив, склон оказался "золотой жилой", где квартиры можно продавать "с видом на Волгу" (даже если окна в другую сторону обращены). Поэтому, увы, фасад Старой Самары - такой:

32.


Ниже по течению - невзрачный, при всей своей важности, Речной вокзал (1971) с коробкой гостиницы "Россия", дальше Алексеевская часовня (1888), от которой набережная разрасталась к Ладье больше века, и наконец - индустриальное устье Самары:

33.


Не более, впрочем, индустриальное, чем Новокуйбышевск. Хотя нефтезавод куда лучше смотрится с поезда, проезжающего со стороны Москвы вплотную к его площадке:

34.


Но в панораму города вдруг вклинились кусты:

35.


Паром, всё отдалявшийся и отдалявшийся от набережной, уходит в Проран - протоку, отделяющие от Жигулей длинные лесистые острова напротив города:

36.


Последние кадры города. Район площади Славы с Ульяновским спуском и цирком:

37.


И Октябрьский спуск, по прямой до которого порядка 5 километров. Волга здесь чуть более 1,5 километров шириной:

38.


Теперь можно и в машину залезать прогреться - на палубе холодно, а в окно вид, словно в иллюминатор. На островах вдоль Прорана - базы отдыха разной степени пафоса:

39.


В плавнях притаилась "Заря" - глиссерное судно, умеющее ходить по мелководью:

40.


Паром заворачивает вверх по течению, из Прорана в протоку Воложка. На самом деле весь его путь - порядка 10 километров, но по времени - около часа, то есть в пару раз быстрее пешехода. Впереди - Рождествено, огромное село (6,2 тыс. жителей), заволжское предместье Самары.

41.


С внешним миром связанное, однако, в первую очередь по воде:

42.


С пристани видна и церковь, конечно же Рождественская (1847):

43.


Она была частью усадьбы, принадлежавшей с 1768 года Орловым, а с конца 19 века - Ушаковым. Связуюшим звеном между ними в 1830-е годы была дочь последнего Орлова Екатерина Новосильцева, и расцвет имения да села случился именно при ней. Вот главный дом усадьбы (1839):

44.


А вот сельская больница 1830-х годов у самой пристани, ныне занятая магазином:

45.


В Рождестве вообще много интересных зданий - например, готическая водонапорная башня или ветхая деревянная каланча, не говоря уж про остатки усадьбы и всяческие избы с резными наличиками. Но мы сюда заехали спонтанно, я обо всём этом ничего не знал, да и остальной экипаж тут вряд ли захотел бы задержаться - впереди нас ждали дебри Жигулёвских гор!

46.


О которых - в следующей части.

МАНГЫШЛАК-2017
Обзор поездки от меня (пассажира) и оглавление серии.
Обзор поездки от Ольги
blaue_igel (водителя).
Доездка
Русские дороги до Казахстана. "Каспий" и "Урал".
Уральск - Атырау. День Победы и козлодрание.
Атырау, бывший Гурьев (2009-17). Самарская сторона.
Атырау, бывший Гурьев (2009-17). Бухарская сторона.
Степные дороги. Индер, Доссор, Кульсары, Бейнеу.
Мангышлак, или Мангистау
Общее. Природа полуострова и наследие адайцев.
Мечети Бекет-Ата. Старый Бейнеу и Огланды.
Босжира. Казахская Аризона.
Сенек и Шопан-Ата.
Жанаозен (Новый Узень) и впадина Карагие.
Актау, бывший Шевченко. Каспийское море.
Актау, бывший Шевченко. Белый город в пустыне.
Тюб-Караган
Форт-Шевченко.
Жигылган, или Упавшая Земля.
Святыни Тюб-Карагана. Султан-Эпе, Кенты-Баба, Шакпак-Ата.
Каньоны Тюб-Карагана.
Окрестности Шетпе. Шеркала и Долина Шаров.
Возвращение через Самару
см. - "Время обратных дорог"

ВРЕМЯ ОБРАТНЫХ ДОРОГ
Вступление-пояснение.
Алтай-2017
Обзор экспедиции и оглавление серии.
Славгород.
Яровое и Кулунда.
Гальбштадт.
Мангышлак-2017
Обзор экспедиции и оглавлении серии.
Самарский метрополитен.
Самара с волжского парома.
Жигулёвские горы.
Югория-2016
Обзор экспедиции и оглавление серии.
По окрестностям Невьянска.
Верх-Нейвинск и Таватуй.
Сысерть.
Вайгач-2017
Обзор экспедиции и оглавление серии.
Вертолётом в Нарьян-Мар.
На пароме по Печоре.
Автостопом до Москвы.

дорожное, Жигули, переправы, Самара, Поволжье, транспорт, Самарская область, суда и корабли, речной транспорт

Previous post Next post
Up