Актау, бывший Шевченко. Часть 1: Каспийский берег

Jun 25, 2017 11:28



Актау - небольшой (188 тысяч жителей) областной центр Мангистаусской области, самый дальний от обеих столиц Казахстана: до Астаны отсюда две тысячи километров, а до Алма-Аты - все три тысячи, дальше чем до иных европейских столиц. Провожать закат на здешней набережной для казахстанца - что встречать камчатский рассвет для жителя России. Ещё это самый молодой региональный центр постсоветских стран - не по времени создания области (тут моложе всех киргизский Баткен), а по времени основания города - до 1960-х годов на месте Актау лежала лишь безлюдная пустыня. Впрочем, о необычной истории города и его ещё более необычной архитектуре я расскажу в следующей части (и всё равно же, несмотря на болд, кто-то этой фразы не заметит и устроит мне истерику в комментах), а пока просто сходим на берег Каспийского моря, которое здесь я увидел впервые.
В прошлой части - про Жанаозен (Новый Узень) и впадину Карагие, самую низкую точку бывшего СССР.

От Узеня до Актау - почти 200 километров, так что доехали в областной центр мы лишь затемно. Сначала мимо потянулась длинная цепочка огней, в созвездиях которых угадывались электростанции и химические заводы, а затем как-то очень внезапно начался город. И после пустыни с редкими неухоженными аулами очень странно было ехать по широким, чистым, ярко освещённым улицам среди высоченных домов. Над городом висела та особая мягко-тягучая темнота, что бывает по вечерам лишь у южных морей. В Актау множество гостиниц, но большинство из них слишком уж пафосны, однако Ольга blaue-igel ещё с прошлого приезда знала отель "Три дельфина". И хотя вход туда выглядел не очень-то презентабельно, внутри оказалось очень хорошо, а в номере помимо всех удобств - вот специфика пустыни! - к услугам гостя была баклажка с питьевой водой. Ольга встретилась с местными знакомыми, коллегами по Drive2 Иваном и Ириной на дизельной "Тойоте" с двойным запасом топлива, и договорилась с ними выезжать двумя машинами на следующий день в 11 утра. Ну а я встал в 6, практически с рассветом, и выйдя на ветреную улицу, сразу почувствовал крепкий запах солёной воды и водорослей:

2.


"Три дельфина" оказались расположены что надо - в самом центре города, вернее чуть севернее его начала, и вплоть до режимного времени я пробирался на юг. На кадре выше - пафосный отель "Ренессанс" (почти такой же есть и в Атырау, и контингент их, я думаю, схож - нефтяные экспаты), а сразу за ним завершающаяся самолётом Аллея Победы, по которой вверх пойдём в следующей части.

3.


Ну а я первым делом спустился к Каспийскому морю, на неприветливый каменный берег с пирсом в виде юрты (!) - такой вот мангышлакский оксюморон:

4.


Вот и он, Седой Каспий, то ли неимоверно гигантское озеро, то ли настоящее море вдали от Мирового океана. В пользу моря говорят размер (чуть меньше, чем Чёрное море, и глубиной до 1025м), океаническая кора на дне, состав солей (сильно изменённый Волгой, но всё же изначально морской), а главное - происхождение: ещё на памяти первобытных людей Каспий соединялся с Чёрным морем длинным (до 500 километров) Манычским проливом, внешне больше похожим на огромную реку - от него теперь осталась Кумо-Манычская впадина. Но эта пуповина оборвалась дюжину тысячелетий назад, и в пользу озера говорят изолированность от океана, солёность (от почти пресной воды в устье Волги до 11-13 промилле у берегов Ирана), а в первую очередь - различные международные договора: считать Каспий озером - выгоднее многим, и в том числе России. Ну а для меня Каспий - всё-таки море:

5.


Да и три "свечки" на берегу явно строились "с видом на море", а не "на озеро":

6.


Каспийский берег оказался каменист, а вода в первых числах мая была холодна и не очень-то приятна коже. Последнее объяснимо - рядом, распространяя запах на несколько кварталов, лежало нечто похожее на испанский "красный прилив":

7.


На самом деле купальный сезон здесь с конца мая по сентябрь, то есть конкретно сейчас скорее всего вода уже нагрелась, гнилые водоросли убрали, а "полуюрту" на пирсе затянули тентом в казахских орнаментах и подают в ней бешбмармак, а может быть и что-нибудь из рыбы.

8.


И в это время здесь, думается, очень хорошо. В последние годы Актау хоть и очень медленно, но всё же обретает черты "национального курорта" Казахстана, и это странно осознавать - что в стране Великой Степи, верблюдов и резко-континентального климата могут быть ривьеры, порты, рейды, маяки...

9.


От чего-то вроде аквпарка на берегу я вернулся в город по Новому спуску, обустроенному, если я не ошибаюсь, уже в постсоветские годы:

10.


Наверху увековечен Жалау Мынбаев - казах-адаец из Форта-Александровска (ныне Форт-Шевченко), который здесь считается первым руководителем республики в 1925-29 годах (тогда это была ещё Казакская АССР в составе РСФСР, хотя по площади и превосходила нынешней Казахстан) и противником Филиппа Голощёкина, ответственного за Ашаршылык - вызванный коллективизацией голод. Мынбаева в этой версии событий обвинили в связах с троцкистами и сняли с должности, а вскоре он умер от туберкулёза. По другой версии никаких дел против него не возбуждали, продразвёрстку в Гражданскую он проводил вполне исправно, и даже руководителем КазССР никогда не был. Но адаевцы не были бы адаевцами, кабы не увековечили здесь своего:

11.


Центральный спуск к морю же начинается у памятника Тарасу Шевченко, в честь которого большую часть своей истории (но не с момента основания!) назывался город. Сюда я вышел лишь через полчаса-час - расстояния в многоэтажном Актау изрядные:

12.


На море глядят вычурные камни пустыни:

13.


У воды - казахи с удочками да русские женщины в купальниках, делавшие на ветреном берегу зарядку:

14.


Здесь берег выглядит совсем иначе, и здорово похож на некоторые места в Крыму типа мыса Херсонеса, Тарханкута или окрестностей Балаклавы... хотя круглые "ванны" в камнях - деталь очень мангышлакская. Впереди - Меловой мыс, сердце города, и на мысу уже виднеется символ Актау - многоэтажный Дом с маяком:

15.


Здесь кончились гнилые водоросли, и меж камней плескалась прозрачная вода - ей богу, не было б так холодно, сиганул бы туда со скалы искупаться!

16.


Но более всего на этом скалистом берегу меня поразила ПЕЩЕРА:

17.


Тёмный приморский грот, в котором не слышно, как прямо над головой ездят машины и шумит бетонный город. Внутри душно и валяется мусор - но судя по запахам (точнее, их отсутствию), местные не позволяют себе использовать пещеру как общественный туалет. Зато здесь есть очаги костров, и представляю, какие страсти здесь кипели и сколько жителей Актау были зачаты под этими сводами! Думается, у каждого шевченковского старожила с этой пещерой связано хоть какое-то воспоминание. В этом и следующем постах я ещё много чего покажу, но думаю, что этот грот - истинное сердце мангышлакской столицы:

18.


А вид из пещеры практически строго на запад, и я жалею, что не пришёл сюда на закате:

19.


У небольшо мыса, похожего на пирс - валун, похожий на сердце:

20.


И не верится, что над головой - большой город. Этот бережок от центрального спуска налево - своеобразное актаусское подпространство:

21.


Дальше строится огромный пафосный отель, и поговаривают, собственник его настолько хороший человек, что собирается забрать себе пещеру. Местным, конечно же, это больно - но что можно сделать в Азии против хорошего человека?

22.


Обратите внимание, как далеко от отельного фасада вынесен мол, или скорее волнолом - штормит на Каспии что надо! Рядом со строящемся отелем оформился ещё один спуск, крутой и узкий, как горный распадок:

23.


Дома с плакатами наверху, от памятника Шевченко до спуска к отелю. Сам памятник Кобзарю в столь неожиданном месте, и бульвар выше него так же приберегу до следующей части.

24.


Вообще же весь Актау представляет собой очень странный синтез моря с пустыней. Там - скалы, чайки, рыбаки и волны, а тут - шаровидные конкреции из района Шетпе (хотя, как у поворота к паломнической дороге в Шопан-Ата и Бекет-Ата, камни тут очень уж правилные - то ли их допилили, то ли все идеальные шары с Мангистаусских гор перекатились в города)

24а.


Отсюда, мимо пафосных коттеджей за высокими заборами, на фоне которых бессильно стоят таблички "Водоохранной зоны" ещё с полкилометра до Дома с маяком. На Меловом мысу - микрорайон №4, в городе Шевченко он был не первым, но построенный в начале 1970-х, сразу сделался центральным. К морю он выходил стеной 10-этажек, и градоостроители придумали простое и потрясающе красивое решение - прямо на крышу одной из них установить маяк:

25.


Официально он называется Меловым маяком, и фактически не в 1961, а ещё в 1948 году с него начинался город - но тогда маяк представлял собой лишь невысокую (7,5 метров) башенку с сигнальным огоньком на Меловом мысу, с развитием города  просто терявшуюся среди его огней. И уж совсем нелепо маячок смотрелся бы у подножья высотных домов, поэтому и "перенесли" его на крышу многоэтажки, построенной в 1974 году. Какое-то время две маячные башни даже сосуществовали:

25а.


Ныне высота Мелового маяка - 43 метра над землёй, 71 (по другим данным 77) метр над уровнем моря... да только лишь загвоздка в том, что он уже несколько лет не маяк. До 2012 года башня, как и положено, пронзала южную ночь двумя ослепительными лучами, но ныне это просто сигнальный огонёк, какие размещают на вышках или трубах. И будь здесь Узбекистан, его конечно под благовидным предлогом бы снесли, а в Казахстане - всё же сохранили как символ города:

26.


У этих домов в принципе нет подъездов - лифты их выходят прямо на улицу, а проезд на этих лифтах - платный. Говорят, за смотрителем маяка была закреплена одна из квартир на верхнем этаже дома, и я решил туда подняться. Какие-то маячные службы здесь действуют и по сей день:

27.


Об устройстве актаусских домов я ещё расскажу в следующей части, и покажу там другие кадры из этого подъезда. Пока же - только вид с лестничной клетки в ту сторону, откуда я пришёл:

28.


Меловой маяк, вопреки расхожему мнению, в мире такой не один, и только в одних только странах бывшего СССР есть маяк на крыше жилого дома (сталинки) во Владивостоке, маяк на крыше пансионата в Пицунде и даже маяк в куполе церкви (!) на Соловецких островах. В Таллине маяк стоит не на доме, но буквально во дворе. О других маяка Мангышлака рассказано здесь, да и я ещё кое-какие из них покажу - именно маяки здесь основное русское и раннесоветское наследие до пришедшей в 1960-х годах эпохи нефти и урана, и по концентрации их Мангышлак, конечно, уступает Балтике, но вполне достоин Крыма. А на первом этаже, или вернее в пристройке под "ножками" актаусского Дома с маяком - такое вот суровое заведение для тех, кому самое трудное время - от рассвета до открытия магазинов.

29.


На сам же скалистый Меловой мыс можно пройти лишь в обход через центральную площадь, и из домов на мысу при мне выходили люди изрядно солидные:

30.


Треугольный мыс (это красиво смотрится на карте) выступает почти строго на юг, ограничивая широкую мелкую бухту. У подножья мыса - яхт-клуб, больше похожий на небольшую складскую промзону. На той стороне - грузовой порт, единственный международный порт Казахстана... да и тот даже на вид не огромный. Однако его грузооборот в 6 миллионов тонн (при потенциале до 17 миллионов) - это почти четверть всего каспийского трафика, через него же проходит мифический Новый Шёлковый путь в Обход России, которым Украина недавно шумно отправляла поезд из Одессы в Китай. В Баку порт ещё меньше, в Красноводске (Туркменбшаи) и иранском Энзели чуть больше, а в России примерно те же 6 миллионов тонн переваливают все три каспийских порта, вместе взятые (Астрахань, Оля и Махачкала), и это меньше 1% от грузооборота российских портов. По трафику Каспий - вполне себе озеро:

31.


Внизу - руины пирса, на котором что-то отмечала интеллигентного вида молодёжь:

32.


Вид на острие Мелового мыса, где и стоял маячок изначально. В воде можно различить опоры старого причала, на викимапии отмеченного как Фирсов пирс. На самом деле - Фитисов пирс, и известное наверное каждому шевченковскому старожилу название - не от какого-нибудь геолога или первостроителя, мужественно высадившего партию на эти камни, чтобы построить город-сад, а от прогулочного кораблика "Фитисов", ходившего оттуда вдоль советского Шевченко.

33.


Вообще же тема города у моря в Актау популярна и сейчас - вот лежит например якорь на газоне за областным акиматом:

34.


А вот - наоборот, дыхание пустыни, дворники здесь ходят в масках для защиты от солнца и пыли:

35.


Ольга как автомобилист сходу отметила в Актау ещё пару деталей - во-первых, непривычные квадратные светофоры, висящие практически по всему городу:

35а.


И то, что автомойки здесь как правило совмещены с кафе. Как объяснили местные, это поветрие к ним пришло из Чимкента, и зная буйный Чимкент, могу сказать, что это очень на него похоже:

36.


А в общем Актау - очень приятный город, чистый, просторный, зажиточный (зарплаты тут вполне на уровне областных центров России), с хорошо одетыми прохожими и обилием приличных кафе. Скажем так - на взгляд человека, приехавшего сюда впервые, в Актау не возникает ни малейшего чувства "сделали аул!" (хотя для шевченковского старожила, уверен, всё совсем не так радужно). Русских здесь по-прежнему около 20% населения, и это типичные казахстанцы - статные, светлые и с подчеркнуто городской речью тех, чьи предки сюда ехали не из деревень. Русскоязычна и немалая часть здешних казахов... а в то же время когда мне понадобилось такси, тормознул я машину с сельского вида дедушкой, по-русски понимавшим дай бог половину слов.

37.


Ещё одно заметное актаусское меньшинство - азербайджанцы, которых в городе порядка 3% населения. Что в общем и логично - до Баку по прямой 400 километров (хотя стоит Актау напротив скорее Махачкалы, даже чуть-чуть её севернее), и на обоих полуостровах, - Мангышлакском и Апшеронском, - занимаются нефтью. Азербайджанцы, по крайней мере солидные люди кавказского типажа, в Актау в общем заметны.
Из местного порта даже ходит паром Актау-Баку, но польза от него для путешественника весьма сомнительна - курсирует он фактически без расписания, идёт около суток, а самый дешёвый билет в каюту без окон стоит порядка 4500 рублей. Тем не менее, мне попался на глаза паром "Меркурий-1" (построен в Югославии в 1985 году, до 1991 "Советская Грузия") как раз заходящим в актаусский порт. Был ещё "Меркурий-2", бывший "Советский Таджикистан", так же ходивший из Баку в Актау, но он затонул в 2002 году во время шторма. Надпись "Caspar" на борту - ни что иное, как "Каспийское пароходство", доставшееся в наследство от СССР Азербайджану. Казахстан же хоть и активнее всех вкладывается в развитие порта, а флот его при этом самый маленький из прикаспийских стран, хотя и с парой танкеров в морях Мирового океана. Есть у Казахстана и свои военно-морские силы, так же базирующие в Актау, и свежепостроенный боевой катер "Мангистау" я уже показывал в Уральске.

38.


Кадр выше снят с пляжа у санатория "Шагала" ("Чайка") на другой стороне городской бухты, близ старейших в Актау 1 и 3 микрорайонов:

39.


Здесь - основные городские пляжи, хотя конечно местные предпочитают ездить купаться за город, в Голубую бухту, на Песчаный мыс, на 43-й километр и просто дикие уголки мангышлакских берегов без названия. Видом с пляжа на Меловой мыс и закончим прогулку "у самого синего моря".

40.


А о самом городе - в следующей части.

Те же, кто не умеют читать внимательно и всех отсылок к следующей части в упор не увидели, могут для экономии своего времени просто скопипастить вот этот текст: "Где галерейные дома?! Почему ни слова про ШУМ? А как же опреснители?! Ведь Шевченко единственный в мире город, получающий воду из опреснителей! А вы знаете, как этот город строился, и почему здесь адреса похожи на номера телефонов?! Отписываюсь!".

МАНГЫШЛАК-2017
Обзор поездки от меня (пассажира) и оглавление серии.
Обзор поездки от Ольги
blaue_igel (водителя).
Доездка
Русские дороги до Казахстана. "Каспий" и "Урал".
Уральск - Атырау. День Победы и козлодрание.
Атырау, бывший Гурьев (2009-17). Самарская сторона.
Атырау, бывший Гурьев (2009-17). Бухарская сторона.
Степные дороги. Индер, Доссор, Кульсары, Бейнеу.
Мангышлак, или Мангистау
Общее. Природа полуострова и наследие адайцев.
Мечети Бекет-Ата. Старый Бейнеу и Огланды.
Босжира. Казахская Аризона.
Сенек и Шопан-Ата.
Жанаозен (Новый Узень) и впадина Карагие.
Актау, бывший Шевченко. Каспийское море.
Актау, бывший Шевченко. Белый город в пустыне.
Тюб-Караган
Форт-Шевченко.
Жигылган, или Упавшая Земля.
Адайские святыни. Султан-Эпе, Кенты-Баба, Шакпак-Ата.
Каньоны Тюб-Карагана.
Окрестности Шетпе. Шеркала и Долина Шаров.

природа, Мангышлак (Мангистау), дорожное, транспорт, Актау (Шевченко), суда и корабли, Казахстан, рыбацкое

Previous post Next post
Up