Жигылган, или Упавшая Земля

Jun 27, 2017 22:08

Побережье Мангышлака от показанного в прошлой части Форта-Шевченко на восток - это и не совсем Мангышлак, а Тюб-Караган, его "дочерний" полуостров, далеко выступающий в Каспийское море. Природа здесь заметно иная, чем на Устюрте, и местами, думается, напоминает Крым, каким он был при половцах, пришедших туда, кстати, в том числе из этих же краёв. И если красивейшим местом Устюрта считается "казахская Аризона" Босжира, то главная достопримечательность Тюб-Карагана - это Жигылган, в переводе для туристов Упавшая Земля, а в переводе для местных русских - попросту Провал.

В преддверии красивых мест земля часто становится какой-то особенно унылой. Так и большая часть Тюб-Карагана - это плоские степи без ориентиров, пересечённые неплохо накатанным грейдером, от трассы Актау - Форт-Шевченко отходящим на восток чуть недоезжая последнего.

По нему нас и вели актаусские джиперы Иван и Ирина на своей дизельной "Тойоте", распугивая самодовольных верблюдов:

Куда как веселее было ехать по степной колее - не за машиной, а за пыльным призраком:

У дороги - зимовки и загоны для скота, камни и могилы, а задний план - Великое Ничто:

А потом впереди внезапно расстилается Каспий:

Мы выехали на узкий мыс, по обе стороны которого - две давно пересохшие бухты:

И от простора их захватывало дух:

На карте Тюб-Караганский берег представляет собой очень характерную "пилу", и в сущности это два берега разных эпох - "зубцы" были бы мысами, а просторанства между ними - бухтами, если бы Каспийское море не лежало на 27 метров ниже уровня Мирового океана.

8а.

Жигылган отмечает хорошо заметный мыс - на карте справа, но не у самого края, и мы, то ли специально, то ли ошибившись в плоской степи грунтовкой вырулили к соседней бухте. Но Иван сразу приметил силуэт маяка на соседнем мысу - и вот уже мы были как никогда близко к Провалу:

В отличие от прочих сухих бухточек, в основном мягких и пологих, Жигылган скалист и завален битым камнем. Но то, что сверху кажется щебёнкой - на самом деле валуны размером с небольшой дом. Высота обрывов по краям Провала доходит до 200 метров, а диаметр его "чаши" - без малого 4 километра.

О том, как он появился, есть немало легенд и гипотез. Легенда гласит, что когда-то здесь проходил один из Пророков, предшественников Мухаммеда, и во время молитвы местные туземцы увели у него лошадь, за что и провалились в тар-тарары. Учёные же говорят кто про землетрясение, кто про карст - такое ощущение, что из под здешних пород море когда-то вымыло "фундамент". Как бы то ни было, каменный хаос на дне Провала грандиозен:

А на краях отвесных обрывов можно красиво стоять, сидеть или висеть. Ольга blaue-igel и Иван всего лишь в пределах разумного вывели джипы на край, а где-то в Сети видел фотографии, на которых дядька в майке-алкоголичке висит на краю на руках без страховки, причём всем собравшимся от этого весело.

12. фото Ольги, отсюда.

Трещина на мысу:

12а.

Иван предложил объехать Провал по кругу, и своими тропами повёл нас вниз. Спускаемся над соседней бухтой, на том мысу вдали сняты кадры №№6-8:

Но какой завал горизонта!

13а.

Под Жигылганом обанаружилось маленькое озерцо Куздакары с московской семьёй на "Дэфе" на берегу. До Мангышлака, хотя дело было к концу майских праздников, они только-только доехали - ещё в России у них заболел ребёнок, и несколько дней им пришлось провести в Астрахани. Больница там, по их словам, замечательная, но думается, даже очень хорошая больница хуже, чем самая никчёмная стоянка у костра.

В интернете пишут, что озерцо солёное, словно Мёртвое море, но я не догадался попробовать его воды. Птицы на его воду, однако, садятся спокойно. Сами птицы, кстати, очень интересные - это круглосые плавунчики, у которых ярко раскрашенные самки дерутся за выбор самца и добывают пропитание, пока скромный серый самец высиживает яйца и воспитывает потомство.

Иван с Ириной повели нас вглубь Провала на поиски следов динозавра:

Вот так каменный хаос выглядит вблизи - мало того что камни тут даже не валуны, а целые скалы, так и просторанства между ними довольно просторны:

И по крайней мере в мае покрыты высокой травой:

А среди них - множество каменных оград и укрытий, которыми возможно пользуются если не чабаны, то браконьеры:

По дну Провала, среди камней, мы бродили битый час, вглядываясь пристально во все плоские поверхности. Я прежде уже видел следы динозавров в таджикистанском ущелье Ширкент, и хотя бы представлял себе примерно, что искать.

И сами камни попадались один другого причудливее, а вот динозавровых следов было не видать:

В итоге мы махнули рукой да пошли обратно к машине, и тут обнаружили, что Ирина пропала из виду.

Иван отправился уже за ней, а мы уже обеспокоились, не стала ли она добычей динозавра, который бродит по Провалу и заметает следы.

Ждали актауссцев мы минут сорок, а когда Иван и Ирина вернулись - рассказали, что до следов мы просто не дошли. Но идти к ним снова уже не было ни куражу, ни времени:

В сгущающихся сумерках мы продолжили путь вокруг провала, и высовывался фотографировать я лишь там, где ехалось относительно легко - но были тут и крутые подъёмы, и сложные повороты, и камни да ухабы, на которых недолго сломать машине что-нибудь необходимое. В какой-то момент на валуне по левую руку я увидел адайских коней (таких же, как на могилах), и машинально крикнул "Притормозите! Тут петроглифы!", в ответ на что был справедливо резко послан - за дорогой нужно было очень тщательно следить. В другом месте, далеко не самом сложном, посреди колеи загадочно стоял чёрный джип, брошенный с открытыми окнами...

Тем более нелегко тут ехать было в сумерках. Снова наверх мы вырулили уже перед самым закатом:

В итоге мы спустились в низинку под съездом с кадра №13, и решили разбивать там лагерь. Снизу показался московский "Дэф", уже встреченный нами у озера, на поляне ставший третьим. Я же умудрился здесь совершить ещё оди провал - по Актау я гулял с 6 утра, в Форте-Шевченко пренебрёг обедом ради прогулки по городу, и в общем только поставив палатку, удалился в неё спать, попросив разбудить меня к ужину. Когда же Иван и Ирина сготовили шашлык, я и на шашлык на этот налёг за троих - увы, соображаловка в таком состоянии отключилась, а автоматического "чувства локтя" у меня и нет. Ночью Иван и Ирина уехали - они настолько местные, что не боятся ездить по степи в потёмках. Я же проснулся с рассветом и просто пошёл, куда глаза глядят:

Солнце озарило далёкие мысы и бухты:

Среди камней пели кеклики, по весне непривычно тощие:

А следы динозавров - вот в этой ложбинке, на плоских камнях по правой (если спускаться) её стороне:

И на следы в Ширкенте или например на туркменском плато Ходжапиль (Святые Слоны!) они были, мягко говоря, не похожи - совсем другие формы лап, совсем другая глубина, и я подумал было, что это и не следы, а просто выщерблены в камне:

Тут чётко угадываются копыта и кошачьи лапы, причём одни среди других, и если это правда следы - то не динозавры их оставили, а древние млекопитающие - ведь и их господство в мире продолжается уже десятки миллионов лет. Настоящие следы динозавров на Мангышлаке тоже водятся, но не здесь, а в горах Каратау. Как я понимаю, всерьёз эти следы толком и не изучались, да и открыты были совсем недавно - в 1986 году. А чтобы древние следы сохранились - нужно довольно редкое стечение обстоятельств: животное оставляет их в вязкой грязи, затем эту грязь накрывает нечто с ней не смешивающееся и не нарушающее её структуры (то есть - не такая же грязь и не камни), за миллионы лет всё это превращается в каменные слои, а потом один слой отделяется от другого. Но всё же за сотни миллионов лет сухопутной жизни такое случалось не раз и не два, и в мире следы динозавров - не такая уж редкость.

Продолжив идти по тропе, я вновь вышел к озерцу, а от него направился к берегу моря, надеясь там искупаться:

Каспийский берег камнист... и по ощущениям какой-то больше северный, чем южный - мне легко представить подобный пейзаж где-нибудь в Мурманской области, если вдруг случится в ней ясный денёк:

На берегу - песчаный пляж, трава прямо у линии прибоя, да подушка гниющих водорослей. На вкус каспийская вода даже и не кажется солёной - у побережья Ирана он по солёности как Балтика или Азов, самые пресные из "полных" морей, а Мангышлак ближе к почти пресному устью Волги. Но к великому для меня сожалению в первых числах мая каспийская вода оказалась ещё и невыносимо холодной, и зайти глубже, чем по щиколотку, я так и не смог.

Напоследок я решил подняться к маячку на вершине мыса, по которому Жигылган можно издали отличить от других бывших бухт:

Россыпь камней под склоном - не древняя ли могила?

Ещё одна то ли могила, то оба - каменная кучка-ориентир, в доисламские времена бывшая жертвенником низших духов с перевалов, перекрёстков и видимо удобных для высадки берегов:

При виде иных скал легко подумать, что наследивший динозавр ещё жив и бродит где-то по Провалу:

У маяка же, хотя он и заброшен, благородная старая кладка. Примерно так же, судя по архивным фотографиям, выглядел Меловой маяк, поставленный в 1948 году на месте будущего Актау/Шевченко, и рискну предположить, что и маячок на Жигылгане появился примерно тогда же как часть навигационной системы этих пустынных берегов:

Вид на Каспийское море. Более всего мангышлакские берега манят, конечно, даже не красотой, а безлюдием, которым позавидует любой Меганом или Генеральские пляжи.

По гребню мыса над Провалом я вернулся в лагерь, где меня уже хватились и забеспокоились - гулял я, как оказалось, около трёх часов.

Напоследок - вид Провала с другой стороны (обратите внимание на озерцо в тени):

И смелая darkiya-v на краю бездонного обрыва:

В следующих двух частях продолжим путь по степям Тюб-Карагана, и в первой расскажу о подземных мечетях и некрополях, а во второй - о спускающихся к морю каньонах.

P.S.
Да, ну а вот конечно же мой пост с куда как более знаменитым Провалом в Пятигорске.

МАНГЫШЛАК-2017
Обзор поездки от меня (пассажира) и оглавление серии.
Обзор поездки от Ольги
blaue_igel (водителя).
Доездка
Русские дороги до Казахстана. "Каспий" и "Урал".
Уральск - Атырау. День Победы и козлодрание.
Атырау, бывший Гурьев (2009-17). Самарская сторона.
Атырау, бывший Гурьев (2009-17). Бухарская сторона.
Степные дороги. Индер, Доссор, Кульсары, Бейнеу.
Мангышлак, или Мангистау
Общее. Природа полуострова и наследие адайцев.
Мечети Бекет-Ата. Старый Бейнеу и Огланды.
Босжира. Казахская Аризона.
Сенек и Шопан-Ата.
Жанаозен (Новый Узень) и впадина Карагие.
Актау, бывший Шевченко. Каспийское море.
Актау, бывший Шевченко. Белый город в пустыне.
Тюб-Караган
Форт-Шевченко.
Жигылган, или Упавшая Земля.
Святыни Тюб-Карагана. Султан-Эпе, Кенты-Баба, Шакпак-Ата.
Каньоны Тюб-Карагана.
Окрестности Шетпе. Шеркала и Долина Шаров.