КМВ. Железноводск. Часть 1: город

Jun 09, 2014 22:47



Из четырёх курортов КавМинВод Железноводск - самый маленький (26 тыс. жителей), тихий и "камерный", полная противоположность лежащему за Бештау шумному Пятигорску. Он и единственный в стороне от железной дороги. Тем не менее, здесь много интересной архитектуры (причём не только курортной) и живописный пейзаж, так что расскажу о Железноводске в двух частях - город и Курортный парк у Железной горы.

Лучше всего устройство Железноводска видно на заглавном кадре, снятом с Орлиных скал на Бештау. Город состоит из двух неравных частей - слева, на равнине, жилые районы с многоэтажками и коттеджами, как мне показалось при беглом взгляде - самые ухоженные на КМВ; над ними видна отвесная Медовой горы (725м). А курортный район, он же исторический центр - справа, между Бештау и Железной горой (853м), за которой высится Развалка (926м), а вдалеке видна Змейка (994м) над Минеральными Водами.

2.


"Железистые воды" нашёл Фёдор Гааз в 1810 году, дальше курорт развивался полустихийно (хотя люди сюда лечиться ездили, в том числе Лермонтов), а по-настоящему пошёл в рост с появлением железной дороги - тупиковой 7-километровой ветки в 1897 году. Городом Железноводск стал в 1917 году, вместе с Ессентуками, и ныне специализируется на болезнях пищеварения и мочеполовой системы. Минералки здешние не столь знамениты, как ессентуки и нарзаны, но тоже очень достойны - "Смирновская" и "Славяновская", и вкус их вполне оправдывает название города - пьёшь словно облизывая шершавое железно.
Тихий вокзал, однопутка ожидает разборки. В лучшее время на ней было 19 пар поездов - по сути один поезд ходил туда-сюда к соседней станции Бештау. Ещё зимой их оставалось 6, ну а ныне движение прекращено:

3.


Сюда, к вокзалу, я спустился с Бештау и часа полтора сидел, приходя в себя, в отвратительнейшем ресторанчике по соседству. С этой же площади ходят маршрутки в Пятигорск и Ессентуки - до последних ехать меньше получаса.

4.


А вот вид с вокзала на Железную гору с высоким корпусом санатория имени Тельминана на склоне:

5.


В Железноводске три самых красивых здания - металлическая Пушкинская галерея, дворец Бухарского эмира в том же самом санатории имени Тельмана (они остаются на следующую часть) и ванны Островского близ вокзала, стилизованые под индийскую мечеть:

6.


Они построены в 1891-93 годах, ещё когда не было железной дороги, по иинициативе Михаила Островского - министра госимущества и брата писателя Александра Островского.... может быть, и железнодорожная ветка сюда тоже его инициатива? Позже ванны превратились в грязелечебницу, ну а ныне красивейшее здание заброшено - без заброшки на наших курортах никуда, и особенно на КМВ почему-то не везёт именно ваннам - то ли популярность этой терапии упала, то ли источники оскудели, не знаю...

7.


Рядом в том же сквере обелиск борцам за власть Советов (1957):

8.


Параллельно железной дороге, отделяя вокзал и ванны Островского, проходит местная улица Ленина, на которой сохранились остатки старой застройки:

9.


10.


Через квартал - площадь Ленина с Ильичём у Белого дома... Ильич тут, кстати, не типовой и имеет двойника не где-нибудь, а в индийской Калькутте:

11.


Ленин глядит на Бештау, которая с этой стороны выглядит гораздо величественнее, чем из Пятигорска. В кадре, слева направо - Козьи скалы (1157м), Большой Бештау (1401) и Малый Бештау (1254) с отрогом посредине.

12.


Справа - те самые Орлиные скалы, с которых снят заглавный кадр. А перед ними склон, где я чуть не высадил себе глаз отломившейся веткой (подробнее см. в посте про Бештау):

13.


Козьи скалы. По весне хорошо видна высотная поясность - внизу лес уже зелёный, наверху - ещё голый (хотя может он здесь просто горелый?):

14.


Вниз от площади Ленина - ветхие домики, спускающиеся к железной дороге:

15.


Вверх - парадная лестница к подножью Железной горы и Курортному парку:

16.


Справа - здоровенный Дворец культуры 1970-х годов, вдалеке видна Лысая гора (739м) - самая восточная на КМВ.

17.


Но несмотря на пышность ДК, курортники, с которыми я разговорился в парке, сетовали, что культурная жизнь тут бедая.

17а.


Но выше по лестнице пойдём в следующей части, а сейчас свернём налево на улицу Семашко, в самом начале которой стоит местный "домик Лермонтова" (вернее, Карпова, у которого тот снимал комнату). Хотя чисто внешне это никак не 1840-е - но может, старый деревянный дом обложен кирпичом (как тут часто делали), а может и это уже другой дом на старом месте. Как бы то ни было, сумрачный поэт провёл здесь всего несколько дней - 8 июля приехал поправлять здоровье, 13-го вернулся в Пятигорск на пару дней потусить с друзьями, которые оставались там же и ввязался в ту злополучную ссору с Мартыновым. Но в принципе лермонтовиана тут чёткая: последний год - в Пятигорске, последние дни - в Железноводске, последнее утро - в Каррасе ( Иноземцево), последние минуты - опять же в Пятигорске у подножья Машука.

18.


А в общем ветхая улица Самешко, такой поддон курортной улицы Лермонтова, весьма колоритна:

19.


20.


21.


22.


Огромное здание Новых ванн (1912) и лестница к улице Лермонтова:

23.


С той стороны Новые ванны выглядят совсем по-другому - с 1993 года в них обитает Покровская церковь. Что ж, если храмы часто переделывали в гражданские постройки, а на месте самого ХХС сделали бассейн  - то почему не быть наоборот?

24. фото 2022


В основном у церкви вполне себе типичное убранство:

25. 2022


Но о былом назначении здания напоминает одна деталь - маленький бювет "Смирновской" у входа:

26. 2022


К церкви-купальне примыкает краеведческий музей, больше всего примечательный своим лапидарием... только в отличие от примузейных лапидариев Новороссии, здесь ни одной "камнной бабы":

27.


28.


Напротив - бывшее курортное управление, или просто Контора Группы (железноводских курортов), построенное в 1904 году:

29. 2022


Вместе с почтой и телеграфом, где ныне обитает организация со зловещим названием "Общекурортная бактериологическая лаборатория".

30.


Пойдём по улице Лермонтова всё дальше от лестницы, огибая Железную гору против часовой стрелки. Здесь - Лермонтовский сквер с памятником (1988), совсем иной, чем в Пятигорске.

31.


Рядом - Лермонтовский бювет (1916) над старейшим источником, примечательный ещё и тем, что работает без перерывов:

32.


Воду здешнюю, идентичную "Славяновской", пил ещё сам Лермонтов. Был он тут, кстати, дважды - в 1841 и 1837-м:

32а.


Дальше начинается местный Курс - как и всё в Железноводске, довольно небольшой и лепящейся к склону. Но тем монументальнее выглядит каждый отдельно взятый санаторий - как например вот этот, имени Кирова:

33.


Под улицей обрыв к незастроенной перемычке Старого и Нового Железноводска. Медовая гора чрезвычайно эффектна, название же своё, говорят, она получила от множество ульев диких пчёл:

34.


Вид назад, в сторону Бештау. Слева детский санаторий имени Крупской, справа - санаторий "Бештау". И да, здесь действительно очень безлюдно:

35.


В низине в конце улицы, на фоне Развалки - первый в России детский санаторий "Горный Воздух" (1911), впрочем здания его совсем другой эпохи:

36.


Собственно конец улицы, которую продолжает Терренкур - его я оставлю до следующей части. Взгляд назад:

37.


А мёртвое дерево - бутофорское, и видимо символизирует лукоморский дуб, под которым вальяжно сидит Курортный Котъ, кажется на фоне горы Бык (817м):

38.


Напоследок спустимся на другой стороне Курортного парка, у восточного конца улицы Ленина. Здесь находится грязелечебница - один из лучших образцов позднесоветской архитектуры на КМВ:

39.


А ниже на улице Ленина - интереснейший транспорный памятик: едва ли не единственная уцелевшая в России станция дилижансов 1840-х годов постройки. Здесь были основные ворота Железноводска. поэтому станция помннит Толстого и Хетагурова, а вот Лермонтов её чуть-чуть не застал.

40.


Если считать дилижанс прямым предком автобуса - это можно назвать старейшим в России автовокзалом. Кроме того, ведь вокзалы Царскосельской железной дороги 1830-х годов не сохранились, то есть это с натяжкой старейший транспортный терминал в России... впрочем, тут с ним могут поспорить сохранившиеся почтовые станции в окрестностях Петербурга и Москвы.

41.


А над этой частью города довлеет уже не Железная гора, а Развалка:

42.


О Курортном парке - в следующей части, и учитывая, что скоро мне ехать в следующую поездку, последние посты о КМВ я буду выкладывать довольно быстро.

ЮЖНАЯ РОССИЯ-2014
Обзор и оглавление.
Сарай-Бату и село Селитренное.
Астрахань.
Астраханский кремль.
Город Народов. Три двора, казаки и калмыки.
Город Народов. От немцев до дагестанцев.
Волга и её дары.
Дворы и трущобы.
Центр. Советская улица и Братский сад.
Центр. От Белого города до Больших Исад.
Коса. Между кремлём и Волгой.
Вокруг центра по набережным.
Махалля. Южные слободы.
Селение. Северные слободы.
Правобережье.
Калмыкия.
Калмыцкая степь. Пейзажи и селения.
Речное (Астраханская область) и калмыцкие хурулы.
Элиста. Два хурула и вокзал.
Элиста. Центр.
Элиста. Сити-Чесс и мемориал "Исход и Возвращение".
Ставрополь.
Площадь, музей и общий колорит.
Губернский город.
Вокзалы и парки.
Кавказские Минеральные Воды.
Минеральные Воды и Иноземцево.
Железноводск-Кисловодск. Железная дорога КМВ.
Бештау. Центр КМВ.
Ессентуки. Город.
Ессентуки. Курортный парк и Грязелечебница.
Ессентуки. Виктория, Санамер и Белый Уголь.
Пятигорск. От вокзала на Цветник.
Пятигорск. Центр "для своих".
Пятигорск. Центр курортный.
Пятигорск. Машук.
Пятигорск. Окраины и предместья.
Железноводск. Город.
Железноводск. Курортный парк.
Кисловодск. Центр.
Кисловодск. Непарадное.
Кисловодск. Курортное.
Медовые водопады в Карачаево-Черкессии.

литература, Ставропольский край, Кавказ, природа, железнодорожное, дорожное, транспорт, КавМинВоды, Железноводск, курортное, Русский Юг

Previous post Next post
Up