Из четырёх курортов КавМинВод Железноводск - самый маленький (26 тыс. жителей), тихий и "камерный", полная противоположность лежащему за
Бештау шумному
Пятигорску. Он и единственный в стороне
от железной дороги. Тем не менее, здесь много интересной архитектуры (причём не только курортной) и живописный пейзаж, так что расскажу о Железноводске в двух частях - город и Курортный парк у Железной горы.
Лучше всего устройство Железноводска видно на заглавном кадре, снятом с Орлиных скал на Бештау. Город состоит из двух неравных частей - слева, на равнине, жилые районы с многоэтажками и коттеджами, как мне показалось при беглом взгляде - самые ухоженные на КМВ; над ними видна отвесная Медовой горы (725м). А курортный район, он же исторический центр - справа, между Бештау и Железной горой (853м), за которой высится Развалка (926м), а вдалеке видна Змейка (994м) над
Минеральными Водами.
2.
"Железистые воды" нашёл Фёдор Гааз в 1810 году, дальше курорт развивался полустихийно (хотя люди сюда лечиться ездили, в том числе Лермонтов), а по-настоящему пошёл в рост с появлением железной дороги - тупиковой 7-километровой ветки в 1897 году. Городом Железноводск стал в 1917 году, вместе с Ессентуками, и ныне специализируется на болезнях пищеварения и мочеполовой системы. Минералки здешние не столь знамениты, как ессентуки и нарзаны, но тоже очень достойны - "Смирновская" и "Славяновская", и вкус их вполне оправдывает название города - пьёшь словно облизывая шершавое железно.
Тихий вокзал, однопутка ожидает разборки. В лучшее время на ней было 19 пар поездов - по сути один поезд ходил туда-сюда к соседней станции Бештау. Ещё зимой их оставалось 6, ну а ныне движение прекращено:
3.
Сюда, к вокзалу, я спустился с Бештау и часа полтора сидел, приходя в себя, в отвратительнейшем ресторанчике по соседству. С этой же площади ходят маршрутки в Пятигорск и Ессентуки - до последних ехать меньше получаса.
4.
А вот вид с вокзала на Железную гору с высоким корпусом санатория имени Тельминана на склоне:
5.
В Железноводске три самых красивых здания - металлическая Пушкинская галерея, дворец Бухарского эмира в том же самом санатории имени Тельмана (они остаются на следующую часть) и ванны Островского близ вокзала, стилизованые под индийскую мечеть:
6.
Они построены в 1891-93 годах, ещё когда не было железной дороги, по иинициативе Михаила Островского - министра госимущества и брата писателя Александра Островского.... может быть, и железнодорожная ветка сюда тоже его инициатива? Позже ванны превратились в грязелечебницу, ну а ныне красивейшее здание заброшено - без заброшки на наших курортах никуда, и особенно на КМВ почему-то не везёт именно ваннам - то ли популярность этой терапии упала, то ли источники оскудели, не знаю...
7.
Рядом в том же сквере обелиск борцам за власть Советов (1957):
8.
Параллельно железной дороге, отделяя вокзал и ванны Островского, проходит местная улица Ленина, на которой сохранились остатки старой застройки:
9.
10.
Через квартал - площадь Ленина с Ильичём у Белого дома... Ильич тут, кстати, не типовой и имеет двойника не где-нибудь, а в индийской Калькутте:
11.
Ленин глядит на Бештау, которая с этой стороны выглядит гораздо величественнее, чем из Пятигорска. В кадре, слева направо - Козьи скалы (1157м), Большой Бештау (1401) и Малый Бештау (1254) с отрогом посредине.
12.
Справа - те самые Орлиные скалы, с которых снят заглавный кадр. А перед ними склон, где я чуть не высадил себе глаз отломившейся веткой (подробнее см. в посте про Бештау):
13.
Козьи скалы. По весне хорошо видна высотная поясность - внизу лес уже зелёный, наверху - ещё голый (хотя может он здесь просто горелый?):
14.
Вниз от площади Ленина - ветхие домики, спускающиеся к железной дороге:
15.
Вверх - парадная лестница к подножью Железной горы и Курортному парку:
16.
Справа - здоровенный Дворец культуры 1970-х годов, вдалеке видна Лысая гора (739м) - самая восточная на КМВ.
17.
Но несмотря на пышность ДК, курортники, с которыми я разговорился в парке, сетовали, что культурная жизнь тут бедая.
17а.
Но выше по лестнице пойдём в следующей части, а сейчас свернём налево на улицу Семашко, в самом начале которой стоит местный "домик Лермонтова" (вернее, Карпова, у которого тот снимал комнату). Хотя чисто внешне это никак не 1840-е - но может, старый деревянный дом обложен кирпичом (как тут часто делали), а может и это уже другой дом на старом месте. Как бы то ни было, сумрачный поэт провёл здесь всего несколько дней - 8 июля приехал поправлять здоровье, 13-го вернулся в Пятигорск на пару дней потусить с друзьями, которые оставались там же и ввязался в ту злополучную ссору с Мартыновым. Но в принципе лермонтовиана тут чёткая: последний год -
в Пятигорске, последние дни - в Железноводске, последнее утро - в Каррасе (
Иноземцево), последние минуты - опять же в Пятигорске у подножья
Машука.
18.
А в общем ветхая улица Самешко, такой поддон курортной улицы Лермонтова, весьма колоритна:
19.
20.
21.
22.
Огромное здание Новых ванн (1912) и лестница к улице Лермонтова:
23.
С той стороны Новые ванны выглядят совсем по-другому - с 1993 года в них обитает Покровская церковь. Что ж, если храмы часто переделывали в гражданские постройки, а на месте самого ХХС сделали бассейн - то почему не быть наоборот?
24. фото 2022
В основном у церкви вполне себе типичное убранство:
25. 2022
Но о былом назначении здания напоминает одна деталь - маленький бювет "Смирновской" у входа:
26. 2022
К церкви-купальне примыкает краеведческий музей, больше всего примечательный своим лапидарием... только в отличие от примузейных лапидариев Новороссии, здесь ни одной "камнной бабы":
27.
28.
Напротив - бывшее курортное управление, или просто Контора Группы (железноводских курортов), построенное в 1904 году:
29. 2022
Вместе с почтой и телеграфом, где ныне обитает организация со зловещим названием "Общекурортная бактериологическая лаборатория".
30.
Пойдём по улице Лермонтова всё дальше от лестницы, огибая Железную гору против часовой стрелки. Здесь - Лермонтовский сквер с памятником (1988), совсем иной, чем в Пятигорске.
31.
Рядом - Лермонтовский бювет (1916) над старейшим источником, примечательный ещё и тем, что работает без перерывов:
32.
Воду здешнюю, идентичную "Славяновской", пил ещё сам Лермонтов. Был он тут, кстати, дважды - в 1841 и 1837-м:
32а.
Дальше начинается местный Курс - как и всё в Железноводске, довольно небольшой и лепящейся к склону. Но тем монументальнее выглядит каждый отдельно взятый санаторий - как например вот этот, имени Кирова:
33.
Под улицей обрыв к незастроенной перемычке Старого и Нового Железноводска. Медовая гора чрезвычайно эффектна, название же своё, говорят, она получила от множество ульев диких пчёл:
34.
Вид назад, в сторону Бештау. Слева детский санаторий имени Крупской, справа - санаторий "Бештау". И да, здесь действительно очень безлюдно:
35.
В низине в конце улицы, на фоне Развалки - первый в России детский санаторий "Горный Воздух" (1911), впрочем здания его совсем другой эпохи:
36.
Собственно конец улицы, которую продолжает Терренкур - его я оставлю до следующей части. Взгляд назад:
37.
А мёртвое дерево - бутофорское, и видимо символизирует лукоморский дуб, под которым вальяжно сидит Курортный Котъ, кажется на фоне горы Бык (817м):
38.
Напоследок спустимся на другой стороне Курортного парка, у восточного конца улицы Ленина. Здесь находится грязелечебница - один из лучших образцов позднесоветской архитектуры на КМВ:
39.
А ниже на улице Ленина - интереснейший транспорный памятик: едва ли не единственная уцелевшая в России станция дилижансов 1840-х годов постройки. Здесь были основные ворота Железноводска. поэтому станция помннит Толстого и Хетагурова, а вот Лермонтов её чуть-чуть не застал.
40.
Если считать дилижанс прямым предком автобуса - это можно назвать старейшим в России автовокзалом. Кроме того, ведь вокзалы Царскосельской железной дороги 1830-х годов не сохранились, то есть это с натяжкой старейший транспортный терминал в России... впрочем, тут с ним могут поспорить сохранившиеся почтовые станции в окрестностях Петербурга и Москвы.
41.
А над этой частью города довлеет уже не Железная гора, а Развалка:
42.
О Курортном парке - в следующей части, и учитывая, что скоро мне ехать в следующую поездку, последние посты о КМВ я буду выкладывать довольно быстро.
ЮЖНАЯ РОССИЯ-2014
Обзор и оглавление.
Сарай-Бату и село Селитренное.
Астрахань.
Астраханский кремль.
Город Народов. Три двора, казаки и калмыки.
Город Народов. От немцев до дагестанцев.
Волга и её дары.
Дворы и трущобы.
Центр.
Советская улица и Братский сад.
Центр.
От Белого города до Больших Исад. Коса. Между кремлём и Волгой.
Вокруг центра по набережным.
Махалля.
Южные слободы.
Селение.
Северные слободы.
Правобережье.
Калмыкия.
Калмыцкая степь. Пейзажи и селения.
Речное (Астраханская область) и калмыцкие хурулы.
Элиста. Два хурула и вокзал.
Элиста. Центр.
Элиста. Сити-Чесс и мемориал "Исход и Возвращение".
Ставрополь.
Площадь, музей и общий колорит. Губернский город.
Вокзалы и парки.
Кавказские Минеральные Воды.
Минеральные Воды и Иноземцево.
Железноводск-Кисловодск. Железная дорога КМВ.
Бештау. Центр КМВ.
Ессентуки. Город.
Ессентуки. Курортный парк и Грязелечебница.
Ессентуки. Виктория, Санамер и Белый Уголь.
Пятигорск. От вокзала на Цветник.
Пятигорск. Центр "для своих".
Пятигорск. Центр курортный.
Пятигорск. Машук.
Пятигорск. Окраины и предместья.
Железноводск. Город.
Железноводск. Курортный парк.
Кисловодск. Центр.
Кисловодск. Непарадное.
Кисловодск. Курортное.
Медовые водопады в Карачаево-Черкессии.