КМВ. Ессентуки. Часть 2: Курортный парк

May 29, 2014 17:25



Устройство всех 4 курортных городов КавМинВод очень похожее: непарадная часть "для своих" с кривыми улицами, рынком и ветхими домами; станица за рекой; цивильный пустынный район кварталов-санаториев (в дореволюционной топонимике - Курс), и наконец - Курортный (или Лечебный) парк с бюветами, беседками и галереями. В Ессентуках этот расклад самый чёткий, и осмотрев в прошлой части жилые и санаторные районы, теперь погуляем по парку, из которого выйдем к самому красивому зданию Курса - Грязелечебнице.

Курортный парк в Ессентуках небольшой, около километра в поперечнике, и целиком находится внутри города, в отличие от "собратьев" в Кисловодске и Железноводске, плавно переходящих в леса на окрестных горах. Устроен он был в 1847-49 годах по указу наместника Михаила Воронцова, который, как говорилось в прошлой части, учредил Ессентукский курорт официально - хотя он возник куда раньше, и до Воронцова купальни и ночлег держали местные казаки. Деревья завозились из ботанических садов Тифлиса и Варшавы, а параллельно благоустраивались бюветы и купальни. У парка несколько ворот в "античном" стиле, главные - с Театральной площади:

2.


На заднем плане изрядно портит вид заброшенная из многолетнего конфликта собственников гостиница "Метрополь" (1907). Там же просматривается карта, по которой можно оценить форму парка - мы "слева". Вечером после Пасхи под этой картой стояла девушка и очень красиво пела явно эстрадные песни, но в совокупности да на Пасху они складывались в какой-то народно-христианский подтекст об искушениях да покаяниях. В кадр не попала стоявшая чуть в стороне от певицы табличка "Бесплатно". Кстати, а может это кто-то известная. просто я в лицо не признал?

3.


Но вечером Пасхи я ходил в парк только набрать минералки, а основная прогулка была утром буднего дня, когда парк тих и меланхоличен. Увы, в апреле ещё не работали фонтаны и явно ещё не прошёл субботник - думаю, приедь я на пару недель позже, всё смотрелось бы гораздо лучше. Первое здание от входа - Парк-театр (выступали люди от Шаляпина до Дурова), пристроенный в 1901 году к Галерее Уптона (1850-56, с перерывом на последствия землетрясения; названа по фамилии архитектора), где до революции разливалась знаменитая "Ессентуки №17".

4.


Собственно, она там и сейчас разливается, просто галерея перестала быть специализированной - здесь же и "Ессентуки №4", а вот "Ессентукская Новая" почему-то сюда не поступает. Вообще, дебита естественных источников здесь не хватало уже до революции, когда поток отдыхающих был в десятки раз меньше, поэтому в советское время понабурили скважин и понастроили водоводов, направив всю минералку в несколько крупных галерей - полный обзор вод и бюветов есть здесь. Расписание у них весьма хитрое: 7:00-9:30, 11:30-14:30, 16:30-19:00. То ли воды не хватает на непрерывный разлив, то ли сеансы связаны с завтраком, обедом и ужином.

5.


Всего было известно 23 источника, большинство из которых оказались незначительны и не особо полезны, и в итоге на слуху остались лишь №4 и 17, но даже так именно ессентуки - пожалуй, самая известная минералка России, может вторая после нарзана. Перед поездкой отец просил привезти минералки в Москву, и я задался целью набрать по бутылке каждого из основных сортов - а разливают её тут или совсем бесплатно, или за символическую цену вроде 2 рублей за литр, но почему-то ни в одной галерее не продают бутылки - о таре надо позаботиться заранее. Галерея Уптона оказалась неожиданно малолюдной, а смотртельница в белом халате сказала, что №4 - вода короткоживущая и до Москвы не доедет, а вот №17 в темноте и прохладе может храниться месяцами. "Умирание" минералки - это выпадение осадка, то есть мёртвая вода становится мутной. Но даже оставаясь абсолютно прозрачной, она по прошествии времени совсем не такая на вкус, как сразу из источника.

6.


Парк расположен как бы на двух террасах - слева от театра верхняя, справа нижняя (если смотреть от входа). С верхней стороны - показанный на вводном кадре закуток:

7.


Чугунная беседка и каменное сооружение за ней (1907) - остатки источника №17, вся вода которого ныне поступает в галерею. В каменной штуковине воды набирали, под беседкой - пили:

8.


Рядом ещё одно сооружение того же стиля - дифферирующий бассейн, где из 17-й минералки выпадали лишние соли железа. По бокам, где ныне пояснительные таблички, раньше висели иконы Святого Пантелеймона (древнеримский врач-христианин-мученик) и Богоматерь "Живоносный Источник", ныне восстановленные на "стенде" напротив:

9.


В конце - терраса с Музыкальной беседкой (отличалась уникальной акустикой, поэтому использовалась как сцена для концертов под открытым небом) над ещё одним бюветом ессентуков №18 - при этом сейчас я такой воды не знаю, то есть видимо в ХХ веке он оскудел.

10.


С нижней стороны галереи Уптона - Нижние ванны (1901), почему-то заброшенные - есть ещё действующие верхние, и может быть просто воды не хватает на обе?

11.


А чуть дальше по главной аллее - пожалуй, самый интересный объект Курортного парка, если не всех Ессентуков:

12.


"Механотерапия" - это, говоря современным языком, фитнес. Тренажёрный зал начала ХХ века. Вообще, само это изобретение - машины для укрепления здоровья - пришло из Швеции: теоретическую базу разработал аж в начале 19 века Генрих Линг, а сами тренажёры конструировал в 1857-98 годах Густав Цандер. Затем явление дошло и до России, и думаю, открытая в 1902 году ессентукская механотерапия была даже не первой. Но она сохранилась и до сих пор используется по назначению - открыта с 8:00 до 13:00

13.


...Тут, впрочем, надо быть морально готовым к тому, что на МинВоды ездят не отдыхать, а лечиться, а неправильным лечением, как известно, можно себе навредить. Поэтому в большинство заведений, кроме питьевых галерей, не пустят без путёвки и всяких медицинских бумажек, из которых следует, что компетентные люди назначили вам именно это. Соответственно, и атмосфера в таких местах не столько курортная, сколько полу-больничная - медицинский запах, регистратура с тётенькой в белом халате, немолодые невесёлые люди... Впрочем, отдыхающих и туристов тут тоже хватает, поэтому к "зашедшим посмотреть" в лечебницах привычны. В Механотерапии мне разрешили посмотреть на "Цандеровские аппараты" от двери и не фотографровать, но последнее я, конечно же, нарушил:

14.


Всего тут 64 цандеровских тренажёра совершенно стимпанковского облика, и шум в механотерапии как в цеху - ритмичный стук, лязг, скрип и щёлканье, да эхо под высоким потолком. В общем, завораживает:

15.


Напротив - опять же сухой бювет ессентуков №4, над которым сидит Мужичок с кувшином (1908):

16.


Собственно бювет:

17.


Не отмеченное на карте сооружение неподалёку я принял за старинный туалет - образцов этого жанра на КМВ немало (что немудрено, если в те времена номер источника принимали за количество стаканов, которое надо выпивать ежедневно). Но это оказался оскудевший Гааз-Пономарёвский (а прежде Лошадиный, как называли его казаки) источник "сульфидно-щелочной воды", некогда один из главных на курорте.

18.


"Бювет №3 источника №4" - а прошлый соответственно был №4-№4. На заднем плане - беседка "Случайные встречи", о которой так и не нашёл толковой информации. Но стоит она буквально в центре парка, так что наверное случайных встреч тут бывало немало. Перед ней летом Цветочный календарь, а в апреле - грустная голая земля.

19.


Всё-таки дореволюционное "курсовые" (то есть проходящие курс лечения по путёвке)  было гораздо более точным определением здешнего контингента, чем нынешнее "курортники".

20.


Какая-нибудь старая подсобка (например, для садовничьего инвентаря) и обязательный "Орёл, терзающий змею" - одного мы уже видели в галерее Уптона, а несколькими постами раньше - на вокзале Минеральных Вод.

21.


В глубине парка - галерея источника №4, где, как я понимаю, ныне тоже разливают обе воды:

22.


Раньше она выглядела так, но что и когда случилось с этим зданием - не знаю, может сгорело, а может сочли "не отвечающим современным потребностям":

23.


Но хоть мозаики красивые. Напротив Плачущий грот со скульптурами оленей, но я забыл их заснять.

23а.


В конце аллеи, в довольно запущенном уголке - навес над первой скважиной ессентуков №4:

24.


О чём напоминает ещё один орёл:

25.


Лестница со львами и черепахой ведёт на верхнюю террасу:

26.


А лужица у черепахи натекла не от дождя - чуть выше грот Дамские слёзки, откуда сочится вода: теоретически, тут можно наблюдать именно процесс возникновения минералки. Вид у него жалкий и загаженный, но ведь если приглядеться, становится ясно, что мусор туда бросали буквально пару раз за год с прошлого субботника. Иными словами, нескольких быдланов на 100-тысячный город и отсутствия регулярной уборки уже достаточно, чтобы устроить свинарник. Вывод - чисто всё таки там, где убирают.

27.


Наверху  - уютная колоннада площадки "Ореанда":

28.


И вклинивающийся прямо в парк санаторий "Целебный Ключ", бывшая гостиница "Компанейская" (1875). Казённые гостиницы - также обязательный атрибут курортных городов, ведь сюда ездили не только на курсЫ, но и по делам. и транзитом.

29.


Неподписанное на карте сооружение - скорее всего, водонапорка с резервуаром минеральных вод:

30.


А дальше - главное сооружение Курортного парка, Николаевские, или просто Верхние ванны (1895-99):

31.


Состоящие из нескольких галерей, вертикально сверху (в правом углу) они смотрятся не хуже, чем с фасада. Труба в центре - котельная, ведь минералка льётся из земли холодной, так что без подогрева в ней не полежишь.

32.


Внутрь я не ходил дальше фойе - там старый каменный пол, мягкий диванчики, кресло с вибрамассажем, тётенька в белом халате у входа, у которой я узнал, что ничего старинного внутри не сохранилось. Одна из "ванн" была прямо напротив входа - комнатка, в ней действительно ванна и шланг как в душе, чисто, но без евроремонта. И вот приходит туда какой-нибудь человек с больным желудком и барахлящей печенью (а Ессентуки - здравница именно "пищеварительная"), под надзором бальнеолога отмокает минут 15 в этой ванне, а затем ему орошают из шланга кишечник и десны, полоскают горло и моют голову. Набор процедур в общем стандартный для всего КМВ, только каждая вода действует по-своему:

33а.


Ещё в фойе есть небольшая лавка, где в том числе наливают травяные чаи (ассортимент штук 7, все разные - один для хорошего сна, другой для снятия усталости, третий ещё для чего-нибудь) и вот такое чудо-снадобье. На вкус, конечно, так себе (едят его ложкой), но после ощущение во всём теле довольно приятное - может быть, эффект плацебо. Только дороговато - 30-40 рублей за стаканчик "кислородного коктейля" или чашечку чая.

33.


Чуть дальше ещё две беседки - "Коренная струя" источника №17 (то есть отсюда вода подавалась в галерею Уптона) и уже знакомая Музыкальная. Но мы сейчас пойдём наверх:

34.


Рядом ещё детская площадка с тренажёрами и заброшенное кафе, да ещё какой-то вагончик. Вот почему-то у меня есть установка, что на курорте всё должно быть идеально, и каждая заброшка мне хоть здесь, хоть в Юрмале, обязательно режет глаз. В целом, из "всесоюзных" бальнеокурортов я прежде видел только Трускавец, и КавМинВодские курорты, на мой взгляд, до него чуть-чуть не дотягивают (кроме, может быть, Кисловодска). Впрочем, во-первых Ессентуки из курортной четвёрки самый запущенный, а во-вторых всё-таки в апреле любой постсоветский город выглядит хуже, чем в сентябре (когда я был в Трускавце).

34а.


Аллея в верхней части парка - есть всё таки в этих голых деревья и свежей траве особая поэтичность:

35.


В верхнем парке уже нет ротонд и бюветов, но много "античных" скульптур:

36.


Одни из парковых ворот с очередным фонтаном, ведут прямо к вокзалу:

37.


Вот другие на улице Анджиевского, отделяющей парк от Курса - особенно очаровательна дореволюционна вахтёрка:

38.


Чуть дальше есть ещё и третьи ворота на углу, но с ними кадр не очень удачный. Зато ведут они к Грязелечебнице имени Семашко - самому впетчалюящему зданию города. Построенная в 1913-15 годах, она стилизована под древнеримские термы, и первоначально называлась в честь цесаревича Алексея, который как известно был неизлечимо болен... но достроили её когда Романовым было уже не до того, а Николай Семашко - первый советский нарком здравоохранения.

39.


Пере фасадом - Греческий дворик, больше похожий на бассейн, над которым сидят Асклепий и Гигея - античные боги врачевания и здравоохранения: первый был смертным врачём, но попал на Олимп за свою искусство и количество побед над чужой смертью, вторая - его дочь от Афины.

40.


Всё-таки комплекс "мы не успели к Античности", помноженный на притязания Третьего Рима в царской архитектуре очень заметен, но здешняя грязелечебница - безусловно, шедевр:

41.


Над воротами - Посейдон, бог воды, в том числе видимо минеральной:

41а.


Экскурсии в Грязелечебницу бывают во вторник и четверг в 15:00, и я на них никак не попадал - а интерьеры внутри прекрасно сохранились. Ограничился лишь холлом:

42.


Дело в том, что помимо минеральных вод, есть на КМВ и целебные грязи, залегающие в озере Тамбукан в 8 километрах от Пятигорска, но уже на территории Кабардино-Балкарии. Грязюку эту, сульфатные илы, развозят по всем КМВ, но в Ессентуках, чей "золотой век" пришёлся на 1890-1910-е годы, лечебница самая крупная.

43.


В следующий раз надо будет не пропустить экскурсию, ну а пока можете посмотреть другие заметки.Там же очень интересный момент о том, как тамбуканская грязь "работает": её добывают из озера, привозят в чаны под лечебницей и оставляют на 3-4 месяца. Затем - выпускают на процедуру, длящуюся 20-30 минут, и возвращают в чаны, где грязь ещё 3-4 месяца "отдыхает". После 2-3 процедур (а это как бы год времени) она приходит в негодность, и её везут обратно на Тамбукан, где примерно за 10 лет под действием местных микроорганизмов она восстанавливает свои свойства. Кроме того, грязь ещё и разогревают до 40 градусов, и в прошлом грязевые вёдра вручную почти бегом таскали из подвала к ваннам медсёстры.

43а.


Детали оформления лечебницы, представляющей собой целый квартал соединённых корпусов:

44.


45.


46.


47.


Задворки. Правее границы кадра - котельная, которой мы закончили прошлую часть:

48.


Но в Ессентуках на самом деле два курортных парка; в соседнем селе Санамер живут почти исключительно греки; в предместье Белый Уголь была первая ГЭС на территории России. Обо всём этом и не только - в следующей части.

ЮЖНАЯ РОССИЯ-2014
Обзор и оглавление.
Сарай-Бату и село Селитренное.
Астрахань.
Астраханский кремль.
Город Народов. Три двора, казаки и калмыки.
Город Народов. От немцев до дагестанцев.
Волга и её дары.
Дворы и трущобы.
Центр. Советская улица и Братский сад.
Центр. От Белого города до Больших Исад.
Коса. Между кремлём и Волгой.
Вокруг центра по набережным.
Махалля. Южные слободы.
Селение. Северные слободы.
Правобережье.
Калмыкия.
Калмыцкая степь. Пейзажи и селения.
Речное (Астраханская область) и калмыцкие хурулы.
Элиста. Два хурула и вокзал.
Элиста. Центр.
Элиста. Сити-Чесс и мемориал "Исход и Возвращение".
Ставрополь.
Площадь, музей и общий колорит.
Губернский город.
Вокзалы и парки.
Кавказские Минеральные Воды.
Минеральные Воды и Иноземцево.
Железноводск-Кисловодск. Железная дорога КМВ.
Бештау. Центр КМВ.
Ессентуки. Город.
Ессентуки. Курортный парк и Грязелечебница.
Ессентуки. Виктория, Санамер и Белый Уголь.
Пятигорск. Проспект Кирова.
Пятигорск. По центру.
Пятигорск. Подножье Машука.
Пятигорск. Машук.
Пятигорск. Окраины и предместья.
Железноводск. Город.
Железноводск. Курортный парк.
Кисловодск. Центр.
Кисловодск. Непарадное.
Кисловодск. Курортное.
Медовые водопады в Карачаево-Черкессии.

Ставропольский край, Кавказ, Ессентуки, КавМинВоды, дорожное, курортное, Русский Юг

Previous post Next post
Up