КМВ. Ессентуки. Часть 3: Виктория, Санамер, Белый Уголь...

May 30, 2014 17:13



Осмотрев в прошлых частях центр Ессентуков и Курортный парк, теперь прогуляемся по окраинам: санаторий "Виктория" - фактически курортный парк №2; предместье Санамер и местные греки; Белый Уголь с остатками первой в России ГЭС.

Район старых санаториев, показанных в первой части, тянется от Курортного парка до железной дороги:

2.


За которой - ещё один парк, сменивший в своей истории три названия. Разбитый в 1903 году как Английский (так как строился по канонам "английского парка"), при Советах он стал Комсомольским, и наконец в 1985 году - Парком Победы.

3.


Дорожка, на которой народ занимался субботником, вывела меня к мемориалу Славы (1972), посвященному не только Великой Отечественной, но и Гражданской:

4.


Рядом ещё несколько памятников, самые красивый и чтимый из которых - "воинам Внутренних войск и сотрудникам Внутренних дел", их немало полегло в Чеченских войнах и набегах боевиков на окрестные регионы. В конце концов первый из больших терактов с полутора тысячами заложников и полутора сотнями погибших произошёл на Ставрополье - в Будённовске в июне 1995 года.

5.


Главный вход в парк с улицы Пушкина, для меня оказавшийся выходом:

5а.


А за улицей Пушкина - ещё три санатория, построенных в 1980-90-е годы - "Жемчужина Кавказа", "Русь" и "Виктория". Последний, открывшийся в 1995 году, крупнейший как минимум на КМВ, а может и во всей России - его площадь примерно с 2/3 Московского кремля:

6.


И чего на ней только нет! Часовенка и колонна с ангелом (памятник спонсорам меценатам?), какие-то чудные инсталляции...

7.


8.


Памятник военным медикам - распространённый сюжет на КМВ, но с собакой по-моему только здесь:

9.


КавМинВодский Орёл и туалеат "Карандаш" (!) - внутри сортир как сортир:

10.


На главной площади - курортный базар. Торгуют мехом и войлоком (а то ли Пятигорск, то ли Георгиевск в последние годы сделались "шубной столицей России"):

11.


Мёдом - кавказская пчела по своим качествам не уступает башкирской:

12.


Специями и заварками для травяных чаёв:

13.


И просто всякой всячиной, которая может пригодиться отдыхающим. В одном месте интеллигентного вида человек продавал довольно красиво оформленные книги про историю и культуру Кавказа. Я грешным делом решил прикупить для следующих поездок, но увидев в подписи к одной из фотографий слово "ведические русы" - отложил. Автор (а продавал он сам) тут же упрекнул меня в невежестве и толкнул минут на 10 речь о ведрусской цивилизации, которую парочка проходивших мимо курортниц приняли конспектировать в карманные блокнотики. Было это у входа в питьевую галерею "Виктория", которая тут на заднем плане:

14.


Как и сам санаторий, она крупнейшая в России - до 5000 посетителей в день, а открыта была даже раньше - в 1985 году, видимо как центр нового санаторного района. Увы, ближе эта здоровенная (55 метров в диаметре, но "на глаз" все 100) шайба у меня не получилась - глюк фотоаппарата, делающий где-то 1 из 100 кадров нерезкими. Да впрочем, лучший вид - сверху:

14а.


Внутри красиво, и разливают три разных воды - ессентуки №4 и №17 и ессентукскую-новую - последняя, впрочем, мне не понравилась. В центре зала - композиция, посвящённая дарам природы, она же на вводном кадре.

15.


На стенах - флаги кавказских регионов, в одном из закутков - часовня:

16.


Ещё тут есть витрина с регалиями:

17.


И небольшой аквариум:

17а.


А от "Виктории" около километра до села Санамер, уже не входящего в черту города, куда мне очень кстати подвернулся ПАЗик. Странное название - греческое, в переводе значит "Как день" (то есть - Светлый, Сияющий) и приехало сюда с малоазиатских берегов через Закавказье.

18а.


Греки - неотъемлемая часть ессентукского общества, в городе их около 10% населения, а в крае - примерно 1,5%, или 33 тысячи человек, то есть около 1/3 всех российских греков, и тем интереснее, что появились они тут лишь в советское время, Санамер возник в 1938 году. Вообще, с эллинскими потомками у России была заметная связь ещё в 18 века - "греческий проект" Екатерины II и Потёмкина предполагал создание в Новороссии "второй Эллады", для чего греческими эмигрантам из Османской империи был открыты "зелёной коридор", и наверное проект бы удался, если бы сама Греция не обрела независимость. Напоминают о том многочисленные греческие топонимы, греческие церкви в южно-украинских городах ( Одесса, Херсон и др.), греческие сёла в окрестностях Мариуполя, да и сам Мариуполь до превращения в индустриальный гигант был наполовину греческим рыбацким городком. Но новороссийские греки живут где жили - ныне на Украине (в официальных граница) 97 тыс. человек греческой национальности, почти столько же, сколько в России.

18.


Другой поток греческой эмиграции шёл в Закавказье, в окрестности города Цалка на юге Грузии, особенно интенсивый в Первую Мировую войну - дело в том, что это были понтийцы, то есть греки, издавна жившие на южном берегу Чёрного моря в Малой Азии, а независимость Греции их положение скорее ухудшила. Понтийцы делились на две группы - румеи и урумы, первые сохранили греческий язык, вторые - перешли на турецкий. В основном понтийцами были и мариупольские греки. Что же до цалкинских греков, то в ХХ веке, частью в 1920-30-е, а частью в 1990-е годы, почти все они "утекли" из Грузии в Россию, и в первую очередь в Ставропольский край. Говорят, в районе Минеральных Вод и Иноземцева живут грекоязычные румеи, но под Ессентуками - именно урумы, и если молодёжь в основном русскоязычна, то многие люди за 40 по сей день общаются между собой по-турецки.

19.


Внешность у греков весьма характерна - безусловно не славяне, но и на кавказцев, даже армян, не очень-то тянут. Но чувствуют себя здесь уверенно, держатся с достоинством и явной гордостью за своё происхождение. При этом - весьма напористые, в 1990-х здесь орудовала сильная греческая мафия из нескольких враждующих группировок, многие репатриировались в Грецию в 1990-х и возвращались обратно, и в целом есть ощущение, что с греками лучше не ссориться. В последние годы в Ставропольском крае популярна около-греческая кухня: гиро (типа шаурмы) и сувлаки (шашлычки на деревянных палочках) подают в забегаловках на любом бойком месте, а в Ессентуках в первый вечер я в греческом ресторанчике "Санторини" вкушал мидий и жаренную брынзу за смешные по московским меркам деньги.

20.


А ещё, когда электричка проезжает Ессентуки, в вагоне обязательно появляются потрясающе красивые девушки с именами вроде Афина или София. Увы, сфотографировать сумел только спящих и с не очень удобного ракурса:

21.


Похожей внешности девушка в Санамере вышла на одной со мной остановке и показала мне дорогу до церкви. Но так как Санамер был основан в 1930-е годы, в общем-то кроме людей (коих в жаркий полдень на улице было немного) о его греческом происхождении не напоминает ничего. Типовая школа, видимо ровесница посёлка, в центре:

22.


Заброшенная скотобойня под черепичной крышей на окраине:

23.


Скромный воинский памятник и детская площадка. Греки, кстати, пережили депортацию, и в Казахстане их живёт 12 тысяч человек, но такого заметного следа, как на калмыках, она не оставила.

24.


Вид на Бештау через поля - просматриваются все 5 вершин, в том числе сливающаяся с Большим Бештау (1401м) Лохматая гора. Чуть ближе - гора Шелудивая (874м). А вот Орлиных скал отсюда не видать.

25.


Церковь Иокима и Анны также стоит в полях, на противоположной шоссе околице, и её скромный белый вид вполне себе ассоциируется с Грецией:

26.


Батюшка внутри, впрочем, русский, да при том очень дружелюбный и открытый - мне он сходу провёл экскурсию по храму, показав в том числе несколько чудотворных икон. Я боюсь что-то переврать, но про одну всё же расскажу: вот этого Николая Чудотворца в храм когда-то принесли то ли ВДВшники, то ли спецназовцы, и рассказали, как всё было: в боях Чеченской войны они заняли некую бывшую станицу (батюшка говорил, какую именно, но я забыл), контролировавшуюся даже не чеченцами, а моджахедами из Афганистана, которые сожгли в ней деревянную казачью церковь. В их обозе нашлась и эта икона, чем солдаты были сильно удивлены, а моджахеды рассказали, что когда храм догорел, они увидели, что одна из икон совсем не пострадала. Сначала они бросили её в догорающий огонь, но огонь снова её не взял. Затем развели на ней костёр - и снова безрезультатно. Наконец, бросили в печь, но когда печь прогорела - оказалось, что у иконы лишь слегка обгулился самый низ. Воинствующе атеисты бы после изрубили её топором, но моджахеды рассудили, что видимо Аллаху уничтожение этой иконы неугодно, и сохранили её. Мне, конечно, сложно поручиться за достоверность через такое количество "рук": моджахеды (вряд ли на хорошем русском) рассказали солдатам, солдаты рассказали батюшке, батюшка рассказал мне, но след огня на иконе заметен.

27.


После экскурсии батюшка отправил меня в трапезную, где меня накормили чечевичным супом. постным пловом и компотом из черешни. В общем, давно я не встречал в храмах настолько тёплого приёма, вспоминается разве что отец Олег из Сары-Шагана - но тот увидел русских людей на чужбине, а здесь-то я просто зашёл посмотреть...

28.


Затем я снова вышел к трассе, и хотя город был в прямой видимости, стал ждать автобуса:

29.


Самым ярким памятником собственно греческого зодчества стала автобусная остановка - не зря некоторые буржуй-путешественников советские остановки исследуют целенаправленно и призывают включить в ВКН ЮНЕСКО!

30.


31.


А там и ПАЗик подошёл. Вид через его лобовое стекло на город, Ессентукскую станицу с Екатеринских храмом на кладбище и далёкую Джуцу (1190):

32.


ПАЗик (в сравнении с "Газельками" казавшийся каретой) привёз меня на вокзал, откуда я уехал на станцию Белый Уголь (см. пост о железной дороге КМВ) - одна остановка в сторону Кисловодска на юго-западной окраине Ессентуков:

33.


Белый Уголь - так до революции аллегорически называли электроэнергию: дело в том, что здесь, на Подкумке, в 1903 году была пущена первая ГЭС России. Увы, район от неё разросся очень неслабо, и когда я сошёл с электрички и спросил дорогу, местные сразу сказали, что до ведущей к ГЭС Большевистской улице мне идти 4 остановки. Над этой частью города нависает храм Георгиевского женского монастыря, основанного в 1998 году на горе Дубровка:

34.


Местность вдоль дороги предельно никакая, и лишь вот такие вот инсталляции, явно сделанные местными, хоть как-то оживляют пейзаж. Эта лужайка мне сразу напомнила "двор Кукол" в латвийском Сабиле. Только у нас материалы другие, более суровые:

35.


36.


Кое-где попадаются и многоэтажки, но в общем шёл я к цели больше получаса.

37.


Надо заметить, "первая ГЭС России" - понятие довольно расплывчатое. Первой империи считается Зыряновская ГЭС на Рудном Алтае (ныне Казахстан), пущенная в 1892 году и разобранная в 1930-е. Старейшей в России в нынешних границах оказалась и вовсе Озёрская ГЭС в Калининградская области, пущенная аж в 1880 году для обслуживания местной мельницы - но это тогда была Германия. Для сравенения, первая "домовая ГЭС" (обслуживавшая частный дом) была пущена в 1878 году в Англии, а первая центральная (то есть обслуживавшая разных потребителей) - в 1882 в Америке. Белый Уголь (как и Зыряновская) выходит первой именно центральной ГЭС в нынешних границах России - разросшиеся к началу ХХ века курорты требовали шика и комфорта, многие пансионаты устраивали электрическое освещение, да и по променаду вечером гулять приятнее при свете фонарей. Наконец, в Пятигорске и Кисловодске проектировались трамваи,  - в общем, в 1903 году на Подкумке заработала ГЭС мощностью 990 лошадиных сил (740 КВт). В 1913 году в Пятигорске появилась ещё и теплоэлектростанция, образовавшая в связке с "Белым Углем" первую в России энергосистему. Вот так ГЭС выглядела на момент постройки, и если бы она сохранилась.....

38.


Но в 1943 году она была взорвана отступавшими немцами, и к 1947 году восстановлена с нуля. Однако в 1977 её серьёзно повредил паводок, после которого её уже не включали, а другой паводок 2002 года окончательно доломал сооружения на Подкумке. В общем, исторических зданий на "Белом Угле" вообще не осталось, но советский машинный зал прекрасно сохранился в здании "Ставропольэнергосбыта" - его фотографии есть здесь.

39.


Сначала я обошёл "Ставропольэнерго" слева (а площадка его весьма велика), и вышел к берегу быстрого Подкумка. Поняв, что там ловить нечего - вернулся на Большевистскую и обошёл справа, обнаружив там вал наподобие железнодорожной насыпи - только вместо колеи был поток:

40.


Дело в том, что "Белый Уголь" был не русловой ГЭС, а дерривационной - выше по течению Подкумка часть его воды направлялась в специальный канал, по которому поступала в Городское озеро:

41.


А из озера по тому самому каналу уже сбрасывалась в Подкумок, образуя на его высоком берегу водопад. На заднем плане - тот самый машинный зал:

42.


Плещется что надо! В принципе, как я понимаю, восстановить ГЭС несложно - просто надобности в этом давно уже нет.

43.


И лишь поток воды хлещет с берега как своеобразный памятник промышленной истории:

44.


А за рекой Ессентукская станица, что для КМВ тоже сверххарактерно. Вроде бы ничего исторического там не осталось (тем более центр станицы стал частью образованного в 1917 году города Ессентуки), зато десяток новых храмов и "станичники", которые от "городских" держатся особняком. Ещё Ессентукская - центр Предгорного района, включающего сельскую местность КМВ. Но в станице я уже не был.

В следующих 5 частях - про Пятигорск, центр КМВ.

ЮЖНАЯ РОССИЯ-2014
Обзор и оглавление.
Сарай-Бату и село Селитренное.
Астрахань.
Астраханский кремль.
Город Народов. Три двора, казаки и калмыки.
Город Народов. От немцев до дагестанцев.
Волга и её дары.
Дворы и трущобы.
Центр. Советская улица и Братский сад.
Центр. От Белого города до Больших Исад.
Коса. Между кремлём и Волгой.
Вокруг центра по набережным.
Махалля. Южные слободы.
Селение. Северные слободы.
Правобережье.
Калмыкия.
Калмыцкая степь. Пейзажи и селения.
Речное (Астраханская область) и калмыцкие хурулы.
Элиста. Два хурула и вокзал.
Элиста. Центр.
Элиста. Сити-Чесс и мемориал "Исход и Возвращение".
Ставрополь.
Площадь, музей и общий колорит.
Губернский город.
Вокзалы и парки.
Кавказские Минеральные Воды.
Минеральные Воды и Иноземцево.
Железноводск-Кисловодск. Железная дорога КМВ.
Бештау. Центр КМВ.
Ессентуки. Город.
Ессентуки. Курортный парк и Грязелечебница.
Ессентуки. Виктория, Санамер и Белый Уголь.
Пятигорск. От вокзала на Цветник.
Пятигорск. По центру.
Пятигорск. У подножья Машука.
Пятигорск. Машук.
Пятигорск. Окраины и предместья.
Железноводск. Город.
Железноводск. Курортный парк.
Кисловодск. Центр.
Кисловодск. Непарадное.
Кисловодск. Курортное.
Медовые водопады в Карачаево-Черкессии.

греки, Ставропольский край, Кавказ, Ессентуки, дорожное, "Молох", КавМинВоды, этнография, курортное, Русский Юг

Previous post Next post
Up