КМВ. Минеральные Воды и Иноземцево.

May 25, 2014 00:12



Кавказские Минеральные Воды, далее просто КМВ - безусловно, одно из интереснейших мест, что я видел. Даже не по количеству достопримечательностей (хотя и с этим тут всё хорошо), а по своему устройству: россыпь одиноких гор (если точнее, 17) высотой от 700 до 1400 метров, сочащихся минералкой, и на равнине между ними - 6 городов (курортные Пятигорск, Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, промышленный Лермонтов и транспортные Минеральные Воды), несколько ПГТ (важнейшие - Иноземцево и Горячеводск), десятки сёл и хуторов, в том числе греческих и карачаевских. У городов здесь общий символ - Орёл, терзающий змею, то есть победа здоровья над хворями. Агломерация с миллионным населением, при этом неразрывно связанная с природой - настоящий центр Северного Кавказа, не случайно администрация федерального округа разместилась не в Ставрополе (о котором три прошлых части), а в Пятигорске.

Пяти дней на КМВ оказалось мало, поэтому рассказ мой будет не совсем полным - однако из 15-17 частей. В первой осмотрим "ворота" агломерации город Минеральные Воды (76 тыс. жителей) и начало связующей её воедино железной дороги до посёлка Иноземцево, во второй - проедем по станциям от Железноводска до Кисловодска.

...Одним из европейских веяний, "привезённых" в Россию Петром I, стали курорты: стоило было разобраться с первоочерёдными проблемами - создать промышленность, навалять шведами и выйти к морю, как во все пределы империи Российской разъехались медики и учёные искать целебные воды - первой из таких находок стали Марциальные Воды в Карелии. По некоторым данным, тогда же, в 1717 году, петровский медик Готлиб Шобер побывал в Предкавказье и открыл источники у нынешнего Пятигорска. Более достоверны исследования Иоганна Гюльденштедта, Петра Палласа и Фёдора Гааза на рубеже 18-19 веков, когда через будущие КМВ прошла Азово-Моздокская укреплённая линия и Россия взялась обустраивать регион всерьёз и надолго. Официально курорт был учреждён в 1802 году, и спрос на него появился с первых лет - первоначально отдыхающие жили в кибитках (калмыцких юртах), ставившихся у источников в летний сезон. В 1820-30-е оформились 4 курортных города, и во времена Лермонтова (1837-41), как можно узнать из того же "Героя Нашего Времени", тут уже был популярный у петербургского света курорт, достойный какого-нибудь Карлсбада.
Наконец, в 1875 году рядом прошла Владикавказская железная дорога, вблизи КавМинВод оказалась станция Султановкая, почти сразу переименованная в Минеральные Воды: от неё начиналась дорога к курортам, а в 1893 году пустили железнодорожную ветку на Кисловодск. Пристанционный посёлок начал быстро расти, в 1898 году получив название Илларионовский, в 1922 году - став городом Минеральные Воды. Вот таким был его вокзал:

2.


Ныне на его месте роскошный вокзал 1950-х годов, встречающий гостей круглой колоннадой с орлом, запечатлённой на вводном кадре. Вокзал стоит непривычно далеко от путей, по сути с этой стороны ещё одна площадь:

3.


Вид со стороны города. В целях борьбы с терроризмом войти в вокзал можно только с этой стороны, а выйти - только к орлу:

4.


Башенка наверху у меня вызывает ассоциации с ВДНХ:

5.


Но больше всего меня впечатлил центральный зал под куполом с обилием лепнины, витражей и мозаик:

6.


Основная тема оформления - кавказские пейзажи, что подчёркивает роль "ворот региона":

7.


Так как терроризм - угроза обществу, а Кавказ - его главный очаг (здешние электрички взрывали неоднократно), я предполагал, что по фотопаранойе КМВ превзойдёт всё, что я видел раньше. Ну правда: вот заходит молодой мужчина нетрадиционной для данных мест внешности в вокзал, фотографирует его, и не покупая билета уходит - в любой точке России сторож бы насторожился. Но вопреки ожиданиям, несмотря на огромное количество охраны я фотографировал совершенно беспрепятственно на всех станциях. Не знаю, с чем это связано - то ли с обилием курортников ("кефирников", как их тут называют), которые тоже непрочь запечатлеться на фоне вокзала, то ли реальностью террористической угрозы, а стало быть лучшим пониманием, что не фотоаппарат есть признак злоумышленника.

8.


Старые дома в окрестностях привокзальной площади - она и служит историческим центром города:

9.


10.


Бурая сталинка на заднем плане - напротив вокзала:

11.


Но в общем, Минеральные Воды - это классический "город железнодорожников", разросшийся в позднесоветское время (когда курорты были особенно загружены) и потому весьма унылый внешне. По-южному ухоженные перпендикулярные железной дороге главные улицы с пятиэтажками:

12.


И редкими сталинками типа почтамта:

13.


А между ними - сплошной частный сектор на фоне горы Змейка (992м), или Жлактау - 3-й по высоте из 17 гор КМВ после Бештау и Джуцы.

14.


Почти в геометрическом центре города, недалеко от стадиона на перекрёстке Ставропольской и Пятигорской улиц - Никольская Старая церковь (1957), до 1997 года называвшаяся Покровской, тогда же видимо пристроили колоколенку. По храмам советского времени мне пора уже делать отдельный пост - столько об этом феномене накопилось материала, и на КМВ таких церквей я нашёл минимум две.

15.


А в дальнем конце Ставропольской, на противоположной вокзалу оконечности "пятиэтажечного" центра - собственно, нынешний Покровский собор (1992-97), вроде бы имевший дореволюционного предшественника, фотографий которого я не нашёл.

16.


Впрочем, он сам по себе интересен - едва ли не ярчайший образец этой грубой, доморощенной, низкобюджетной, но такой искренней архитектуры церквей Перестройки.

17.


Странные пропорции, какая-то общая раздельность всех элементов:

18.


Особенно хороша апсида, похожая на водонапорную башню:

19.


Кроме вокзала, в МинВодах есть основанный в 1925 году, а ныне крупнейший в Северо-Кавказском ФО аэропорт - уступающий аэропортам Ростова, Краснодара и Сочи, но далеко превосходящий Ставрополь, а из-за сложного рельефа (рядом горы) он наряду с московскими аэропортами имел самое современное в СССР навигационное оборудование. Ещё в окрестностях Минеральных Вод есть небольшие и остающиеся в тени "великолепной четвёрки" курорты Кумагорск и Нагуты, а также совсем не курортный Георгиевск - старый городок, выросший у ярмарки и крепости, где в 1783 году был подписан трактат о русском протекторате над Грузией. Пожалуй, Георгиевск - мой главный пробел на КМВ, но оттуда родом эконом-географ mingitau, в журнал которого за рассказом про Георгиевск и отсылаю. Я же из примечательных мест в окрестностях Минеральных Вод запомнил лишь ногайское село Канглы, которое проезжает маршрутка по дороге из Ставрополя - о ногайцах, чьи сёла точечно раскиданы от казахской границы до Кавказа, я уже писал в астраханском контексте. Но по крайней мере при беглом взгляде Канглы ничем не выделяются среди других сёл Ставрополья, а их главная достопримечательность - Кинжал-гора (506м) в 1970-е годы была полностью уничтожена карьером - горы здешние слагает редкий и ценный технический камень бештаунит:

20.


Так что вернёмся на вокзал - помимо сквозных путей дальних поездов, тут есть и тупиковые пригородные. У входа на крытую платформу - турникеты, в кассе продают билет со штрих-кодом, как на подмосковных электричках - вот только турникеты все нараспашку, и по вагонам довольно часто ходят контроллёры. Линия на Кисловодск длиной 64 километра была построена, как уже говорилось, в 1893 году, а нынешний облик приняла в 1936, когда её электрифицировали (причём магистраль такой честь удостоилась лишь в 1960-е), снабдили высокими платформами и вероятно построили часть вокзалов на маленьких станциях. Ныне это что-то среднее между городским и пригородным транспортом - она связует МинВоды, Пятигорск, Ессентуки и Кисловодск, электрички ходят в среднем каждые час-полтора, время в пути - также около полутора часов. У местных они популярны, и среди окружающего маршруточного безобразия смотрятся как оазис в пустыне - удобный и понятный транспорт, которым я пользовался все 5 дней своего пребывания на КМВ. Что особенно приятно - у всех поездов пока ещё исторический дизайн:

21.


Навес над первой пригородной платформой, судя по заклёпкам - то ли дореволюционный, то ли грамотная стилизация. Рядом паровоз-памятник:

22.


А из окна электрички видны редкие дореволюционные постройки путейского ведомства:

23.


24.


Первая остановка - платформа 3-й километр, невзрачная подстать названию. Таких на линии всего две.

25.


На 5-м километре вокзал поинтереснее - видимо, времён электрификации линии:

26.


Как и на следующей станции Змейка - сталинские вокзальчики тут похожи друг на друга, но чуть-чуть разные:

27.


Где-то здесь город заканчивается, и над сёлами и полями довлеет собственно Жлактау, в скалах которой правда есть что-то змеиное. Часть склона изуродована карьером, где добывался всё тот же бештаунит:

28.


Жалко, день выдался пасмурным - каждый из 5 дней на МинВодах (да всех 10 дней поездки) меня сопровождала разная погода:

29.


Но вот за горой начинается новый посёлок Иноземцево (28 тыс. жителей), через который железная дорога проходит тремя станциями:

30.


Здесь же подходит ветка на Железноводск всего из одного перегона... этой весной, увы, фактически убитая - поезда по ней больше не ходят. Хотя это закрытие не первое, в лучшее время на линии было 19 пар поездов (то есть один состав ходил туда-сюда почти непрерывно), а накануне последней отмены - 6 пар.

31.


Здесь зона влияния другой горы - Бештау (1401м), вокруг которой и группируются КМВ. До станции Бештау и ходят электрички из Железноводска - туда-сюда, не дальше по главному ходу!

32.


Тут уже дореволюционный вокзальчик, за которым РЖДшный санаторий "Восход":

33.


Иноземцево с 1983 года числится ПГТ в подчинении Железноводска, который при этом слегка превосходит по размеру. Оно всегда было в тени других городов КМВ, но между тем история его весьма интересная: в 1801 году здесь обосновались шотландцы - миссионеры из Эдинбургского Библейского общества, пытавшиеся крестить горцев. Как я понимаю, "библейские общества" не принадлежат ни одной конфессии и просто распространяют Библию в миру. Впрочем, миссия оказалась не очень успешной, а в 1821 году, после того как миссионеры перекрестили армянина, и вовсе была упразднена решением властей. Последние шотландцы покинули эти места в 1835-м, а место их заняли немцы, переселившиеся сюда в 1809 году из Саратовской губернии и взявшиеся за садоводство.

34.


Название "Иноземцево" же - отнюдь не в честь здешних иноземцев: изначально шотландская колония называлась Каррас, немецкая - Николаевская, а под нынешним названием их объединили в 1959 году (когда местные немцы по воле Сталина уже 18 лет как обживали Казахстан) вокруг станционного посёлка, получившего название в свою очередь в честь Ивана Иноземцева - начальника Владикавказской железной дороги, построившего эту линию и особняк близ станции имени себя:

35.


Ещё за путями - остатки домовой церкви Иноземцева, переделанной в жилой дом. Кадр снят прямо с платформы:

36.


Станция Иноземцево:

37.


Маленький старый вокзал:

38.


Здесь я оставил электричку и отправился на поиски осколков бывшей немецкой колонии. Посёлок стоит на склоне Бештау, улицы уходят вниз под весьма ощутимым углом:

39.


В центре - проспект Свободы с бульваром, вполне возможно насаженном ещё немцами, по разные стороны которого два домика очень почтенного возраста:

40.


Белый слева, в три окна, принадлежал старшине немецких колонистов Готлибу Рошке, который тут устроил кофейню, и в кофейне этой бывали Пушкин, Глинка, Толстой, Белинский, но в первую очередь - Лермонтов, который здесь завтракал последний раз в своей жизни, утром перед дуэлью с Мартыновым. Что тут сейчас - не знаю: домик и не открыт, и не заброшен.

41.


Мозаика напротив:

41а.


Дальше я спустился к церкви Иоанна Предтечи (1999) на параллельной железной дороге Шоссейной улице:

42.


Наискось от которой - серое здание кинотеатра "Луч":

43.


Скрывающий внутри кирху колонии Каррас (1837), закрытую в 1937 году. Увы, её удачных фото целиком, кажется, не сохранилось.

43а.


Дальше я сделал круг по зелёным улочкам с "казацкими" хатами:

44.


И редкими домиками немецких колонистов:

45.


46.


Есть тут ещё небольшой винзавод "Машук", а до революции действовала кумысолечебница:

47.


Самым капитальным же старым зданием Карраса оказались вот эти торговые ряды на той же Шоссейной улице. Но в целом население колоний не превышало нескольких десятков семей, поэтому старой архитектурой Иноземцево небогато:

48.


Третья станция в черте посёлка - невразчная платформа Машук, за которой начинаются пятигорские станции:

49.


Она обслуживала бывшую Николаевскую колонию, в 1835 году отпочковавшуюся от Карраса. Получив надел, наученные прежним опытом немцы занялись тут уже не землепашеством, а садоводством. История колонии не отметилась какими-то яркими событиями, и оборвалась, как и всюду на Руси Немецкой, в 1941 году депортацией за Урал.

50.


Сюда я добрался только в 2022 году. Центральная в бывшей колонии Колхозная улица - совсем такая же, как проспект Свободы в Каррасе: узкий зелёный бульвар да аккуратные, почти типовые домики.

51.


Зато чуть в стороне можно найти ДК "Машук" с типовым фасадом 1960-х, а обойдя этот фасад - обнаружить, что он прилепился сбоку к неоготической Новой кирхе (1904-06):

52.


Дом культуры принаделжал одноимённому санаторию, но теперь оказался за его оградой. Сам "Машук Акватерм", как он пафосно называется с недавних пор, раскинулся на добрый километр. В его глубине есть, пожалуй, самая известная на КавМинВодах хохма - Памятник Клизме (2008), вот только посторонним за ворота не пройти.

53.


Автодорога же проходит с другой стороны Бештау. Вот, в сумерках, вид на Железноводск - высокая Бештау с 5 вершинами, а внизу слева направо горы Медовая (725м), Тупая (767м), Острая (872м) горы:

54.


В следующей части - о железной дороге, уже без посёлков..

ЮЖНАЯ РОССИЯ-2014
Обзор и оглавление.
Сарай-Бату и село Селитренное.
Астрахань.
Астраханский кремль.
Город Народов. Три двора, казаки и калмыки.
Город Народов. От немцев до дагестанцев.
Волга и её дары.
Дворы и трущобы.
Центр. Советская улица и Братский сад.
Центр. От Белого города до Больших Исад.
Коса. Между кремлём и Волгой.
Вокруг центра по набережным.
Махалля. Южные слободы.
Селение. Северные слободы.
Правобережье.
Калмыкия.
Калмыцкая степь. Пейзажи и селения.
Речное (Астраханская область) и калмыцкие хурулы.
Элиста. Два хурула и вокзал.
Элиста. Центр.
Элиста. Сити-Чесс и мемориал "Исход и Возвращение".
Ставрополь.
Площадь, музей и общий колорит.
Губернский город.
Вокзалы и парки.
Кавказские Минеральные Воды.
Минеральные Воды и Иноземцево.
Иноземцево-Кисловодск. Железная дорога КМВ.
Бештау. Центр КМВ.
Ессентуки. Город.
Ессентуки. Два курортных парка.
Железноводск.
Пятигорск. Проспект Кирова.
Пятигорск. По центру.
Пятигорск. Подножье Машука.
Пятигорск. Машук.
Пятигорск. Окраины и предместья.
Кисловодск. Центр.
Кисловодск. Непарадное.
Кисловодск. Курортное.
Медовые водопады в Карачаево-Черкессии.

немецкое, Ставропольский край, Кавказ, природа, Минеральные Воды, железнодорожное, дорожное, транспорт, КавМинВоды, курортное, Русский Юг

Previous post Next post
Up