Астрахань. Часть 7: от Белого города до Больших Исад

May 03, 2014 16:51



Едва ли не вся Астрахань стоит на островах волжской дельты, иные из которых крупнее самого города. Но центр вокруг кремля располагается на острове совсем небольшом, примерно 2,5х1,5 километра, между протокой Кутум и искусственным Варвациевым каналом. Он включает Косу, намытую в 19 веке Волгой, Астраханский кремль, два старых посада - весь Белый город и частично Земляной город, а также мусульманскую (прежде татарскую, а ныне кавказскую) слободу у рынка Большие Исады, которую Варвациев канал просто отсёк от других слобод. Сердцевину этого района - Советскую улицу - я показал в прошлой части. Теперь же пройдёмся по другим его улицам, и дополнением будет вот этот пост об астраханских народах, связанных с ним памятниках (как например старейший в России костёл на краю мусульманского района) и утраченных храмах Белого города.

Два астраханских посада полностью оформились к 1630-м годам, и расположены были примерно так - на этой схеме ещё нет Варвациева канала, но он рассечёт Земляной город примерно пополам. В Белом городе было всё, показанное в прошлой части, в первую очередь - торговые подворья, Земляной город же со временем распался на этнические слободы, частью вышедшие за его изначальную границу:

1а.


На викимапии же почему-то "Белым городом" отмечен квартал южнее площади Ленина, ограниченный домами "Волгатанкера" (1952-58) - правее границы кадра собственно площадь с её скульптурами голых мальчиков и белая кремлёвская стена. Квартал за этими домами действительно весьма колоритен.

2.


Только вход в него найти непросто. От кремля в махалли за Варвациевым каналом ведёт улица Мусы Джалиля, одна из самых зрелищных в Астрахани благодаря нависающему над ней собору:

3.


В её начале - местный ТЮЗ, основанный в 1933 году (здание явно на полвека моложе), правее которого есть "секретный" вход в Буровский переулок, который я умудрился в упор не заметить, проходя мимо.

4.


Вместо этого я свернул на соседнюю улицу Бэра и тут же оказался в тихой ветхой деревянной слободе, совершенно отстранённой от соседних кварталов:

5.


Наверное, подобное впечатление "кремлёвского подбрюшья" в Старой Москве производили Хитровка или Зарядье... если бы враз опустели:

6.


На той же улице Бэра - бывший спортзал, а ныне кажется сауна, напоминающая то ли польскую, то ли румынскую межвоенку:

7.


Дело в том, что тут не Белый город, а Белый Лебедь - старая (1820) городская тюрьма, о названии которой напоминают "лебединые" фигурки у ворот. Там ещё магазин "Теремок" за соседней дверью, и вместе с лившейся из здания музыкой, какой-то эстрадой, и тишиной окрестных домов, всё складывалось в совершенно трешёвое впечатление. Ворота и "Теремок" я хотел заснять поближе, но тут заметил, что из машины на меня пристально глядит человек в форме...

8.


А это двор домов "Волгатанкера", детская площадка на фоне тюрьмы.

9.


В общем, мрачное место за роскошным сталинским фасадом:

10.


Дальше просто прогуляемся по улицам астраханского центра. Прямо скажем, впечатление он производит очень странное: тут исключительно цельная рядовая застройка (за вычетом утраченных храмов), но практически нет шедевров - архитектура в основном эклектична и провинциальна. Астрахань в 1811 году была 6-м по величине городом Российской империи (37 тыс. жителей, после Петербурга, Москвы, Вильнюса, Казани и Тулы, опережая Ригу), а в 1913-м - 16-м (151 тыс. жителей, но в нынешних границах России опять же 5-м после Петербурга, Москвы, Саратова, Казани и Ростова-на-Дону). Однако большинство этих зданий построены, когда в Астрахань ещё не провели железную дорогу (1909), и она жила от сезона к сезону: летом - бурный торговый город у южных ворот Империи, а зимой - сонное провинциальное захолустье (интересные зарисовки астраханского быта приводятся в журнале rus-turk). В общем, тут был не совсем губернский город, а гипертрофированная "купеческая республика", где каждый строил кто во что горазд и лишь бы превзойти соседей, да вдобавок все разных национальностей.

11.


12. детали домов с прошлого (выше) и следующего (ниже) кадров.



13.


14.


15.


16.


В принципе даже не знаю, стоит ли идентифицировать отдельные дома - ну банк, ну дома купца с русской или нерусской фамилией, ну разброс от 1880-х до 1910-х. Мне даже больше запомнились вот эти старинные лавки на улице Советской Милиции:

17.


Или вот этот старый банк в "бухарском" стиле, ныне занятый областной библиотекой:

18.


И очень популярыне в губернской Астрахани металлические детали - козырьки, навесы, балконы:

19.


По мере удаления от кремля застройка становится всё провинциальнее, улицы - всё непрезентабельнее:

20.


Появляются деревянные дома, как например на улице Свердлова, проходящей примерно на месте северной стены Белого города:

21.


Та же улица Свердлова уже в границах Земляного города, которые можно провести по улице Калинина:

22.


23.


Близ улицы Калинина и дома двух "великих земляков" (помимо ссыльного Чернышевского и уроженца Тредиаковского - но то близ кремля) - в этом провёл детство и юность (1878-96) художник Борис Кустодиев:

24.


А в жёлтеньком особнячке за крестом (отмечающим место Крестовоздвиженской церкви - одной из красивейших в дореволюционной Астрахани)...

25.


...жил поэт-футурист Велимир Хлебников, как я понимаю, попеременно с другими городами в 1913-19 годах. Родился же он в калмыцком селе Малые Дербеты, в семье орнитолога и женщины-историка

25а.


Вообще, в Белом городе много отдельных достопримечательностей. Вот например одинокая Спасская башня (1697) - всё, что осталось от Спасо-Преображенского монастыря, запоздало основанного в 1597 году в честь победы над крымско-турецким войском в 1569-м. В 17 веке он успел побыть даже ставропигиальным, а в 1704 вобрал в себя Вознесенский монастырь (с которого я начинал прошлую часть), и с попеременным успехом просуществовал до конца 19 века.

26.


Удивительно, но его ансамбль разрушили не при Советах, а ещё в 1870-е годы - обветшалый монастырский собор в 1871 году разобрали, собираясь строить новый, но в 1873 упразднили сам монастырь, разделив его постройки между семинарией (основанной в 1867-м) и домом престарелых. Простоявшая до 1930-х годов Спасо-Преображенская церковь при семинарии же до упразднения монастыря была второстепенным храмом Зосимы и Савватия (1736):

26а.


А в башне после находилась келья семинарийского священника, и как она пережила советское время - не знаю. Изразцовый узор на ней очень красив, и вообще одиноко стоящая башня посреди города навевает ассоции со Старой Европой...

27.


Ещё одна церковь, таки избежавшая полного сноса - Знаменская на улице Ленина (1903), которую "всего лишь" обезглавили и переделали в хлебзавод. Впрочем, прямо сказать, на фоне погибших церквей 18 века она откровенно типовая и невзрачная.

28.


Тут хорошо видна утраченная часть и расположение - за кофейней братьев Шарлау, существующей и использующейся по назначению до сих пор (см. "дополняющий" пост).

28а.


При этом здание церкви не первое на этом месте - храм был основан в 1672 году в память убитого правосеками разинцами астраханского митрополита Иосифа.

29.


А вот памятник самому главному местному революционеру Александру Трусову, исправно пережившему бои с казаками за кремль и умершего в 1919 году по дороге в Москву от тифа. Памятник, уже не первый по ходу повествования в стиле "ещё при жизни Ленина", поставили в том же году. С 2009-м улицу Трусова успели переименовать в Эспланадную, а сам памятник изрядно обветшал. Впрочем, в 2011-м в Астрахани в лучших традициях бунтарского прошлого чуть не случлися региональный майдан (сторонников оппозиционного кандидата в губернаторы Олега Шеина) в Братском садике - может, его тогда покоцали? Как бы то ни было, это интересный памятник своей эпохи, и если совсем развалиться - будет жаль:

30.


А ещё в Астрахани есть "Газпром", которому только в Белом городе принадлежит несколько зданий.

31.


Если астраханский "ЛукОйл" занимается шельфом Каспийского моря, то у "Газпрома" здесь главный актив - гигантский газоперерабатывающий завод (1985-90) у станции Аксарайская (она же автостанция Молодёжный) в 40 километрах от города за Бузаном, где от линии Москва-Астрахань отходит ветка на Атырау и далее вглубь Средней Азии. Тут всё очень строго - режимная зона за несколько километров от завода, и на её территорию запрещён въезд без припасённого противогаза.

32.


Но вернёмся в город и пойдём на Большие Исады мимо показанного в "дополняющем" посте итальянского костёла. За улицей Калинина пейзаж резко меняется - мы в типично астраханской слободе, пусть и не отделённой от Белого города водными преградами:

33.


34.


За которой, впрочем, снова появляются капитальные дома, будь то показанный вот в этом посте Казачий клуб или бывшее Епархиальное женское училище (1885):

35.


Постепенно застройка вновь делается капитальной и каменной:

36.


37.


38.


Но вот пейзаж меняется, заполняясь толчеёй и торговлей, а господство над улицами от белой колокольни переходит к красному минарету:

39.


40.


Меняется и контингент - как уже говорилось в "дополняющем" посте, где есть с галерея местных типажей, здесь в постсоветские годы сложилась натуральная Кавказская слобода - выходцы с обеих сторон знаменитого хребта не знаю с каких годов держат самый известный городской рынок:

41.


Как уже не раз говорилось, слово "исад" (то есть "куда высаживаются") означает торговую пристань и в Астрахани в принципе было синонимом рынка. Большие возникли ещё в 17 веке благодаря Иоанно-Предтеченскому монастырю за Кутумом, да так и остались главным рынком города, процветавшим и в царские, и в советские времена. Традиционно рынок держали татары, поэтому в 1896 году в его центре выросла Красная мечеть:

42а.


Ныне она известна как Кавказская, и с тех пор успела во-первых "удвоиться" (видимо, в 1904-м), а во-вторых обзавестись явно новым минаретом. Вход во двор мечети с прилегающей улицы:

43.


И вид с прибазарных закоулков:

44.


А ещё раньше, в 1891-м, на рынке построили необычайно длинный крытый павильон - кстати, не единственный в Астрахани:

45.


Внутри продовольственный ряд. Один из мясников, увидев мои длинные волосы, прикрикнул: "Эй! Мяса купи на рок-концерт!" и тут же захохотал. В 2009-м я разговорился с местными неформалами на вокзале, и те мне с характерным провинциальным понтом расписывали Большие как место, откуда вернуться живым и не ограбленным шансов очень мало - так что видать "волосатых" тут правда не любят.

46.


Фотографировать же на Больших, наверное, действительно рисковано - рынок пронизан всякой нелегальной торговлей, в первую очередь это чёрная икра с браконьерских промыслов и наркотики из Средней Азии. Но с моим среднеазиатским опытом сделать десяток кадров в Больших не составило никакого труда.

47.


Кавказская мечеть стоит прямо в глубине базара, а базар выплескивается на несколько кварталов по Земляному городу и даже за Кутум - мы к нему ещё подойдём с другой стороны. Но в общем, по колориту он не идёт ни в какое сравнение с базарми Средней Азии - ни киргизскими, ни казахскими. Не говоря о том, что атмосфера тут куда как злее.

48.


В следующей части сходим на Косу - целый район, который Волга принесла в 19 веке под стены кремля.

ЮЖНАЯ РОССИЯ-2014
Обзор и оглавление.
Сарай-Бату и село Селитренное.
Астрахань.
Астраханский кремль.
Город Народов. Три двора, казаки и калмыки.
Город Народов. От немцев до дагестанцев.
Волга и её дары.
Дворы и трущобы.
Центр. Советская улица и Братский сад.
Центр. От Белого города до Больших Исад.
Коса. Между кремлём и Волгой.
Вокруг центра по набережным.
Махалля. Южные слободы.
Селение. Северные слободы.
Правобережье.
Калмыкия.
Ставрополь.
Кавказские Минеральные Воды.

P.S.
На фоне трагических новостей эти посты вообще кому-то нужны? Или "уйди, не до тебя щас"?

невольничье, Поволжье, Астрахань, Астраханская область, татары, дорожное, деревянное

Previous post Next post
Up