Озёрск (Даркемен). Самая старая ГЭС в России.

Mar 22, 2013 20:42



Озёрск (4,6 тыс. жителей) - маленький прусский городок в 37 километрах южнее Черняховска, выросший вокруг мельницы. При немцах назывался Даркемен, известен с 1539 года, городские права - с 1725, а в 1938 его название чем-то не угодило "истинным арийцам" и было заменено на Ангерапп (по реке Анграпа). Туристы здесь бывают редко, судя по отчётам в ЖЖ - гораздо реже, чем в куда как более глухом Железнодорожном, а между тем, это один из самых интересных городов Кёнигсбергщины. Во-первых, он не так сильно тронут войной; во-вторых - опрятен, уютен и мил; в-третьих, тут есть действующий конезавод; ну а я сюда поехал чтобы посмотреть на старейшую в России гидроэлектростанцию, пущенную в 1886 году.

Хотя от Озёрска до Черняховска меньше часы езды и автобус ходит через 2-3 часа, пейзаж по дороге становится совершенно другим: плоская и болотистая равнина сменяется холмами. Это водораздел бассейнов Преголи и Вислы, через эти холмы спускается Мазурский канал. Потому и гидроэнергетический потенциал у здешних речек повыше.

2.


Центр Озёрска - обширная площадь Победы, при немцах традиционный Марктплатц, самый большой в довоенное время на территории будущей Калининградской области:

3.


Кирпичный почтамт (1898) используется по назначению:

4.


А вот ратуша рядом с ним войны так и не пережила - сохранность Озёрска весьма относительна, полностью разрушено непосредственно войной в нём было "всего" 10% зданий и железная дорога.

5.


Довольно странный триптих домов занят единственным в области техникумом землепользования. По улочке за ним можно было бы пройти к казармам, где базировались "чёрные гуссары" - говорят, их донельзя стильная форма стала при фашистах прототипом ССовской (само собой, в Озёрске была не единственная их база):

6.


Ещё на площади есть памятник Ленину и мемориал Победы. Обратите внимание, что дальше пустота - там пруд, а точнее водохранилище на Анграппе:

7.


Улочка напротив почтамта ведёт к автостанции, рынку и заброшенной кирхе (1842):

8.


К последней подойти я опять же не сподобился. У меня был выбор - провести в городе около часа или почти три часа; но времени было в обрез, три часа тут делать в общем-то нечего, а мысль о возвращении в Черняховск автостопом нагоняла тоску. Если бы я с самого начала решил осматриваться в город в темпе - я бы и до кирхи добежал, и до казарм, и ещё куда-нибудь по этим старым улочкам, но сначала я всё же рассчитывал на 3 часа, гулял вразвалочку, и осмотрев самое главное, понял, что до ближайшего автобуса двадцать минут, а в общем и казарм, и кирх 19 века, и школ, и больниц немецкой постройки я повидал уже десятки, и если не увижу их ещё и в Озёрске - ничего не потеряю.

9.


Улочка на третьем углу площади - по ней приезжает и уезжает автобус, туда мы ещё пойдём:

10.


Ещё немного кадров с площади и окрестностей. Многие подворотни заложены полевыми камнями:

11.


Дворы ничуть не хуже железнодорожненских, только заметно опрятнее. А что? Давайте напишем в путеводителе, что вон те арки - остатки крепостной стены 15 века! И пофиг, что село здесь известно с 16, а город с 18 веков...

12.


Подворотня с резьбой и подъезд с кошкой:

13.


Но главная фишка архитектуры Озёрска - резные деревянные двери. Теряюсь в догадках - это изначально была местная особенность, или они здесь каким-то чудом лучше сохранились.

14.


15.


16.


А самая пышная дверь - на доме, или вернее настоящем дворце Рихарда Вихерта, владельца здешней мельницы:

17.


Фасад которого выходит на последний, юго-восточный угол Рыночной площади:

18.


И за этим углом находится, на мой взгляд, то, ради чего стоит ехать в Озёрск. Слева направо: дворец Вихерта, его же мельница (1898) и - уже за краем кадра - та самая ГЭС. Вообще, Даркемен весь "городской" период своей истории был городом-заводом, разрастаясь вокруг основнной в 1723 году мельницы, которой на рубеже 19-20 веков и владели Вихерты, и при них Даркеменская мельница была чуть ли не самой современной во всей Пруссии, а её продукция экспортировалась в Швецию. В общем, немудрено, что дом Вихерта был крупнее ратуши:

19.


Построена эта роскошь была, насколько я понял, в 1921-22 годах - вроде и по стилю похоже, но как-то неожиданно круто для не самых простых лет в истории Германии. Рискну предположить, что здесь был не только собственно дом, но и административное здание мельницы, а по некоторым данным ещё и гостиница. Ныне виллу занимает администрация, музей, дом детского творчества, а самый эффектный у неё фасад, обращённый на Анграппу:

20.


Представляю, как Вихерт отсюда любовался масштабами своего хозяйства:

21.


22.


Очень красивая резьба донельзя германского вида - подозреваю, что двери всё-таки были местной особенностью, а вернее подражанием Вихерту:

23.


С мельницей, как нетрудно догадаться, и была связана постройка ГЭС - видимо, впечатлившись открытиями в области электроэнергетики и пуском в Берлине трамвая, в 1886 году Вихерт решил оснастить электродвигателями свою мельницу. О том, что произошло дальше, можно встретить вот такой текст: "....строиельство станции на новом русле реки вызвало снижение потока воды на старом русле, где стояла мельница. Все это сильно не понравилось мельнику, и он отказался платить за электроэнергию, и чтобы обеспечить нормальный поток воды, даже построил новую мельницу. Так техническое чудо оказалось не у дел. Городские власти электроэнергией распорядились так: часть перенаправили в Гумбиннен (Гусев), а часть решили использовать для освещения улиц. Для чего в 1887 году в Даркемене первые в Европе установили электрические уличные фонари." - но честно говоря, и сама эта история мне кажется не очень логичной, и "первые фонари" явно из той же серии, что "дома 15 века в Железнодорожном". Да и мельница своим фасадом глядит прямо на ГЭС, так что скорее наоборот - проект оказался столь успешным, что Вихерт быстренько расширил производство, а вскоре и дворец себе отгрохал. Мельница действительно огромна, здание ныне занимает завод чешской компании "Бриск" по выпуску автомобильных свечей:

24.


Ну а ещё ниже - водохранилище, на которое город выходит задворками:

25.


26.


Явно немецкий мостик через него:

27.


На той стороне - вероятно, местный "городок энергетиков", то есть дома для работников Вихертового хозяйства с очень колоритными подсобками:

28.


И наконец - непосредственно ГЭС. Правда, насколько я понял, сами её постройки не 1886, а 1907 года, когда она прошла первую крупную реконструкцию:

29.


Она построена буквально на заре электроэнергетики... собственно, последняя и начиналась с "домовых электростанций", обеспечивавших энергией один дом или одно предприятие. Первая в мире "домовая ГЭС" пущена в 1878 году и обслуживала частный дом в английском графстве Нортамберленд, к этому же типу относилась и ГЭС Даркемена - по сути такая продвинутая заводская плотина. Если говорить об электростанциях в совренном смысле, то их родина США: первая ГЭС заработала в 1881 году близ Ниагарского водопада, а первая ТЭС - в 1882 году в Нью-Йорке. Если по теплоэнергетике Россия с Западом шла практически в ногу (в 1887 году открылась первая электростанция в Москве), то вот по гидроэнергетике отставание было лет на 10-15. Первую ГЭС в Российской империи сейчас установить уже сложно, по одной из версий это пущення в 1892 году Зыряновская ГЭС на Рудном Алтае (ныне Казахстан), а старейшая непрерывно действующая - в урочище Пороги (1909) Челябинской области. В общем, Озёрская ГЭС существенно старше их обеих.

30.


И хотя она неоднократно реконструировалось, и нынешнее оборудование в ней поставлено в 2000 году, выработка энергии тут в 2-3 раза ниже, чем при немцах и не покрывает даже потребности крошечного городка: Анграппа за сто лет сильно обмелела...

31.


С 1886 года ГЭС стала работать и на нужды города, и в Даркемене появились электрические фонари - первые в Восточной Пруссии... но уж никак не в Европе! Если верить англовики, первые электрические огни в 1875 году осветили Париж, а в 1880 они были уже в Москве и Петербурге.

32.


От ГЭС, по старой идеально сбитой мостовой я направился неторопясь в сторону Черняховска:

33.


Мимо ещё каких-то старых заводов... Сейчас тут делают молочные продукты, а при немцах поди пиво варили:

34.


Ещё какие-то домики. А не здесь ли стоял вокзал? Цепочка явно производственных зданий напоминает прижелезнодорожные промзоны:

35.


Тут похоже на элеватор:

36.


А затем из-за угла показался автобус, которым я вернулся в Черняховск. Прогулка по Озёрску выдалась до неприличия короткой, но впечатления остались яркие. Так, кстати, часто бывает в дороге...
Ну а главная "официальная" достопримечательность Озёрска - действующий конезавод Веедерн, основанный в 1832 году Александром фон Нойманом (здания 1910-х годов). О нём подробно читатйе, например, у neferjournal.

В следующей части отправимся в Гусев (Гумбиннен). Конец эпопеи близок!

ДАЛЬНИЙ ЗАПАД-2013
Вступление. Зарисовки, благодарности, дисклеймер.
Литовский транзит.
Восточная Пруссия
Бальга. Форпост крестоносцев.
Ода немецкой архитектуре.
Немецкая инфраструктура.
Янтарный край.
Заграничная Россия. Современный колорит.
Калининград/Кёнигсберг.
Город, который есть.
Призраки Кёнигсберга. Кафедральный собор.
Призраки Кёнигсберга. Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф.
Призраки Кёнигсберга. Ломзе, Форштадт, Ластадия.
Призраки Кёнигсберга. Трагхайм и Росгартен..
Площадь Победы, или просто Площадь.
Внутреннее кольцо. От Фридландских ворот до моста.
Внутреннее кольцо. От Фридрихсбургской крепости до Площади.
Внутреннее кольцо. Башня Врангеля - Литовский вал - Преголя.
Внешнее кольцо и аэродром Девау.
Хуфен и Марауниенхоф.
Город-сад Амалиенау.
Ратхоф и Юдиттен.
Понарт.
Музей Мирового океана.
Самбия, или Земландия.
Янтарный берег. Зеленоградск (Кранц).
Куршская коса.
Янтарный берег. Светлогорск (Раушен).
Янтарный берег. Янтарный.
Балтийск (Пиллау). Город.
Балтийск (Пиллау). Гавань у Русской набережной.
Западные ворота России. На Балтийскую косу и обратно.
Натангия, Вармия, Бартия.
Багратионовск (Прёйсиш-Эйлау).
Дорога через Правдинск (Фридланд)
Железнодорожный (Гердауэн).
Вдоль Мазурского канала.
Надровия, или Малая Литва.
Дорога на Черняховск.
Черняховск. Инстербург и Георгенбург.
Черняховск (Инстербург). Центр.
Черняховск (Инстербург) фабрично-транспортный.
Черняховск (Инстербург). Восточные предместья и посёлок Веселовка (Юдчен).
Озёрск (Даркемен).
Гусев (Гумбиннен).
Советск (Тильзит). Центр.
Советск (Тильзит). Предместья.
Неман от замка Рагнит до моста королевы Луизы.
.

немецкое, "Молох", Пруссия, дорожное, Калининградская область, "Балтийские ветры"

Previous post Next post
Up