Тут
dedushkin1 выложил пост
про город Остия, аванпорт древнего Рима, где в лучшие времена могло жить до 50 тысяч человек. Поражает, конечно, количество современных атрибутов в древней империи - многоквартирные дома (инсулы), общественные туалеты... А я вспомнил, что ведь и паровой двигатель был изобретён в Римской империи, в середине 1 века
Героном Александрийским. Более того, это был и первый реактивный движетель. Назывался он Эолопил ("Эолов шар") и выглядел вот так:
Котёл, трубки из него в шар, и две дюзы, из которых пар вырывался, заставляя шар крутиться. Это было красиво, и римляне восприняли эолопил как не более чем прикольную штуку. Я же, когда впервые об этом прочитал, увидел сон про ни много ни мало Римские железные дороги.
...Знойный аппенинский закат. Лучи заходящего солнца блестят на белом мраморе и на мозаиках и надписях с хвалой богам и императору. На путях стоит игнимотив (или, на греческом, пиромобиль) конструкции "бочка с трубой", пускает пар и дымок от древесного угля. Позади пиромобиля - золочёная повозка под крышей, в которой заняли свои места 10 патрициев, в том числе одноухий полководец Нолемоций в алом плаще и жирный наместник Луций, уже купивший себе ложу на этой повозке. Позади ещё одна деревянно-тростниковая повозка с двумя десятками рабов господ из первого вагона, от первой её закрывает ширма. Экипаж пиромобиля - чемпион Рима по гонкам на колесницах и раб-механик с ожогами на руках. Грек-инженер читает на латыни хвалу богам, даровавшим народу Римской империи новую машину, способную ехать быстрее ветра, и императору, единственно чья мудрость позволила принять сей подарок Юпитера и Вулкана. Пиромобиль трогается со скоростью 80 стадий в час по двум глубоким колеям, выложенным в каменной мостовой. Первый его маршрут Рим - Остия.
Ну а кроме шуток, эолопил - это пожалуй САМАЯ интересная развилка мировой истории. Что бы было, если бы индустриальная революция случилась на 1700 лет раньше?!