КМВ. Бештау, или Пятигорье.

May 28, 2014 02:57



Если стержень КавМинВод - показанная в прошлой части железная дорога, то центр - Бештау,  название которой можно перевести как Пятигора. Вообще, число 5 на КМВ какое-то особенное: у Бештау 5 вершин, 4 горы-спутника (Шелудивая, Тупая, Острая и Медовая) и 4 горы-соседа - Машук, Змейка, Железная и Развалка, и эта "пятёрка в пятёрке в пятёрке" образует центр всей россыпи 17 одиноких гор КМВ. Ещё здесь 5 исторических городов, крупнейшим из которых является Пятигорск, в черте которого 5 железнодорожных станций... Думаю, немало тут можно найти и других "пятёрок", поэтому не случайно одно из названий района КМВ, и даже всей прилегающей части Кавказа - Пятигорье.

Горы КМВ - это лакколиты, то есть лавовые купола, выдавившиеся из мантии миллионы лет назад. Бештау - самая крупная (8 километров в поперечнике) и высокая из них (1401м). Но я не полез ни на одну из её вершин, ограничившись походом по склонам из Пятигорска в Железноводск. А по дороге - урановые рудники, Второ-Афонский монастырь, город Лермонтов, красивейшие Орлиные скалы и тёплый апрельский лес.

Первый раз увидев Бештау издалека, я подумал, что она мне окажется не по зубам, но на самом деле за день взойти на центральную вершину и вернуться обратно не так уж сложно. Тем более гору пересекают многочисленные дороги, и на неё есть несколько удобных подъёмов. Самый простой - от станции Лермонтовская (см. прошлую часть), окрестности которой мне напомнили декорации к сценам бандитских разборок из кино 1990-х. Дело в том, что здесь находится крупнейший на Северном Кавказе авторынок, обслуживающий в первую очередь республики, где автодиллеры что-то открывают очень неохотно. На заднем плане - Машук, безошибочно опознающийся по телевышке:

2.


Слева за авторынком с его снующими уже с утра сомнительными личностями русской и кавказской внешности, и начинается дорога на Бештау. Впереди вершины Два Брата (1124), Большой Бештау (1401) и Козьи скалы (1157), а на заглавном кадре виде с противоположной стороны - Козьи скалы, Большой Бештау и Малый Бештау (1254), скрывающий за собой Лохматую гору (1180). Первые километры дорога идёт через малоприятную местность с бетонными заборами и руинами какой-то индустрии:

3.


По левую руку - Пятигорск. Садовые товарищества у озера Ивушка, многоэтажки района с поэтичным названием Белая Ромашка (по дореволюционным туберкулёзному санаторию - в те времена этот цветок был символом борьбы с чахоткой), длинный лес Дубровка на Бритой горе (так как половина её лысая) и самые дальние из 17 гор Юца (973) и Джуца (1190), за которыми виднеется Кавказ.

4.


А вот центр Пятигорска отсюда не виден - он у подножья Машука:

5.


Но вот из цветущих кустов у подножья Козьих скал появляется старая промышленная заброшка. Это "посёлок №1" - ни что иное, как остатки обогатительной фабрики урановых рудников, весьма неожиданных в курортном районе.

6.


Здешние лакколиты состоят из довольно чпецифических пород - я уже писал в одной из прошлых частей про бештаунит - твёрдый и коррозиостойкий камень, использующийся в технике. А ещё тут есть давидиты и лермонтовиты - ураново-цериевая руда. В наступившей Холодной войне СССР остро нуждался в уране - сырье для атомных боеголовок, и добывал его где мог - несколько месяцев назад я уже показывал первый советский урановый рудник в Майлуу-Суу (Киргизия). Бештаугорский уран был известен с 1930-х годов, "посёлок №1" построили в 1949-53, а добыча на нём велась до 1976 года. По аналогии с тем же Майлуу-Суу, скорее всего уцелевшее здание было заводской электростанцией - саму обогатительную фарику должны были снести как "грязную".

7.


Говорят, Бештау вся изрыта штольнями, образующими крупнейшую в России систему катакомб длиной по разным данным от 160 до 230 километров. Входы в штольни отмечены на викимапии, а вот заметки побывавшего внутри них человека.

8.


Коенечно же, уран не мог не породить традиционных страшилок: якобы, и фон на горе что в Чернобыле, и грибы тут растут гигантские, местные такие никогда не купят, а вот незадачливых туристов ушлые грибники травят. И работали де в этих рудниках заключённые и там же похоронены... Короче, не берусь судить о достоверности слухов. Бештау - место и без всякой радиации замороченное. И сходить на него можно несколько раз - например, на склоне Большого Бештау есть так называемый Храм Солнца, который многие считают скифским мегалитом (в чём я, признаться, сильно сомневаюсь). Но я взял курс к подножью вершины Два Брата - и подозреваю, названией этой горе дали вон те два останца на её "фасаде":

9.


Примерно в 4 километрах от станции Лермонтовской подъём закончился - я вышел на построенную в 1927 году кольцевую дорогу, опоясывающую на хорошей высоте все 5 вершин. Она сама проходит примерно на одном уровне, то поднимаясь, то опускаясь, и я свернул налево, направившись по часовой стрелке:

10.


Вдоль дороги - лес, склон с обеих сторон, обилие цветов и камней. На некоторых камнях - библейские цитаты: асфалтированная часть дороги ведёт из Пятигорска во Второ-Афонский монастырь, до которого, впрочем, ещё несколько километров.

11.


Порой тёплый лес на склоне расступается, открывая панораму Пятигорска.

12.


Вдали уже знакомые Юца и Джуца, а прямо у подножья низенькая Сосновая горка, также похожая на лакколит.

13.


Широкое поле и сталинка с башней - это не заброшенный терминал старого аэропорта, а основанный в 1885 году ипподром у станции Скачки - один из двух в России федерального значения, наряду с московским.

14.


А вдали пламенеют кавказские пики, которые я даже не буду пытаться опознавать, но судя по всему это Кабардино-Балкария, восточнее Эльбруса. Сама высшая точка России в этот день была не видна за лежащими на её склонах тучами, но в другие дни маячила на заднем плане не раз.

15.


За спиной - гора Два Брата:

16.


А вдали вырисовывается абрис Верблюд-горы (885м) - самая западная из 17 лакколитов, она первой появляется в поле зрения по дороге из Ставрополя. На склонах же, как видите, много машин - Бештау популярна и у курортников, и у местных, а видел тут даже джип с номерами Южной Осетии.

17.


Продолжаем путь к монастырю - на самом деле я шёл долго, часа полтора, за каждым поворотом надеясь увидеть храмы. Вот на этой скале собираются воссоздать икону, украшавшую обрыв до революции:

18.


Пока же только вот такая мемориальная доска  - наверное, разбился об эту скалу на автомобиле:

18а.


Чуть дальше у дороги - крест на скале:

19.


И наконец сам Второ-Афонский монастырь возникает на фоне Большого Бештау - как странно и вместе с тем органично русская церковь смотрится в горах! Это храм Георгия Победоносца (1999), а вот цилиндрическая постройка - такой оригинальный братский корпус:

20.


Монастырь основали в 1904 году двое монахов из греческого Афона, и так как Новоафонский монастырь на Кавказе был уже 30 лет как, назвали Второ-Афонским. В те времена он был известен своим строгим уставом и верностью традициям, поэтому очень быстро снискал в век модернизма и обновленчества славу оплота подлинного православия. В 1927 году Второй Афон закрыли, и постепенно разрушили - вот так выглядел его Успенский храм (1906):

20а.


В новой церкви хотят, видимо, обыграть греческие мотивы, и в целом я бы сказал, что возрождённый в 1997-2001 годах второй Второ-Афонский монастырь в архитектурном плане интереснее первого:

21.


Вот например церковь под открытым небом - говорят, хотели строить новый собор здесь, но отказались от идеи из-за угрозы оползней:

22.


Ещё тут где-то есть дерево-звонница, которое я не нашёл или не приметил, а вот с этого креста в 1997 году началось возрождение обители:

23.


За монастырём асфальт на кольцевой дороге закончился, и ещё через пару километров она вывела меня на склон Лохматой горы - самой невзрачной из 5 вершин Бештау:

24.


Внизу - Шелудивая гора (874), неожиданно красивая для такого гадостного названия. А ещё - редчайшее в России место, с которого видно сразу 3 города: левее Шелудивки - Пятигорск, правее - Лермонтов, а на заднем плане - Ессентуки.

25.


Пробив дымку ультразумом, можно увидеть ессентукские многоэтажки - жилые дома и санатории, среди них Пантелеймоновский собор (1888-96), а вдали одинокий белый храм Георгиевского женского монастыря на горе Дубровка (1999).

26.


Лермонтов  - самый молодой (1955), самый маленький (22 тыс. жителей) и самый малоизвестный город КМВ, спрятанный от посторонних глаз между гор в тупике грузовой железной дороги. Кажется, это единственный в России город, названный в честь сумрачного поэта. Как несложно догадаться, он был основан именно как центр уранодобычи (месторождение также называлось Лермонтовским), причём "посёлок №2" у подножья Бык-горы проработал до 1990-х годов и вроде как до сих пор не снесён.

27.


Вдалеке видна ТЭЦ с парой градирен, но куда важнее мелкие промышленные постройки перед ней - это "гидрометаллургический завод", как в советское время конспиративно называли ураноперерабатывающие предприятия. Отсюда и завод "Импульс" в Пятигорске, выпускающий дозиметры и средства радиозащиты. В общем, такая вот потаённая грань КМВ.

28.


А правее - следующие горы: Острая (872м) - "гора-спутник" Бештау, а вдалеке уже знакомая Верблюд-гора и Бык-гора (817м), у подножья которой и стоит "Посёлок №2".

29.


Между Быком и Верблюдом несколько разросшихся до размеров сёл (от 100 до 1000 человек) хуторов - Быкогорка, Верблюдогорка, Порт-Артур, Калаборка, примечательные ещё и тем, что около половины их населения - греки. Этнические вкрапления - также малоизвестная грань КМВ (кроме вездесущих армян и выходцев из соседних республик): немецко-шотландское Иноземцево, ногайские Канглы (см. позапрошлую часть)... ну а про местных греков подробнее расскажу в Ессентуках.

30.


Ещё поворот - и дорога уводит в лес. Птицы поют так, что начинают уставать уши - кажется, заглушили бы шум машин. По дороге то велосипедист проедет, то машина, то квадроцикл, то пройдёт бодрый пенсионер с посохом, то пара праздных курортников. Одно из деревьев зачем-то одели в стринги:

31.


Поляна у подножья Малого Бештау, где я сделал привал. За деревьями темнеет следующая цель - Орлиные скалы:

32.


К ним я и пошёл, подобрав с земли посох покрепче - подъём по довольно неприятной сыпучей тропе. С Орлиными скалами вроде бы не связано никаких легенд - просто главный их утёс напоминает сидящего орла, особенно с других ракурсов.

33.


На прошлом кадре видите расщелину между "орлом" и одиноким столбом чуть правее? Туда я и направился:

34.


Вид из расщелины на Шелудивую гору и три города близ неё:

35.


Вид вперёд - как видите, я тут не один, по утёсу увлечённо лазили целых две семьи - мужья-жёны и мальчишки лет 10-12. Думаю, в будни на Бештау не столь многолюдно, тем более я тут был не просто в воскресение, а на Пасху.

36.


За очередным поворотом - пропасть, а между скал виден Железноводск:

37.


На "голову орла" оказалось не так уж сложно залезть - крутые повороты на тропе снабжены даже импровизированным поручнем:

38.


А круглая площадка наверху разом напомнила мне о месте дуэли Печорина с Мартыновым Грушницким и той скале, куда залез под крики "Отдай колбасу!" отец Фёдор - не являясь ни тем, ни другим, она служит идеальным образом Предкавказья в воображении русского писателя.

39.


Вершина скалы с небольшим гротом:

40.


И вид сквозь этот грот:

41.


Ближе горы Острая и Тупая (767м, также Кабанка), дальше - Бык и Верблюд. В кадре снова два города - слева Лермонтов, справа Железноводск. А внизу не воинская часть (как я подумал), а огромный заброшенный пионерлагерь "Орлиный скалы":

42.


Правее - другой интересный горный квинтет. Слева - Тупая и Бык, справа - нависающие над Железноводском Железная (853, ближе) и Развалка (926, дальше), а посредине - Медовая гора (725м), последняя из "спутников" Бештау:

43.


Она же на фоне некурортной части Железноводска:

44.


Железноводск - город маленький (24 тыс. жителей), но устроен весьма интересно. Его центр и курортная часть - в узкой (менее километра) долине между Бештау и Железной, а основная часть жилых районов - на равнине восточнее, и такая обособленность курортной зоны придаёт ему камерности.

45.


Важнейшие достопримечательности - внизу слева ванны Островского (1893) у вокзала, вверху слева - дворец Бухарского эмира (1912, действительно по сути личный санаторий, который построил себе здесь правитель вассальной Бухары), справа вверху - Пушкинская галерея (1901, курзал), ну а внизу местная администрация.

46.


Левее - Покровская церковь, устроенная в 1996 году в здании Новый ванн (1912), а домик с башенкой внизу - на привокзальной площади:

47.


И в общем, я решил идти в Железноводск. Но для начала надо было спуститься. и вот тут я сильно сглупил - со скал слез без проблем, а дальше решил не ходить обратно, а поискать какую-нибудь тропу. Тропы правда были, но вели все вверх, а я был усталый и пошёл по той, что шла под уклон. Она в итоге растворилась у довольно крутого склона, по которому, через камни, опавшие листья и цветущие травы я решил спускаться. Спуск получился не то чтобы опасным, но занудным и тяжёлым. В одном месте я ухватился за толстую сухую ветку, она отломилась и прямо в руке с порядочной скоростью по инерции прилетела мне в глаз. Я каким-то чудом успел зажмуриться, но удар получился такой, что в голове отдалось натуральное эхо. Не столько от боли, сколько от испуга я взвыл и понял, что боюсь открывать глаза - а вдруг я теперь кривой?! Но таки открыл, и оказалось, что вижу всё как видел раньше, только "слепое пятно" держалось ещё минут 20. Позже я обнаружил, что от удара не осталось ни синяка, ни даже кровоизлияния, хотя побаливал где-то внутри глаз ещё пару недель. В общем, никак не могу отвыкнуть от мысли, что все опасноти от людей... однако впервые в Дороге в глаз получил не от гопника какого, а от дерева. Вскоре я вновь вышел на цветущую людную Кольцевую дорогу:

48.


И свернул у прямого спуска на Железноводск, до которого под горку ещё 2-3 километра:

49.


Дворец Бухарского эмира и советские постройки санатория имени Тельмана. Кажется, первый раз прошёл пешком из  города в город (кроме моих периодических прогулок из дома в соседние Люберцы):

50.


Дорога вывела меня к вокзалу вот за этими деревьями. Кстати, как поправил меня Сергей Болашенко, и я понял, что сам неверно прочитал объявления, поезда с него теперь вообще не ходят и линия скорее всего будет разобрана, а 6 рейсов в день было как раз-таки до весенней отмены.

51.


В Железноводске я около часа сидел в отвратительнейшем псевдо-кавказском ресторанчике у вокзала - отдыхал за порцией пружинившего, как резина, джиз-быза - прошёл я всего километров 15, но по горам да по скалам это как все 30 по равнине. Но про Железноводск - позже, а в следующих двух частях покажу Ессентуки, бывшие на КМВ моей "базой" и первым осмотренным городом из курортной четвёрки.

ЮЖНАЯ РОССИЯ-2014
Обзор и оглавление.
Сарай-Бату и село Селитренное.
Астрахань.
Астраханский кремль.
Город Народов. Три двора, казаки и калмыки.
Город Народов. От немцев до дагестанцев.
Волга и её дары.
Дворы и трущобы.
Центр. Советская улица и Братский сад.
Центр. От Белого города до Больших Исад.
Коса. Между кремлём и Волгой.
Вокруг центра по набережным.
Махалля. Южные слободы.
Селение. Северные слободы.
Правобережье.
Калмыкия.
Калмыцкая степь. Пейзажи и селения.
Речное (Астраханская область) и калмыцкие хурулы.
Элиста. Два хурула и вокзал.
Элиста. Центр.
Элиста. Сити-Чесс и мемориал "Исход и Возвращение".
Ставрополь.
Площадь, музей и общий колорит.
Губернский город.
Вокзалы и парки.
Кавказские Минеральные Воды.
Минеральные Воды и Иноземцево.
Железноводск-Кисловодск. Железная дорога КМВ.
Бештау. Центр КМВ.
Ессентуки. Город.
Ессентуки. Курортный парк и Грязелечебница.
Ессентуки. Виктория, Санамер и Белый Уголь.
Железноводск. Город.
Железноводск. Курортный парк.
Пятигорск. Проспект Кирова.
Пятигорск. По центру.
Пятигорск. Подножье Машука.
Пятигорск. Машук.
Пятигорск. Окраины и предместья.
Кисловодск. Центр.
Кисловодск. Непарадное.
Кисловодск. Курортное.
Медовые водопады в Карачаево-Черкессии.

Ставропольский край, "Атомная быль", Кавказ, природа, дорожное, Пятигорск, КавМинВоды, Железноводск, курортное, Русский Юг

Previous post Next post
Up