Ставрополь. Часть 1: площадь, музей и общий колорит

May 18, 2014 23:57



Ставрополь - средних размеров (417 тыс. жителей) город, центр единственного русского и единственного равнинного региона в Северо-Кавказском федеральном округе. Хочется сказать - "ворота Кавказа", но нет: Ставрополь стоит в стороне от больших дорог; на "колониальную столицу" он тоже не подходит - центром округа служит Пятигорск, или вернее вся МинВодская агломерация. И тем не менее, как бы нависая над горными республиками, именно Ставрополь "держит" российский Кавказ. В общем заурядный на первый взгляд город - но с весьма своеобразной атмосферой.

Расскажу о нём в трёх частях: во второй погуляем по улицам губернского города, в третьей - по паркам и остаткам Туапсинской железной дороги, но в начале - про исторический и современный колорит Ставрополья.

От Элисты до Ставрополя автобус шёл больше 5 часов... да и не автобус даже, а маршрутка-"Мерседес", среди "Газелек" впрочем казавшаяся лЯмузином. Серым холодным утром проехали мимо неподвижной ветроэлектростанции, пересекли Манычский пролив (вернее, оставшееся от него озеро Маныч-Гудило) и наконец-то оказались в Азии - такой вот парадокс, что буддийская Калмыкия и собравшаяся на себя пол-Востока Астрахань - в Европе, а русские Ставрополье и Кубань - в Азии.
В первом же селе Дивном во время стоянки меня прямо из салона выцепил милиционер, поизучал пой паспорт, затем выудил из недр моего мобильника какой-то длинющий код, сообщил его куда-то по рации, и услышав в ответ "Всё чисто!" - отпустил с миром. Добро пожаловать на Северный Кавказ! Здесь "борьба с терроризмом" - не пустой звук, и повышенная бдительность хорошо заметна. Ну а дальше мы долго-долго ехали по полям и сёлам с ласковыми названиями, и хотя это был ещё так и не возвращённый калмыкам Большедербетовский улус, пейзаж стал совершенно другим. Исчезли деревянные домики и лачужки в два окна, на их место пришли внушительные коттеджи, вполне достойные той же Западной Украины... правда, всегда с высокими заборами, за которыми живут эти деловитые, хитроватые, резкие в общении, вспыльчивые южнорусы. На первой же остановке в городке Ипатово переторговал двух тётушек, продававших пирожки и бутерброды, и на их уважительное "Какой вы заправский, со знанием дела..." - ответил, что много ездил по Средней Азии. Дальше были остановки в Светлограде и Грачёвке, занудное ожидание конца дорога, утомительные петляния по Ставрополю, и наконец прибытие на Центральный автовокзал 1950-х годов постройки. Увы, как я ни надеялся, но маршруточное убожество продолжилось и здесь:

2.


Однако первым ощущением Ставрополя было "Наконец-то цивилизация!", по контрасту с трущобной Астраханью и чуждой Элистой. Нормальный такой русский город, даже с троллейбусами:

3.


От автовокзала два квартала до Площади, на пол-пути - Дворец Детского Творчества:

4.


С памятником "юным защитникам Отечества" и довольно симпатичной новостройкой:

5.


Вот и местная площадь Ленина - почти такая же есть почти в каждом областном центре России. Всё же понятно на глаз? Слева - Белый дом (краевая администрация), перед ним Ленин. Справа - высотка гостиницы "Континент", а сталинка с колоннами (1955) - Ставропольская краевая библиотека имени Лермонтова, старейшая на Кавказе (1852).

6.


Самое необычное здание на площади - фасад стадиона "Динамо" (1957), больше похожий на закрытый давным-давно вокзал. Стадион по размерам не уступает самой площади:

7.


Да Ильич тут не типовой (1962), со скульптурами трудящихся. Ему вторит Ангел - уже ставший типичным для многих городов памятник благотворителям на соседней (через улицу Дзержинского) Александровской площади:

8.


А на той стороне - самое внушительное из губернских здание Торговых рядов (1873), в 1930-е годы аккуратно надстроенное с полутора до трёх этажей. В нём с 1927 года обитает один из лучших в России краеведческий музей, образованный при объединении Ставропольского городского музея (основал в 1904 году краевед и член городской думы Георгий Праве) и Северо-Кавказского музея (основал в 1905 году другой краевд и чиновник Константин Прозрителев) - ныне в нём около 300 тысяч единиц хранения, и среди экспонатов есть несколько настоящих сокровищ:

9.


У входа - каменные бабы. К путешественникам тут непривычны, и дежуривший в фойе милиционер поинтересовался, что у меня в рюкзаке. И в общем, хотя обычно рассказы о музеях в ЖЖ читать довольно занудно, тут я сделаю исключение - во-первых, многие экспонаты когда-то стояли в чистом поле, а во-вторых, только тут можно оценить невооружённым глазом, насколько древняя и глубокая земля это Ставрополье...

10.


Собственно, до 1777 года это была часть Великой Степи, и владели ей в разные эпохи Меотия, Скифия, Хазария, Алания, Золотая Орда, ногайцы, калмыки... собственно, в указанный год было упразднено Калмыцкое ханство. У входа в археологический зал - 4000-летний менгир, про рисунок на котором музейщики сказали, что это карта, то есть менгир был таким информационным стендом древних людей.

11.


Соседняя витрина содержит ассирийский шлем из могильника Клин-Яр под Кисловодском. попавший сюда, вполне возможно, около 2500 лет назад, когда скифы на 28 лет заняли Переднюю Азию и дошли до границ Египта. В Предкавказье не было греческих полисов, все они располагались на морском побережье - но это безусловно была часть Ойкумены, то есть сфера влияния античных цивилизаций:

12.


Вот макет скифского Александровского кургана. В центре погребальная камера царя или жреца, справа - захороннение коней и слуг, а снаружи - небольшой храм с огнепоклонническим алтарём. Больше всего похоже на Царский курган в Керчи, но видимо по степям таких совсем немало.

13.


После скифов тут жили сарматы, затем по степям прокатились гунны и Великое переселение народов, затем установилось власть тюркского и тогда ещё не иудейского Хазарского каганата, с которым спорила Византия - во всех этих процессах из ираноязычных племён (к коим относились и скифы с сарматами) выкристализовалась общность аланов - предков современных осетин (то есть выходит - осетины потомки скифов?!). После Крещения алан (919) и падения Хазарии (985) Алания стала безраздельным хозяином Северного Кавказа вплоть до нашествия монголов, и её храмы, склепы и городища разбросаны от Карачаево-Черкессии до Дагестана.
Вот это - не тюркский балбал, а изваяние аланского воина 8 века, "правнук" скифского истукана:

14.


А русские на Ставрополье в 18 веке пришли во второй раз - около ста лет, с конца 10 по конец 11 века на покорённых землях Хазарии, существовало Тмутараканское княжество, дальняя русская колония в Степи, территориально оторванная Половецкой степью от других княжеств, но подчинённая тем не менее Чернигову. С Тмутараканью отождеставляют ныне Тамань в Краснодарском крае, и говорят, тысячу лет назад там была каменная крепость (чем не мог похвастаться даже Киев!), а "Тмутараканский камень" с надписью «В лето 6576[ индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен» хранится ныне в Эрмитаже. Но уцелели от Тмутаракаи и другие памятники - огромные каменные кресты, возможно "наш ответ менгирам и балбалам", стоявшие на границах княжества. В музее - один из них, и надпись "Помяни господи душу раба своего" на нём датируется 1041 годом:

15.


Всего известно три таких креста, раскопанных в 18 веке - отсюда легенда, что именно в их честь появилось название Ставрополь (Крест-город). Тот крест, что в музее, нашли у села Преградное. Второй был найден в селе Дмитриевском, и ныне стоит у ростовской трассы между тем же Преградным и Безопасным. Третий крест - и вовсе в Осетии, у села Заманкуль, и честно говоря не понятно, откуда он там взялся - то ли изначально аланский, а не русский, то ли кресты стояли не на границах, а на торговом пути, и около них было что-то вроде факторий? Ещё один камень с крестом внизу более всего напомнил мне несторианские надгробия из Киргизии, но здесь вроде несторианам взяться неоткуда...

16.


Но и Аланию, и Русь, как уже говорилось, покорили монголы, и предкавказская степь стала владением Золотой Орды, с центром в городе Маджар близ нынешнего Будённовска. По некоторым источникам он основан в 8 веке хазарами, а созвучие с "мадъяр" породило гипотезу, что именно эта степь была прородиной венгров. Ещё говорят, что в 858 году здесь побывали по дороге в Итиль Кирилл и Мефодий, оставившие после своего похода небольшую общину новообращённых христиан. Как бы то ни было, расцвёл Маджар именно под Ордой, немногим уступал Сараю, и как город купеческий, а не ханский, развивался гораздо стабильнее. Здесь были крупные православная и католическая (с двумя францисканскими монастырями и несколько лет просуществовавшим епископством) община, здесь же был замучен Михаил Тверской.

17.


На кадре выше - стенд, посвящённый находкам из Маджара: тут были очень развиты ремёсла и существовала даже своя архитектурная традиция - на рубеже 18-19 веков учёные (в первую очередь Паллас) успели задокументировать Маджарские мавзолеи, впоследствии растащенные поселенцами на строительный камень - судя по рисунку 1793 года, тут было что-то роде современного Болгара (вот только и в Болгаре тогда построек были десятки). "Маджарский тип" мавзолея, он же "колпак" и "каменная юрта" - восьмигранник с круглым сводом, увенчанным восьмигранным же шатром.

17а.


Зачах Маджар вместе с Золотой Ордой, худо-бедно существовал при ногайцах и наконец был разрушен калмыцкими набегами в 17 веке - последний раз как город он упоминается в 1633 году.

17б.



А вот у этого ржавого меча меня больше привлекла этикетка столетней давности:

18.


У аутентичных египетских божков из личной коллекции Праве этикетка скорее всего начала 1920-х, когда "яти" уже отменили, а музей ещё не переформатировали:

19.


Надо заметить, у Ставрополья и естественная история не хуже людской - природе посвящены три зала, два из которых (зоологический и палеонтологический) ещё и двухъярусные:

20.


С бивнями - южный мамонт (здесь его называют "южный слон"), который по причине своей южности не был мохнатым и выглядел в общем как слон с мамонтовыми бивнями. Всего в мире найдено 7 таких сккелетов, из них в этом музее два - второй, правда, в разобраном виде.

21.


По соседству - какой-то ископаемый носорог:

22.


А в небольшом минералогическом закутке - травертин, образующийся из осадков кавказских минеральных вод:

23.


В общем, сам Ставрополь - песчинка в истории своего края, хотя Татарское городище (к татарам отношения не имеет, названо по ближайшему селу Татарка) на его окраине было населено непрерывно с 8 века до нашей эры (скифы) до 11 века нашей эры (аланы). Русские начали заселять предкавказскую степь после упразднения Калмыцкого ханства, и по предгорьям в 1777 году прошла Азово-Моздокская укреплённая линия. Одним из её звеньев была Московская крепость, в первый же год почему-то переименованная в Ставропольскую - как уже говорилось, якобы из-за каменных крестов, найденных при строительстве, но официальная версия гласит, что её назвали в память Ставропольской крепости на дагестанской реке Сулак, основанной в 1722 году, когда Петр I ненадолго отвоевал у Персии Дагестан, Азербайджан и даже южный берег Каспийского моря. Расположена новая крепость оказалась удачно, и уже в 1785 году стала уездным городом Ставрополем-Кавказским (так как был ещё основанный в 1737 году Ставрополь "по умолчанию" на Волге, где жили крещёные калмыки - ныне один из районов Тольятти). Кавказская губерния, которой он принадлежал, простиралась от Чёрного моря до Волги, несколько раз меняла статус (наместничество, губерния, область) и центр - Екатериноград (1785-90, ныне станица в Кабардино-Балкарии), Астрахань (1790-1802, и этого я в постах о народах не упоминал!), Георгиевск (1802-22, рядом с КавМинВодами) и наконец собственно Ставрополь. В 1847 году губерния стала уже Ставропольской, а в 1860-е из неё выделились Кубанская и Терская области (с КавМинВодами), то есть губерния сделалась полностью равнинной.

24. Макет Ставропольской крепости художника Лепаловского сделан в 1977 году, но по последним данным, крепость выглядела совсем не так.


Но даже равнинное Ставрополье осталось регионом многонациональным, и помимо 5 уездов с центрами в станицах (кроме Ставропольского) здесь была ещё и так называемая "Территория кочующих народов", ещё один прототип национальных автономий типа Калмыцкой степи. В музее есть огромный зал этнографии, где небольшие витрины посвящены казакам-некрасовцам, ногайцам, калмыкам, туркменам, горскими народам, "просто" казакам, русским, украинским и немецким переселенцам, а за ширмой ещё и городскому быту.

25.


О местных ногайцах я рассказывал в контексте Астрахани, о местных калмыках - в контексте Калмыкии, с фотографиями именно из этого зала. Но есть среди здешних кочевников ещё один народ, с которым ближе познакомиться не довелось - туркмены, или трухмены, как их тут называли в старину. Их на Ставрополье живёт по сей день около 13 тысяч и ещё существует Туркменский район с центром в селе Летняя Ставка:

26.


Это действительно туркмены, выходцы из будущей "страны в которую хотят все вольные путешественники, но невозможно получить визу". Дело в том, что в 16 веке туркмены заняли Мангышлак (который не раз переходил от них к казахам и обратно), а затем сблизились с калмыками и в 1657 году из-за конфликта с Хивой ушли вместе с ними в куда как более пригодную для жизни манычскую степь - в первую очередь племя чодур, считавшееся по крайней мере сто лет назад самыми антропологически эталонными туркменами. Надо заметить, из 8 миллионов туркмен в Туркемении живёт чуть больше половины - а ещё по миллиону в Иране и Афганистане и сотни тысяч в других азиатских странах. Небольшие туркменские общины есть ещё в Астраханской области (бейк-туркмены в селе Атал), Турции (юрюки), Сирии (туркоманы), а в прошлом из туркмен (огузов) вышли печенеги, гагаузы, турки... В общем, народ это очень непростой. Трухмены же сблизились с ногайцами, сильно повлиявшими на их язык и культуру, но судя по национальному костюму и прочей этнографии, туркменскость к началу ХХ века вполне сохранили.  Жилось им тут, впрочем, довольно тяжело, и с 1860-х годов они понемногу начали становиться земледельцами. Мечеть типа "дом с минаретом" - явное татарское заимствование, но есть ли какой-то колорит в современных туркменских сёлах - не знаю.

27.


Ещё один местный народ - казаки-некрасовцы, донские староверы, после Булавинского восстания в 1708 году ушедшие в турецкие владения с атаманом Игнатом Некрасовым. Изначально они поселились на Кубани, где с разрешения крымского хана создали казачью республику, имевшую даже свой свод законов - "Заветы Игната", по которым игнат-казаки (как их называли в те времена) жили ещё два с половиной века - тут было много от законов допетровской Руси, но особым пунктом была верность старообрядчеству и подчинённость священников Казачьему Кругу. В 1740-е они переселись в низовья Дуная (возможно, понимая, что дни Крымского ханства сочтены), где уже жили староверы-липоване, и всё бы ничего, но в 1770-е там появились другие беглые казаки - запорожцы, основавшие по старой памяти Задунайскую Сечь. Друг друга они на дух не переносили, рыбных угодий на всех не хватало, и в итоге казаки конечно же передрались, после чего из дельты Дуная прогнали обоих - запорожцы вернулись в Россию, осели на Кубани и возродили там казачье войско. Игнат-казаки же ушли в Турцию, на пресноводное озеро Майнос (или Куш) в 25км за Мраморным морем. где и остались. Часть казаков ушла на озеро Мада (Байшехир) ближе к нынешней Анталье, но те почти все погибли от эпидемий.

28.


И хотя Игнат завещал не возвращаться в Россию, пока там правит царь, первые переселения некрасовцев начались в 1911 году, а когда в России порешили царя, идейных препятствий к возвращению уже не было. Некрасовцы с Мады (а это было всего несколько семей) вернулись в 1925 году, а жителей Майноса, 985 человек, вывезли в 1962 году в Советский Союз одним большим судном... и поселили как раз-таки в Новокумском районе Ставропольского края. Не знаю, что они сохранили до нашего времени (всё же менее 1000 человек должны были быстро ассимилироваться), но в их быту к середине ХХ века многое оставалось неизменным с пред-петровских времён.

28а.


Что же касается дальнейшей истории Ставрополя, то среди губернских городов он оставался небольшим (40 тыс. жителей в 1897 году) и неблагоустроенным, полувоенным (даже в конце 19 века мужчин тут было 70% населения) и всё же - интеллектуальным центром Северного Кавказа с первыми в регионе театром (1842), библиотекой (1852), гимназией (1868) и не первым, но лучшим музеем.

29.


Дальше была Гражданская война, тут свирепствовавшая особо, как и везде по казачьим югам. В 1935 город переименовали в Ворошиловск, а когда в январе 1943-го отбили у немцев после полугодичной оккупации, почему-то вернули название Ставрополь. И в целом, как я понимаю, расцвет его пришёлся на 1950-60-е годы, когда город считался чуть ли не самым благоустроенным в РСФСР.

30.


Этот кадр снят в музейном дворе, о котором большинство посетителей даже не догадываются, а проход туда открывает дежурная на первом этаже, если попросить. Там есть несколько торпед и снарядов, старый автомобиль, лапидарий от Лениных до каменных баб:

31.


Но самое главное - аланская гробница-дольмен 11 века из Зеленчукского района Карачаево-Черкессии. Причём как написано в табличке (которая находится в археологическом зале), это памятник на стыке двух разных культур - аланской и "дольменной":

32.


С другой стороны удивительные барельефы - странно, как они не породили рассказов о посещении Алании внеземными пришельцами:

33.


Каменные бабы - на любой вкус:

34.


В склеп можно заглянуть через круглое оконце:

35.


От музея началась моя прогулка по городу, но об этом - в следующий раз. Сейчас же расскажу о ставропольском колорите в целом. Первое, что тут хорошо заметно - город южный, и многие вполне привычные сущности тут выглядят куда как живее:

36.


Ну, про южнорусский темперамент, думаю, отдельно рассказывать смысла нет - народ тут боевой, казачья горячая кровь хорошо чувствуется. Менее очевидно, что народ тут ещё и очень набожный: и Пасха на Ставрополье - действительно всеобщий праздник, и в храмах во время служб тесно, а самих храмов много и паперти их особенно людные. Пожалуй, по общему градусу религиозности Ставрополье не дотягивает до Западной Украины, но как минимум не уступает Украине в среднем.

37.


И конечно общая аграрность, ведь в здешнем чернозёме сухая палка прорастает, и несмотря на богатый вид сёл, вот такие вот стихийные крестьянские базарчики на ставропольских улицах не редкость:

38.


Не секрет. что в новости Ставрополь чаще всего попадает в свете русско-кавказских отношений, и свет этот чаще всего невыгодный: "на пустыре на окраине Ставрополя в массовой драке казаков с кабардинцами полиция задержала 150 человек". В принципе мой опыт общения с местными кавказцами исчерпывался обедом в хинкальной, о которой ничего плохого сказать не могу. Да и в принципе на МинВодах кавказцы заметнеее. Но вообще "братухи-борцухи!" (произносить на вдохе хриплым голосом) в Ставрополе попадаются и выглядят именно так, как их себе представляешь:

39.


Ещё один момент - довольно часто попадаются афиши каких-то кавказских исполнителей. "Да-да-да-да, это Кавказ...."

39а.


Другой специфический момент - кухня, которая тут не столько кавказская, сколько греческая. Одно из самых ходовых блюд в местных забеголовках - "гиро", фактически обычная шаурма на тарелке (хотя могут и в пите сделать, и в лаваше), стоит в среднем 80-120 рублей и идеально подходит для быстрого утоления голода. Ещё (особенно на КавМинВодах) популярны сувлаки - мягкие шашлыки на палочках. А обычный шашлык тут недёшев, но  вкусив его разок, я сразу осознал, что на Кавказе. Вот - завтрак путешественника по-ставропольски (правда, не в Ставрополе, а в Ессентуках) - гиро и лимонад местного производства:

40.


И в целом, при определённой доле понтов и бардака, тут душевно. Вот всё-таки люблю я Русский Юг!

41.


Ночевал я в гостевом доме "Партия", найденном через букинг - всем хорош, да только расположен совсем уж на глухой окраине. Но даже на окраине Ставрополь весьма ухожен, таких уютных пятиэтажек я в России больше и не припомню:

42.


А вот типично постсоветская картина - ряд понтовых коттеджей и перед ними убитейшая раскисшая дорога.

43.


По сути, гостевой дом мой был в одном из них. И так как Ставрополь стоит на холмах, и я оказался на холме, противоположном центру, заселился я на третьем этаже. Номер маленький, но исключительный уютный, открывается карточкой. В подвале - кухня и холодильник. Я был, кажется, единственным постояльцем. В общем, в таких местах мне бывает жалко, что я здесь всего на одну ночь. Напоследок - вид из окна 35-кратным зумом на сердце Ставрополя, Крепостную горку с Казанским собором и высоткой той самой гостиницы "Континент" на площади Ленина.

44.


О прогулке по губернскому Ставрополю - в следующей части.

ЮЖНАЯ РОССИЯ-2014
Обзор и оглавление.
Сарай-Бату и село Селитренное.
Астрахань.
Астраханский кремль.
Город Народов. Три двора, казаки и калмыки.
Город Народов. От немцев до дагестанцев.
Волга и её дары.
Дворы и трущобы.
Центр. Советская улица и Братский сад.
Центр. От Белого города до Больших Исад.
Коса. Между кремлём и Волгой.
Вокруг центра по набережным.
Махалля. Южные слободы.
Селение. Северные слободы.
Правобережье.
Калмыкия.
Калмыцкая степь. Пейзажи и селения.
Речное (Астраханская область) и калмыцкие хурулы.
Элиста. Два хурула и вокзал.
Элиста. Центр.
Элиста. Сити-Чесс и мемориал "Исход и Возвращение".
Ставрополь.
Площадь, музей и общий колорит.
Губернский город.
Вокзалы и парки.
Кавказские Минеральные Воды.

древнерусское, Великая Степь, Ставропольский край, туркмены, дорожное, Ставрополь, казаки, Золотая Орда, ногайцы, этнография, староверы, русские (этнография), Русский Юг

Previous post Next post
Up