В Пятигорске, как и других городах КавМинВод, по сути два разных исторических центра - уездный "для своих" и курортный для отдыхающих. Первый я показал
в прошлой части, по второму, у подножья Машука, куда мы подошли ещё
в первой части - погуляем теперь. Здесь же - самая известная с подачи Ильфа и Петрова достопримечательность Пятигорска.
Показанная в первой части Горячая гора, отделяясь от Машука вдоль Подкумка, образует очень уютный "закуток", с 1828 года парк Цветник, где пятигорский курорт и сформировался. Вот очень показательный вид с Эоловой арфы (туда мы заберёмся лишь в следующей части) - на заднем плане уже знакомый санаторий "Горячий Ключ" у дороги на горку, а ближе - Лермонтовская галерея (1901, справа), Лермонтовские ванны (1825-31, слева) и Ермоловские ванны (1880, с двумя башенками). Слева выглядывает угол Курортной поликлиники, бывший Дом Офицеров 1830-х годов постройки.
2.
"Галереями" на КМВ обычно называют питьевые залы со множеством фонтанчиков, куда вода подаётся централизованно, но Лермонтовская галерея - скорее курзал. В 1901-02 годах сюда в разобранном виде привезли две похожих по стилю металлических постройки - вторую смонтировали в Железноводске и назвали соответственно Пушкинской галереей. Прямо скажем, вторая красивее и куда удачнее расположена - Лермонтовскую почти невозможно заснять целиком:
3.
И вдобавок я увидел её охваченной ремонтными работами:
4.
5.
Лермонтовские ванны до 1920 года назывались Николаевскими, так как были заложены в год коронации Николая I, и являются едва ли не старейшим курортным сооружением КМВ. Нынешнее название, по крайней мере, они получили потому, что были последним уцелевшим сооружением, в котором поправлял здоровье сам Лермонтов. Проект разрабатывал петербуржский архитектор Шарлемань, "привязку к местности" делали братья Бернардацци. Ныне ванны не действуют из-за оскудения источника (тоже, кстати, Лермонтовского). Увы, в плане обзора и съёмки - такая же "вещь в себе".
6.
Стоявшие по соседству Ермоловские ванны были ещё старше (1816-20), то есть в принципе исходным сооружением КавМинВод, и в них окунались Пушкин, Раевский, Глинка, Гнедич, Денис Давыдов и многие другие... но первое здание разобрали в 1870-е годы и построили то, что есть - симпатичное, но уже не столь исторически ценное.
7.
К ваннам примыкает бывший Дом офицеров (1827-32, верхний этаж - 1887), а с советских времён - Курортная поликлиника, оба заведения более чем нужные. Ведь в 19 веке КавМинВоды располагались рядом с театром военных действий, и раненные или захворавшие офицеры могли отправиться на лечение всего за пару дней пути от места службы, а здесь им предоставлся ночлег за казённый счёт. Поликлиника же актуальнее в наши дни: как уже не раз говорилось, здесь не столько отдыхают, сколько лечатся, направление на определённые процедуры получают обычно по месту жительства, но в поликлинике можно скорректировать курс.
8.
Третье здание в этом ряду - театр оперетты (вот уж точно самый курортный жанр!), построенный в 1914-15 годах как Всесословный клуб, где были также библиотека, ресторан и бальная зала, а гастролировал московский театр "Летучая Мышь".
9.
В 1918 году большевики переименовали в общем то же заведение в Народный дом, ну а театр музыкальной комедии в нём обосновался в 1939 году, переехав из Чечено-Ингушской АССР. Наконец, в 1948 сюда перевели труппу из Ставрополя, и ныне это официально Ставропольский краевеой театр музыкальной комедии.
9а.
У здания очень сложная композиция, вдобавок есть дворик и театральное общежитие - но всё это реально увидеть только с Машука.
10.
На другой стороне бульвара, напротив Лермонтовской галереи - гостинца "Бристоль" (1909), донельзя типичного названия (как ни странно, это не была сеть - просто модное слово) и облика (
почти такая же есть в зауральском
Троицке, и думаю не только там).
11.
Как я понимаю, гостиницей она перестала быть уже давно, тут были штабы и красных в Гражданскую, и фашистов в оккупацию, а в постсоветское время - какой-то вуз. Сейчас здесь колониальная администрация полпредство Северо-Кавказского генерал-губернаторства федерального округа.
11а.
А напротив поликлиники и театра - построенные в примерно одном стиле 1970-х годов Центральная питьевая галерея, Ингаляторий (то есть где не водой лечат, а пропитанным ей воздухом) и диетическая столовая. Слева - лавка экскурсий, также типичный объект на КМВ, ну а на заднем плане, на всякий случай поясню, Машук.
12.
Из Машука сочится самый большой
ассортимент всяких минеральных вод, которых тут 3 только больших типа - углекислые, сероводородные и радоновые, а также всякие их комбинации, причём многие текут из земли тёплыми. При этом большинство из них не питьевые, поэтому первенцы КМВ Пятигорск и Кисловодск долгое время дополняли друг друга: в первом "курсовые" купались, во втором - пили нарзан. Лишь в послевоенное время были пробурены скважины до глубоких углекислых горизонтов, и Пятигорск вновь стал "питьевым". Впрочем, таких брендов, как ессентуки или кисловодский нарзан он так и не породил: пятигорская вода в бутылках называются "Машук", самый известный источник (открыт в 1948 году) носит типовое название Красноармейский, и как раз-таки его воду здесь и разливают:
13.
Да и мне, прямо скажем, пятигорские воды из всех 4 курортов понравились меньше всего и на вкус, и по ощущениям. Может, конечно, это от того, что у меня нет проблем с болячками, на которых специализируется Пятигорск - кожными, урологическими, гинекологическими, периферийной нервной системы и опорно-двигательного аппарата.
14.
А дальше проспект Кирова (тот же самый, по которому мы пришли в первой части от вокзала) начинает резко набирать высоту, как самолёт, достигший края ВПП. Маленькие домики по краям снимали курортники:
15.
Вот здесь, справа (№12а), как считается, жила княжна Мэри. Вроде бы домик в основе 1820-х годов и деревянный, просто снаружи обложили кирпичом в 1880-е.
16.
Впрочем, Лермонтов нигде адреса княжны не упоминал, просто это старейшая часть бульвара, и именно дом №12а стал таковым с подачи художника Михая Зичи - мадъяра, который много ездил по России и создал немало картин на лермонтовские сюжеты. А на самом деле, может, княжна Мэри жила, скажем, здесь:
17.
Выше два корпуса Пушкинских ванн (переименованы в 1930 году), изначально Ново-Сабанеевских (1897-1902) - едва ли не самые большие в Пятигорске, но вида довольно грустного:
18.
19.
Были и Старо-Сабанеевские ванны (1851), фото которых чудом сохранилось. Тут все три поколения курортной архитектуры КМВ: калмыцкая кибитка (юрта) отставного генерала Ивана Сабанеева над источником в 1810-30-е, деревянная галерея генерал-губернатора Михаила Воронцова в 1840-70-е, и наконец - вычурное коммерческое здание в духе русского модерна в 1890-1910-е, как на кадрах выше.
19а.
Проспект Кирова же превращается в лестницу (1932), ведущую к Академической галерее (1848-50):
20.
До 1925 года она называлась Елизаветинской, и изначально задумывалась как питьевая, так как в 1828-м рядом нашёлся источник. Но как уже говорилось, с питьевыми водами в Пятигорске не задалось, и в 1870-х здесь устроили купальни. Ныне часть галереи заброшена, часть занимает какой-то музейчик для скучающих курортников.
21.
На заднем дворе галереи сочится Товиевский источник, а позапрошлый кадр снят от Эоловой арфы (1831) - вон той беседки на скале, куда мы поднимемся в следующей части:
22.
Ниже в той же скале (виден сквозь арку прошлого кадра) Лермонтовский грот - изначально (1829) просто Большой, и как теперь считается - именно здесь Печорин повстречал Веру, свою давнюю любовь. На самом деле ещё в 1870 году грот был увековечен как Лермонтовский поэтом и тамбовским помещиком Ильёй Алексеевым, большим почитателем лермонтовского творчества, якобы потому, что отсюда Михаил Юрьевич любил наблюдать за "водным обществом". Алексеев сделал этому гроту портал, внутрь повесил мемориальную доску со своими стихами о Лермонтове и поставил несколько старинных мусульманских надгробий с Боргустанского хребта - всё это пропало в Гражданскую войну. Что же до настоящего места действия "Героя нашего времени" - то сейчас есть мнение, что это почти разрушенный Малый грот на Горячей горе, то есть с другой стороны от Академической галереи, так как в "Герое нашего времени" упомянуты два ориентира - виноградная аллея (известно, что она вела именно к Малому гроту) и "прохладная тень", обозначающая, что в грот не заглядывало солнце, то есть он был открыт на север. Иногда его называют Печоринским гротом - фотография и подробный рассказ
есть здесь, а я искать почему-то поленился.
23.
Рядом - закрытая штольня Товиевского источника:
24.
А скала влажная и покрытая отложениями не случайно - здесь находятся небольшие Народные ванны, из трёх виденных в Пятигорске впрочем понравившиеся мне меньше всего - мелко, грязновато и народу вокруг много ходит.
25.
Выше перпендикулярно проспекту Кирова проходит бульвар Гагарина - часть кольцевой дороги, охватывающей Машук. За "нулевой километр" возьмём Расстрельную стенку (1957). Северо-Кавказская Советская республика существовала в июне-декабре 1918 года, официальным её центром красные считали Екатеринодар, но когда в августе последний заняли белые - перебарзировались в Пятигорск. Только табличка умалчивает, что расстреляли перечисленных революционеров не белые, а командир Красной армии Северного Кавказа
Иван Сорокин, взбунтовавшийся против реорганизации большевистских войск и попытавшийся таким образом сохранить свою власть, что ему не удалось - вскоре Сорокин был схвачен Таманской армией и сам расстрелян в Ставрополе.
26.
Если от мемориала пойти налево, выйдешь к канатке на Машук, которую мы оставим на следующую часть. Сейчас же пойдём по бульвару направо - к Михайловской галерее (1848), "сестре" галереи Елизаветинской. Обе построены Самуилом Уптоном по заказу Воронцова, Михайловская навзвана в честь самого губернатора, Елизаветинская - в честь его жены, и обе истощились к 1870-м.
27.
И если в Елизаветинскую галерею направили купальные воды Товиевского источника, то в Михайловской с 1889 года обитает выставочный зал. Елизаветинскую переименовали при Советах в Академическую, Михайловскую - в наше время в "Дадашев Арт-центр", так как ныне выставочный центр держит некий предприниматель-меценат Дадашев. Внутри - действительно выставочный зал и крошечный детский театр, а под галереей таки сочится тонкой струйкой тёплая питьевая минералка.
28.
На краю обрыва бульвар поворачивает:
29.
Образчик неокурортного зодчества:
30.
А дальше начинается уютнейший бульвар - это и есть относительно небольшая, но пожалуй самая благоустроенная на всём КМВ курортная зона Пятигорска (хотя санатории в городе и в других местах есть). Собственно, это место и сто лет назад замышлялось как "курорт в курорте" более высокого уровня:
31.
У начала бульвара - Пироговские ванны (1914):
32.
В честь Пирогова они были названы лишь в 1960 году, изначально были Тиличеевские (в честь тогдашнего директора КМВ), а в 1920-50-е - Провальские, и думаю, это название недвусмысленно указывает, куда ведёт бульвар.
33.
Виллы и санатории:
34.
35.
36.
37.
Где-то здесь микроавтобус с маршрутом "Вокзал-Провал" очень красиво заезжал на конечную - круто развернулся на краю уклона дороги, под действием силы тяжести задом наперёд съехал к остановке внизу, выпустил пассажиров, набрал новых и покатил обратно. А вот внизу бювет источника №25 (1962), он же ворота санатория "Пятигорье":
38.
Ну а вот и знаменитый Провал, на ремонт которого, "чтоб совсем не провалился", собирал деньги Остав Бендер:
39.
Между тем, Провал - старейшая официальная достопримечательность Пятигорска, ведь даже у Печорина говорится: "Вечером многочисленное общество отправилось пешком к провалу. По мнению здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведет узкая тропинка между кустарников и скал; взбираясь на гору, я подал руку княжне, и она ее не покидала в продолжение целой прогулки".
Учёные были не правы: на самом деле Провал - это
сенот, карстовая воронка к подземным водам (название - с Юкатана в Мексике, где такие формы особенно характерны). Облагородили Провал в 1857 году, и даже пробили тоннель к его "дну":
40.
Увы, историческая слава берёт своё, и туристов тут больше, чем у всех остальных пятигорских достопримечательностей, вместе взятых. Того же Остапа Бендера у входа можно сфотографировать только грубо прервав общую очередь желающих посидеть на стуле. Но при этом, назло Великому Комбинатору, вход сюда бесплатный - в отличие от десятков мест типа
Кременецкого замка или
Чарынского каньона, где я произносил фразу крылатую про "ремонт Провала, чтоб совсем не провалился".
41.
Вот собственно и есть Провал - тёплое бирюзовое озерцо 15-метровой ширины, украшенное иконой Св. Пантелеймона (1885):
42.
На дне воронки глубиной 41м:
42а.
Для полноты картины я решил слазить наверх, где опять же по Печорину "крутизна обрыва, у которого она [княжна Мэри] стояла, ее не пугала, тогда как другие барышни пищали и закрывали глаза".
43.
Справедливости ради, Провал обнесён забором, но любопытные типа меня проковыряли в нём несколько дырок, и выйти на край не проблема - вот только склон сыпучий, и вплотную подойти я не решился, а рядом какие-то барышни со своими кавалерами действительно "пищали" на всю долину, спускаясь по склону за заборчиком.
44.
44а.
Под Провалом - ещё одни Народные ванны, питающиеся его водой, но по весне почему-то сухие - говорят, им дают наполняться только летом. Вниз ведёт, наверное, та самая тропа, на которой Печорин вёл с княжной Мэри свои мрачно-позёрские разговоры. По едва заметной тропке вдоль забора санатория "Пятигорье", за неименеем лучшего, на Теплосерную улицу спустился и я.
45.
Но об этом - в пятой части, а в следующей - поднимемся на Машук.
ЮЖНАЯ РОССИЯ-2014
Обзор и оглавление.
Сарай-Бату и село Селитренное.
Астрахань.
Астраханский кремль.
Город Народов. Три двора, казаки и калмыки.
Город Народов. От немцев до дагестанцев.
Волга и её дары.
Дворы и трущобы.
Центр.
Советская улица и Братский сад.
Центр.
От Белого города до Больших Исад. Коса. Между кремлём и Волгой.
Вокруг центра по набережным.
Махалля.
Южные слободы.
Селение.
Северные слободы.
Правобережье.
Калмыкия.
Калмыцкая степь. Пейзажи и селения.
Речное (Астраханская область) и калмыцкие хурулы.
Элиста. Два хурула и вокзал.
Элиста. Центр.
Элиста. Сити-Чесс и мемориал "Исход и Возвращение".
Ставрополь.
Площадь, музей и общий колорит. Губернский город.
Вокзалы и парки.
Кавказские Минеральные Воды.
Минеральные Воды и Иноземцево.
Железноводск-Кисловодск. Железная дорога КМВ.
Бештау. Центр КМВ.
Ессентуки. Город.
Ессентуки. Курортный парк и Грязелечебница.
Ессентуки. Виктория, Санамер и Белый Уголь.
Пятигорск. От вокзала на Цветник.
Пятигорск. Центр "для своих".
Пятигорск. Центр курортный.
Пятигорск. Машук.
Пятигорск. Окраины и предместья.
Железноводск. Город.
Железноводск. Курортный парк.
Кисловодск. Центр.
Кисловодск. Непарадное.
Кисловодск. Курортное.
Медовые водопады в Карачаево-Черкессии.