Тирлян. Tier Land. Звериный край.

Mar 16, 2011 17:58



Как уже говорилось, Белорецк был центром горнозаводского округа, включавшего 9 заводов, большинство из которых стали сёлами. Самые известные из таких сёл - Кага и Тирлян, расположенные к югу и к северу от Белорецка соответственно. В Каге я был летом, в Тирлян добрался зимой. Оба эти села, как мне показалось, самые живописные в Горной Башкирии.
Вообще, стоящий почти в тупике дороги (дальше лишь пара селений) Тирлян показался мне одним из самых сюрреалистических и красивых мест, что я видел. Не зря есть легенда, что название ему дали немецкие инженеры, пораженные глушью этих мест: Tier Land - Звериный край.

На первый взгляд добраться в Тирлян - задача нетривиальная. В расписании указаны два рейса, а фактически один - в 12:10, так как второй (около 6 вечера) идет в один конец. Спешу обрадовать - рейс в середине дня теперь тоже не ходит. То есть, автобусом в Тирлян прибыть можно только поздно вечером, а уехать назад - только рано утром. До села 30 километров. Официальное такси ("Класс") - 350 рублей в один конец, а сколько неофициальное - даже не знаю.



На самом деле, как говорится, "места надо знать". Тирлян - довольно крупное (5,6 тыс. жителей) село, и вся его связь с Белорецком держится на частном извозе. Если от площади Металлургов пойти пешеходной улицей на север (то есть перпендикулярно "воротам"), на первом же перекрестке, напротив школы №1, можно обнаружить легковушки, держурящие на обочине. Опознавательных знаков у них нет, стартуют по заполнению, берут 60 рублей. В Тирляне же дежурят на главной улице близ вот этого здания, опять же напротив школы:



Тирлян - это настоящая, образцовая глушь. Белейший снег, лазурнейшее небо, долгие взгляды, остановившееся время:



Нет, есть места и глуше, конечно, тем более что в Тирляне в последнее время появляются кемпинги, а жители Магнитогорска всё активнее устраивают себе здесь дачи. Но всё-таки в Тирляне глухомань дополнена стариной и неповторимой атмосферой.



Дома и улицы, избы и купеческие лавки:







На домах порой отличная резьба:







Но делать кружева из подручных материалов здесь умеет не только человек:



Но самое главное - горы. Нависают над избами:



Замыкают перспективы улиц:



Есть здесь и триптих общественных зданий, все деревянные. Дом Культуры начинал строиться как церковь, а при Советах получил еще и фасад в редком стиле деревянного конструктивизма:



Мечеть "Нурмухаммед Михаллы":



И две не заснятых мной церкви. Всё это я отснял в паре кварталов между "автовокзалом" и плотиной, а вообще деревянных шедевров в поселки немало. Между тем, на речке и сердце города - заброшенный Тирлянский металлургический завод:



Выше по склону - заводоуправление, внизу развалины кузнечного цеха. Завод основала в 1803 году Дарья Пашкова (Мясникова), родителям которой принадлежал Белорецкий завод. Последний в 1759-1767 годах тоже стоял на этом месте, но был перенесен ниже по течению. Тирлян же изначально был вспомогательным предприятием. В 1870-е годы, как и весь горный округ, он был куплен фирмой "Вогау и Ко", модернизацией занимались немцы, а с новым оборудованием по контракту работали шведы. По данным kuznesov-ru, в нынешнем Тирляне из 5,6 тыс. населения около 200 человек с шведскими фамилиями типа Ларсон или Квист.



В советское время завод славился "динамкой" - сверхтонким железом для электронной промышленности, но конец наступил в 1994 году. Тогда прорвало плотину, затопило цеха, и начальство почему-то решило, что завод выгоднее разобрать, чем восстанавливать. Сказано - сделано: предприятие пошло на камень и металлолом. Позже посёлок хотя бы получил взамен относительно современную больницу (белое здание на кадре выше), и всё же когда у её ворот пожилой рабочий рассказывал мне всё это, показывая "Здесь стояла подстанция, там стоял прокатный цех, здесь была бытовка, мылись там после смену...." - слушать эту историю было очень тяжело. Но удивительно другое: можно ли по кадрам с домами и улицами догадаться, что речь идёт об утратившем градообразующее предприятие моногороде?



А еще среди развалин завода чудом уцелело Колесо:



Его диаметр - 12 метров, вес - около 100 тонн, оно было приводом прокатного стана. Некогда на заводе крутились три таких колеса, но оставили одно. Как памятник - и это уже немало.



За заводом - плотина, которую в 1996-97 годах всё-таки пришлось отстроить.



За плотиной - пруд, а за прудом горы. Западнее Тирляна проходит хребет с высотами 800-1000м.



С плотины хорошие виды. Поселок и нависающая над ним зубчатая гора Марюткин камень (1028):



Руины завода и двор больницы:



Речка Тирлян, в нескольких километрах отсюда впадающая в Белую:



И снова горы - правда, этот кадр снят уже не с плотины:



Уже упомянутый Марюткин камень - абсолютная доминанта тирлянского пейзажа:



Судовая гора (895м), очертаниями напоминающая льва или сфинкса. Tierberg in Tierland.



Понимаю, что кадры друг друга почти дублируют, но... Очень уж красиво здесь! Между Судовой горой и снежным яром - долина реки Тирлян:



На восточном берегу есть и вот такое чуднОе место - в народе его называют Тоннель:



Узкое ущелье в невысокое скале, напоминающее улочку:



И неестественно ровные склоны:



По традиции украшенные наскальными изображениями явно мистического характера:



Это не чудо природы, а уцелевший фрагмент Белорецкой узкоколейки - разветвленная системы железных дорог, построенных в 1910-15 годах "Вогау и Ко" для связи Белорецких заводов и вывоза их продукции во внешний мир. Дорога вела на север, к Транссибирской магистрали, и представляла собой единственный путь туда. Ныне на обычном транспорте доехать из Белорецка в, например, Юрюзань или Катав-Ивановск можно только в обход, через Уфу или Учалы.



Узкоколейку закрыли и быстренько разобрали в 2007 году, аккурат перед 95-летием первого прошедшего по ней поезда (1912). Не осталось уже ни рельсов, ни деревянных станций - только вот этот "тоннель" (точнее, проход) да памятник в Белорецке. Ну и может какие-то следы в тайге. До чего же типичная история!
Карниз, по которому когда-то ходили поезда:



Вдалеке - детский лагерь:



Вид с карниза:



Вдалеке - огромная гора с безлесной вершиной, которую я сначала принял за Ямантау (1640м, высшая точка Южного Урала), но по карте пришел к выводу, что это гора Кумардак (1333м) в 30км от поселка.



Вообще, окрестности Тирляна очень богата природными красотами. Особенно известен хребет Инзерские Зубчатки, вполне оправдывающий своё название. Край за ближним к поселку хребтом так иногда и называют - Затирлянье. С окрестных гор прекрасно видны две самые высокие и известные вершины Южного Урала - Ямантау на западе и Иремель (1582) на севере. А сам посёлок совершенно не выглядит умирающим. Глухим - да, бедным - да, но всё-таки живым.



Следующие две части будут опять же дорожно-пейзажными: горы и степи Зауральской Башкирии летом и зимой.

БАШКИРИЯ-2008/2011
Обзор поездки.
Башкирия. История и современность.
Уфа.
По городу. (2008/2011)
Современная архитектура и не только. (2008/2011)
Дёма. Дальняя окраина Уфы. (2011)
Северная Башкирия
Чишмы. Мавзолей Хусейнбека. (2008)
Чишмы. Мавзолей Турахана. (2011)
Килимово. Усадьба татарского мурзы. (2011)
Речная Башкирия
Стерлитамак. Старый город. (2011)
Стерлитамак. Шиханы и заводы. (2011)
Салават и окрестности. (2011)
Горная Башкирия
От Уфы до Каги. (2008)
Кага (2008).
Из Каги в Шульган-Таш (2008)
Шульган-Таш (2008).
Белорецк и Тирлян (2011)
Зауральская Башкирия
Из Белорецка на Аркаим. Лето (2008).
Из Белорецка в Магнитогорск. Зима (2011).

немецкое, "Уральская быль", природа, дорожное, шведы, "Молох", Башкирия, Горная Башкирия, Урал, этнография, деревянное, русские (этнография)

Previous post Next post
Up