Башкирия. Ключ от Великой Степи.

Mar 11, 2011 20:55



Башкирия, или Башкортостан - крупнейшая по населению (4 миллиона человек) и экономической мощи из российских республик. В общем-то, многие ее аспекты известны по всей стране: мёд и нефть, коррупция и благоустройство, бай Муртаза Рахимов... На самом деле Башкирия - это целый мир со своими неповторимыми чертами, с четким внутренним делением, с богатой и очень-очень древней историей. Башкирия - это первая Венгрия, вероятная прародина ариев, великий перекресток культур и дорог. Достаточно сказать, что ни один из ее многочисленных народов не составляет даже 1/3 населения. Старинной архитектурой Башкирия небогата, но красотой природы и этническим колоритом во всей Европейской России она уступает разве что республикам Кавказа, только гораздо безопаснее и доступнее любой из них.
Прежде, чем перейти к рассказам о башкирских городах и весях, попробую кратко (очень кратко!) рассказать об истории и современности этого фантастического края. Скорее всего понаделаю ошибок, поэтому если будете поправлять - корректно (т.е. без хамства и высокомерного тона) и с указанием источников.

В прошлом Башкирская степь была намного обширнее нынешней Республики Башкортостан - простиралась от Волги до Тобола, от Камы до Яика. С тех пор она сильно ужалась - что-то заселили русские купцы и крестьяне, что-то сожрала индустриализация, а в первую очередь из Башкирии выделилось казачье Оренбуржье. Но ядро Башкортостана осталось при нём - горы Южного Урала.



Собственно, само это название происходит из башкирского эпоса "Урал-батыр". Урал - это башкирский Геракл и Христос в одном лице, и правильнее было бы говорить не Уральские, а Ураловы горы. От Каменного пояса (то есть Среднего, Северного и далее Урала) Южный Урал отличается очень сильно - это не узкий хребет, а обширное нагорье шириной до 200 километров.



Высоты Южного Урала - в среднем 800-1200 метров, высшая точка гора Ямантау - 1640 метров. Конечно, немного по мировым меркам, но всё-таки выше, чем Горный Крым и лишь чуть-чуть ниже, чем Карпаты.



Но при этом в горах вполне можно жить - богатые дичью, грибами и ягодами леса, рыбные реки, обширные пастбища на горных вершинах и даже железные месторождения. Южный Урал - огромная и неприступная естественная крепость, с трех сторон окруженная Степью. И поэтому немудрено, что издавна самые разные народы стремились овладеть этими горами.



Земли к западу от Урала иногда называют Речной Башкирией - плодородная заволжская лесостепь:



К югу и востоку от Урала - Степная Башкирия, большая часть которой ныне превратилась в другую историческую область - Оренбуржье. Продуваемая всеми ветрами холмистая степь, до сих пор практически не распаханная.



А зимой - снежная пустыня с лютыми ветрами:



Одна из особенностей природы башкирских равнин - шиханы. Одинокие куполообразные горы-останцы посреди степи. Тут и знаменитые Стерлитамакские шиханы:



И множество безвестных каменных скульптур - например, вот эта находится у села Кизельское в Челябинской области (20км от города Сибай - "столицы" Степной Башкирии):



А сами горы очень богаты пещерами, которых здесь десятки на любой вкус. В том числе одна из крупнейших на Урале пещера Сумган-Кутук (длина 9,8 километров, глубина 130м, вход через 70-метровый провал) или Капова пещера, о которой ниже.

Другая особенность здешней природы - липовые леса. Башкирия не имеет равных в мире по площадям, покрытым этим деревом, здесь сосредоточено 37% липовых лесов России. Именно липам Башкирия обязана своим знаменитым диким медом. А еще - "мышиной лихорадкой", из-за регулярных вспышек которой здесь не стоит выезжать на природу поздней весной и ранней осенью.



Наконец, горы и предгорья связует воедино Белая река, которая, зарождаясь в глубине гор, течет на юг:



Но вместо того, чтобы выйти на равнину Подуралья и слиться с Сакмарой или Яиком (Уралом), на самом юге Белая резко поворачивает на запад, и далее на север, течет параллельно горным хребтами, "нанизывая" на себя промышленные города Кумертау, Мелеуз, Салават, Стерлитамак... У слияния Белой и реки Уфа стоит собственно город Уфа, столица Башкортостана.



Белая известна как Агидель (или Агизель), Уфа - как Караидель (Караизель). В переводе - Белая и Чёрная реки. Точнее, даже не совсем так. Идель или Итиль - древнее тюркское название Волги (что-то вроде The River), вот только с нынешней Волгой Итиль не совсем совпадает. Фактически, Волга и Кама впадают в Итиль, трасса которого снизу вверх выглядит так: устье Волги - устье Камы - устье Белой - Уфа. Агидель и Караидель можно перевести как Белая Волга и Чёрная Волга - то же, что например Белый и Голубой Нил. То есть, с точки зрения древних тюрок, Уфа стоит у истока Волги.

В общем, такой край издавна привлекал к себе людей. В двух пещерах - Каповой ( Шульган-Таш) и Игнатьевской (Яманды-Таш), в Башкирии и Челябинской области соответственно, сохранились наскальные рисунки эпохи палеолита - им не менее 14 тысяч лет, и они содержат настоящие изображения мамонтов. По технике и сюжетам эти петроглифы очень близки к пещерным рисункам Южной Европы:



Десять тысяч лет спустя в Башкирской степи возникло так называемая Страна Городов. В 1980-е годы археологи обнаружили здесь несколько десятков явно городских поселений возрастом до пяти тысяч лет. Для тех времен - очень высокоразвитая цивилизация. Наиболее известен Аркаим, превратившийся в туристический заповедник. Вот так этот город выглядит сверху - колесо посреди степи:



(с официального сайта Музея-заповедника "Аркаим")

Сам Аркаим не был жилым городом - скорее, это был храмовый комплекс или даже обсерватория. Говорят, он похож на города-храмы, описанные в "Авесте" (которую я, разумеется, не читал). Есть гипотеза, что Страна Городов - прародина древних ариев, которые ушли оттуда в Иран из-за похолодания. Об этом в последние годы написано очень много, есть немало весомых аргументов как "за", так и "против", но всё-таки пока эта гипотеза не стала теорией. И тем не менее факт в том, что Страна Городов - ровесник Египта и Шумера. Считается, что здесь впервые была одомашнена лошадь (по крайней мере найдены древнейшие останки домашних лошадей), возможно впервые выплавлено железо... Впрочем, Страна Городов существовала не так уж и долго.



Чего не сказать о кочевниках, веками проходивших через эту землю. Лошадь и железо - тоже их заслуга. Первое достоверное известное в этих краях государство - Кангюй, степная империя, существовавшая около 2000 лет назад. В более поздние времена эти края назывались Великой Венгрией. Здесь жили югорцы-кочевники, воинственные и имевшие также довольно высокую для своих времен культуру. Затем югорцев вытеснили тюрки, и часть из них ушла на запад, осев на Дунае и положив начало Венгрии, а часть на север, осев на Иртыше и Оби. Именно так и получилось, что ханты и манси - ближайший родственник венгров. Ну а вытеснили угорцев те, кого спустя несколько веков и назовут башкирами.



Символ на вершине стелы - Цветок Кураи, семь "лепестков" которого означают Семь племен, по легенде консолидировавшихся в башкирский народ. На самом деле племен было не семь, а много десятков, и даже состав "семи племён" в разных источниках сильно варьируется. Этногенез башкир чрезвычайно сложен, и скорее всего их предки приходили на Южный Урал несколькими волнами. Более европеоидные и частично оседлые западные башкиры вероятно произошли от тюрок Волжской Болгарии, более монголоидные кочевники Восточной Башкирии - скорее всего от пришлых кыпчакских племен. Язык же в итоге усвоили общий, очень близкий к татарскому. Самые известные из племен - горцы бурзяне (известные своим пчеловодством) и тамьяне, равнинные юрматы, усергане, табыны, и многие другие.



Расцвет Башкирии пришелся на начало тысячелетия. По сведениям арабских географов, в уральских предгорьях было даже несколько городов, в том числе Гурхан, стоявший на месте нынешней Уфы. В селе Верхние Термы близ поселки Чишмы сохранился загадочный "мавзолей Турахана" 11-12 века - то есть, одно из древнейших зданий России. Впрочем, в том, что это мавзолей, а не палата или языческий храм, есть большие сомнения.
В 1219 году башкиры впервые столкнулись с монголами, причем не с Батыем, а с самим Чингисханом. А дальше в 1220-1234 годах продолжалась башкиро-монгольская война, в которой башкиры сумели нанести ряд поражений сильнейшей армии своего времени. В состав Монгольской империи Башкирия вошла с очень широкой автономией, и именно ее покорения открыло монголам дорогу на Русь.



Еще один мавзолей, 1390-х годов постройки, стоит на кладбище близ самих Чишмов. Здесь покоится мусульманский миссионер Хусейн-бек, ученик самого Ахмеда Ясави, в начале 14 века призванный сюда ханом Барычем. В древности башкиры, как и большинство степняков, исповедовали тенгрианство. Эта религия - пантеизм с главенствующей ролью Тенгри, или Вечного Синего Неба, вездесущего и всеобъемлющего бога. Всё на свете - частица Тенгри. Ныне одни называют эту религию язычеством, другие - первым единобожием. Так как одним из принципов тенгрианства было "Чти все вероучения, не отдавая предпочтения ни одному", оно не препятствовало распространению в Башкирии ислама начиная с 10 века. Хусейнбек завершил этот процесс, став главным башкирским святым. А мавзолей над его могилой построен по приказу Тамерлана, бывшего здесь во время похода на Русь.



Однако в общем постепенно башкиры растеряли былую удаль и попали под власть Казанского ханства. В отличие от многонациональной Золотой Орды, татарское государство к башкирам относилось как к людям второго сорта. С тех времен началась давняя вражда татар и башкир, не прекратившаяся до сих пор. Например, в башкирских сёлах было ограничения - нельзя было иметь больше одного казана на столько-то человек. В общем, для башкир главным оккупантом всегда были татары, а не русские. И когда пала Казань, башкиры послали делегацию к Ивану Грозному с просьбой принять их в подданство.

В селе Кагарман сохранилась могила тамьянского бия Шагали Шакмана - одного из предводителей этой делегации.



В 1557 году Башкирия официально стала частью России, а в 1574 году воевода и родич царя Иван Нагой основал Уфу (тогда известную как Туратау и Именкала), причём башкиры сами трудились на ее строительстве и жертвовали деньги. Место для крепости действительно было выбрано крайне удачно - неприступная скала, с трех сторон окруженная водой.



Но в состав России, как и в состав Монгольской империи, башкиры вошли на правах широкой автономии - с правом владеть своими землями, исповедовать ислам (что татарам запретили), иметь собственную армию. Башкирия имела даже административное деление на четыре "даруги" (Казанская, Осинская, Ногайская и Сибирская, название от "дорога", ближайший синоним - "сектор"). При Иване Грозном условия договора соблюдались неукоснительно, поэтому в историю Башкирии самый страшный царь вошёл как сугубо положительный персонаж. А вот при Романовых дела пошли наперекосяк: москвичи скупили все заводы русские купцы начали присваивать башкирские земли, да и к тому же Романовы вели явно более про-татарскую политику. Пришлось башкирам снова взяться за оружие...



Башкирские восстания поднимались в 1642, 1662-64, 1681-84, 1705-11, 1735-40, 1755, 1773-74 годах. В истории Поволжья и Среднего Урала они известны как набеги - восставшие башкиры действовали с истинно степной лихостью и жестокостью, а первые уральские заводы были одновременно и крепостями на случай набегов. Самым кровавым считается восстание 1730-х годов под руководством хана Карасакала, в котором погибла до трети башкирского народа. Здесь особенно прославился Алексей (Кутлу-Мухаммед) Тевкелев, татарский мурза и соратник Петра Первого, основатель Челябинска и десятков станиц, в Башкирии известный как палач.
В родовом имении Тевкелевых селе Килимово сохранился дворец, построенный его потомками:



А восстание 1755 года оставило уникальный документ - письмо плененного муллы Батырша к Елизавете Петровне, где он подробно анализирует причины восстания. Последнее восстание под руководством Салавата Юлаева дилось всего год и было частью Крестьянской войны Емельяна Пугачёва. Салават же вошёл в историю Башкирии как великий герой. Из родных мест Салавата после восстания башкиры были депортированы - отсюда глубоко вдающийся в республик "язык" Челябинской области.
После власти нашли выход из положения, создав башкиро-мещеряцкое войско - аналог казачьих войск, только состоявшее из башкир и татар (так как последние были в основном выходцами из Мещёры, здесь их называли "мещеряки"). Войско делилось на 13 башкирских и 4 мещеряцких кантона, примерно совпадавших с бывшими племенами. Эта система, отмененная лишь в 1863 году, была принята башкирами - восстания кончились.

Здесь прервусь с исторической частью и расскажу немного об этнографии. В современной Башкирии три основных народа - татары, башкиры и русские, составляющие примерно по 1/3 населения. Еще около 10% приходится на другие народы. Башкиры с численностью около 2 миллионов человек - четвертый по величине народ России.



Как и большинство степных народов, башкиры давно уже не кочевники, но всё еще хорошо известны цветастые башкирские юрты (тирме), которые можно увидеть в музеях. Расцветка отличает их от белых монгольских и бело-красных казахских юрт.



Но какие-то степняцкие пережитки сохранились. Например, кое-где в горах еще остались вот такие кладбища с деревянными надгробиями-срубами. Смысл их в том, что они должны истлеть так же, как и те, кто под ними похоронен. Явный отсыл к пантеизму Тенгри.



Сами башкиры сто лет назад выглядели так (фотографии Прокудина-Горского) - особенно впечатляют женские одеяния с вплетенными монетками:





А в их культуре было много самобытных черт. Одна из них - шежере, уникальные исторические документы, бывшие одновременно генеологическим древом и летописью. То есть, башкиры и казахи не просто вели учет всей своей генеологии, но и кратко описывали события, происходившие в жизни тех или иных поколений. Многим сохранившимся (не в подлинниках) шежере более 1000 лет.



(из Википедии)

Другой атрибут башкирской генеологии - тамги, уникальные родовые знаки, которыми обладал каждый башкирский род. Каждая новая ветвь рода чуть-чуть видоизменяла тамгу.



А вот знаменитое башкирское пчеловодство на самом деле принадлежит всего одному племени - бурзянам, живущим в самой глуши Уральских гор. Но это единственное место в мире, где до наших дней сохранилось бортевое пчеловодство - то есть получение дикого мёда. Борть - обычное дерево, в котором заранее пробивается дупло и ступеньки для подъёма наверх.



Второй крупный народ Башкирии - татары. Собственно, по переписи 1989 года их было 33% - больше, чем и башкир, и русских. Татары населяют в основном северо-запад республики, и несколько обособлены от казанских татар - сказывается мещеряцкая кровь. Как результат, здесь их практически насильно записывают башкирами, то есть около 1/4 башкир - скорее всего татары. С одной стороны, это не способствует примирению двух народов, а с другой многие татары добровольно записываются башкирами, так как башкиры здесь имеют ряд негласных преимуществ (в первую очередь в политической карьере). Но в целом мало где татарская глубинка сохранилась настолько аутентично:



Но вообще, в Башкирию веками бежали все те, кто не хотел жить "под Россией" - марийцы, чуваши, мордва, староверы... Особенно интересны марийцы - ведь они, как известно, сохранили Веру Предков (слово "язычество" для них имеет уничижительный оттенок). Но только если в Марий Эл 40% марийцев двоеверы, а 15% - чимари (ортодоксальные язычники), то в Башкирии среди марийцев доля чимари - около 90%. Здесь есть глухие марийские сёла со Священными рощами:



В которых порой разворачивается вот такое действо (кадры сняты в самом Марий Эл, но вряд ли в Башкирии сильно иначе). Марийцев здесь побаиваются, так как считают колдунами. Сами марийцы себя тоже считают колдунами, но без крайней необходимости этим не пользуются.



Не всем беглецам удавалось закрепиться на новых землях - так появились тептери, ахуны, бобыли, припущенники (все эти понятия очень близкие, но чуть-чуть отличаются). Безземельные батраки и бродяги, образовавшие постепенно полиязычный народ. С образованием башкиро-мещеряцкого войска тептяри стали его третьим элементом. В них башкирская полиэтничность достигла апогея. Лучше всего культура тептярей сохранилась в Учалинском районе за Уралом (их "столицей" считается село Ахуново), куда я не доехал. Но в общем тептярские сёла выглядят примерно так: по соседству башкирская и русская избы.



Сюда же добавились Оренбургские казаки, постепенно заселившие Степную Башкирию. Казачьи и башкиро-мещеряцкие станицы тянулись от Челябинска до Атырау, образуя пограничную линию.



Наконец, еще в 1740-50-е годы сюда начали проникать и уральские заводовладельцы, основавшие в верховьях Белой несколько металлургических заводов. Один из них - ныне Белорецк, единственный город в Горной Башкирии:



Но большинство старых заводских посёлков давно уже стали обычными сёлами. Кагинский завод сгорел в 1911 году:



Тирлянский был затоплен прорывом плотины и так и не восстановлен в 1994:



Но почему-то именно старые заводские сёла - самые живописные в Башкирских горах.

Другим важным моментом стало то, что Уфа - это еще и "Русская Мекка", так как именно здесь в 1788 году Екатерина Вторая организовала Духовное управление мусульман России (с 1760-х годов императрица последовательно проводила либерализацию положения "магометян"). Почему в Уфе, а не в Казани? Считается, что основные причины две: во-первых, опасение татарского сепаратизма, а во-вторых мусульманская Уфа должна была стать центром притяжения для народов Великой Степи.
Первая Соборная мечеть (1830-е годы) до недавнего времени оставалась главной мечетью России:



В 1999 году ее заменила опять же уфимская мечеть Ляля-Тюльпан:



Однако в целом после Пугачёвщины в Башкирии наступило затишье. Даже Уфимская губерния была образована лишь в 1865 году. В силу этого башкирские города крайне бедны архитектурой, самая яркая часть которой - деревянная резьба.



Гражданская война по Башкирии прокатилась жестоко - здесь и Чапаев отметился, и Уфа недолго (23 сентября - 18 ноября 1918 года) побыла Белой Столицей - здесь находилось Временное правительство (Уфимская директория).
Еще раньше, в январе 1918 года, была образована Малая Башкирия, включавшая большую часть Южно-Уральских гор и степного Зауралья. Столицей ее стало село Темясово близ городка Баймак. Интересно, что в Малой Башкирии была возрождена кантонная система - только каждый кантон стал чем-то вроде национальной автономии одного-двух племен:



Из Википедии.

Причем, как видите, часть кантонов была вынесена за пределы республики. Например, въезд в село Аргаяш Челябинской области по сей день украшает свой Салават:



В 1923 году был образован Башкортостан в нынешних границах, а в 1952 году его еще и на полгода разделили на Уфимскую и Стерлитамакскую области в составе Башкирской АССР. В общем, так ли много в России народов, на протяжении почти всей своей истории имевших автономию?
Но вообще советское время принесло Башкирии огромные перемены:



В 1929 году здесь было открыто Второе Баку - то есть залежи нефти. Первая скважина заработала в 1932 году у села Ишимбай, вскоре превратившегося в большой город. Последовали и другие открытия - вскоре оказалось, что всё Предуралье является богатейшей нефтяной провинцией. Башкирия превратилась в одну из нефтяных житниц России. А как нефть влияет на всё, объяснять не требуется.



Постсоветская Башкирия, несмотря на свой вес, осталась довольно лояльной Москве даже в начале 1990-х. Но при этом сильно обособленной: до 2010 года ей управлял Муртаза Рахимов, известный также как Бай. То есть Батька, на восточный манер. Башкирия здорово напоминает Белоруссию (даром что обе РБ) - опрятностью, авторитарностью, культом личности.



Уфа - без преувеличения самый чистый город, что я видел. Власть Муртазы до недавнего времени была гораздо мощнее власти большинства региональных лидеров. А кроме того, здесь зашкаливает количество лозунгов на стенах и социальной рекламы. Кстати, Башкирия еще и самый двуязычный регион в России - такого количества надписей на титульном языке, зачастую даже не продублированных по-русски, я не видел и в Татарстане.



Да и не только лозунги - например, здесь активно строятся не только жилые дома и бизнес-центры, но и театры, дома культуры, учебные заведения, больницы. Почти всё с национальными элементами, и часто очень красиво:



Впрочем, в 2010 году Муртаза ушел в отставку (о связанных с этим событиях в лице гигантской пенсии и прочих откупов не надо - я в курсе), и скорее всего в ближайшие годы Башкирия станет больше похожей на другие регионы России. Впрочем, меня в данном случае политика и коррупция волнуют очень мало. Я смотрю на этот удивительный край глазами путешественника. Здесь даже просто гуляя по улицам, интересно вглядываться в лица, поражаясь переплетению культур и народов.

БАШКИРИЯ-2008/2011
Обзор поездки.
Башкирия. История и современность.
Уфа.
По городу. (2008/2011)
Современная архитектура и не только. (2008/2011)
Дёма. Дальняя окраина Уфы. (2011)
Северная Башкирия
Чишмы. Мавзолей Хусейнбека. (2008)
Чишмы. Мавзолей Турахана. (2011)
Килимово. Усадьба татарского мурзы. (2011)
Речная Башкирия
Стерлитамак. (2011)
Шиханы и сода. (2011)
Салават и окрестности. (2011)
Горная Башкирия
Из Уфы в Белорецк. (2008)
Белорецк. (2011)
Бывшие заводы: Тирлян (2011) и Кага (2008).
Из Каги в Шульган-Таш (2008).
Шульган-Таш (2008).
Зауральская Башкирия
Из Белорецка в Сибай. Лето (2008).
Из Белорецка в Магнитогорск. Зима (2011).

башкиры, Великая Степь, татары, дорожное, казаки, Башкирия, "Раскол", Золотая Орда, Урал, этнография, марийцы, русские (этнография)

Previous post Next post
Up