Дёма. Дальняя окраина Уфы.

Mar 10, 2011 15:52



В этом посте я расскажу про Дёму - район на окраине Уфы, практически пригород, выросший из железнодорожной станции. В общем-то, примечательна Дёма только тем, что здесь живут мои друзья, у которых я провёл несколько дней в начале марта-2011. Если бы не это обстоятельство, мне бы ни за что не пришло в голову сюда ехать. Ну а так - кто еще когда о таком месте расскажет? Тем более мне в Дёме попалась несколько весьма любопытных артефактов. Да и просто - окраина российского города как она есть.

О самой Уфе у меня есть рассказ еще по итогам прошлого (июль-2008) приезда, который я основательно подредактировал: часть 1, часть 2.

Как уже говорилось, Дёма выросла из железнодорожной станции, основанной в 1887 году при прокладке железной дороги Самара - Уфа - Златоуст - Челябинск. Название - по реке, которая впадает в Белую напротив Уфы. Речка маленькая, но важная - некогда по ней проходила граница татарских и башкирских земель. В 1944 году пристанционный посёлок получил статус района Уфы, хотя от города полностью обособлен, отделен Белой рекой, лесом и болотами. Впрочем, учитывая, что длина Уфы - более 50 километров, Дёма - далеко не самый дальний район.
Её сердцем по сей день остается железнодорожная станция - одна из крупнейших в России сортировок:



Июль-2008

Здесь ходит довольно много электричек (простейший способ добраться до города - всего 20 минут до вокзала), останавливаются почти все дальние поезда. Увы, в марте-2011 я бывал здесь только в темноте, поэтому не заснял саму станцию с десятками путей, заставленных товарными вагонами и цистернами - она впечатляет! По извилистому путепроводу от кварталов до платформы идти придется минут пять.



В сотне метров от границы станции - районная администрация:



По архитектуре старых домиков вокруг станции видно, что Дёма вошла в состав Уфы в 1944 году и строили её пленные немцы:





На прямой линии со станцией - многоэтажный квартал. Длинный дом оформлен национальными элементами:



И "бухарской" аркой:



За четырнадцатиэтажкой - главная площадь поселка. В 2007 году на ней с большой помпой установили паровоз, который привезли на вертолете. Уже в 2009 паровоз зачем-то оттащили в конец улицы к железнодорожному техникуму, а еще чуть позже на его месте выросла Глупая Пальма:



Говорят, это дочка главы района хорошо отдохнула где-то за границей, а её отель был украшен такой же композицией. Вернувшись, девица сказала папеньке: "Хочу такую!". Сказано - сделано, тем более в азиатской по духу Башкирии.



Напротив этого квартала - небольшой парк, или вернее сквер, где летом работают всякие аттракционы и зверинец:





Понравилась горка - редкий в России образец дальневосточного деревянного зодчества. Говорят, в "золотой век" Башкирии (когда нефть стоила 150 долларов за баррель, а заводы принадлежали местным баям, а не московским олигархам) в Дёму приглашали ландшафтного дизайнера из Японии. Все его посадки не прижились, но горка - не его ли работа? По другой версии, как мне написали в комментах, это работа вьетнамцев - последних в Дёме очень много (пару раз даже сталкивался с ними в лифте), да и прототип угадывается - Одноногая пагода в Ханое.



За парком. Как видите, в Башкирии большинство зданий покрашены, а летом на улицах очень чисто. В этом смысле одна РБ очень напоминает другую РБ. Батька и Бай - в общем-то почти одно и то же.



В конце улицы становится виден уже упомянутый паровоз:



На котором написана краткая история Дёмы - "вот, собственно, и всё".



За паровозом - Железнодорожный техникум. Что мне нравится в Башкирии - здесь строят (точнее, строили в "золотой век") не только офисы и магазины, но и здания культурной сферы - два драмтеатра (татарский и башкирский) в центре Уфы, всякие дома культуры, школы, больницы в райцентрах. В общем-то, учебное заведение в новеньком здании - явление в русской провинции нетипичное:



На заднем дворе меня впечатлил вот этот агрегат - "наглядное пособие" для студентов:





Взгляд через трубу:



Впрочем, помимо станции Дёма известна НИИ имени Мечникова (с 1965 года), которое занимается разработкой медицинских препаратов, вакцин, а по слухам - и бактериологического оружия. Впрочем, подобные заведения всегда обрастают слухами - например, несколько лет назад в Дёме была паника, когда оттуда сбежала партия мышей. Впрочем, реальной опасности для людей эти мыши, равно как и прочая подопытная живность, не представляли. А само НИИ вроде как чувствует себя неплохо.

Еще немного улиц и пейзажей:











У квартала новостроек начинается широкая полоса болот, за которыми в тумане вырисовывается силуэт Уфы на высоком скалистом берегу Белой реки. Точнее, она стоит между Белой и Уфимкой, по-башкирски Агидель и Карадиель - Белая и Чёрная реки.



Здесь виден даже Салават Юлаев:



Жаль, что погода в этот день подвернулась серая (а менялась она каждый день всю поездку), а потом пойти задублировать эти виды я поленился. Впрочем, и летом-2008 в Уфе было пасмурно и до середины дня туманно. Видимо, микроклимат здесь такой.
Не успел я выбраться толком погулять и в саму Уфу, где с прошлого приезда остались не изученными два района - Старая Уфа и Черниковка.



Так что к рассказу об Уфе я больше возвращаться пока не буду. Но зато по городам и весям я в этот раз поездил исправно, поэтому впереди - долгий рассказ о Башкирии на основе двух путешествий: лета-2008 и зимы-2011: прдегорные Чишмы (лето и зима), Килимово (зима), Стерлитамак, Салават, шиханы (зима), горы Южного Урала (лето и зима), в том числе Кага, Старосубхангулово, Шульган-Таш (лето), Белорецк, Тирлян (зима), зауральские предгорья и степи (лето) и немного зимнего Магнитогорска.

Башкирия, дорожное, Уфа, Урал

Previous post Next post
Up