>В Кореях иероглифы по разному употребляются. Где-то от них отказались полностью, где-то редко-редко, но используются. Но вот в какой именно - не помню.
В Северной полностью отказались, в Южной - редко-редко используют (я ни разу не видел, впрочем я корейские надписи видел исключительно вне Кореи и не очень много).
>Зато теперь дольше всех (еще с Либерией и Мьянмой за компанию) держатся за английскую систему мер
Формально они аж с XIX века на метрическую переходят. Фактически - ну, общеизвестно. Думаю, тут дело не только в намеренно максимально децентрализованном (ещё отцы-основателя завещали!) устройстве США, но и в намеренной же политике по изоляции Северной Америки (в идеале и Южной тоже) от Восточного Полушария (доктрина Монро в изначальном смысле).
Не просто же так там играют в очень странные виды спорта, либо по очень своим правилам - при том, что спорту в стране уделяется огромное внимание. Это у них такой хитрый империализм-изоляционизм был ещё в XIX веке, отголоски которого до сих пор сильны. Отсутствие границы в европейском
( ... )
“Не просто же так там играют в очень странные виды спорта, либо по очень своим правилам - при том, что спорту в стране уделяется огромное внимание.”
В бейсбол еще на Кубе и в Японии играют (спорт номер 1, между прочим), в американский футбол больше нигде (ну может в Канаде еще, хотя они по хоккею в первую очередь). Кстати, мне особенно “доставляет” название чемпионата США и Канады по бейсболу, World Series. Это ж какими изоляционистами нужно быть… Единственный международный вид спорта, популярный в США - баскетбол. Но он же сначала был американским, а международным стал уже потом :)
Вообще спорт меня практически не интересует, а если интересует, то как социальный феномен, а не сам по себе. Единственное исключение - автогонки. Но американцы и тут на своей волне, кстати. Вместо Формулы 1 у них ИндиКар, а там вообще философия другая.
О чём и речь, они во всём постарались заизолироваться и сделать вид что сфера их наиболее сильного влияния - это и есть весь мир, а всё остальное - малозначимые варвары, недостойные внимания. Классический империализм же, "Срединное государство", "Всё дороги ведут в Рим
( ... )
“Про бейсбол в Японии - очень интересный факт. Вообще, влияние США на Японию - это весьма интересный, неоднозначный феномен.”
Это у них еще раньше, со времен Мэйдзи. У Японии действительно очень… странные отношения с Америкой со времен коммодора Перри. Как это называется по-английски - frenemy, друг-враг. С одной стороны, американцы навязали им неравные договоры (хоть и не такой степени унизительности, как в Китае), с другой - насколько я понимаю (в том числе из мемуарной литературы), с самого момента “открытия” Америка вызывала у японцев искренне восхищение и желание подражать. Вот приятно начитанный фрагмент из мемуаров Фукузавы Юкити про первое японское посольство в США.
Среди “приглашенных иностранцев”, которые по приглашению японского правительства приезжали в Японию во времена Мэйдзи для передачи опыта (кажется, я уже упоминал в одном из предыдущих обсуждений - им платили огромные зарплаты и предоставляли массу привилегий, вплоть до получения японского гражданства, но на условии того, что они были обязаны готовить себе смену
( ... )
Про Мэйдзи да, потрясающая эпоха. В принципе, история знает и другие примеры настолько резких изменений в обществе, может где-то даже и побыстрее прошло... но вот чтобы настолько быстрым процессом управляли сами местные, да ещё из соображений скорее национал-традиционалистских, чем "ломать через колено" - я других примеров не припоминаю.
>Вот странно: японскому автопрому дали широкую дорогу, и он стал реальным конкурентом американского, а авиапрому не дали возродиться.
Думаю, дело в том, что это решалось уже в конце 80-х. Японские авто стали к тому времени привычными в американских городах, они собирались уже в США, и в рамках торга это было то, на что американцы готовы были пойти (прагматики же, понимали что нельзя отбирать у сильного вассала слишком много). Ну и плюс довольно сложно было уже задавить НАСТОЛЬКО развившегося игрока. Японский гражданский авиапром же никогда не выходил на такой уровень, а некие закулисные договорённости его окончательно закопали.
>>> еловек, родившийся в Японии примерно в 1830-1840 году, успел пожить в феодальном обществе (хоть и не совсем средневековым, в целом я бы соотнес с европейским ранним новым времени, XVII веком примерно) застать “прибытие западных варваров” в сознательном возрасте, и дожить не только до железных дорог, но, если повезет, и до автомобилей и даже самолетов! Примерно как если бы пара веков промышленной революции оказались спрессованы до жизни одного поколения.
Для начала и середины двадцатого века сюжет конечно завораживающий, но с высоты нашего времени не такой уж уникальный, кто-его только не прошел: Вьетнам, Южная Корея, Турция (в региональной специфике), Иран...
Все таки степень закрытости Японии до начала эпохи мэйдзийскмх реформ нельзя сравнить ни с одним из этих случаев. В Турции - по крайней мере в Стамбуле - европейцев было полно как минимум со второй половины XIX века, вьетнамцы знали европейцев, хотя бы как колонизаторов и т.д.
Рискну предположить что вьетнамец заставший пятидесятые и последующие годы имел эээ несколько своеобразное мнение об европеоидах. Тем не менее ничего - современную по меркам региона страну построили, туризм развивают.
Ну Иран и особенно Турция точно нет - были вполне себе годными империями Модерна, без особой архаики. К началу ХХ века, конечно, сильно отстали от Запада, но никакого сравнения с архаичнейшей Японией середины XIX века.
Южная Корея - отчасти да, тоже про неё думал. Она ведь ещё в 1960-е жила хуже Севера (уже тогда долбанувшегося в сторону чучхе) и многих стран Африки! Но там был хотя бы Сеул - достаточно развитый город уже при японцах. Возможно, ещё пара городов такого рода были (а вот сельская глубинка - абсолютный третий мир).
Конечно, и в Японии при сёгунате Эдо был огромным городом, а Нагасаки имел хоть какие-то отношения с внешним миром, но ИМХО всё это и близко не имело масштаба Сеула японского и ранне-послевоенного. Плюс у Южной Кореи в период экономического чуда генерала Пака были уже устоявшиеся связи с США и восстанавливались после Зеленского Ли Сын Мана связи с Японией.
Вьетнам Южный - история абсолютно симметричная. Страна была полным аналогом тогдашней Южной Кореи. С Сайгоном вместо Сеула, американской крышей, долбанутыми
( ... )
>Османский флот XVIII - вполне себе европейский в материально-техническом отношении, только у экипажа странная форма
О, современность османского флота это отдельная смешная история. Дело в том, что похоже именно османы первыми начали массово применять рабов-гребцов на галерах. И каким-то образом западноевропейцами это было проассоциировано с античным рабством. Или по крайней мере одним конкретным человеком западноевропейского происхождения - автором североамериканского бестселлера XIX века "Бен-Гур" (что характерно он был ещё и масоном), в котором впервые возникает сюжет рабов-гребцов, прикованных цепями на римских галерах, впоследствие ставший штампом. Ничего подобного ни у Рима, ни у других античных государств не было и в помине.
Примерно таким же образом, думаю, марксизм пришёл к "рабовладельческой формации". При том, что на самом деле основой экономики Рима были более-менее свободные земледельцы, а прям массовое рабство, на котором основана экономика целых регионов и стран - это черта исключительно Раннего Модерна. Вот такой вот "
( ... )
“Дело в том, что похоже именно османы первыми начали массово применять рабов-гребцов на галерах. И каким-то образом западноевропейцами это было проассоциировано с античным рабством
( ... )
Да, всё ещё смешнее, рабство на галерах первыми стали использовать даже не османы, а сами же западноевропейцы (венецианцы как раз таки последними примкнули, как тут пишут):
N.B.: автора этого канала склонно заносить на поворотах (так, он где-то умудрился построить "график развитости обществ", что бы это не значило, по которому Западная Европа догнала и перегнала Рим только в XIX веке). Но по античности он реально профильный историк, так что в вопросе галер я бы ему доверял.
В посте выше пишет следующее:
Во время Второй Пунической, а также Гражданской войн случалось, что рабов насильно набирали во флот, однако «практика эта была … нетипичной и краткоживущей … вызванной отчаянным недостатком человеческого ресурса в ходе военного кризиса … Как правило же, гребли не рабы, и уж точно не существовало той институализированной каторжной системы, которую мы видим в „Бен-Гуре“ … Бытуй нечто подобное, мы бы о том слышали, ведь о римской юридической системе и том, как она наказывала, нам известно очень немало».
>Вообще, как я понимаю, Корея в составе Японии была не совсем классической колонией, а чем-то вроде… Алжира в составе Франции.
О, тут мы вступаем на тонкий лёд современного антиколониального дискурса. Тут вопрос, а что вообще было этими самыми "классическими колониями"? Много ли их было? Больше ли, чем "неклассических"?
В целом, насколько я понимаю, именно Юг Кореи (не считая расположенного в центре Сеула и мб пары портов) оставался слаборазвитым аграрным регионом. Иное дело - Север, ставший промышленным ядром Японской Империи. С 1931 - вместе с Манчжурией (которую тогда ещё называли "Китайский Донбасс").
Собственно, именно за счёт этого уровень жизни в КНДР долгое время был выше, чем в Республике Корея. Несмотря на то, что разумной экономической политики там не наблюдалось чуть ли не до Ким Чен Ына.
“О, тут мы вступаем на тонкий лёд современного антиколониального дискурса. Тут вопрос, а что вообще было этими самыми "классическими колониями"? Много ли их было? Больше ли, чем "неклассических"?”
Да, все это сложно. Но, скажем, в Кэйдзё был один из девяти императорских университетов Японии, т.е. вузов высшей лиги.
>В Кореях иероглифы по разному употребляются. Где-то от них отказались полностью, где-то редко-редко, но используются. Но вот в какой именно - не помню.
В Северной полностью отказались, в Южной - редко-редко используют (я ни разу не видел, впрочем я корейские надписи видел исключительно вне Кореи и не очень много).
>Зато теперь дольше всех (еще с Либерией и Мьянмой за компанию) держатся за английскую систему мер
Формально они аж с XIX века на метрическую переходят. Фактически - ну, общеизвестно. Думаю, тут дело не только в намеренно максимально децентрализованном (ещё отцы-основателя завещали!) устройстве США, но и в намеренной же политике по изоляции Северной Америки (в идеале и Южной тоже) от Восточного Полушария (доктрина Монро в изначальном смысле).
Не просто же так там играют в очень странные виды спорта, либо по очень своим правилам - при том, что спорту в стране уделяется огромное внимание. Это у них такой хитрый империализм-изоляционизм был ещё в XIX веке, отголоски которого до сих пор сильны. Отсутствие границы в европейском ( ... )
Reply
В бейсбол еще на Кубе и в Японии играют (спорт номер 1, между прочим), в американский футбол больше нигде (ну может в Канаде еще, хотя они по хоккею в первую очередь). Кстати, мне особенно “доставляет” название чемпионата США и Канады по бейсболу, World Series. Это ж какими изоляционистами нужно быть… Единственный международный вид спорта, популярный в США - баскетбол. Но он же сначала был американским, а международным стал уже потом :)
Вообще спорт меня практически не интересует, а если интересует, то как социальный феномен, а не сам по себе. Единственное исключение - автогонки. Но американцы и тут на своей волне, кстати. Вместо Формулы 1 у них ИндиКар, а там вообще философия другая.
Reply
Reply
Это у них еще раньше, со времен Мэйдзи. У Японии действительно очень… странные отношения с Америкой со времен коммодора Перри. Как это называется по-английски - frenemy, друг-враг. С одной стороны, американцы навязали им неравные договоры (хоть и не такой степени унизительности, как в Китае), с другой - насколько я понимаю (в том числе из мемуарной литературы), с самого момента “открытия” Америка вызывала у японцев искренне восхищение и желание подражать. Вот приятно начитанный фрагмент из мемуаров Фукузавы Юкити про первое японское посольство в США.
Среди “приглашенных иностранцев”, которые по приглашению японского правительства приезжали в Японию во времена Мэйдзи для передачи опыта (кажется, я уже упоминал в одном из предыдущих обсуждений - им платили огромные зарплаты и предоставляли массу привилегий, вплоть до получения японского гражданства, но на условии того, что они были обязаны готовить себе смену ( ... )
Reply
>Вот странно: японскому автопрому дали широкую дорогу, и он стал реальным конкурентом американского, а авиапрому не дали возродиться.
Думаю, дело в том, что это решалось уже в конце 80-х. Японские авто стали к тому времени привычными в американских городах, они собирались уже в США, и в рамках торга это было то, на что американцы готовы были пойти (прагматики же, понимали что нельзя отбирать у сильного вассала слишком много). Ну и плюс довольно сложно было уже задавить НАСТОЛЬКО развившегося игрока. Японский гражданский авиапром же никогда не выходил на такой уровень, а некие закулисные договорённости его окончательно закопали.
Reply
>>> еловек, родившийся в Японии примерно в 1830-1840 году, успел пожить в феодальном обществе (хоть и не совсем средневековым, в целом я бы соотнес с европейским ранним новым времени, XVII веком примерно) застать “прибытие западных варваров” в сознательном возрасте, и дожить не только до железных дорог, но, если повезет, и до автомобилей и даже самолетов! Примерно как если бы пара веков промышленной революции оказались спрессованы до жизни одного поколения.
Для начала и середины двадцатого века сюжет конечно завораживающий, но с высоты нашего времени не такой уж уникальный, кто-его только не прошел: Вьетнам, Южная Корея, Турция (в региональной специфике), Иран...
Reply
Reply
Рискну предположить что вьетнамец заставший пятидесятые и последующие годы имел эээ несколько своеобразное мнение об европеоидах. Тем не менее ничего - современную по меркам региона страну построили, туризм развивают.
Reply
Reply
Ну Иран и особенно Турция точно нет - были вполне себе годными империями Модерна, без особой архаики. К началу ХХ века, конечно, сильно отстали от Запада, но никакого сравнения с архаичнейшей Японией середины XIX века.
Южная Корея - отчасти да, тоже про неё думал. Она ведь ещё в 1960-е жила хуже Севера (уже тогда долбанувшегося в сторону чучхе) и многих стран Африки! Но там был хотя бы Сеул - достаточно развитый город уже при японцах. Возможно, ещё пара городов такого рода были (а вот сельская глубинка - абсолютный третий мир).
Конечно, и в Японии при сёгунате Эдо был огромным городом, а Нагасаки имел хоть какие-то отношения с внешним миром, но ИМХО всё это и близко не имело масштаба Сеула японского и ранне-послевоенного. Плюс у Южной Кореи в период экономического чуда генерала Пака были уже устоявшиеся связи с США и восстанавливались после Зеленского Ли Сын Мана связи с Японией.
Вьетнам Южный - история абсолютно симметричная. Страна была полным аналогом тогдашней Южной Кореи. С Сайгоном вместо Сеула, американской крышей, долбанутыми ( ... )
Reply
Reply
>Османский флот XVIII - вполне себе европейский в материально-техническом отношении, только у экипажа странная форма
О, современность османского флота это отдельная смешная история. Дело в том, что похоже именно османы первыми начали массово применять рабов-гребцов на галерах. И каким-то образом западноевропейцами это было проассоциировано с античным рабством. Или по крайней мере одним конкретным человеком западноевропейского происхождения - автором североамериканского бестселлера XIX века "Бен-Гур" (что характерно он был ещё и масоном), в котором впервые возникает сюжет рабов-гребцов, прикованных цепями на римских галерах, впоследствие ставший штампом. Ничего подобного ни у Рима, ни у других античных государств не было и в помине.
Примерно таким же образом, думаю, марксизм пришёл к "рабовладельческой формации". При том, что на самом деле основой экономики Рима были более-менее свободные земледельцы, а прям массовое рабство, на котором основана экономика целых регионов и стран - это черта исключительно Раннего Модерна. Вот такой вот " ( ... )
Reply
Reply
Да, всё ещё смешнее, рабство на галерах первыми стали использовать даже не османы, а сами же западноевропейцы (венецианцы как раз таки последними примкнули, как тут пишут):
https://t.me/hellenistics/285
N.B.: автора этого канала склонно заносить на поворотах (так, он где-то умудрился построить "график развитости обществ", что бы это не значило, по которому Западная Европа догнала и перегнала Рим только в XIX веке). Но по античности он реально профильный историк, так что в вопросе галер я бы ему доверял.
В посте выше пишет следующее:
Во время Второй Пунической, а также Гражданской войн случалось, что рабов насильно набирали во флот, однако «практика эта была … нетипичной и краткоживущей … вызванной отчаянным недостатком человеческого ресурса в ходе военного кризиса … Как правило же, гребли не рабы, и уж точно не существовало той институализированной каторжной системы, которую мы видим в „Бен-Гуре“ … Бытуй нечто подобное, мы бы о том слышали, ведь о римской юридической системе и том, как она наказывала, нам известно очень немало».
Кто ( ... )
Reply
>Вообще, как я понимаю, Корея в составе Японии была не совсем классической колонией, а чем-то вроде… Алжира в составе Франции.
О, тут мы вступаем на тонкий лёд современного антиколониального дискурса. Тут вопрос, а что вообще было этими самыми "классическими колониями"? Много ли их было? Больше ли, чем "неклассических"?
В целом, насколько я понимаю, именно Юг Кореи (не считая расположенного в центре Сеула и мб пары портов) оставался слаборазвитым аграрным регионом. Иное дело - Север, ставший промышленным ядром Японской Империи. С 1931 - вместе с Манчжурией (которую тогда ещё называли "Китайский Донбасс").
Собственно, именно за счёт этого уровень жизни в КНДР долгое время был выше, чем в Республике Корея. Несмотря на то, что разумной экономической политики там не наблюдалось чуть ли не до Ким Чен Ына.
Reply
Да, все это сложно. Но, скажем, в Кэйдзё был один из девяти императорских университетов Японии, т.е. вузов высшей лиги.
Reply
Leave a comment