Галопом по курортам

Jul 03, 2023 20:02



Эту майскую поездку по курортным берегам я начинал словами "до 36 лет дожил, а в Сочи не был...", а заканчивал - "лошади так не работают, как мы отдыхаем!". Ошибкой было закладывать на всё Черноморское побережье от Анапы до Адлера 11 дней, но жадность до впечатлений брала своё: все эти дни мы просыпались в 6 утра, носились по курортным городкам, зелёным ущельям, водопадам, дольменам и византийским развалинам, а в гостиницы возвращались затемно. Позже, на Азовском море, времени вроде хватало на всё, но меня тормозила накопленная усталость. В конце концов не выдержал даже мой ноутбук, из-за поломки которого я и пишу этот обзор примерно через месяц после возвращения.

Сразу оговорюсь, что в этот обзор не попала самая майская достопримечательностью юга - цветы, по которым можно отдельный пост сделать. Да и просто всё, что мы успели увидеть в этом курортном галопе, не поместится в один пост. Зато чуть подробнее я расскажу о железнодорожных станциях, случайно осмотренных по дороге: не секрет, что на юг теперь добираются поездом.

За неделю до старта на меня свалился почти спонтанный блог-тур в Мичуринск - старинный и очень колоритный городок на Тамбовщине в развилке стальных магистралей на юг. Закончив рассказ о нём ( Центр и колорит || Старый Козлов || Наследие Мичурина) накануне отъезда, утром в поезде Москва - Новороссийск я проснулся на знакомой станции. Вылезти пофоткать вокзал, наверстать то, что неделей ранее пресекла бдительная охрана, я не успел, ограничившись видами старых краснокирпичных цехов "Милорема":

2.


Под мелодичным названием скрывается Мичуринский локомотиворемонтный завод, раскинувшийся на добрый километр.

3.


Начав день на границе Черноземья, мы смотрели, как Север неуклонно сменяется Югом: леса за окном мельчали, поля - ширились, сёла делались всё обширнее и богаче, а земля под ними - всё чернее. Остались позади новодельный Воронеж-Южный, трубы и облезлые дома в Секторе Газа, суматошные Лиски, белоснежные обрывы донского Дивногорья...

4.


Желание подышать свежим воздухом победило лень на станции Россошь где-то на юге Воронежской области:

5.


Открытая в 1871 году на Воронежско-Ростовской железной дороге, ныне она представляет собой странный эрзац-узел: вроде бы линии отсюда расходятся по 4 направлениям, вот только одна из них заканчивается в 7 километрах восточнее на Придонском химическом заводе "Минудобрения" (1975), а другая - в 25 километрах западнее на сахарном заводе в соседнем райцентре Ольховатка. С городом Россошь (61 тыс. жителей) история станции шла не то чтобы совсем параллельно, однако - далеко не сразу пересеклась. Россошь возникла как слобода где-то в 17 веке, и стояла себе несколько веков тихим центром сельской округи, лишь в 1923 году получив статус города. Станция же появилась буквально в чистом поле, и тогда называлась Михайловка. Вокруг разросся собственный посёлок, по ближайшему селу прозванный Евстратовским, по которому и станция в 1904 году стала Евстратовкой. С городом её название унифицировали лишь в 1926-м, а вот Евстратовский никуда не делся и 1928-м даже стал ПГТ. Окончательно две истории сошлись в 1954-м, когда город и посёлок наконец объединились, причём, как я понимаю, ещё неизвестно, кто кого на самом деле присоединил. В общем, до центра отсюда далеко, так что нам оставалось лишь любоваться старинным вокзальчиком, который чудом пережил жестокие бои Россошанско-Острогожской операции зимой 1943 года, переломной для битвы за Юг.

6.


Другой достопримечательностью станции оказался ассортимент киосков - вы когда-нибудь видели кофе, како и сгущенку в пластиковых бутылках?

7.


В следующий раз сделать глоток свежего воздуха мы вышли уже на закате, на станции Лихая, по названию которой несложно догадать, что мы на Дону. Если точнее - километрах в 20 южнее Каменска-Шахтинского, в состав которого и вошёл в 2005 году ПГТ Лиховской (13 тыс. жителей). Станция здесь была открыта в том же 1871 году, в 1900 году приросла веткой на Царицын (Волгоград), а в 1911-16 - на Краснодон и Луганск, ещё в 2002 году разобранной до тогдашней границы.

8.


И старый вокзал, к тому времени оказавшийся на острове среди бесчисленных путей, пережил войну в состоянии вполне восстановимом... однако выглядел явно несоразмерным разросшемуся узлу. Нынешнее здание построили на рубеже 1940-50-х.

8а.


Впрочем, пассажирским поездам на Лихой отведено всего 3 пути из нескольких десятков, а извилистый виадук петляет над ними 325 метров. С его поворота в закатном свете здорово смотрятся медленные величественные ветряки пущенной в 2020 году Каменской ветроэлектростанции мощностью в немалые 100 МВт.

9.


Ну а с утра мы увидели море...
Новороссийск в 2009 году остался крайней южной точкой моего знакомства с побережьем, и тогдашний рассказ о нём я закончил словами "Когда-нибудь, тоже в несезон, я вернусь, чтобы отправиться вдоль этих гор до Сочи или до Сухума...". Что ж, лучше 14 лет спустя, чем вовсе никогда: в Новороссийске всё так же дымят цемзаводы, гремит порт, плещется зелёная вода, полнятся героическим пафосом мемориалы Великой Отечественной, а улицы радуют глаз чистотой и обилием света. И хотя старых домов на весь Новороссийск осталась дай бог пара десятков, в одном из них, бывшем приюте для девочек, нынешнем хостеле "Модерн", остановились мы, сняв огромный тёмный номер с непривычно высоким потолком. Вино из Мысхако оказалось откровенно дрянным, а Абрау-Дюрсо так и остался узелком на следующие поездки:

10.


Соседняя Анапа всё так же уютна и приторна. Своей атмосферой главный детский курорт страны в оба приезда напомнил мне советские мультики, причём явно не те, что мы охотно пересматриваем в интернете до сих пор. Но зато у Анапы большая история, а в музеях на развалинах античной Горгиппии можно провести и несколько часов.

11.


Немного покатались по окрестностям. Тихий призрачный Утриш выглядит Черноморским филиалом Дальнего Востока, и даже мидии в кафешке тут прямо с подводной плантации.

12.


В Сукко же с его Кипарисовым озером неожиданным сюрпризом стала Африканская деревня - мы зашли сюда скорее по приколу, а обнаружили весьма неплохой музей африканских артефактов и хижин с колоритным хозяином.

13.


Третий день мы досматривали Новороссийск, а напоследок заехали в Кабардинку, где вот уже несколько лет полноценной достопримечательностью служит выброшенный штормом на берег филиппинский сухогруз "Рио". Через белую дверь в борту внутрь судна периодически заезжает техника и режет его на металлолом, а потому "на следующий раз" его не отложишь.

14.


Вечером нас встретил романтичный Геленджик и запрятанный в его частном секторе гостевой дом "Эллис" с красными розами в решётке крыльца. С "Эллисом", и всегда в его пользу, мы сравнивали все гостиницы на дальнейшем пути - тут было уютно, просторно и тихо.

15.


Четвёртый день мы с Наташей прозвали Днём Волшебной Руки: несколько раз я ловил попутки, и всякий раз останавливалась первая же машина, а в ней находился интересный собеседник. Например, мрачный чеченец, который несколько лет прожил в Австрии, но в итоге вернулся в Чечню и не до конца понимает, зачем он это сделал. На курортный берег он приехал отнюдь не отдыхать: привыкнув, что соплеменники друг с другом честны, он купил машину у какого-то дагестанца и даже не стал проверять, "чистая" ли она. В итоге машина оказалась под судебным обременением, и по возникшей тяжбе чеченцу приходится мотаться из Грозного в Новороссийск. В другом месте нас подвозил бодрый седой шофёр минивэна, рассуждавший о том, что омары ему нравятся больше камчатских крабов: он возил морепродукты Дальнего Востока и Аравии из аэропорта Минеральных Вод в курортные рестораны. Ещё нас подвозил военный лётчик, на гражданке нашедший себя как гончара, и чрезвычайно юморной таксист, у которого целое хобби - как-то прикалывать нытиков и всепропальщиков. В итоге мы успели:
- на реку Жане с её порогами, дольменами и лагерем Детей Солнца
- на хутор Бамбаковых близ устья Пшады с опять же дольменами, плантациями зизифуса и колоритным хозяином, который больше, чем выращивать зизифус, любит только рассказывать гостям "подлинную украденную историю Руси".
- на скалу Парус, за которой виден небезызвестный мыс Идокопас, чьи склоны похожи на укрепрайон.
Не успели же - на дольменные Нексис и Пшаду в горах, в курортные Джанхот и Дивноморское на побережье.

16.


Утром пятого дня мы досматривали Геленджик, и я всё больше осознавал, как скупо составил программу. Видя наползшие облака, из всех планов на этот день я решил пожертвовать двумя канатными дорогами Геленджика, поднимающимися над бухтой. Пойманный на трассе автобус довёз нас до Архипо-Осиповки, и этот тихий посёлок я бы назвал, пожалуй, самым недооцененным на всём побережье. Тут есть реплика деревянной крепости времён войны с черкесами, дореволюционный ещё памятник герою той войны Архипу Осипову, колоритный Музей Хлеба в действующей мельница с аутентичным дореволюционным механизмом и, внезапно, Музей Космонавтики. Да какой! Делали его явно какие-то фанаты Челомея, а обилие уникальных экспонатов вроде коллекции американских скафандров или первого в истории боевого космического корабля "Алмаз" со скорострельной пушкой заставило меня пожалеть, что я не доехал сюда в 2018-м, в свой личный Космический год.

17.


Прикинув время, я за 1000 с чем-то рублей вызвал Яндекс-такси, и добродушный разговорчивый водитель увёз нас через Джубгу с её огромным дольменом в Тенгинку. К не сильно известному, но одному из самых красивых и доступных на Черноморском побережье водопаду Две Сестры, или Лилит и Лейла. Над ним висит ещё и такое чудо армянской технической мысли, как вело-канатная дорога... вот только туристам самим крутить педали не дают, а водитель в тот день был в отъезде.

18.


Спустившись с водопада, мы немного побродили по самой Тенгинке - старому селу черноморских армян-амшенцев:

19.


Да уехали на автобусе с пересадкой в Новомихайловском. Сам Новомихайловский с парой кирпичей византийской столицы черкесов Зихополя и дачами всяческих купцов да генералов также остался на следующий раз. Как и раскинувшийся на несколько километров пионерлагерь "Орлёнок", и музей якорей в Ольгике, и водопады в Небуге. Тёмной южной ночью автобус часа полтора мучительно шёл по волнам невысоких перевалов, и наконец привёз нас в Туапсе, где на берегу реки с интригующим названием Паук мы заселились в отель со звучным названием "Одиссея". В общем-то, название - это лучшее, что там есть: неоправданно дорогой затхлый номер прямо над баней спортклуба. Баней, впрочем, оказался и сам дождливый город: те перевалы - это Главный Кавказский хребет, и хотя о том, что к югу от него начинаются влажные субтропики, я знал ещё из учебника географии, что они НАСТОЛЬКО влажные, я не ожидал. Зато в Туапсе глаз отдыхает от курортной приторности на портово-индустриальных пейзажах:

20.


Вокруг Туапсе мы и крутились весь шестой день и даже искупались у сюрреалистической Скалы Киселёва (заглавный кадр). А приехав в Агуй-Шапсуг, который и ныне населяет черкесское племя шапсугов, мы совершенно случайно час в час попали на День памяти и скорби: после речей в Доме культуры, куда пригласили и нас, народ поехал на Чёрное море возлагать цветы в память собратьев, изгнанных по итогам Кавказской войны. А мы остались прогуляться по аулу.

21.


На окраине приморского Агоя подвозивший нас шапсуг показал, в каком дворе стоит древний дуб, у которого и ныне иногда проводятся отнюдь не мусульманские обряды.

22.


Район Туапсе мы осмотрели достойно, так что в другой раз можно было бы съездить разве что в Анастасиевку с дольменами и домиками чешских колонистов да на спонтанную смотровую площадку в микрорайоне Звёздный. К ночи мы уехали на электричке в Лазаревское, в гостиницу со странным названием "Тихий Рай" и не менее странными хозяевами, которых я, при всём их дружелюбии, побаивался. Райским же оказались цена (рублей 800 за 2-местный) и вид на море. А вот самое большое в России колесо обозрения стало первым на нашем пути памятником патентованного южного жлобства. Билет на него стоит 600 рублей, но удручает не сама цена, а то, что спрос тут не рождает предложение: колесо стабильно крутилось пустым.

23.


Главная достопримечательность Лазаревского - сообщающиеся Берендеевское, Мамедовское и Свирское ущелье с обилием прекрасных водопадов. В мае ходить в них было по идее запрещено - тропы приводили в порядок к сезону, и начальство явно не хотел тяжб, если там сломает ногу какое-нибудь дитятко. Но я на запрет наплевал, и мы несколько часов бродили по совершенно пустым ущельям.

24.


Я уже не раз упоминал дольмены - загадочные сооружения немногим моложе Египетских пирамид. Тем удивительнее, что на Черноморском побережье Кавказа они повсюду, и от Геленджика до Лазаревского мы видели их десятки. Облик дольмена меняется с севера на юг - вот на Жане плиточный дольмен:

25.


А вот в Волконке близ Лазаревского, куда мы отправились дальше - последний уцелевший дольмен-монолит, не построенный, а вытесанный в камне:

26.


Ещё за Лазаревским мы успели осмотреть высочайший в России мост (84 метра!) в Зубовой Щели и древнее Тюльпановое дерево в Головинке, но тут невозможность успеть всё стала переходить из количества в качество. За бортом автобуса, который мы поймали уже в темноте, остались Лоо с руинами абхазо-византийского храма, Уч-Дере со старыми дачами, чайными домиками и музеям, Дагомыс с некогда лучшим отелем всего Советского Союза и дорогой на старинные чайные плантации Солох-Аула выше по горам... Автобус же тащился через все эти посёлки, мимо санаторных вывесок, невыносимо долго. В какой-то момент мы почувствовали скверный запах, а обернувшись, я понял, что на соседнем с нами сидении едет в прямом смысле слова обоссанный алкаш. В такой атмосфере и добрались мы до главного российского курорта.

27.


Первым ощущением от Сочи было - да мы же вернулись в Москву! Шумная тёмная ночь, огни ресторанов и клубов, дорогие машины, через край хлещут деньги и понт... Вторым впечатлением стал хостел, или вернее его смотрительница, даже сквозь запертую дверь прямо-таки подавлявшая молчаливой ненавистью к своим постояльцам: я вспомнил, что задолго до поездки Сочи представлялся мне городом мизантропов. Третье впечатление - утреннее: выйдя из хостела на пешеходной Навагинской улице с её аллеей пальм, фонтанами, торговыми галереями, я понял, как в одну фразу описать сочинский пейзаж: тропики глазами тех, кто никогда там не был. Дальше, по мере прогулки, первоначальный негатив понемногу отпускал: Сочи оказался пусть и несколько хаотичным, но красивым и очень живым городом, ни на что в России не похожим. Раз этак на шестой мы даже поддались зазывалам покататься вдоль берега на яхте, и не пожалели: мало, но хорошо!

28.


По-настоящему же проникнуться нам помог Дмитрий zm-sochi, человек очень нетривиальной судьбы, как оказалось, не последнюю роль сыгравший во множестве известных на всю Россию проектов. В Сочи он главный по санаториям, которые, по его словам, и есть важнейший актив российских курортов: столь масштабную инфраструктуру не только отдыха, но и оздоровления возможно было построить только на деньги государства, причём государства большого и богатого. А как результат, те услуги, которые на большей части мира входят в премиум-сегмент, на постсоветских курортах были поставлены на поток даже в годы упадка. Ну а Дмитрий знает всё о всех двух с лишних тысячах сочинских объектах размещения, и может очень хорошо помочь с выбором места по запросам и ценам. Нам он организовал экскурсии по двум санаториям недалеко от центра. "Заполярье" в ведении "Норильского никеля" оказался огромен и люден, как целый город, где одних только жилых корпусов полтора десятка, а вокруг них - кафе, магазины, турагентства, пляжи, детские площадки, театры, бюветы и даже гостиницы поменьше. Но в этом санополисе есть исторический центр - старинная дача Трапезникова, и библиотека в ней - отдельная гордость "Заполярья":

29.


Совсем иначе выглядела "Юность", которую только недавно начали поднимать из запустения. Наверное, с годами и она превратится в такой же муравейник, а пока.... пока тут действует 7 огромных номеров на 11 гектарах, где можно отдохнуть в тишине и атмосфере старых партийных дач годов этак 1950-х. Подробнее об этом месте уже рассказала Наташа, там же и контакты хозяйки Елены, которая лично показала свои владения нам.

30.


Центр Сочи мы неплохо обошли за полтора дня, поднявшись даже к фавелам на Альпийской улице... А дальше - вновь галоп по пляжам: между Сочи и Адлером расположились ещё Мацеста и Хоста. В девятый день накопленные ошибки перешли не то что из количества в качество, а в коллапс: не успели мы почти что ничего. Остались в стороне колоритные санатории  с действующими фуникулёрами в восточной части Сочи. Кое-как мы вскарабкались к даче Сталина, а взяв оттуда такси на гору Ахун, упёрлись в забор - знаменитая смотровая башня оказалась закрыта на реконструкцию. Не попали мы ни к скалам Прометея, ни в Агурское ущелье с его природными купелями, ни в грузинское село Пластунка, ни к санаториям и грязелечебницам Мацесты (с которых, а вовсе не с пляжей, и начинался Сочинский курорт), ни в Тисо-Самшитовую рощу Хосты, ни тем более к Воронцовским пещерам в 12 километрах от неё... Причём в хотя бы один пункт из этого списка мы успеть ещё могли бы, однако к недостатку времени добавился недостаток сил. В Мацесте, у старого портопункта, мы сели на электричку да уехали вдоль закатного моря в Адлер.

31.


Десятый, предпоследний день курортного галопа мы посвятили не морю, а горам - Красной Поляне. Апрель-май - отличное время, когда низкий сезон и на пляжах, и на горнолыжках. Тут поражают масштабы построенного в некогда глухих долинах: одних только канатных дорог по горам вьётся 32 штуки, и общая длина их - наверное, километров 100. Мы, не оригинальничая, выбрали канатку "Роза-Пик" с пятью ярусами подъёма и тропой на водопады Менделихи. И хотя билет на неё стоил больше 2000 рублей с человека, мы прокатались полдня и не пожалели о деньгах ни на секунду. И кажется, вон теми дальними горами я уже любовался прошлой осенью из Адыгеи...

32.


Впрочем, на Красной Поляне есть ещё пара-тройка не менее эпичных канатных дорог, которые я оставлю на следующий раз. Как и достопримечательности по дороге вроде Скай-парка или Медовеевки, как и саму Красную Поляну: обычно этим словом называют весь конгломерат горнолыжных посёлков, но по факту то, что видит большинство туристов - это Роза-Хутор, Эсто-Садок и Лаура, на стыке которых мы ещё и слазали по нерасчищенным тропам под запрещающими знакам к развалинам византийской крепости Ачипсо.

33.


Напоследок остались по разные стороны Мзымты провинциально-бестолковый Адлер в непрекращающемся рёве самолётов и пафосно-безликий Сириус с его необозримыми просторами меж спортобъектов. Но как бы не больше всего меня тут впечатлили те самые пальмы, с которыми в Сочи попала зловредная итальянская бабочка, что извела весь самшит.

34.


Последний раз выйдя к морю где-то рядом с абхазской границей, мы поехали на гигантский адлерский вокзал. И - покинули его разными поездами: Наташа отправилась домой в Москву, а я - в Краснодар, где с прошлого приезда в 2020-м ( Окраины и переселенцы || Столица Кубани || Вокзалы и транспорт. || Восточнее Красной. || Западнее Красной.) у меня оставался должок: Красная улица. Самая центральная из всех центральных улиц России, прежде она славилась ещё и тем, что в выходные превращалась в весёлый арбат, который местные сравнивали с Лас-Вегасом, я же все прошлые разы видел Краснодар в будни. Увы, конечно для нашей же безопасности, закрывать проезд по Красной перестали в прошлом году. Но войны в наше время (см. Афганистан, Ирак, Сирию, Йемен) - это сериалы для электората половины стран Земли, а потому затягиваются на десятилетия. Я решил не ждать, когда откроют Красную, а пройтись хотя бы просто пофотографировать её дома. На это ушло часа 3-4, ещё часок я посидел в знаменитой местной бургерной "Краснодарский парень", а дальше ещё часов 5 я не знал, куда податься. Наконец, проснувшись от случайного сна на лавочке посреди бульвара, я понял, что лучше идти на вокзал.

35.


Откуда вечером меня увезла "Ласточка" с удивительным маршрутом Новороссийск - Таганрог: Черноморская часть пути сменилась Азовской. И сам Таганрог стал для меня едва ли не главным открытием поездки: я знал, что он прекрасен, но не подозревал, насколько:

36.


По обилию достопримечательностей Таганрог даст фору большинству областных центров, и я едва успел его облазать за без малого 3 дня. Тут есть красивый и целостный исторический центр с нетривиальной историей; по-донбасски масштабные промзоны окраин с обилием интересной советской архитектуры; пожалуй самый странный в России район Богудония, пусть и сохранивший со своего рыбацко-браконьерского прошлого только внешний вид...

37.


...а ещё - отличные люди, коих, судя по интеллигентной атмосфере Несостоявшегося Петербурга, тут множество. Я остановился у Виктории и Олега. В своём доме на самой окраине они сдают комнаты отдыхающим, а для души - принимают гостей по каучсёрфингу и показывают им малоизвестные красоты Таганрога. Хозяева живут в большом краснокирпичном коттедже, меня же определили в хатку 1930-х годов в глубине сада:

38.


Уютную в своём старомодном виде. Которому, впрочем, не мешают современный горячий душ, электрочайник и быстрый вай-фай. Тут я честно пытался отдохнуть от галопа по курортам, глядя на белые облачка и слушая пение птиц... но хватило меня на полдня - в городе столько всего....

39.


На Приазовье у меня тоже было планов громадьё, а в итоге я заленился ехать в старинные армянские сёла вроде Чалтыря или Крыма или осматривать огромный Ростов-на-Дону. Встреча с облцентром, где я бывал уже и раньше, ограничилась парой вокзалов - Главным:

40.


И Пригородным чуть дальше по отдельным путям:

41.


На одном из которых преспокойно себе стоял паровоз - как разнузданный вол, спокойно щипавший травку:

42.


Из широко открывающегося окна старой электрички здорово смотрится Дон:

43.


44.


И плавни Левбердона, над которыми город нависает хребтами новостроек и кратером оставшейся с мундиаля-2018 "Ростов-Арены":

45.


Среди плавней затерялась Тачанка-Ростовчанка (1977), она же Конные Каратисты:

46.


Если Таганрог - это Несостоявшийся Петербург, то Ростов впечатляет совершенно питерской системой пригородов, по размеру и обилию красот достойной самого города. В 2008 я посещал казачьи Старочеркасскую, Новочеркасск и Аксай на правом берегу Дона. А вот за плавнями встречает Батайск (128 тыс. жителей), который можно было соотнести с Колпино - крупный пригород на главной дороге, но с репутацией места, в котором не на что смотреть.

47.


Основанный в 1768 году казаками как Батайская слобода, он и до города-то дорос лишь в 1938-м, а частный сектор лишь недавно стали теснить новостройких для тех, кому чуть-чуть не хватило на квартиру в Ростове. Достопримечательности тут сводятся к нескольким старым домам, типичным памятникам и новодельному, хотя и довольно симпатичному собору. Настоящая достопримечательность Батака - его станция, где с нынешним послевоенным вокзалом соседствует исходный вокзальчик Ростов-Владикавказской железной дороги:

48.


Дело в том, что Батайск - это узел 6 (!) направлений, явно уступающий этим числом разве что Москве. Ветки на Новочеркасск и столицу и на Таганрог и в Донбасс хоть и имеют перемычку в Ростове-на-Дону, но на карте хорошо заметно, что расходятся они именно из Батайска. Причём Ростов-Главный на изначальной линии кажется расположенным по пути в Таганрог, а створ основной магистрали на север - на самом деле проложенный в 1963 году обход города. На запад из Батайска ведёт самая тихая ветка в Азов (1911), а на юг разветвляется целый пучок линий к Сальску (1915) в глубинах задонской степи, к Владикавказу через Кущёвскую (1875) и к Краснодару и Новороссийску через Староминскую (1965), за которой снова начинается дореволюционный путь. Я проезжал этот узел по всем направлениям, кроме Сальского:

49.


Ведь из Таганрога я отправился именно в Староминскую, где основатель "Неизвестной России" rumata-anton из Краснодара пригласил меня взглянуть на суровую казачью забаву - мотобол. Вот вы про такую игру может раньше и не слышали, а в кубанских станицах это едва ли не главный вид спорта. Вечером 31 мая Староминская играла с Кущёвской:

50.


Заодно поговорили про жизнь и дела... Как оказалось, от всех прошлогодних потрясений "Неизвестнач" даже выиграл: конкурентов за Верхний Ларс умчалось больше, чем клиентов. Попрощавшись с Антоном, я остался в станице ночевать и проникаться атмосферой зажиточной казачьей глухомани:

51.


Да с утра махнул в Ейск - полукурортный-полупортовый старинный город на Азовском море почти напротив Мариуполя:

52.


Тут очень много необычных деталей и особенностей, однако все они так и не складываются воедино, и потому Ейск - это город-чудак:

53.


На Ейской косе под грозовым небом я попрощался с морем. Пару дней спустя народ делился в интернете чужими фотками идеально гладкой воды и судов, словно висящих в воздухе:

54.


Единственный маршруткой Ейск - Ростов я доехал до Азова. Небольшой городок в прямой видимости облцентра через Дон впечатляет масштабом своей истории и скудностью её оставшихся следов.

55.


В сумерках я доехал электричкой до Ростова, вокзал которого был полон солдат. В основном - уже возрастных мужиков с обветренными лицами, чёрно-белой щетиной и тяжёлыми взглядами, и думаю, не сложно понять, что предыдущие месяцы эти люди отнюдь не красили газон. На привокзальной площади военные оккупировали столовую, где я услышал такой диалог:
-Котлеты у вас есть? - спросил солдат буфетчицу.
-Есть вот либо морковные, либо по-киевски, - ответила буфетчица без всякой задней мысли.
-Ну двайте по-киевски, - отвечал солдат, и ни один гений слова не смог бы передать всю ту гамму эмоций, с которыми прозвучала эта казалось бы сугубо бытовая фраза. Как многослойная сталь, в ней намертво сплавились тяжёлая память о пережитом в кровавых руинах, ярость к врагам за убитых пацанов, сочувствие к ним как к "некогда почти таким же", и понимание, что из всего этого солдат вернулся в мирную жизнь, где его никогда не поймут. Так что по-киевски - значит, по-киевски, а оружие оставим за дверью.

55а.


Утром я проснулся в вагоне московского поезда, и увидел за окном грандиозных размеров вокзал на островной платформе. Это оказалась станция Грязи в 20 километрах от Липецка, открытая в 1868 году на магистрали Москва - Воронеж. Уже в 1869 она разветвилась линиями на Борисоглебск (восток) и Липецк с Ельцом (запад), а нынешнее здание возвели в 1880-х.

56.


В вокзальном буфете сиживали Лев Толстой, Максим Горький, Иван Бунин и другие герои былой эпохи. Огромное здание регулярно фотографируют заезжие путешественники, а я вдруг испытал спонтанный порыв зайти внутрь:

57.


Где понял, что самое интересное на этом вокзале - интерьер:

58.


Особенно - целая анфилада узких и совершенно пустых залов, похожих на отсеки корабля:

59.


Город Грязи же, получивший этот статус в 1938 году, разросся от станции, в 1979 поглотив и давшее ей название село. По словам тех, кто покидал вокзальный остров, название своё Грязи вообще не оправдывают, а на их улицах немало симпатичных путейских домов и конструктивизма. Я же уезжал отсюда, перейдя от греха подальше в другой вагон - в залах мой фотоаппарат успели заметить охранники. В последние лет 5-7 я успел отвыкнуть, что снимать на вокзалах запрещено, однако теперь этот запрет возродился с новой силой: в Мичуринске, Таганроге, Ейске, Грязях, Новороссийске охранников теперь по целому взводу, а нервно реагируют они уже на "пойманный" рентгеном фотоаппарат в личных вещах. С меня охрана стабильно не сводила глаз, так что даже тайком кадр сделать не всегда удавалось, а в Ейске меня и вовсе тормознули на платформе и минут 10 пробивали по каким-то базам, объяснив это тем, что я "хожу кругами и оглядываюсь". Так что, друзья, ходите прямо...

60.


Когда про всё это напишу - пока не очень понимаю. Но примерный план рассказа будет вот такой:
- Анапа (1-2 поста)
- Утриш и Сукко
- Новороссийск (3-4 поста)
- Геленджик
- Окрестности Геленджика.
- Архипо-Осиповка
- Джубга и Тенгинка
- Туапсе
- Окрестности Туапсе
- Лазаревское и ущелья
- От Лазаревского до Сочи
- Сочи (3-4 поста с заделом на ещё 2-3 в другой приезд)
- Эсто-Садок и Роза-Хутор
- Роза-Пик
- Адлер и Сириус (1-2 поста)
- Краснодар (1-2 поста + уже написанное в 2020-м)
- Таганрог (4-6 постов)
- Азов (1-2 поста)
- Староминская и мотобол
- Ейск (2-3 поста).

ЮЖНЫЕ МОРЯ-2023
Обзор и оглавление.
Черноморское побережье Кавказа - будет позже.
Агуй-Шапсуг и история черкесов.
Кубань
Краснодар. Красная улица и черкесы.
Краснодар. Красная улица и всё остальное.
Староминская и мотобол.
Приазовье
Ейск. Берега и колорит.
Ейск. Старый город.
Азов. Крепость.
Азов. Город.
Таганрог. Крепость и Богудония.
Таганрог. Греческая и Петровская улицы.
Таганрог. Улицы Фрунзе и Александровская.
Таганрог. Город Чехова.
Таганрог. Западные окраины.
Таганрог. Северные окраины.

Липецкая область, Кавказ, Новороссия, железнодорожное, дорожное, Тамбовская область, событийное, Воронежская область, Краснодарский край, транспорт, курортное, Русский Юг, Ростовская область

Previous post Next post
Up