Лиски. Град-вокзал.

Oct 13, 2015 15:44



Возвращаясь из Крыма (реалиям которого "год спустя" была посвящена прошлая часть), мы задержалися на пару дней у знакомых в Воронежской области, а в Москву я уезжал из не в меру железнодорожного и не в меру ухоженного города Лиски (56 тыс. жителей), по старой памяти известного многим как Георгиу-Деж.

...Первый раз дорога завела меня в Лиски больше 8 лет назад - в июне 2007 года, и ехал я тогда, конечно же, на Дивногорье, о котором написал полгода спустя один из первых постов сего журнала. Входило в мои планы ещё и Костомарово - другой скальный монастырь, более труднодоступный, но судя по всему не менее впечатляющий - подземный храм на 2000 молящихся там вырублен в целой горе. Судьба, однако, не пустила меня туда в оба приезда: в 2007 электричка, которой я возвращался из Дивногорья, опоздала на полчаса, отчего в Лисках я не успел на другую электричку в Евдаково - ближайшую к Костомарову станцию; в 2015 мы были настроены ехать в Костомарово автостопом, но внезапно пришла осень, и я понял, что автостоп на глухих дорогах, когда у тебя одежда на +20, а на улице +5 - не самая лучшая затея. Лиски так и остались для меня перевалочным пунктом, вот только в 2007 я сделал в городе ровно один кадр, а в 2015-м таки сподобился по Лискам погулять. Сердцем их, в любом случае, остаётся вокзал:

2.


Лиски - один из тех городов (как например Новосибирск или Котлас), которые обязаны своим появлением встрече железной дороги с большой рекой. У Дивногорья Дон, наткнувшись на меловые горы южной части Черноземья, резко поворачивает и течёт некоторое расстояние не с севера на юг, а с запада на восток - тут-то его и пересекли мостом пущенной в 1870 году магистрали Москва-Ростов. Станцию устроили на левом берегу у села Новая Покровка, но назвали почему-то в честь противолежащей деревни Лиски - теперь одноимённые город и село (2,5 тыс. жителей) мирно сосуществуют по разные стороны Дона. В 1895 году чезе Лыску (как называл станцию уездный люд в обиходе) прошла ещё одна магистраль Валуйки-Балашов, соединившая Украину с Уралом и Сибирью: в прошлый приезд под Дивногорьем меня сильно впечатлил пронёсшийся мимо состав Челябинск-Одесса, а ведь ходил тут ещё недавно и самый дальний в мире пассажирский поезд Харьков-Владивосток, да и из самих Лисок до Владивостока отправлялся прямой почтово-багажный.

2а.


В общем, это второй по значению после Москвы перекрёсток железных дорог "север-юг" и "восток-запад", и хотя с распадом СССР "широтное" направление сильно сдало, инфраструктура никуда не девалась. Станция в Лисках реально огромна, и вот такие виды из вагонного окна сопровождают практически по всей длине города:

3.


Станция делит город пополам, как большая река с единственным мостом (вернее, небольшой мостик над автодорогой как раз для поездов), "этот берег" которой находится на западе, а "тот берег" - соответственно, на востоке. Восточную половину Лисок, бывшее село Новая Покровка с посёлком Сахарного завода на окраине, я проезжал лишь на ПАЗике из Боброва, и так не подошёл к Покровская церкви (1784-89) на холме над Доном, в общем-то редком на югах храму 18 века. Так что вместо неё покажу Лискинскую ТЭЦ совершенно ГОЭЛРОшного вида (хотя и построена в 1950-е годы) на западной стороне города:

4.


Пристанционной посёлок же к 1928 году разросся в ПГТ с красивым названием Свобода (представляете указатель: "Свобода - 15км"?), к 1937 году получившим городской статус и видимо тогда же поглотившем зажелезнодорожно село. В войну Дон был линией фронта, и хотя фашисты так и не смогли заполучить Свободу, их артиллерия порушила город жестоко. А впечатляющая даже по советским меркам чехарда названий продолжалась весь ХХ век: в 1943 свободу (от фашистов) Красная Армия понесла дальше на запад, город вновь стал просто Лисками, пока в 1965 году не был переименован в Георгиу-Деж в честь умершего лидера румынских коммунистов. В 1991 Лиски вернулись - на этот раз, видимо, окончательно. На лискинском гербе и флаге - Крылатое Колесо МПС:

5.


На пассажирской станции - два вокзала. Основной (1978-92) строился харьковчанами явно с целью превзойти общей унылостью вокзалы Риги и Таллина:

6.


Хотя с и некоторым количеством интересных деталей внутри - чего стоят одни доски с "выженными" (на самом деле, конечно, это всё пластик) пейзажами города и района:

7.


А гигантские люстры - не могу отделаться от мысли, что их по какой-то причине забраковали в близлежащем соборе:

7а.


Старый вокзал (1895-1901), ныне "островной", служит пригородным. При этом электрички отправляются с двух прилегающих к нему платформ и двух тупиков, а дальние поезда останавливаются на крайних платформах с обеих сторон пассажирской станции. Более того, и нумерация путей начинается с дальней стороны - то есть ближайшая к Новому вокзалу платформа 4-я.

8.


Тоннель между ними примечателен пандусом, который я прежде не раз видел во всяких подборках фото с подписью "Эту страну не победить!".

9.


С юга к вокзалу примыкает огромный базар:

10.


На привокзальной площади стоит паровоз-памятник (1938, а поствлен в 1999-м) у видимо дореволюционного здания транспортной прокуратуры:

11.


А сама площадь выглядит так, и согласитесь, масштаб новостроек для 50-тысячного райцентра тут впечатляет. В 2007 туркострои справа уже были, коробка ТЦ, не потерявшегося бы и в миллионном городе, даже не намечалась, а у Владимирского собора (2003-13) главки были в лесах.

12.


К собору и пойдём - он на самом деле далеко, по сути дела за целым кварталом с памятником "афганцам", и вблизи реально огромен - наверное, вы уж догадались, что это очередной (как и в ещё десятке городов по всей стране, включая областной Воронеж) "3-й по величине храм России" . На самом деле по высоте (67м) лискиский храм не входит даже в первую десятку, но в масштабах города действительно градиозен:

13.


С площадки нижнего яруса - отличный вид на правый берег Дона. Впечатляет, что Красная Армия сумела отстоять Дон, когда у врага были такие позиции. Левее за домами железнодорожный мост и очень внушительный для в общем-то узкой реки порт с несколькими кранами, но главное - на склонах уже видны первые "дивы", меловые скалы-останцы, порой принимающие вид натуральных столбов. Пришедшие сюда в 17 века малоросские переселенцы (не зря село Лиски ещё долго называли "Хохляцкими Лисками"!), включая бежавших от Унии монахов, поначалу свои церкви не строили, а вырубали внутри див - так и получились Дивногорье и Костомарово, безусловно самые интересные достопримечательность Воронежской земли.

14.


С противоположной вокзалу стороны собора - ещё одна площадь со зданием краеведческого музея (1991), необычным "Лениным на колёсах" (1932) в запоздалой романтике конструктивизма...

15.


...и филиалом Ворожнеского университета, в котором сложно не признать бывший ДК Железнодорожников:

16.


По другую сторону собора раньше стоял кинотеатр "Иллюзион" (1912), впоследствии Художественный театр (впечатляющее заведение для пристанционного посёлка!), затем кинотеатр "Пролетарий" (под этим названием его и помнят в основном лискинцы), а в постсоветские годы - обыкновенный склад, в 2008 году снесённый под застройку:

16а.


Причём на его месте - не вот эта довольно симпатичная (особенно на фоне прочего туркостроя) многоэтажка, а синяя корбка УВД за ней:

17.


И честно говоря, не понимаю, как можно так разбрасываться дореволюционкой, коей в Лисках меньше, чем в ином городе - допетровских палат. Через базар от вокзала, у единственной дороги в зажелезнодорожную часть - старинная баня:

18.


Да во дворах пятиэтажек между ней и собором нам попалась печально заброшенная каменная изба, действительно похожая на сельские палаты - вот и вся дореволюционка, которую в Лисках удалось найти:

19.


Зато отдельный колорит привокзальным дворам придают гаражи - в принципе, в этом ракурсе вся сущность Лисок:

20.


Конечно, вагоны в качестве подсобок и гаражей используют во многих городах и весях у крупных станций, но нигде я этого не видел в таких количествах. Дело в том, что здесь находится одно из нескольких на всю Россию депо вагонов-рефрежираторов, которые для этих целей в силу своей "герметичности" подходят лучше всего, и в общем запомнились этими вагонами-гаражами Лиски не мне одному - вот целая подборка от s16-n425:

21.


Лискинский "даунтаун" продолжает расти от вокзала на север вдоль параллельной путям Коммунистической улицы...

22.


...за крутым поворотом превращающейся в проспект Ленина, на котором туркостройное буйство сменяется простой ухоженностью:

23.


Немного деталей. Панно принадлежит заброшенному мясокомбинату (серое здание с кадра №5), наличники - деревянному домику, затесавшемуся среди многоэтажек:

24.


Собственно, их тут несколько, вот этот стоит на углу Новой площади:

25.


И вот такой вид открывается из его окна. Неплохой ансамбль позднего СССР - справа Дом культуры, вверху администрация:

26.


Внизу более старый почтамт. Яр на заднем плане, кстати, принадлежит уже не Дону, а речке Тормасовке за железной дорогой, и вместе с прилегающим районом известен как Мелбугор ("мельничный", а не "меловой", то есть):

27.


Мозаика на ДК. Для Азовского похода Пётр Первый построил целый промышленный район на притоках Дона - корабли из мачтовых сосен Рамонского бора делали в Воронеже, пушки и амуницию - из местных руд в Липецке, а приречные сёла, одним из которых и стала Новая Покровка, должны были обслуживать доставку и снабжение. И хотя в итоге турки взяли реванш, Азовская кампания не прошла даром - её тыл превратил ещё один кусок Дикого поля в русское Черноземье.

28.


Дома и улицы Лисок выше по склону - что-то мы прошли пешком, что я заснял с автобусов (хотя последнее было не обязательно - всё показанное в этом посте можно было бы обойти часа за 3 неспеша, но у нас времени было ещё меньше). Близ Новой площади попадаются сталинки:

29.


Хотя в основном Лиски застроены хрущобами, дворы которых столь же ухожены:

30.


Фонтанчики, инсталляции, новостроечки:

31.


32.


Скверик с кафе "Сказка" (1980-е?)...

33.


...и ещё одним ДК, вернее ДДК с мозаикой:

34.


Довольно красивая, при всей банальности облика, церковь Рождества Христова (1998-2003). Окна домов на заднем плане, если верить карте, глядят уже в сосновый бор:

35.


И наконец, даром что в самом углу города - Центральный парк, обустроенный в 2003 году:

36.


Без преувеличения, сейчас это один из самых ухоженных парков в России (а после Прибалтики я понимаю, что с эти у нас вообще беда), примечателен он в первую очередь своими "обитателями" - от вполне канонических верблюдОв:

37.


До динозавров в натуральную величину:

38.


И гигантской букашки, которую и испугаться можно:

39.


Но сущность парка немного дальше - Лискинская детская железная дорога.
Эти сооружения, гигантские "тренажёры" для летних школ юных железнодорожников, попадаются в постсоветских стрнах тут и там - я уже писал в этом году о ДЖДшечках в Красноярске и Чимкенте, а ещё раньше - в Оренбурге, Днепропетровске, Львове, Луцке... Обычно они работают только летом и только по выходным, но хотя обслуживают их дети и подростки, а пассажиры приходят покататься как на аттракцион, по сути это полноценные городские узкоколейки колеи 750мм. Старейшие ДЖД появились в 1930-е годы в Тбилиси и Красноярске, крупнейшие (в Петербурге и дальневосточном Свободном) имеют длину больше 10 километров, на многих есть всякие особенности типа развилок, мостов, переездов, тоннелей... Лискинская ДЖД (изначально - Малая Юго-Восточная, но как везде пишут, это название "не прижилось" и видимо потихоньку утекло даже из документов) одна из самых молодых (1989, но с тех пор успели построить ДЖДшечки в Новосибирске, Казани и Кемерово), самых маленьких (1,6 километра... но даже среди перечисленных в этом абзаце красноярская, луцкая и львовская ДЖДшки немного короче) и пожалуй самая простая - кольцо с единственной станцией Задоринка в сотне метров от водонапорки с динозаврами:

40.


На станции есть вокзал, депо в металлическом ангаре, скрывающее пару тепловозов ТУ7, раритетная бадья для загрузки углём паровозов (привезена со станции Давыдовка), а по дороге - пара светофоров. Везде пишут, что ДЖД работает круглый год, и зимой её обслуживают взрослые как парковый аттракцион... но видимо, лишь по выходным, так как мы застали всё пустым и запертым. При этом за стеклянными дверьми вокзала висело расписание "взрослых" поездов - то есть, возможно, здесь работает ещё и железнодорожная касса. За подробным рассказом отсылаю к Болашенко.

41.


Сама ДЖД представляет собой овал, охватывающий 3/4 парка - примерно 450 метров с севера на юг (вокзал - у южного края) и 220 с запада на восток. Станция окружена забором - и думаю, не столько от воров и вандалов, сколько от играющих в парке детишек, потому что как ни крути, а даже детская железная дорога - "зона повышенной опасности". А в северной половине можно свободно идти по рельсам, и здесь парк всё так же ухожен, но больше похож на лес. В перспективе колеи - огромная сверкающая новизной больница, за которой кончается город:

42.


Главным впечатлением Лисок для меня стала их благоустроенность - это уровень Ханты-Мансийска, Салехарда или лучших райцентров Беларуси. Соседний Бобров гораздо меньше и скромнее, но тоже очень хорош. Я помню, как лет шесть-семь назад перестал удивляться новым или капитально отремонтированным вокзалам; сейчас меня потихоньку перестают удивлять новенькие или капитально отремонтированные больницы, школы, детские сады. И даже если говорить про ухоженность в целом - таких городов, как Лиски, в России конечно не то чтобы много (и наибольшая концентрация их, кстати, именно в Черноземье!), но на пару Беларусей наберётся точно, и встречаются они отнюдь не только "там, где нефть". Однако не случайно я упоминул в первую очередь именно Ханты-Мансийск и Салехард - они были эталонами благоустроенности и зажиточности в РФ 1990-2000-х, ещё впечатляли в 2009-м (когда я впервые побывал в Ханты-Мансийске), а сейчас начинают отставать от многих не столь богатых городов. Тут, в общем-то, возникает невесёлая мысль, что подобный уровень для русской глубинки сейчас в принципе потолок - потому что пробить его одними только деньгами уже невозможно, следующий шаг (о чём справедливо трубят наши младоурбанисты, к которым прислушиваться не хочется не из-за содержания, а из-за истерически-хамской подачи) требует уже иной культуры градостроительства и управления. Ну а дискусии о том, что лучше - туркострой или разруха и забвение - оставим в комментариях эстетам.

В следующей части отправимся в соседний Бобров, где собственно мы и гостили.

Воронежская область, транспорт, железнодорожное, дорожное, ДЖД, Русский Юг

Previous post Next post
Up