«Mayday V». Андреас Гурски
"О форме и содержании":
1.
О трех ступенях фотомастерства2.
О композиции и форме. Общее понятие формы и содержания3.
О синергии теории и практики. О превосходстве содержания над формой4.
О равенстве формы и содержания5.
О главенстве формы над содержанием 6.
О взаимодействии формы и содержания в некоторых направлениях современного искусства Следуя логике, нами были рассмотрены три возможных варианта взаимодействия формы и содержания. Возникает вопрос - все ли подчиняется этим правилам или возможен еще какой-то вариант? Например, и вправду, а может ли стать произведением искусства фотография, не имеющая ни формы, ни содержания? Или же такого не может быть - ведь ранее уже было сказано, что все (в том числе и фотография) развивается по спирали, и если мы уйдем от содержания к форме, то рано или поздно виток искусства снова вернет нас к содержательным работам?
Возможно, ответ на эти вопросы сможет дать концептуализм - еще одно течение современного искусства, очень близкое к минимализму по времени возникновения и в то же время весьма далекое по своим внутренним аспектам.
«Рейн II». Андреас Гурски
Многим известна фотография «Рейн II», сделанная немецким фотохудожником Андреасом Гурски в 1999 году. В основном, об этом снимке знают то, что в 2011 году он был продан на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за рекордные 4,3 миллиона долларов. На снимке Рейн течёт под пасмурным небом горизонтально между зелёными дамбами. Но что на самом деле скрывается в «Рейне»?
«Современная жизнь глобальна, технологична, многолюдна, относительно комфортна, сравнительно роскошна. Она наполнена множеством отдельных интересных деталей, но мастера интересуют всеобщие законы, по которым она функционирует», - таким предисловием начинает искусствовед И. Толкачева анализ фотографии Гурски . По ее мнению, в своей работе автор стремился показать не просто реку, не конкретную реку, а современную реку - типичную, идеальную, лишенной примет конкретного места или ярких индивидуальных особенностей. Гурски не демонизирует реальность, не критикует ее, и не стремится продемонстрировать зрителю бездушную жестокость глобализации. Он просто наблюдает, констатирует и постигает законы современности.
Какие выводы позволяет нам сделать этот анализ? Если коротко, то концептуальное искусство, представителем которого и является Гурски, обращается не к эмоциональному восприятию, а к интеллектуальному осмыслению увиденного.
Эти выводы подтверждает и художественный критик Е. Бобринская - по ее мнению, концептуальные произведения вызывают определенный дискомфорт… Они не опираются на восприятие, не взывают к эмоциональному сопереживанию, не апеллируют к эстетическим оценкам. Они, похоже, ничего не выражают в том смысле, что лишены специфических примет художественной выразительности .
«White and blue». Дмитрий Богачук
Из вышесказанного естественным путем напрашивается вывод о том, что в концептуальном искусстве самый важный аспект произведения - это идея. Как правило, концептуальное искусство не зависит от ремесленного мастерства художника. Для художника важно, чтобы зритель с интересом интеллектуально воспринял произведение, поэтому он постарается сделать его эмоционально сухим .
В итоге, фотография выступает не как художественный предмет, а как технический инструмент запечатления идеи автора.
Вообще, по мнению специалистов, в концептуальной фотографии условно сложилось два направления. Первое условное направление, отстаивающее права фотографии как независимой художественной формы, представителем которого является, например, тот самый Андреас Гурски, большинством зрителей вполне воспринимается с художественной точки зрения. А вот, например, еще один представитель концептуалистов, Эд Раш, является представителем другого течения, которое использует в основном документальную, часто информационную функцию фотографии.
В рамках этого направления фотография используется исключительно как «неэстетический документ». Например, книга Эда Руша «26 заправочных станций» всецело посвящена американским бензоколонкам.
26 заправочных станций». Эд Руша
26 заправочных станций». Эд Руша
Если оценивать эти фотографии с художественной точки зрения, то они не выдерживают критики, и, как заметил Филипп Лейдер, они «непрофессиональные, большинство из них просто плохи».
Так, быть может, в «исконной» диалектике формы и содержания и в правду может существовать своеобразная «пустота», то есть, отсутствие в фотографии и формы, и содержания? Однозначного ответа «да» или «нет» на это вопрос, наверное, дать нельзя. История искусства говорит нам о том, что восприятие каждой работы, каждой фотографии, помимо внутреннего содержания и формы, в немалой степени зависит и от конкретного исторического и/или культурного аспекта. Так и концептуализм, как одно из течений современного искусства, «живет» в сегодняшнем мире. По словам И. Толачевой, современная фотография осмысливает, пользуясь брессоновской теорией «решающего момента», не только нашу современную картину мира саму по себе, но и выступает в качестве исследовательского инструмента - культурологического, социального и так далее, - зачастую, оценивая и свою собственную роль в современной культуре.
В итоге, понятия формы и содержания в подобной трактовке отличаются от их классического вида. Фотография оказывается гораздо шире, чем это трактуется в классических учебниках; она вмещает в себя больше смыслов. Поэтому и форму ее, и ее содержание нужно рассматривать под несколько иным углом. Иной вопрос - воспринимать эту точку зрения или нет. Но это уже дело каждого.
Список литературы: