О главенстве формы над содержанием

Jan 09, 2013 16:15



"Untitled". A. Нестеровский

"О форме и содержании":
1. О трех ступенях фотомастерства
2. О композиции и форме. Общее понятие формы и содержания
3. О синергии теории и практики. О превосходстве содержания над формой
4. О равенстве формы и содержания
5. О главенстве формы над содержанием
6. О взаимодействии формы и содержания в некоторых направлениях современного искусства



«Тициан превосходно кладет краски на свои полотна. Но владение красками - это еще не живопись. Я пока не вижу в его работах главной идеи, которая, на мой взгляд, должна воодушевлять художника. Иными словами, я не почувствовал в нем стремления вырваться из плена чисто живописных решений...», - написал в своем письме Микеланджело об одном из лучших живописцев эпохи Возрождения, считая, что в работах Тициана недостаточно содержательности. Конечно, рассуждения мастеров не повод для фотографа пренебрегать содержанием работы, если только не одно «но»… Из этого небольшого предисловия понятно, что сейчас пойдет речь о третьем варианте взаимодействия формы и содержания - а именно о сознательном главенстве формы.

Наверное, самым ярким примером приоритета формы являются фотографии, выполненные в стиле минимализма (лаконизма). Одна из основных установок этого направления современного искусства - отказ от эмоционального восприятия и интеллектуального осмысления произведения.



"O". В. Романов

Как писал один из художников и теоретиков минимализма Фрэнк Стелла, «ты видишь то, что ты видишь», - ничего более. Какого-либо домысливания здесь не предполагается. Следствие из этого - безраздельное господство формы, чистый формализм, то есть, содержание исключается как нечто лишнее и мешающее работе формы.

В связи с этим, вполне понятна логика некоторых фотографов, согласно которой возможно создать некую очень изощренную форму, в которой не будет ни одной узнаваемой ассоциации. Это приведет к тому, что на всех уровнях формально-содержательной целостности будет господствовать форма, совершенно не привязывающая человека хоть к какому-либо содержанию, то есть, фактически, содержание работы полностью исчезнет.



"Arch". Д. Богачук

Опять же, хочется предостеречь уважаемых фотографов, прочитавших предыдущие строки, от гордости за просто бессодержательные (а то и «бесформенные») снимки - если работа «ни о чем», это вовсе не значит, что она выполнена в минималистической манере. Следует более критично отнестись к своим работам, и прежде всего, подумать - а того ли эффекта от работы вы хотели добиться изначально?

лекции, Мысли вокруг фотографии

Previous post Next post
Up