О композиции и форме. Общее понятие формы и содержания

Dec 11, 2012 17:30



Анри Картье-Брессон «FRANCE. The Var department. Hyères. 1932»

"О форме и содержании":
1. О трех ступенях фотомастерства
2. О композиции и форме. Общее понятие формы и содержания
3. О синергии теории и практики. О превосходстве содержания над формой
4. О равенстве формы и содержания
5. О главенстве формы над содержанием
6. О взаимодействии формы и содержания в некоторых направлениях современного искусства

В этом фрагменте мы уясним разницу понятий "композиция" и "форма", после чего рассмотрим взаимоотношение формы и содержания.



О композиции и форме.

Многие из тех, кто смело причисляют себя ко второй ступени мастерства, владеют интуитивными навыками и умениями. Отдельные статьи в интернете, комментарии к фотографиям, иногда прочитанные вскользь книги - все это не дает системного понимания и, в большинстве случаев, не позволяет осознанно использовать те самые изобразительные средства фотографии. Для подтверждения этого тезиса достаточно постараться ответить на простой вопрос - в чем разница между формой и композицией? Все слышали про форму и содержание, все знают про композицию. Но далеко не каждый в состоянии объяснить связь между этими понятиями.

Люди, пишущие о фотографии, по-разному объясняют, что такое форма. Например, издатель «Виртуального фотожурнала ХЭ» Д. Катков под формой в фотографии понимает её (фотографии) внутреннее строение, определённый порядок. Если постараться выразить суть этого понятия более сухим языком, то формой можно назвать набор изобразительных приемов, с помощью которого автор старается донести до зрителя содержание своей работы. Как верно отмечает Д. Катков, одна из задач формы - внести ограничения в диапазон возможных содержаний, но, при этом, не сводя его до одной точки.

Перефразируя А. Высокова, можно сказать, что признак идеальной художественной формы в ее уникальности: все необходимое и ничего лишнего. В идеальной художественной форме изображения невозможно что-либо изменить, добавить или убрать, передвинуть, изменить цвет и прочее без ущерба для содержания формы.

В свою очередь, композиция снимка - одно из изобразительных средств фотографии, то есть один из элементов той самой художественной формы. Помимо композиции, к изобразительным средствам относятся световое решение снимка, тональный рисунок кадра, колорит (цветовое решение) снимка, творческое использование технических средств фотографии. Только осознанное, взаимосвязанное применение всех этих средств позволяет получить ту самую форму, которая, возможно, сможет донести идеи автора фотографии до зрителя.

Общее понятие формы и содержания

Тут возникает небольшое внутреннее противоречие - вроде бы как про содержание и идеи автора разговора еще не было, но та самая форма уже должна доносить это содержание до зрителя. Получается, что рассуждать о форме в отрыве от содержания невозможно.

Встречается немало попыток разобраться с этими понятиями на простом, обыденном уровне. Весьма интересна (хотя и не совсем корректна) в этом плане упоминаемая у писателя и литературоведа Ю. Тынянова аналогия «форма - содержание = стакан - вино». Логика тут проста: одно содержание (вино) гармонично с разными формами: бокалом, стаканом и негармонично с другими. Аналогично, одна форма (например, рюмка) может быть гармонична с водкой и негармонична с чаем или кофе.

Иной пример, в чем-то сходный с первым, это соотнесения формы и содержания с материализмом и идеализмом. По словам Д. Каткова, любой фотограф, снимая каждую свою фотографию, как и Создатель, соединяет дух с материей, то есть облекает содержание в форму. Поскольку форма и содержание существуют отдельно друг от друга, то задачей фотографа является попытка создать такую форму, которую зрителю захотелось бы заполнить именно тем содержанием, для которого она предназначалась автором.

Такая точка зрения является, по сути, канонической. Последние полвека классические учебники по фотографии неустанно повторяют истину о неразрывной связи и диалектическом единстве формы и содержания. В замечательной книге по фотографии, изданной в 1977 г. автор говорит о том, что содержание и изобразительная форма выступают в диалектическом единстве, однако ведущее значение всегда имеет содержание, целям раскрытия которого и служит изобразительная форма . Если открыть учебник по фотографии, выпущенный через 35 лет после предыдущей книги, в 2010 г., то форма и содержание в нем «не просто связаны неразрывно, они принципиально неразделимы, это одно и то же» .

Тем не менее, современные тенденции в развитии искусства подвергают сомнению незыблемость подобных взглядов на взаимосвязь формы и содержания.

Одним из примеров, говорящих о неоднозначности тезиса о единстве формы и содержания могут послужить работы классика современного фотоискусства Майкла Кенны.



Michael Kenna. Hillside Fence, Study 2, Teshikaga, Hokkaido, Japan (2002)

Такое направление искусства как минимализм (лаконизм) зародилось более полувека назад. Фрэнк Стелла, один из основоположников минимализма, еще в 1960 г. говорил о несогласии с людьми, которые хотят удержать старые ценности в живописи - «как их ни прижимай, они все равно кончают утверждением, что существует что-то, кроме краски на холсте. Моя живопись основывается на том факте, что в ней есть только то, что можно увидеть». Следствие подобного подхода - безраздельное господство формы, чистый формализм. Содержание в фотографии исключается как нечто лишнее и мешающее работе формы.

С другой стороны, в концептуальном искусстве понятие формы в сравнении с содержанием практически сводится на «нет»: по мнению одного из теоретиков концептуализма, не очень важно, как выглядит произведение искусства. Ему непременно надо выглядеть, как что-то, если у него есть физическая форма. Не важно, какую форму оно примет в итоге, важно, чтобы оно начиналось с идеи .

На первый взгляд, и вправду, только что упомянутые тенденции полностью противоречат тем канонам, которым нас учат в фотошколах. На «второй» взгляд вспоминается мысль о том, что в истории искусства периодически наблюдается тенденция превалирования одной категории над другой.
Например, романтическое искусство обнаруживает преобладание содержания над формой, а эстетическая концепция формализма признает самодовлеющее значение формы.

Таким образом, вполне можно сделать вывод о том, что фотографии, как одному из направлений искусства, ничто диалектическое не чуждо. И вправду, искусство изображения развивается по классическому закону «отрицания отрицания», то есть по той самой спирали - проходя одни и те же этапы, но только с разным их осмыслением. И когда мы рассуждаем об искусстве фотографии, об этом следует помнить и витающим в облаках теоретикам, и зарабатывающим себе фотографией практикам.

Список литературы:

лекции, Мысли вокруг фотографии

Previous post Next post
Up