О синергии теории и практики. О превосходстве содержания над формой.

Dec 21, 2012 07:14



Тут, наверное, стоило бы написать про начало конца света и все такое, тем более, что и фотография при известном воображении становится слегка апокалиптичной :) Но без мыслей о предсказаниях майя она чертовски теряет в своей значимости - и стаи ворон начинают больше смахивать на саврасовских грачей, и дым над городом теряет ореол пожарищ... Почему так? В моем сегодняшнем фрагменте есть и ответ на этот вопрос. Так что вэлкам под кат :)

"О форме и содержании":
1. О трех ступенях фотомастерства
2. О композиции и форме. Общее понятие формы и содержания
3. О синергии теории и практики. О превосходстве содержания над формой
4. О равенстве формы и содержания
5. О главенстве формы над содержанием
6. О взаимодействии формы и содержания в некоторых направлениях современного искусства



Как уже было сказано ранее, фотографии, как одному из направлений искусства, ничто диалектическое не чуждо. И вправду, искусство изображения развивается по классическому закону «отрицания отрицания», то есть по той самой спирали - проходя одни и те же этапы, но только с разным их осмыслением. И когда мы рассуждаем об искусстве фотографии, об этом следует помнить и витающим в облаках теоретикам, и зарабатывающим себе фотографией практикам.

Что дает вышеуказанный тезис? По своей сути, само искусство уже есть первый виток этой спирали. Так, французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма Поля Сезанн говорил о том, что «писать - не значит рабски копировать действительность. Это значит уловить гармонию разнообразных отношений и переложить их на свой лад, раскрыть их согласно новой и оригинальной логике». Точно так же и художник, живущий сегодня - если он хочет добиться результата, он должен создать что-то новое. Ситуация очень похожа на рыночные отношения - первый предприниматель, пришедший на рынок с новым товаром, получает максимум прибыли. Увидев это, на тот же рынок выходят сотни конкурентов с аналогичными продуктами. В результате увеличения предложения цена, а, следовательно, и прибыль, начинает постепенно снижаться. И если предприниматель хочет сохранить свою маржу, он должен опять прыгнуть выше головы, опередить конкурентов и снова стать первым.
Если бизнесмен владеет рыночной ситуацией, следит за тенденциями рынка и может объяснить, почему он идет в новое направление, то с большой вероятностью он получит и необходимые кредиты в банках, и привлечет покупателей. Точно так же и художник (если только он не абсолютный гений от природы) - осознанное понимание направления собственного развития будет только способствовать творческому росту автора.

В чем разница между практикующими теоретиками, старающимися осознать свое творчество и просто творческими людьми, снимающими фотографии на основании какого-то «внутреннего чутья»? По словам художественного критика и фотографа Д. Богачука, практикующие теоретики более полно осознают то, что они производят. Они идут к реализации своей цели не по наитию, а сознательно. Они в состоянии хоть и словесно, но глубинно и многогранно, по полочкам обосновать свое творчество или описать ту идею, которую хотят изобразить. И современность нам говорит о том, что человек, который имеет более серьезный подход к своему творчеству, будет испытывать желание дополнить свою визуально реализованную идею теорией, и это нормально.

Но, углубляясь в теорию, не нужно впадать и в обратную крайность - следует разграничить пустые философствования, маскирующие отсутствие творчества, и реальную идею, которая воплощена автором в работе.

О видах взаимодействия формы и содержания.

Безусловно, автор может реализовать свою идею разными путями. И, возвращаясь к вопросу взаимодействия формы и содержания в изображении, следует отметить, что существует, по меньшей мере, несколько точек зрения на взаимосвязь этих категорий.

Во-первых, это вариант, когда содержание довлеет над формой. Тут можно вспомнить и «консервативно»-канонический взгляд Л.П. Дыко о ведущем значении содержания при его диалектическом единстве с формой, и более «радикальное» высказывание Сола Ле Витта - «сложно испортить хорошую идею плохим выполнением».

Как бы то ни было, эта позиция кажется вполне обоснованной, хотя бы по той причине, что содержание работы находится в сознании автора, оно абсолютно идеально. Воплощение же этого идеального содержания в материальной форме, зависящее от множества факторов (мастерства фотографа, стечения независящих от автора обстоятельств, творческого видения и т.д.) оказывается весьма субъективным. И во взаимодействии идеального содержания и субъективной формы с философской точки зрения, содержание явно важнее.

Но что произойдет, если содержание будет преобладать над формой не на уровне философии, но в конкретной фотографии? То есть, если возникнет ситуация, когда форма работы оставляет желать лучшего, а вот содержание, заложенное в фотографию - отличное? По мнению ряда авторов, «примитивность изобразительной формы приводит к тому, что восприятие содержания снимка затрудняется, и порой он перестает вызывать у зрителя интерес, а замыслы автора остаются нераскрытыми» .

С другой стороны, некоторые фотографы уверены, что подобная ситуация вполне нормальна и допустима. В частности, они допускают наличие подобного явления в репортажной фотографии, когда идеальных условий для съемки может просто не быть.

Более того, небольшой экскурс в историю позволяет говорить о том, что в развитии изобразительного искусства преобладание содержания над формой было свойственно даже целым течениям, например, романтизму.

Весьма интересным аргументом в пользу точки зрения главенства содержания над формой могут являться эскизы и наброски художников.



Например, если посмотреть на набросок Петера фон Корнелиуса «Иосиф открывается братьям», то даже по непроработанным фигурам, грубой композиции и полном отсутствии светового рисунка и прочих изобразительных средств можно сказать, что содержание этой классической сцены из Библии раскрыто в полном объеме, несмотря на скудность изначальной изобразительной формы.

Таким образом, вполне можно прийти к выводу, что превалирование формы над содержанием вполне возможно, и столь однозначно соглашаться в этом вопросе с авторами серьезных книг не стоит.

В качестве еще одного примера можно привести работу одного из ветеранов мексиканской фотожурналистики Агустина Виктора Касасолы:



На первый (да и второй) взгляд, фотография не вызывает каких либо эмоций или мыслей. Но как только в работе появляется скрытое до этого момента от зрителя содержание: «Мексиканская революция, 1917 год. Пленный капитан мятежников Фортино Самано ждёт расстрела», восприятие фотографии совершенно меняется.

Как было указано ранее, одна из функций формы состоит в ограничении возможных вариантов содержания. Наверное, можно сказать, что предложенная форма работы не выполнила свои задачи, позволив делать зрителю (при условии, что зритель еще захотел это сделать) абсолютно любые трактовки и наполнять работу любым, самым странным содержанием. С появлением же подписи фотография для зрителя обрела вполне конкретный смысл.

Из всего вышесказанного напрашивается вывод, что не всегда стоит бояться ситуации преобладания содержания над формой - вполне возможно, что вроде бы скучная фотография без особо выраженной формы, стоит только внести в нее содержание, вызовет совершенно другие чувства, чем это было ранее.

Список литературы:

лекции, Мысли вокруг фотографии

Previous post Next post
Up