Великий и ужасный русский язык

Aug 28, 2012 02:54


Поскольку по закону родители должны обеспечить ребёнку образование в соответствии с ФГОС, что должно выражаться в своевременной сдаче аттестаций по предметам, то мы основательно обдумываем интеграцию школьной программы с нашими представлениями о том, как и чему должен учиться ребёнок. И если с математикой, чтением, «окружающим миром», «технологией ( Read more... )

педагогика и жизнь

Leave a comment

Comments 90

nadezhda_k September 7 2012, 06:03:09 UTC
Ни один вид деятельности так не развивает мозги, как письмо. В наборе на клавиатуре, телефоне и т.д. задействованы другие более крупные мышцы. Ни бисер, ни вышивание крестиков, ни завязывание шнурков и т.п. действия по развитию мелкой моторики не дают такого развития руки (хотя могут стать хорошей тренировкой перед тем, как учиться писать). Я, к сожалению, не могу сходу дать пруфлинк, но вы, если интересно, можете поискать на пабмеде, были исследования, посвященные взаимосвязи безотрывного письма и развития головного мозга.

Reply

nadine_n September 7 2012, 06:13:00 UTC
ну развить мозги и при этом навредить психике и осанке - не такая уж хорошая перспектива.
У Марьяны безруких было о том, как обучение безотрывному письму в 6 лет приводит к перенапряжению. Писали бы в 1 классе печатными буквами. или как та же Безруких рекомендует - прописными, но отрывным письмом...А безотрывное позже..

Reply

nadezhda_k September 7 2012, 06:54:20 UTC
Ну, да, согласна, у нас как обычно бегут впереди паровоза. Я тут рассматривала недавно санькины учебники по окружающему миру - за год надо выучить географию России и всю историю России. Вот нафига спрашивается? Что они сейчас из этого поймут? Тем боле потом в старших классах к этому опять возвращаться.

Reply

tromentano September 7 2012, 09:40:51 UTC
1. При этом нужно отметить, что ни один вид деятельности не наносит столько вреда здоровью младшеклассников.

2. Нельзя не заметить, что обучение слитному письму редко происходит "на интересе", добровольно со стороны ребёнка. Насколько полезно и этично учить по принуждению - вопрос дискуссионный.

3. Исследования исследованиям рознь. Защитить диссертацию, подтверждающую, что слитное письмо - большое благо и исключительно незаменимая полезность, знаете ли, намного проще, чем диссертацию, подвергающую это сомнению (в нашей стране, где десятилетия все школы этому учат, и вся база подогнана под это).

В общем, я пришёл к выводу, что вот такой незаменимой полезности и суперсрочности в слитном письме просто-напросто нет, а альтернативы для развития ВНД очень даже есть - о чём и написал )

Reply


andrewzavadskiy September 22 2012, 22:36:41 UTC
+100500

Reply


orie September 24 2012, 02:36:07 UTC
а я специально учу ребёнка "лишней" теории, потому что я её ужасно люблю :)

Reply

tromentano September 24 2012, 08:41:47 UTC
ИМХО ключевой момент не в пристрастиях родителя, а в интересах ребёнка и практической надобности. Если ребёнок заинтересовался темой - почему бы и нет... Мы вот лэпбук про разные виды электропроводов делаем - тоже не для всех детей подходящая тема )

Reply


chickenleghouse October 10 2012, 16:16:27 UTC
Мне нравится, как вы видите этот вопрос. :) Я сама очень лоюбила писать красиво, и сам предмет "русский язык" мне всегда легко давался, интуитивно и без зубрежки. Но я была в классе, пожалуй, единственная такая -- а было нас 40 с лишним человек. Позже, обучаясь в университете, я узнала, что есть совершенно иной подход к языку -- не формальный (принятый у нас со времен, когда действительно умение писать и каллиграфия были признаками образованного, грамотного человека), а смысловлй (семантическая грамматика). Мой мир перевернулся. И больше уже не встал обратно "на ноги". :) В Красноярске, где я училась у прогфессора Татьяны Викторовны Шмелевой (а она у Веры Арсеньевны Белошапковой в МГУ -- личности в мире русистики очень известные, не побоюсь сказать всемирно известные), семантический подход начали практиковать в некоторых школах (точно была учительница изумительная в 20-й школе, но это было почти 20 лет назад, не знаю, что теперь, да и Шмелева живет уже давно в Новгороде). Но обычно учителей в пединститутах этому не учат совершенно, т. ( ... )

Reply

tromentano October 10 2012, 16:49:51 UTC
Спасибо за информацию, очень интересно про опыт преподавания на основе семантического подхода было бы узнать! Если знаете про статьи, книги, материалы по теме - поделитесь пожалуйста!

Я о смысловой проработке текста тоже узнал после школы, и даже после университета - по работе делал тексты, и нужно было делать их лаконичными и понятными. Потом статьи пописывал, и всякие другие штуки - ну и параллельно читал книжки про копирайтинг, редактуру и пр. И в общем чем дальше - тем больше удивлялся, что этим крайне практичным вещам не учат в школе.

Reply

chickenleghouse October 10 2012, 17:17:21 UTC
Вы знаете, я настолько давно и далеко уехала, и связи прежние утеряны, и какие-то заветные тетрадки утеряны, в которых были и конспекты, и названия статей. Мне хочется и самой вернуться к этому, так что надо просто начать искать! Может, эта учительница из Красноярска свой блог ведет -- как знать! :) Вкратце -- семантический подход идет, если брать фонетику, например, на от "орфограммы" (грубо говоря -- буквы), а от фонемы. Фонема представлена разными звуками, а на письме -- разными буквами. То есть фонема первична, что ли, получается (не ручаюсь я за точность своих научных высказываний здесь :). И писать начинаешь грамотно не от того, что выучил "жи-ши с буквой и", а от того, что понимаешь и узнаешь фонему и в какой позиции она в данном слове представлена (есть сильные и слабые позиции). То есть ты можешь не зубрить правила, но разбираться, вникать, понимать. Этот подход есть во всех слоях языкового устройства: морфемике, синтаксиса... Еще мне очень близка там идея, что начинать нужно именно не с букв, а с высказываний -- то есть с ( ... )

Reply

tromentano October 10 2012, 17:24:16 UTC
Спасибо, пошарим на эту тему )

Reply


chickenleghouse October 10 2012, 16:25:02 UTC
Что касается прописей... Моя дочка родилась в США, и когда мы начали ходить на занятия русским языком, я была очень удивлена, что они начали именно с этого -- с писания слитно прописными буквами. Спорить не стала, потому что хотелось понять, для чего это было нужно учителю в ее подходе... Мне повезло, что дочке очень понравилось писать прописными буквами, у нее получалось очень быстро и хорошо, и она вот просто эстетствовала так. Сейчас в нашей школе русского языка мы не настаиваем на ппрописных буквах. Есть дети, которым это дается безумно трудно, и они ненавидят это делать. Для умения выражать мысли соединения действительно совершенно неважны. Мой муж американец, их тоже в те времена обучали прописному письму, он промучился все 12 лет в школе, и как только закончил, стал писать печатными -- пишет красиво и очень быстро, а главное, умеет выражать мысли как редкие люди, очень точно и интересно. И мелкая моторика его развита прекрасно -- так что нет, для развития мелкой моторики прописи и правда неважны ( ... )

Reply


Leave a comment

Up