Картофель - вид многолетних клубненосных травянистых растений из семейства Паслёновые, клубни которого являются важным пищевым продуктом. С кулинарной точки зрения картофель представляет собой овощ, дающий возможность универсального применения и имеющий множество способов приготовления: он отваривается в воде, на пару, жарится на всех видах масла и жиров, тушится и запекается во всех средах и видах посуды и даже кандируется в сахаре. Сегодня в это трудно поверить, но, оказывается, были такие времена, когда о картофеле не знали не только в России, но и в «просвещённой» Западной Европе. По одной из версий, первые клубни примерно в 1570-1580 годах испанские мореходы доставили в Европу из Южной Америки, где картофель был одним из основных, а может быть, и главным продуктом питания аборигенов, обитавших в Андах (Боливия, Перу, Чили).
Существуют и другие версии появления картофеля в Европе. Долгое время эту заслугу приписывали английскому вице-адмиралу Френсису Дрейку, как известно, командовавшему пиратской флотилией. На статуе знаменитого мореплавателя, воздвигнутой в Оффенбурге, сделана такая надпись: «Сэр Фрэнсис Дрейк, ввёзший картофель в Европу в году 1580». Легенда о Дрейке и картофеле со временем обросла различными подробностями. Так, утверждалось, что адмирал подарил привезённый им картофель своему учёному другу Герарду, который будто бы угостил жаренной в масле картофельной ботвой членов английского парламента, но в этот момент учёного осенило, и он тем же дегустаторам предложил уже жареные клубни. Однако пальму первенства у Дрейка пришлось отобрать. И даже сами англичане в своей энциклопедии пишут, что он не мог привезти картофель в Европу, так как его корабли никогда не подходили к берегам Южной Америки.
Не менее популярной была также версия, согласно которой картофель уже из Вирджинии опять же в Англию впервые привёз некий сэр Вальтер Ромеф. Британская энциклопедия развенчала и эту легенду, ведь достоверно известно, что в те времена в Вирджинии о картофеле ещё не знали.
Вероятней всего в Европу картофель впервые был завезён испанским священником, историком и географом Педро Сьеса де Леоном в 1551 году, при его возвращении из Южной Америки. Он довольно основательно для своего времени изучил Перу и выпустил в Севилье книгу, которую назвал «Хроника Перу». Именно из неё европейцы впервые узнали о картофеле. «Папа (так называли картофель в Перу) - писал Сьеса де Леон, - это особый вид земляных орехов. Будучи сварены, они становятся мягкими, как печёный каштан... Они покрыты кожурой, не толще кожуры трюфеля». Автор поведал и о торжественном празднике, который индейцы устраивали по случаю сбора урожая картофеля.
Казалось бы, такой ценный продукт, коим является картофель, должен был быстро пробить себе дорогу на стол европейцев. Однако этого не произошло. Наоборот, население повсеместно встречало новый продукт с недоверием. Даже неурожайные, голодные годы, которые не были редкостью для Европы в ту пору, не прибавили неприхотливому и плодовитому картофелю популярности. Дело доходило до того, что правители многих стран, видя в новом продукте решение продовольственной проблемы, прибегали к принудительным, порой весьма жёстким мерам по его распространению. Особенно в этом отношении отличались прусские кайзеры Фридрих-Вильгельм I и Фридрих Великий.
С историей распространения картофеля связана масса подчас забавных подробностей. Вот одна из них. Во Францию картофель попал в 1616 году, но только во второй половине XVIII века его стали выращивать для употребления в пищу. Толчком же к этому послужили следующие события. В 1769 году страна переживала сильный голод из-за неурожая хлеба. Тому, кто найдёт достойную замену этому бесценному продукту, была обещана большая награда. Обладателем её стал парижский аптекарь Антуан Огюст Пармантье, указавший способ получения крахмала из растений, которые раньше для этой цели считались непригодными. Крахмал использовали для приготовления каши.
Однако народному горю открытие помогло мало. Да и сам изобретатель, видно, не совсем был доволен, так как продолжал поиск новых съедобных продуктов. Наконец, его труд увенчался успехом. Он нашёл то, что искал, - картофель. Пармантье стал настойчиво пропагандировать его, но народ с опаской относился к «ядовитой иноземной ягоде». Тогда аптекарь решил пойти на хитрость. Будучи в Париже человеком довольно известным, он был вхож к королю Людовику XVI, которого сумел склонить на свою сторону. Пармантье выпросил у него участок песчаной земли под Парижем. Распахав «бесплодную» землю, естествоиспытатель вверил ей драгоценные клубни. Когда картофель зацвёл, он собрал букетик цветов и преподнёс их королю. Знать подняла аптекаря на смех, но король «на полном серьёзе» принял букетик и даже вдел его в петлицу камзола. А вскоре и королева появилась на большом празднике с картофельными цветами в волосах. Тут уж многим стало не до смеха, и высокородные модницы готовы были заплатить любые деньги, чтобы получить синенький букетик.
Когда картофель достиг зрелости, Пармантье приказал сторожам оцепить поле и близко никого не подпускать. Расчёт его оказался верен: любопытные протоптали к полю множество тропинок. Люди хотели увидеть таинственный плод, который столь тщательно охранялся. На виду у всех Антуан днём выкапывал картофель, а на ночь снимал охрану, якобы за ненадобностью, ведь в темноте картошку не видно. Но ночные «гости» всё же умудрялись разжиться «запретным» плодом, и в довольно больших количествах. Урожай Пармантье собирал в присутствии самых знатных людей Франции. Затем он устроил обед, все кушанья которого повара приготовили из картофеля. Даже вино было из картофельной вытяжки. После того как аптекарь съел две тарелки картофеля, король на глазах у всей знати самолично отведал это блюдо. Конечно же, такая реклама не могла не возыметь действия. Картофель стал быстро распространяться по стране, и уже следующей весной многие французы высаживали его. Пармантье же настойчиво продолжал популяризацию своего детища ещё лет сорок подряд, пока не убедился, что картофель прочно занял своё место на столе французского народа.
Бытует мнение, что русский народ о картошке узнал лишь благодаря Петру I, приславшему из Голландии в конце XVII века мешок семенного картофеля. Всё бы ничего, но как быть с речью патриарха Никона, который за несколько лет до этого (в 1666 году) обрушился на тех, кто курит табак, лузгает семечки, употребляет в пищу «богопротивную картовь»? Никон боролся с курением табака не потому, что познал лично вред и опасность этого занятия, и воевал с картошкой не потому, что по дикости своей и невежеству не проникся ещё пониманием, до чего же полезна эта культура. Просто и табак, и подсолнечник, и картошка были для него своего рода символами, очередными проявлениями отхода от «истинной старины», «выходцами» из западных неправедных стран, и подвергались гонениям только по этой причине.
Но получается, картошка-то водилась. И необходимости Петру ввозить её из Голландии не было. Если Пётр всё же ввозил из Голландии картошку, это может иметь три разных объяснения:
Пётр не имел никакого представления о том, что в России уже сажают картошку. В этом случае окружение ему или подыграло, или, что ещё проще, никто не посмел повести царя в огород и показать ему там кустики картофеля.
Пётр игнорировал то, что картофель в России уже давно есть. Ему необходимо было представить дело так, что это он ввёз в Россию новую культуру, а остальное не имело значения. Пётр творил легенду, навязывал стране и народу свою версию истории.
Пётр хотел выращивать только голландскую картошку. Французская, немецкая, рязанская и прочая его не устраивала по вкусовым качествам.
На самом деле, если царь и привозил в разовом порядке какие-то мешки картофеля из Голландии, давая рекомендации везде это рассаживать, то это были отдельные примеры и характера государственной политики при Петре это не приобрело. По крайней мере, никаких указов на эту тему он не издавал, а Пётр I, как известно, любил издавать указы по любому поводу - обширные и пространные. Так что в число большого количества добрых (и не очень) дел нашего государя картошку ему явно добавили.
В действительности официальные рекомендации сажать картошку были даны при Екатерине II. Так, в 1765 году в Москву из Германии были выписаны 57 бочонков картофеля. Медицинская коллегия, изыскивавшая средства, дабы «без большого иждивения» помочь голодавшим крестьянам Финляндии, доложила сенату, что лучший способ к предотвращению «этого бедствия «состоит в тех земляных яблоках, кои в Англии называются потетес, а в иных местах земляными грушами, тортуфелями и картуфелями». Тогда же, по повелению императрицы, по всей империи были разосланы клубни картофеля и наставления по его разведению. Контроль за исполнением этого мероприятия осуществляли местные губернаторы. Но затея провалилась - народ упорно не желал допускать на свой стол иноземный продукт.
Даже в начале XIX века картофель был ещё мало известен кулинарам России. Образованнейшие люди того времени относились к нему с опасением. Так, В.А. Левшин в 1810 году, признавая высокую питательную ценность картофеля, вместе с тем писал: «Сырые, только что из земли выкопанные картофели также нездоровы: надлежит оным дать выветреть в пообвянуть. Врачебная сила сего растения неизвестна». Что уж говорить о простых людях!.. Вплоть до второй половины XIX века картофель, несмотря на грозные указы правительства, так и не занял достойного места в питании народа.
«Высочайшими повелениями» 1840 и 1842 годов в очередной раз было предписано:
завести во всех казённых селениях общественные посевы картофеля для снабжения семенами крестьян;
издать наставления о возделывании, хранении и употреблении картофеля в пищу;
поощрять премиями и другими наградами хозяев, отличившихся в разведении картофеля.
Эта картофельная кампания снова потерпела крах, в немалой степени из-за того, что правительство хотело решить столь важный вопрос насильственными мерами. На Севере, в Приуралье, Поволжье неоднократно вспыхивали крестьянские волнения, вызванные принудительным введением посадок картофеля. В историю они вошли под названием «картофельные бунты».
Быстрому распространению картофеля среди широких масс населения мешали и те небылицы, которые сочиняли о «земляной груше» ревнители «старой веры» - ярые противники всего нового. В одной из таких небылиц утверждалось, что первый куст картофеля вырос на могиле дочери мифического царя Мамерса, которая при жизни по «наущению дьявола» была распутницей. Поэтому тот, кто съест сей «дьявольский фрукт», будет подвержен греховным искушениям и попадёт за это в ад.
Естественно, подобные утверждения сводили на нет усилия многих популяризаторов картофеля. Однако справедливости ради надо сказать, что и сами популяризаторы некоторыми своими советами только отталкивали народ. Например, в одном из рецептов рекомендовалось варить картофель с добавлением... негашёной извести. Можно только догадываться, какие ощущения испытал смельчак, попробовавший это блюдо.
Но шло время, и картофель из нежеланного «гостя» превратился в полноправного хозяина на нашем столе, потеснив брюкву и репу... Всего несколько десятилетий после того, как картофель признали в народе, потребовалось ему, чтобы произвести настоящий переворот в русской кухне. Он стал продуктом, необходимым для всех слоев российского общества, - картофель охотно ели и богатые, и бедные. Правда, с той разницей, что для малообеспеченных семей рабочих и крестьян, особенно в годы хлебных недородов, он становился почти единственной пищей. Недаром в народе сложилась пословица: «Картофель - хлебу подмога».
Кулинарная универсальность картофеля и хорошая сочетаемость с другими растительными и животными продуктами способствовали тому, что его стали включать в массу первых, вторых и даже третьих (десертных) блюд. Судите сами, картофель можно варить, жарить, запекать, тушить и вообще подвергать самым немыслимым кулинарным превращениям. При этом каждый новый вид обработки сообщает картофелю новый вкус, что создает возможность чрезвычайного разнообразия картофельных блюд. На вкус картофеля и его изменение помимо обработки влияет также форма его разделки: запекание и отваривание в мундире (кожуре) и целиком в чищеном виде, в форме бляшек, брусков, соломки, в виде пюре и сыротёртом виде.
Одно из основных качественных показателей картофеля - степень содержания крахмала: чем выше она, тем рассыпчатее сорт, тем вкуснее он. Поэтому картофель не следует мочить (мыть) задолго до приготовления, держать долго очищенным в воде, так как это ведёт к вымыванию крахмала. Основное требование к блюдам из картофеля - чтобы они подавались горячими, сразу по приготовлении, иначе картофель твердеет. Единственное ограничение при приготовлении картофеля: его нельзя совмещать с кислой средой, кислыми продуктами, так как при этом он твердеет, задерживает варку всего блюда и теряет все свои положительные качества. Точно так же нельзя оставлять и вторично разогревать блюда из картофеля. Чтобы задержать отвердение картофельного пюре при остывании, следует сдабривать его не только горячим молоком, но и яйцами, маслом (подсолнечным или оливковым), наряду со сливочным. Это способствует сохранению и вкуса, и консистенции пюре.
[ рецепты ] Картофель - что это такое, каковы его вкусовые качества?
Откуда, в каком году и кто именно завёз в Россию картофель: Пётр 1 или Екатерина 2?
История появления и распространения картофеля в Европе и России (кратко для детей, не из википедии).
Как окультурили картофель?
Чем отличается красный картофель от белого?
Описание картофеля и его использование в кулинарии.
Что можно приготовить из картофеля? Рецепты закусок, салатов, супов, вторых блюд и пирогов.