Армянский переулок. Лазаревский институт (окончание). Часть 14.

Apr 01, 2015 11:00


        Армянский переулок. Лазаревский институт (окончание). Часть 14.

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8. Часть 9. Часть 10. Часть 11. Часть 12. Часть 13.

В прошлой части я рассказала о создателях и строителях Лазаревского института, а также о постройках,  входящих в этот великолепный ансамбль. Теперь предлагаю заглянуть внутрь главного дома и поговорить о самом учебном заведениии и его выпускниках, а также о том, что было в этих стенах после революции.




Обозреватель "Северного архива" в 1823 году так описывает интерьеры этого дома - " Внутри сего прекрасного строения находится великолепная зала для учебного собрания, классные покои... Библиотека, попечителем и сыновьями его подаренная, состоит из 3000 томов отборных из разных языков творений; в дар доставлены Минералогический кабинет, математические инструменты, географические карты".  В 1840-х и 1890-х годах интерьеры главного дома частично переделываются, при реставрации, проведенной в 1970-х - начале 1980-х годов в бывшем Лазаревском институте, были восстановлены некоторые парадные залы в первоначальном виде.. .
   Войдя в двери института посетители попадали в просторную прихожую.



Далее они попадали в приемный зал, где принимали новых воспитанников, а также служивший для встреч учеников с их родными и близкими. В приемной стояла мебель из красного дерева,  в центре - стол фигурной резьбы, а на нем под стеклом старинные монеты. Вокруг овального стола и по переметру залы стояли кресла и диваны, обитые зеленой кожей. Стены украшали бронзовые часы и картины. К сожалению,  фотографии  этого зала не сохранилось.
   Самым красивым помещением дома был овальный зал или экзамен-зал, как его еще называли. В училище, а затем в институт, принимали мальчиков от 10 до 14 лет на полный пансион и на полупансион всех сословий, национальностей и вероисповеданий, но преобладали, конечно, дети армян. В середине XIX века обучение стоио недешево 200 рублей в год серебром, но при этом всегда было 30 бесплатных мест для армянских мальчиков из беднейших семей или для сирот.
   В этом же зале проходили экзамепы и различные торжества. Фото 1911 г.



Стены овальной залы были выложены розовым мрамором и украшены белоснежными пилястрами в духе классицизма. Эту залу отличали и оригинальный наборный рисунок фигурного паркета, и ажурная вязь лепнины фризов, и декоративный экран камина. Люстра тонкой работы с 16 подсвечниками освещала интерьер. Современное фото.



В актовой зале находились полотна и скульптуры работы И. П. Мартоса, Т. Ж. Жака, В. А. Тропинина, И. П. Аргунова, В. И. Машкова, И. К. Айвазовского. На видном месте в зале стоял бюст Петра I, а по обе стороны висели портреты Лазаревых.
    Справа от экзамен-залы находились минералогический и нумизматический кабинеты, а слева библиотека, основы этих кабинетов составляли коллекции Лазаревых. Фото 1911 г.



С первых лет общеообразовательные предметы велись на русском языке. В училище преподавали математику, физику, ботанику, географию, латынь, обязательными были занятия танцами и гимнастикой, факультативно преподавались французский и немецкий языки. Кроме того, юноши изучали основы психологии, логики и историю религий. Время от времени программа института услажнялась, по мере того как расширялись функции этого учебного заведения. Позднее стало обязательным изучение одного из восточных языков. Сюда приглашались лучшие педагоги, в том числе и из Московского университета. В середине XIX века были еще отдельно устроины Высшие лицейские классы, где лицеисты углубленно занимались словесностью и восточными языками. Современное фото библиотеки.



В доме еще размещались физический, технологический, музыкальный кабинеты и химическая лаборатория. Фото 1911 г.



Далее по обе стороны пространного коридора бельэтажа тянулся ряд однотипных по планировке классных комнат. Фото 1911 г.



Небольшие классы вмещали несколько рядов парт, в углу каждого стоял книжный шкаф. У входа в класс висели две доски - красная и черная - соответственно для показа оценок успеваемости учеников, прилежных и нерадивых.
   Как видим, воспитанники имели все для полноценного образования.
    Заботились Лазаревы и о здоровье учеников. Для этого существовал рекреационный зал. Фото 1911 г.



Столовая размещалась в цокольном этаже. Фото 1911 г.



Проголодавшиеся воспитанники могли перекусить в чайной комнате, размещавшейся на втором этаже. Фото 1911 г.



В доме сохранилась старинная чугунная лестница ведущая на второй этаж.



Здесь же размещались спальни учеников. Мальчиков селили соответственно возрасту.



Подъем был в 6 утра, о чем  учащихся оповещали звонкие колокольчиков. В начале девятого начинались занятия, на которые надо было приходить в форме из темно-зеленого сукна, с золотыми петлицами, красным кантом на обшлагах и черным стоячим воротником. Ученики старших классов имели парадную шпагу и особый головной убор.



По воскресным дням Лазаревны совершали традиционные прогулки по Москве и ее окрестностям. Многие годы Лазаревы снимали для учеников просторную дачу в Филях.
   В разные годы в Лазаревском институте учились писатели И. С. Тургенев, В. Г. Лидин, филологи Д. Д. Благой, писатель и основатель театра Ф. А. Корш, режиссер К. С. Станиславский, историк театра Н.Е. Эфрос, государственные деятели М. Т. Лорис-Меликов, И. Д. и Делянов, историк В. К. Трутовский и многие другие.
   В гостях здесь бывали А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, Н. И. Гнедич, П. А. Вяземский и другие.
   В первые годы советской власти институт еще существовал, но в начале 1920-го года был закрыт и здание передали под Дом культуры Армении.
                                       

Здесь были различные кружки, в т.ч. сюда переехала театральная студия, которую организовал С. И. Хачатуров, брат композитора Хачатуряна А.И., занятия в ней вели  В. Брюсов, К. Станиславский, Е. Вахтангов, И. Орбели, Г. Якулов и др. Позднее студию возглавил Рубен Николаевич Симонов, тоже выпускник Лазаревского института. Вместе с ним сюда пришли замечательные педагоги: И. М. Рапопорт, Ю. А. Завадский, Б. В. Щукин, И. М. Кудрявцев. Спектакли проходили в овальном зале.


     После войны Рубен Симонов организовал в стенах дома работу режиссерских курсов, где преподавали М. Роом, С. Герасимов, С. Юткевич. За годы существования здесь театральной студии с 1921 по 1953 год, в этом зале выступали выдающиеся артисты: И. Москвин, М. Гоголева, В. Яхонтов, В. Качалов, П. Лисициан и др.
    В залах дома проходили также и художественные выставки, в т.ч. здесь неоднократно выставлял свои картины М. Сарьян, об истории написания одной из его картин - "Портрете Иосифа Манташева" - знаменитого армянского купца и промышленника, я писала здесь.
    В 1953 году в главном доме разместился Институт востоковедения АН СССР, который находился здесь до 1977 г.
    А затем, после проведенной реставрации всех строений архитектурного ансамбля, здесь разместилось Армянское посольство, которое находится тут и по сей день.



В принадлежащем посольству Армении здании после реставрации был открыт Музей русско-армянских связей, В этом музее были также размещены архивные документы, книги из типографии Лазаревых и археологические находки. Надеюсь, музей существует и сегодня.
   Ну и на последок, надо сказать еще об одной легенде, пока до конца не исследованной, связанной с этим ансамблем. С прошлого века существует предание, будто бы под ансамблем Лазаревского института есть тайные ходы, которыми пользовались основатели учебного заведения. При проведении реставрационных работ в 1970 - 1980-х годах в правом флигеле рабочие неожиданно наткнулись на глубокое отверстие, частично засыпанное грунтом. Из-за сложной гидрогеологической обстановки местных почв проникнуть вглубь не удалось и находка была законсервирована. Однако, обследуя ансамбль, руководитель группы нефтяной биолокации и инженерной диагностики Плужников обнаружил около древнерусских палат XVII века и вблизи центрального входа на территорию ансамбля -  примерно вдоль оси главных входных ворот на глубине 7 - 9 метров два подземных коридора шириной около двух метров, он предположил, что они облицованы кирпичом или белым известняком.



Подземные ходы по изогнутой траектории тянутся на противоположную сторону Армянского переулка - к месту, на котором еще полвека назад стояла армянская Крестовоздвиженская церковь. Коридор под древнерусскими палатами и правым флигелем тянется под углом примерно в 45 градусов, второй же несколько петляет, но в целом ориентирован на ось Лазаревский институт - армянский храм. Интересно, что оба коридора проходят под сохранившимися до сих пор старинными двухэтажными домами, построенными Лазаревыми в начале XIX века.



Как сообщаются эти дома и подземные ходы, для чего они были сооружены, ответы на эти вопросы, надеюсь, получат будущие исследователи.

Окончание рассказа об Армянском переулке. Часть 15.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: https://pastvu.com ;  Сорокин В.В. Белый город"; Романюк С.К. "Из истории Московских переулков"; Амирханян А.Т. "Армянский переулок, 2"; современные фото отсюда http://bg.ru/ ;

Лазаревы, Тургенев, Грибоедов, Жуковский В.А., Прогулки по Москве, Станиславский (Алексеев), старая Москва, архитектура, Армянский, достопримечательности, Гоголь, Пушкин, Лермонтов М.Ю., училище, старые фото, Вяземские

Previous post Next post
Up