Армянский переулок, 13 (продолжение). Усадьба Хитрово-Левашевых-Карзинкиных и др. Часть 10.

Feb 09, 2015 14:10

                Армянский переулок,13. Усадьба Хитрово-Левашевых-Карзинкиных и др. (продолжение). Часть 10.

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8. Часть 9.

Следующим владельцем участка на углу Покровки, Армянского и Девяткина переулка становится младший сын Иванна Ивановича - Сергей Иванович Карзинкин (1847-1886).
  У Иван Ивановича было 4 сына - Иван Иванович (младший), Алексей Иванович, Сергей Иванович и Дмитрий Иванович. Последний, как считают исследователи, умер в детстве. К моменту смерти отца все его три сына были уже женаты.
   Хужожник Ярославна Каплан "Кондитерская на Покровке" (отсюда)


Иван Иванович-младший (1842 - 1882), п.п. гр. - был непутевым сыном и принес семье много горя и неприятностей. В один год он умудрился растратить, полученное в 1866 г. наследство от матери  - 40 тыс.руб., при этом умудрился раздать немало векселей, так, что даже не раз содержался в долговом отделении. Безудержное пьянство И.И. Карзинкина-младшего, траты им больших сумм на любовницу (жену с двумя малолетними детьми он оставил), в конце концов это вынудило его престарелого отца опубликовать в “Московских ведомостях” объявление об удалении расточительного сына от торговых дел и неплатеже за него долгов. В Википедии пишут, что он вдобавок был "лишён наследства".
    А вот что пишет Д.В. Покровский в книге "Очерки Москвы" об этом сыне - "Со старшим из них покойник (Иван Иванович - отец) долго был в ссоре, и настолько серьезной, что и его, и всю его семью даже из духовного завещания вычеркнул. Но тут сама судьба вступилась за обиженного и, чтобы помочь ему, подстроила забавный случай. Инвентарь недвижимостей, принадлежавших завещателю, был так велик, что когда после прочтения ему двумя младшими сыновьями полного и подробного завещания по черновому экземпляру отдали этот черновик перебелить в свою же контору, то с писарем, переписывавшим его набело, случилась оказия: по рассеянности, что ли, он взял да и пропустил как раз целую страницу с перечисленным в ней имуществом, причем так странно вышло, что и нарушения смысла не оказалось, и никакой неловкости в изложении вследствие этого крупного пропуска не усматривалось.
  Контора представила беловой экземпляр вместе с черновым хозяину, тот последний оставил у себя, а первый, поленившись сверить с черновым, передал нотариусу. Тот не задержал совершением акта, причем больному стало хуже, и он не пожелал вновь выслушивать длинный перечень покидаемых им на сей земле богатств, без дальних околичностей скрепив документ своею и свидетельскими подписями, а вскоре и Богу душу отдал. Не замедлила разнестись молва, что все его миллионы перешли к двум младшим сыновьям помимо старшего: последний, понятно, оплакивал не одного отца, но и это прискорбное для себя обстоятельство, не имея основания рассчитывать на великодушие счастливых братьев.
   Но что же оказалось, когда вскрыли завещание и приступили к его осуществлению? Оказалось, что из него исключены несколько столь ценных имуществ, что общая их стоимость простирается до трех миллионов рублей и что, следовательно, на треть этой суммы является наследником и старший брат. Вот что значила пропущенная, по рассеянности писаря, страничка: она и старшего брата с семьей спасла от бедности и нищеты. И младших двух ударила по карману на целых два миллиона! Таким образом, Иван Иванович и вынужден был против воли, уже после смерти, поделиться своим богатством и с своим первенцем".
   Художник Неврев Н.В. Картина не имеет названия, но считается, что на ней художник изобразил типичную для дореволюционной России сцену семейного расчета - раздела наследства.


Но несмотря на это, судя по году смерти Иван Иванович-младший ненадолго пережил своего отца, он скончался 4 октября 1882 г. и был похоронен на кладбище Алексеевского женского монастыря., а датой смерти отца свитается 1881 г. Как звали жену и детей Иван Ивановича-младшего и как сложилаь их судьба неизвестно.
   Средний сын Алексей Иванович Карзинкин (1844-?) и внук Лонгин Алексеевич (годы жизни не известны), п.п. гр., после смерти И.И. Карзинкина занимали его место в правлении Товарищества Балашихинской мануфактуры.
   Алексею Ивановичу в конце XIX века принадлежал многострадальный дом на Воздвиженке , 9., который так и не удалось отстоять. Сейчас он изуродован и надстроен.


Вот что о доме написано в Архитектурном путеводителе "Дом относится к городской усадьбе кон. XVIII в., перестроенной после пожара 1812 г. и представлявшей в перв. пол. XIX в. великолепный образец ампирного ансамбля с симметрично расположенными воротами и флигелями. Существующий уличный фасад осуществлен для А.И. Карзинкина в кон. XIX в. К этому периоду относятся фигурный балкон второго этажа и чугунные ворота. Купольная ротонда на углу относится к соседнему владельческому участку (1907, архит. П. Заруцкий)".
   Младшему сыну Сергею Ивановичу Карзинкину (1847-1887), купцу 1-й гильдии, переходит это владение на углу Покровки, Армянского и Девяткина пер.
                                   

  Сергей Иванович продолжил дело отца и торговал чаем и сахаром. Ему принадлежала чаеторговая фирма "Ивана Карзинкина наследник и К".
                                                                      

Кроме того он был одним из директоров Ярославской Большой мануфактуры. Также как и его отец, продолжал строительство доходных домов. Для этого он приобретает соседний со своим владением участок по Девяткину пер. и строит на нем в 1883 году доходный дом.


Трехэтажный доходный дом возводится по проекту того же архитектора Баркова В.В., который перестраивал флитель усадьбы под магазин для его отца. Позднее здание было перестроено и надстроено в 1932 г. - архитектор Герман И.А., 1980-е - 1990-е гг.
                                  






   Выполнял Сергей Иванович и общественные обязанности: он состоял сотрудником Пречистенского отделения попечительства и заведующим хозяйственной частью при Александро-Мариинском училищев; в 1879 - 1886 гг. состоял членом попечительского совета Московской глазной больницы. Был в дворянском сословии по Тульской губернии.
  Еще отцом Сергея Сергеевича была в 1876 году приобретена усадьба Троице-Лыково с каменным домом, построенном еще прежним владельцем Бутурлиным Н.А.
                                   

К концу XIX века  это было классическая русская усадьба - подмосковное "дворянское гнездо", барский дом в старинном русском стиле с затейливой резьбой, за ним сад с цветниками, парк с рекой, прудами, островками, мостиками, беседками, статуями и бесчисленными затеями.
   Архитектор В.В.Барков построил в усадьбе в 1880-е - 1900-е гг. несколько деревянных "теремообразных" зданий. Это Главный и Летний господские дома; Воскресная школа; Женская богадельня; Конный двор; Скотник; Кухня; Жилой дом для прислуги. (из всех домов я хорошо помню один из них, деревянный одноэтажный длинный дом, покрашенный в голубой цвет, он стоял справа от входа, рядом с оградой, в нем в 1992\1993 гг. училась моя дочь в частной школе, но школа продержалась всего год, т.к существовала она в основном на спонсорские деньги, а спонсоры вскоре разорились. У меня остались прекрасные воспоминания об этом доме и об этом месте).
    На территории усадьбы Троице-Лыково в разное время было построено несколько храмов. Много усилий Сергей Иванович прилагает к восстановлению древней деревянной Троице-Успенской церкви, понимая ее художественную и историческую ценность (в 1937 г. церковь умышленно сожгли).


Также он поддерживает в должном состоянии два каменные храма - Троицкий, который возвели Нарышкины в XVII веке и Успенский, поставленный Бутурлиным.
   В 1879 году Карзинкины взялись за ремонт Троицкого храма: был заново вызолочен иконостас, вновь позолочена центральная глава, поновлена роспись,  оштукатуренная церковь побелена. Такой описал ее А.Ярцев в "Подмосковных прогулках" в 1892 году: "белая, как кипень, церковь с блестящею золотою главою".
                                        

Сергей Иванович был церковным старостой в Троицком храме вплось до своей кончины.
   Известно, что в его доме в Армянском переулке в круглом зале располагалась картинная галерея. Кем из Карзинкиных она начала собираться и какие в ней были картины неизвестно.


Но об одной картине, висевшей в доме, можно сказать точно. Это картина художник Неврева Н.В. "Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого", написанная в 1866 году.


Как пишет в своей книге "Третьяков" Л.М.Анисимов - "Известность он (Неврев) приобрел картиной «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого». (За нее он получил первую премию Общества любителей художеств в 1866 году.) Картину купил С. И. Карзинкин. Но потом она ему вдруг не понравилась и он забросил ее на чердак. Полотно разорвалось. Павел Михайлович, который ревниво собирал все, написанное Невревым, напал на след картины и отдал ее на реставрацию". (сейчас она находится в Третьяковской галерее).
   Сергей Иванович был женат на Юлии Матвеевне, урожденной Королевой (1850 - около 1915). От этого брака родилось 11  детей, 5 из которых сыновья. Один из них Пантелеймон умер в детстве.
   К сожалению, умер Карзинкин совсем молодым мужчиной, ему было 39 лет, а его младшему сыну было меньше двух лет.
   На плечи Юлии Матвеевны легли заботы не только по воспитанию многочисленных детей, но и заботы по продолжению дела мужа. Она с 1887 г. состоит в купечестве, в 1-й гильдии, и продолжает торговать чаем и сахаром. Ю.М. Карзинкина числилась владелицей 4 лавок в Москве, в том числе магазина на углу Покровки и Девяткина переулка (магазин на месте сада, на углу Армянского пер., к этому времени еще не был построен, он появится только в 1913 году).
    Видимо, в конце XIX века усадьба на Покровке переходит в руки ее старшего сына Карзинкина Сергея Сергеевича (подробнее о нем и других детях я напишу в следующей последней части), а сама она с детьми переезжает в свое имение Троице-Лыково, хотя в Москве она владеет домом на 3-й Мещанской, 46 (не сохранился).
   Кроме того, Юлия Матвеевна была известна и как благотворительница, в собственном имении "Карзинкино" в с. Троицком-Лыкове  ею содержалась амбулатория и богадельня на 80 чел., которой она сама и заведовала. В 1904 Ю.М. Карзинкина она подарила 5 десятин земли близ Рублевской водокачки (из имения Троицкое-Лыково) и 30 тыс. руб. на устройство летней дачи-приюта для детей идиотов и эпилептиков, а ее сын Д.С. Карзинкин добавил на те же цели 10 тыс. руб. Пожертвование было сделано в память умершего сына Пантелеймона Карзинкина.
   Также после смерти мужа она продолжает восстанавливать Троице-Лыковские храмы. В 1903 году при ней Успенский храм  Пресвятой Богородицы получил два придела (Казанский и Серафима Саровского) и колокольню.


В 1914 году Ю. М. Карзинкина отдала главный дом под устройство богадельни, а сами они переехали в построенный И. П. Ропетом (Петровым) «сказочный» деревянный дом (сгорел в 1990 году).


Перед своей смертью в 1915 году Ю. М. Карзинкина завещала имение учреждаемой Свято-Троицкой общине, которая в феврале 1917 года вселилась в усадьбу, но была ликвидирована в 1918 году.
   Юлия Матвеевна была знакома со многими выдающимися людьми своего времени. У нее в имении подолгу гостил Ф.И.Шаляпин с семьёй, приезжали художники Васнецовы, собиратели картин Третьяковы, семейство музыкантов Гнесиных.

Продолжение. Часть 11.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: Сорокин В.В. "Белый город"; Покровский Д.А. "Очерки Москвы";  http://www.pokrov-monastir.ru/?include=static&page_id=167 ; http://his.1september.ru/article.php?ID=200900308http://pandia.org/text/77/230/31544.php ; https://pastvu.com/ ; http://galinaulianova.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=98%3Akarzinkiny&catid=34%3Ahistorical-notes&Itemid=56&lang=ru и др.
                                   

старая Москва, усадьба, Армянский, архитектура, дореволюционные фото, достопримечательности, доходный дом, Покровка, Китай-город, старые фото, Лубянка, Карзинкины (Корзинкины)

Previous post Next post
Up