Армянский переулок, 11 (окончание). Часть 7.
Часть 1.
Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. И так, прошлый пост я закончила рассказом о том, что после смерти князя И.С. Гагарина, его сыновья выставили дом на продажу.
В конце 1810 года домовладение было продано Тютчевым - Ивану Николаевичу и Екатерине Львовне (урожденной Толстой) - родителям поэта Федора Ивановича Тютчева.
Незадолго до этого, в 1809 году, мать поэта Екатерина Львовна Тютчева получила большое наследство от умершей тетки А. В. Остерман, в доме которой она вместе с мужем и детьми чаще всего живала последние, перед смертью тетки, годы.
Семья была большая, к моменту переезда у них было пятеро детей. В новый дом Тютчевы переезжали спешно, в канун Нового года, Екатерина Львовна ждала шестого ребенка. Сын Василий родился 19 января 1911 г. К этому времени, его брату, будущему поэту Федору Тютчеву, было 7 лет.
Тютчев в детстве. 1806 - 1807 г.
Первые годы в доме Тютчевых жизнь текла своим чередом, веселились, устраивали званные обеды, балы, приглашали родных и близких, которых у них по Москве было множество. Семилетнего Феденьку все это мало интересовало, рано научившись читать, он, закрываясь в своей спаленке, с увлечением читал все, что удавалось выпросить из библиотеки отца. И тогда с большим трудом верному дядьке Николаю Афанасьевичу Хлопову, ходившему за дитятею с его четырехлетнего возраста, удавалось вытащить его погулять по шумной Маросейке.
Перед вступлением Наполеона в Москву семья Тютчевых, как и большинство московских семей, покидает дом и уезжает в имение бабушки поэта Тютчевой П.Д., расположенного в с. Знаменское под Угличем.
В пожаре 1812 года дом их в Москве не пострадал, но требовал ремонта.
Спасти дома в переулке помогли соседи армяне. "Приближенный императора Наполеона, некто из армян, любимый мамелюк Рустан, испросил у Наполеона повеление, чтобы весь квартал от Покровки до Мясницкой улицы, и все то, что принадлежит армянской церкви, было сохранено... для чего были повеления и поставлены военные французские караулы".
Однако семья Тютчевых в Москву решила не возвращаться. Слишком дорога была бы жизнь в почти выгоревшем городе и они отправились в родной край - в отцовское имение Овстуг, на Бряпщину. А этот дом, более чем на год, сдали Московской Практической академии, чье здание сгорело.
С осени 1814 года Тютчевы уже живут в своем доме В Армянском переулке.
Отец Тютчева, Иван Николаевич, поступает на службу в Канцелярию кремлевских строений. И, видимо, начинает службу успешно, ибо вскоре удостаивается чина надворного советника.
Жизнь их тянется неторопливо и счастливо. Многое в ней подчинено матери - Екатерине Львовне. Властный, независимый характер ее во многом передается самому любимому сыну в семье - Феденьке.
Немного побаиваясь матери, дети больше тянулись к отцу, особенно Федор. Отец Тютчева был человеком добрым и хлебосольным хозяином, мог поделиться с нуждающимися деньгами. Не только жена и дети, но и слуги не слышали от него грубого слова. Поэтому и жил Иван Николаевич "детей и подданных любовью окруженный".
В доме, наряду с модным тогда в дворянской среде французским языком, хорошо уживается и русский простонародный, свято чтутся русские патриархальные традиции. Отец и мать поощряли раннее увлечение сына стихосложением, поэтому и старалась подобрать ему хороших наставников в русской словесности, в поэзии. Его первым учителем был Семен Егорович Раич (настоящая фамилия Амфитеатров), проживший в доме семь лет и с которым Тютчев дружил потом всю жизнь. Свое знание фундаментальных основ европейской и русской литературы Раич сполна передал своему ученику.
Среди гостей дома бывали поэты, писатели, ученые, например такие как Жуковский В. А., братья Тургеневы, Погодин М. П., известный тогда поэт и критик, автор слов песни "Среди долины ровныя..." - Мерзляков А.Ф. Последний, так же как и Раич, сыграл немаловажную роль в становлении будущего поэта.
Тютчев посещал частный пансион Мерзлякова, который тот содержал при своем доме "для благородных детей мужеска пола числом от 20 до 30 человек". И хотя плата за учебу была очень высока, пансион славился в Москве, учить в нем своих детей считалось престижным. В пансионе преподавались российский, французский и немецкий языки, география, история, математические и даже военные науки. Наиболее способным из питомцев профессора сулили прямое поступление в Московский университет, а тринадцатилетний мальчик уже мечтал об этом. В свою очередь, это давало нуждающимся педагогам, в том числе и обремененному большой семьей Мерзлякову, существенную финансовую поддержку.
Кроме того, Раич, поступивший в московский университет в 1815 г., вспомитал, что через год-полтора стал брать с собой Федора на лекции Мерзлякова и других профессоров.
Мерзляков опекал талантливого юношу, дал Федору Тютчеву рекомендацию в сотрудники Общества "Любителей Российской словесности" *(оно было создано в 1811 г. при Московском Университете), в которое он был принят в 1818 г., потом рекомендовал его для поступления в Московский университет, участвовал в приемных экзаменах и после их успешной сдачи, писал прошение о зачислении Тютчева в университет.
В 1819 году Федор Иванович Тютчев становится своекоштным,т.е. обучавшемся за свой счет, студентом.
В годы своей учебы он тесно сходится со студентом словесного отделения Михаил Ивановичем Погодиным, который тоже неоднократно будет бывать в доме своего друга. Их дружба будет продолжаться в течении всей жизни.
В разные годы в доме Тютчевых постоянно проживало множество родственников и знакомых. С 1816 года у своего родного брата, (отца Ф.И.) надолго поселилась овдовевшая к тому времени Н. Н. Шереметева с сыном Алексеем и дочерьми Пелагеей и Анастасией. Тетка Тютчева была личностью интересной, позднее, познакомившись с Жуковским В.А. и с Гоголем Н.В., она вела с ними переписку, а последний называл ее даже своей "духовной матерью".
Переезд ее в Москву был вызван главным образом поступлением сына Алексея в училище колонновожатых, в котором уже учился родной брат Ф.И.- Николай Иванович Тютчев.
Двоюрные братья Николай и Алексей вместе отправлялись в военно-учебное заведение, находивщееся на Б. Дмитровке (здание не сохранилось, располагалось на месте совр. д. 9 - 11). Училище это содержал на свои средства генерал-майор Николай Николаевич Муравьев, отец будущих декабристов. В училище преподавал Петр Иванович Колошин - член тайного общества, он тоже бывал в доме у Тютчевых
Бывая у сына в училище Надежда Николаевна Шереметева познакомилась с единственной дочерью Муравьева Н.Н. - Софьей, рано оставшейся без матери, и предложила ей пожить у нее в доме (у Тютчевых) и быть подругой ее дочерям и Софья некоторое время здесь жила.
В свою очередь, дочь Шереметевой - Пелагея познакомилась с родным братом Софьи - Михаилом Николаевичем Муравьевым и в 1818 г. состоялась их свадьба, на которой присутствовал и Федор Иванович.
Другая дочь Шереметевой - Анастасия вышла замуж за будущего декабриста, тоже бывавшего в этом доме, Якушкина Ивана Дмитриевича.
Их свадьба состоится в 1822 г. и у них успеет родиться двое детей,.но после известных событий на Сенатской площади, он будет арестован в этом доме 2 января 1826 г. и сослан в Сибирь. Анастасия больше никогда не увидит своего мужа и скончается в сорокалетним возрасте, зато успеет дать прекрасное образование своим детям.
И еще один декабрист живет в доме у Тютчевых - Завалишин Дмитрий иринархович, его мачеха приходилась родной сестрой матери поэта Екатерине Львовне.
Вот такой клубок переплетений судеб связан с этим домом, хотя удалось написать далеко не обо всех, бывавших здесь.
Но вернемся к Федору Ивановичу Тютчеву. В 1821 году он досрочно окончил университет со степенью кандидата словесных наук, затем поступает на службу в Государственную коллегию иностранных дел и в 1822 году отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе Российской дипломатической миссии на долгих 20 слишним лет. В этот дом последний раз он приедет в отпуск в 1825 году.
В 1831 г. Екатерина Львовна продала усадьбу за ненадобностью и по причине нехватки денег: нужно было погасить долги младшему сыну и составить приданое дочери. Взамен они купили небольшой домик на другом конце Армянского переулка (об этом периоде жизни семьи Тютчевых
я писала здесь).
Дом она продает Московскому Попечительству о бедных за 81 тысячу рублей для устройства здесь "Дома призрения для вдов и сирот духовного звания".
Для переустройства дома под богадельню пригласили архитектора Михаила Дормидонтовича Быковского.
А средства на ее устройство и содержание по совету митрополита Филарета выделил богатый московский меценат Горихвостов И.Д. (Иногда пишут, что дом принадлежал Дмитрию Петровичу, но это не верно, ему принадлежал дом на Покровском бульваре 12, он сохранился. Кстати, я обнаружила в "Книге адресов Москвы за 1839 г."., т.е. изданная еще при его жизни, его фамилия напечатана как ГорихвАстов).
Горихвостов Дмитрий Петрович (1769 -1846) - служил в Семеновском полку, участвовал в военных походах и вышел в отставку в 1808 году гв.-капитаном. Затем был на разных должностях по дворянским выборам. Под влиянием сочинений Н. М. Карамзина отправился за границу и затем издал "Письма россиянина, путешествовавшего по Европе с 1802 по 1806 годы" и "Письма россиянина, путешествовавшего по Европе с 1824 по 1827 годы". Почетный член Московского университета с 1841 г.
Дмитрий Петрович был очень богатым человеком. Он имел поместья в семи губерниях: Санкт-Петербургской, Московской, Новгородской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской и Ярославской. В Пензенской губернии ему принадлежало более тысячи душ крепостных крестьян.
Последние годы своей жизни посвятил исключительно служению убогим и осиротевшим. Кроме этой богадельни, Дмитрий Петрович пожертвовал земли и деньги многим учреждениям, учебным заведениям, лечебным и странноприимным домам.
Впоследствии этот "Дом призрения" стал известен под именем "Горихвостовской богадельни", как ее называли москвичи, по фамилии своего благотворителя.
Этот приют состоял из двух отделений: в первом, на 62 места, призревались на полном содержании девицы (впоследствии они были переведены в женское епархиальное училище, созданное на свои средства митропалитом Филаретом) и одинокие вдовы, во втором, на 75 семей, - вдовы с детьми.
Заведение вскоре стало лучшей в Москве богадельней. Проживающие в ней размещались в "высоких, светлых просторных залах старинного барственного дома, со всеми остатками древней роскоши; прекрасным паркетом, громадными трюмо, мраморными колоннами и подоконниками... В палатах размещались древние старушки, где по 4, где по 6, но не свыше как по 8 человек, смотря по размеру комнат. У каждой чистенькая постель и свой особый уголок со столиком или шкапчиком, сундуком и двумя-тремя стульями на случай гостей.
Харчи простые, но здоровые и сытпые, щи с мясом, каша, жареный картофель... Хлеб собственного печенья, равно как и квас, положительно великолепные, а также огурцы собственного соленья..."
При богадельне имелась и домовая церковь, которую в октябре 1832 года Московский митрополит Филарет освятил во имя великомученика Димитрия Солунского, она располагалась на втором этаже в северном крыле, для нее приспособили один из залов дома, теплыми коридорами соединялась она со всеми этажами здания. Церковь была украшена росписью "Спас с предстоящими" на потолке апсиды, а по стенам её были размещены фрески с изображением евангельских сюжетов и ликов пророков. В 1979 году под побелкой была обнаружена сохранившаяся до наших дней фреска с изображением лика апостола евангелиста Матфея.
В 1908 году к главному дому с северной стороны была сделана трехэтажная пристройка.
А в 1911 - 1913 годы во владении возвели четырехэтажный доходный дом по проекту архитектора Леонида Васильевича Стеженского.
В 1920-х годах богадельню переименовали в «Дом соцобеспечения имени Н. А. Некрасова». В своем произведении «Двенадцать стульев» Илья Ильф и Евгений Петров изобразили его как «2-й Дом Старсобеса». В 1928 году в доме помещался Московский губернский отдел торговли и Комитет по сооружению Волго-Донского канала под председательством Г. М. Кржижановского. Потом дом передали под коммунальные квартиры.
Но это еще не все. В 1968 г. здание передали Союзвторцветмет. Однако, как мне написали в комментариях "до 1975 г. там еще жили семьи в коммунальных квартирах. А в 1990 году там полным ходом шел ремонт и реставрация". Главный дом реставрировался по проекту, созданному архитекторами А. В. Ильенковой, Е. В. Степановым и И. И. Казакевич. В дальнейшем домовладение было передано российскому Детскому фонду. Инициатором создания Детского фонда был писатель Альберт Лиханов.
Вот такая длинная история у этого здания, от бояских палат до богадельни, и от богадельни до детского фонда.
Продолжение.
Часть 8. Другие достопримечательности.
Оглавление. Использованы материалы: Г.В. Чагин "Армянский переулок, 11"; Википедия;
http://modernlib.ru/books/kozhinov_vadim_valeryanovich/prorok_v_svoem_otechestve/read/ М. Вострышев "Московские обитатели"; Д.А.Покровский "Очерки Москвы" и др.