Армянский переулок, 13. Усадьба Хитрово - Левашевых - Карзинкиных и др. (начало) Часть 8.

Jan 23, 2015 12:18

Армянский переулок,13. Усадьба Хитрово - Левашевых - Карзинкиных и др. Часть 8.

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7.

Дом №1\13\6 г. - этот большой участок между Армянским и Девяткиным переулками, выходящий на Покровку имеет достаточно древнюю историю. За долгие годы его владельцы неоднократно менялись и почти каждый из них что-то строил. Сейчас на нем стоит несколько разновременных построек. О его первых владельцах известно достаточно мало и в разных исследованиях встречаются большие временные расхождения и белые пятна. Я провела свое небольшое расследование, поэтому в тексте некоторые значимые даты выделены жирным шрифтом. Но обо всем по порядку.


В конце Армянского переулка в середине XVII века было два владения: одно - Ключаревых, другое - Ляпуновых. Они, видимо, шли параллельно Покровке  и тянулись от Армянского до Девяткина пер.
К 1716 году оба участка приобрел и объединил их статский советник, князь Сергей Борисович Голицын (1687 - 1758).Его отец - Голицын Борис Алексеевич был стольником и воспитателем двух царей Федора Алексеевича и Петра Алексеевича.
   Сергей Борисович был женат дважды, первой его женой стала Головина Прасковья Федоровна (1687 - 1720), от которой он имел семерых детей, второй женой - Милославская Мария Александровна (1697 - 1767), от которой у него было четверо детей. Здесь, в Армянском переулке, жили разные представители рода Милославских (см. предыдущие части 2 и 6), возможно, бывая у соседей он и познакомился со своей второй женой.

   Обширные каменные палаты построены около середины XVIII в., возможно,  княгиней Голицыной Марией Сергеевной (дочерью кн. Сергея Борисовича от первого брака), они известны с 1757 г. Фасадом палаты были обращены к Покровке, но стояли в глубине двора, а торцами выходили в переулки. Перед палатами, вдоль Покровки, тянулся сад. Сейчас палаты включил в себя дом №1\13\6с2.


Сохранился первоначальный план здания с выступающим на переднем и заднем фасаде центральным объемом и небольшими дворовыми ризалитами. Сохранились массивные своды первого этажа и некоторые детали обработки заднего фасада: угловые лопатки ризалитов, фрагменты выложенных из кирпича наличников.
   План первого этажа из книги "Памятники Москвы. Белый город".
                                                                         

По одной версии во второй половине XVIII в. усадьба перешла к семье Хитрово,  а по другой уже с 1740-х годов и до конца XVIII века усадьба принадлежала Я.Л. Хитрово.
Хитрово Яков Лукич (1700 - 1771) - действительный тайный советник, сенатор, генерал-майор. По повелению императора Петра I он в 1712 г. был отдан на обучение в математическую школу, затем учился в Ревеле и в С.- Петербургской морской школе разным наукам, немецкому языку и навигации и с 1716 г. был определен на службу во флоте гардемарином, потом был отправлен за границу для дальнейшего обучения.
   По возвращении в Россию в 1720 -х годах служил на разных должностях, в т.ч. занимался закупкою лесов для флота, а также и постройкой в Новой Голландии амбаров и эллингов, затем был членом адмиралтейской и вотчинные коллегии. Уволился со службы в 1762 г. (как видим, Яков Лукич скончался в 1771 году и до конца XVIII века ему усадьба не могла принадлежать).
    Хитрово был женат дважды. Первой женой Якова Лукича Хитрово была вдова Анна Алексеевна Лопухина (1733 - 1793), урожденная Жеребцова. Она была дочерью действительного тайного советника, генерал-аншефа и сенатора Жеребцова Алексея Григорьевича. Яков Лукич Хитрово был ее вторым мужем. Интересно, что он старше нее на 33 года и старше ее отца на 12 лет.
    Первым мужем Анны Алексеевны на рубеже 1760-х годов стал гвардии капитан Николай Александрович Лопухин (1698 - 1768). Он был старше своей жены на 35 лет и старше ее отца на 14 лет.. От этого брака в в 1861 году родилась дочь Евдокия, будущая графиня Евдокия Николаевна Орлова-Чесменская, она впоследствии станет женой Алексея Григорьевича, младшего брата фаворита Елизаветы Петровны.
                                                                          

Но вернемся к ее матери, Анне Алексеевне. После смерти Лопухина 31 мая 1768 г., она выходит второй раз замуж за Хитрово Якова Лукича, но проживет она с ним недолго и разведется.
   Второй женой Якова Лукича станет Василиса Ивановна, урожденная Головина.
   Но вот, что интересно, в списке захороненных в некрополе Спасо-Андроникова монастыря встречается следующие записи "Хитрово, Яковъ Лукичъ, боляринъ, д. тайн. сов., погребенъ 17 апръля 1771 г. Хитрово" и далее "Василиса Ивановна, жена Якова Лукича Хитрово, д. ст. сов. и кавалера, дочь окольничьяго Ивана Ивановича Головина; р. 15 августа (1698) г. † 30 мая (1771) г., на 72 году жизни". (Таким образом получается, что Василиса Ивановна умерла позже своего мужа, поэтому могла быть только второй женой Якова Лукича, отсюда следует Анна Алексеевна могла выйти за Хитрово не ранее июня 1769 г. (год траура по первому мужу),  и еще успеть с ним развестись. Он же, Яков Лукич, в свою очередь, менее чем за два года успеет еще раз жениться на Василисе Ивановне, причем вместо молодой жены, второй раз взять в жены женщину на два года старше себя).
   А загадка вот в чем. В "Указателе Москвы за 1793 год" я обнаружила, что участок этот на углу Покровки и Армянского переулка  принадлежит "Хитрово Анне Алексеевне, вдовствующей генеральше в пр. церкви Космы и Димьяна на Покровке".
   На фото 1913 г. справа видна церковь Косьмы и Демьяна на Покровке, а слева за металлической оградой, этот участок, с еще сохранившимся садом.


Это же подтверждается в книге у Сытина П.В. "Из истории московских улиц",  он пишет- "Наконец, на углу с Покровкой находился обширный двор генеральши Хитровой, с каменными палатами по красной линии Армянского переулка, не доходившими, однако, до Покровки".находим - "Наконец, на углу с Покровкой находился обширный двор генеральши Хитровой, с каменными палатами по красной линии Армянского переулка, не доходившими, однако, до Покровки".
   Получается, при жизни, даже через 22 года после смерти Якова Лукича,  Анна Алексеевна сохраняет фамилию своего второго мужа Хитрово, хотя и была с ним разведена. Однако, похоронили ее в том же некрополе Спасо-Андроникова монастыря почему-то уже под фамилией ее первого мужа. Запись гласит - "Лопухина, Анна Алексъевна, рожд. Жеребцова, жена Н.А. Лопухина; р. 1733 † 19 мая 1793. Жила 60 л.", . Вот такие метаморфозы. Может, кто знает разгадку, напишите.
   На рубеже XIX века, в 1798 году, владение делится на два участка и часть, со стороны Армянского переулка, приобретает семья графа Левашева Ф.И.
   Федор Иванович Левашов (1751 - 1819) - русский военачальник, генерал-майор (с 1793), сенатор, тайный советник (с 1797). Представитель русского дворянского и графского рода Левашовых.
    К.В. Барду. Портрет Фёдора Ивановича Левашёва. 1793. Государственная Третьяковская галерея. Изображён в мундире с флигель-адъютантскими шитьём и аксельбантом.



Женой Левашева, предположительно, была Авдотья (Евдокия) Николаевна Хитрово (1775 - 1837). В "Указателу Москвы" за 1793 г. сказано, что участок №58 "у Красных ворот в приделе ц. Трех святителей  принадлежит Левашевой Авдотье Николаевне, бригадирше"  (как раз в это время Федор Иванович был бригадиром, генерал-майором он стал в 1793 г., а справочник готовился раньше).
   Как сказано в книге "Памятники Москвы. Белый город", именно, при Левашевых дом был перестроен, получив строго классическую обработку фасада.
   Фото из книги "Памятники Москвы. Белый город".
                                     

Дом был с пилястровым тосканским портиком и плоскими арочными обрамлениями небольших окон нижнего этажа.
                                      

   Впоследствии он был частично надстроен и изменен внутри.


Интересно, что в центральном окне второго  этажа пробита балконная дверь, возможно дом раньше имел балкон.


Позднейшая надстройка здания хорошо видна со стороны двора.
                                   

Внутри дома сохранились центральный классический круглый зал с глубокими полуциркульными нишами в углах, возможно, в них помещались печи, и парадный вестибюль того же периода.
    Фото из книги "Памятники Москвы. Белый город". Здесь колонны выглядят мраморными.
                                   

А сейчас они заштукатурины и имеют вот такой вид.


Снимала тайком, все время кто-то входил, поэтому фото получились кривые.
                                  

   Считается, что дом этот в 1819 - 1821 годах снимали отец и дядя Герцена А.И. - Яковлев Иван Алексеевич и Яковлев Лев Алексеевич, об этом пишут москвоведы Сорокин В.В. и Романюк С.К. Последний цитирует "как писал Герцен в "Былом и думах", "...хозяйство было общее, именье нераздельное, огромная дворня заселяла нижний этаж... " (но здесь речь идет об имении, скорее всего, о Покровском-Засекене, которое принадлежало братьям Яковлевым).
  Либединская Н.Б., написавшая книгу "Герцен в Москве", не упоминает этого адреса, нет его и у Земенкова Б.С.
   Герцен А.И. родился в Москве 25 марта 1812 г. на Тверском бульваре, 25, там он жил 5 месяцев, потом семья переехала в съемный дом на М.Дмитровку (не сохранился). Вот, что пишет А.И. в  "Былом и думах" - "Лет до  десяти  я  не  замечал  ничего  странного,  особенного  в  моем положении; мне казалось естественно и просто, что я живу в доме моего  отца, ... у  моей  матери  другая половина..." (как видим, речь не идет ни о каких переездах). И далее Герцен пишет - "Сенатор (Брат отца) купил себе дом на Арбате; мы приехали одни на  нашу  большую квартиру, опустевшую и мертвую. Вскоре потом и отец мой  купил  тоже  дом  в Старой Конюшенной". (Речь идет о доме в Б.Власьевском переулке , 14, не сохранился).
   И последнее Романюк упоминает, еще один съемный дом отца Герцена в Б.Знаменском переулке - "В 1817 - 1818 гг. этот дом снимал И. А. Яковлев, отец Александра Герцена". (Таким образом получается, что они с отцом без конца перезжали: с 1812 г. жили М.Дмитровка, с 1817 г. Б.Знаменский, с 1819 г. Покровка, с 1823-1824 г. Б.Власьевский, но эти переезды не отражены в "Былых и думах", поэтому жил ли в доме Левашевых маленький Герцен стоит еще раз проверить).


Но вернемся к Левашевым. В "Указателе Москвы" за 1839 г. владельцами усадьбы в пр. церкви Козьми и Демьяна на Покровке значатся Левашев Василий Федорович, титулярный советник, подполковник Левашев Александр Федорович - сыновья Федора Ивановича. В этом же году они продают усадьбу и она уже переходит в купеческие руки.

Продолжение. Часть 9.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: книга "Памятники Москвы.Белый город"; http://www.biografija.ru/biography/khitrovo-yakov-lukich.htm ; http://www.biografija.ru/biography/khitrovo-anna-aleks.htm ; http://ru.rodovid.org/wk/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C:800250http://www.nkj.ru/archive/articles/7228/ ; Сорокин В.В. "Белый город": Романюк С.К. "Из истории московских переулков" и др.

усадьба, Армянский, архитектура, Герцен, дореволюционные фото, Хитрово, Милославские, достопримечательности, интерьер, памятник, Голицыны, старые фото, Лопухины, Прогулки по Москве, палаты

Previous post Next post
Up