Армянский переулок. Церковь Николая Чудотворца в Столпах. Часть 15.
Часть 1.
Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8. Часть 9. Часть 10. Часть 11. Часть 12. Часть 13. Часть 14. Еще в первой трети прошлого века на углу М. Златоустинского и Армянского переулка стоял великолепный памятник русского зодчества - церковь Николая Чудотворца в Столпах, построенная в 1669 году. Такой могли ее видеть "лазаревцы", идущие из института в сторону Покровки. Фото 1882 - 1889 гг.
На фото, на другом углу переулков, еще виднеется забор, за которым стояли дома священика и пономаря церкви. Вскоре этот участок приобретет Лазаревский институт.
Первый деревянный храм Симеона и Анны на этом месте появился еще в первой половине XVI века, а в начале XVII века здесь построили первый каменный Никольский храм.
Откуда пошло прозвище "в столпах" никто толком не знает. Имеется несколько версий. По первой версии предполагается, что здесь стоял высокий сторожевой столб, с которого еще во времена монгольского ига дозорные наблюдали за рубежами Москвы. Обычно на таких столбах ставили икону святителя Николая Чудотворца, а когда необходимость в столпе отпала, здесь поставили часовенку или церковь, освященную во имя Николая Чудотворца, чья икона прежде находилась на столбе. По второй версии предполагается, что рядом с двором Артамона Матвеева, чьи
палаты находились напротив, стоял т.н. "челобитный" столп с деревянным ящиком, куда москвичи опускали прошения царю.Третья версия гласит, что сюда была перенена из деревянного храма Симеона и Анны чудотворная икона Симеона Столпника, а в Википедии имеется еще одна версия, четвертая, по ней прозвище церкви указывает, что здесь было когда-то приказное учреждение, по-видимому, конюшенного ведомства, называвшееся "столп".
Так или иначе, в 1669 г. на этом месте появляется новый каменный храм, который возвел зодчий Иван Космин (Козмин, Иван Кузьмин Кузнечик, в 1666 - 1667 годах бывший стрельцом в полку Артамона Матвеева). Пятиглавая постройка представляла собой яркий образец московского зодчества третьей четверти XVII века - высокое двухъярусное здание, с широким крытым гульбищем, с приделами в восточной части. Массивность его объема с пирамидой кокошников подчеркивалась стройностью колокольни. Фото 1883 г.
Тогда же над ней была построена вторая - церковь Рождества Богородицы. Проходившая по основанию с трех ее сторон галерея подпиралась двенадцатью кувшинообразными столбами из камня. Здание церкви удачно сочеталось с галереей и колоннами нижнего храма.
Она была богато декорирована белокаменной резьбой, в особенности верхний храм с приделом Рождества Иоанна Предтечи. Нижний храм имел с юга - придел, освящённый сначала во имя Афанасия и Кирилла, но с 1792 года известный под именем Симеона и Анны; с севера - придел преподобного Сергия. Фото 1882 - 1889 гг.
Изюминкой храма являлся ее изразцовый поясок, нвходившийся под кокошкиками. Фото 1882 - 1889 гг.
Это первая московская церковь, как пишет С. Баранова, в которой после перевода белорусских мастеров появился керамический декор из ценинных и муравленых изразцов. И в дальнейшем как одно из достоинств церкви отмечалось ее изразцовое убранство - "красивые изразцы в карнизе храма", "фриз редкого типа". Изразцы церкви, имели размер близкий к печным, от 16 до 20 сантиметров и составляли композиции из четырех, с одинаковыми изображениями, что увеличивало впечатление от изразцовых вставок, рассчитанных на высоту сооружения.
Церковь строилась на средства богатых и знатных прихожан, ее богатому внешнему оформлению помогал своими средствами и царь Алексей Михайлович. Среди изразцов церкви, встречаются изразцы с изображением двуглавого орла, что, как правило, всегда было связано с их сооружением по приказу царя или "на царское иждивение". Напомню, здесь жили родственники его первой жены Марии Ильиничны, скончавшейся, в тот же 1669 г. - Милославские.
Интересен и такой факт, священники церкви Николы в Столпах (еще первого храма) отметились в истории Москвы тем, что поспособствовали созданию в середине XVII века Немецкой слободы на Яузе, молельни иноверцев соседствовали с православными храмами, привлекая москвичей к ереси. Священнослужители этого и соседнего храма Косми и Димиана на Маросейке, дважды подавали "челобитную" с жалобой на иноверцев и в 1652 г. была создана Иноземная или Немецкая слобода на Кукуе (о ней я много писала, см.
оглавление).
Не менее интересным было и внутреннее убранство храма.
Главный иконостас был устроен заново в подражание прежнему (1700 года) после пожара 1902 года. Иконостас Предтеченского придела относился к середине XVIII века. В приделе Симеона и Анны иконостас середины XVIII века. В нижней церкви сохранялось несколько икон из старой церкви, бывшей на этом месте до 1669 года.
В разные годы прихожанами храма были Милославские, Матвеевы, Голицыны, Гагарины, Тютчевы и многие другие.
Еще издревле за храмом существовало кладбище, о нем до сих пор напоминает сохранившаяся часть бывшего проезжего переулка. Во время чумы 1653-1654 гг. кладбища при церквах были переполнены могилами, поэтому в 1657 г. происходила общая для всей Москвы прирезка земли к кладбищам, к этому погосту прирезали соседнюю землю из-под дворов дьячка и пономаря, пустырь Микиты Заболоцкого и часть переулка, до этого соединявшего Малый Златоустинский переулок с Маросейкой (тогда Покровкой). В связи с этим, на последней образовался тупик, оставшийся до настоящего времени. Фото 1913 - 1914 гг.
Благодаря усилиям сотрудников музея архитектуры часть надгробных плит с этого кладбища сохранилась, сейчас они вмурованы в стену Донского монастыря.
Здесь были похоронены многие знатные вельможи, в том числе было окого 40 захоронений бояр Милославских, владения которых находились по соседству. Здесь же был похоронен и
Иван Михайлович Милославский (1635 - 1685 гг.), но когда в 1698 г. выяснилась его причастность к стрелецкому бунту, то по приказанию Петра I его тело перевезли на свиньях в Преображенское и предали казни. Фото 1882 - 1889 гг.
До 1820-х годов на кладбище стоял памятник в виде избы с высокой тесовой крышей, это было одно из самых богатых захоронений - захоронение боярина Артамона Матвеева и его семьи, а также двух его слуг., один из которых по преданию тот араб, который собрал изрубленное стрельцами тело Матвеева, брошенное на Красной площади.
После того, как соседнее владение купил правнук Артамона Матвеева - граф Н. П. Румянцев, по его распоряжению был установлен новый памятник в виде саркофага с двумя портиками и колоннами, выполненный по проекту архитектора Элькинского Александра Фиоипповича.
Трудно поверить, но как пишет Романюк С.К., после революции усыпальницу отремонтировали и устроили в ней коммунальную квартиру, в которой жили люди, вплоть до ее сноса в 1930-х годах.
Дальнейшая судьба храма повторяет историю многих подобных сооружений, он был снесен, также как и мавзолей Матвеевых, по одной версии в 1935 г., по другой в 1938 г.
Вот так сейчас выглядит последний отрезок Армянского переулка. Крайнее правое здание на фото сейчас педагогическое училище (дом №4с2), а раньше это была школа. Она была построена по проекту архитектора К. И. Джус-Даниленко, как и многие другие школьные здания в советское время, на месте церкви.
На фасаде школы в 1967 г. помещены три мраморные доски в память о формировании здесь в 1941 г. истребительного батальона и полка народного ополчения Куйбышевского района Москвы, а также в память воинов Московского народного ополчения.
В ее дворе снимали один из эпизодов фильма "Летят журавли", рассказывающий об этих событиях. На месте, где стоят герои фильма, сейчас к школе пристроен безликий спортивный зал.
Рядом со школьным зданием под №4с1 стоит двухэтажный дом. Это владение в разное время то принадлежало церкви Николая Чудотворца, то купцам Фроловым. Многие из рода купцов Фроловых были ювелирами и занимались торговлей золотыми и серебрянными изделиями. Им в окрестростях Покровки и Мясницкой принадлежало несколько участков, в т.ч.братья Фроловы Михаил и Иван Николаевичи владели участком
по М. Златоустинскому пер., дом №10. Другим представителях этого рода ранее принадлежал участок
в Девяткином переулке, впоследствии перешедший к купцам Карзинкиным.
Интересен и такой факт. В 1830-х годах в этом владении у купца Михаила Фролова снял квартиру для своей молодой семьи - для жены Терезы Андреевны и дочери Лидии магистр Московского университета Семен Егорович Раич, ранее он был первым учителем Тютчева Ф. И. и
жил в их доме, напротив.
1914 г. дом этот принадлежал одному из братьев Фроловых, московскому купцу, п.п. гр. Ивану Николаевичу Фролову. Он был спортсмен, состоял членом московского клуба лыжников, в 1900 г. перешел в общество любителей лыжного спорта.
Сейчас здание реконструировано, оно потеряло одно свое крыло. Это же здание с другого ракурса на фото 1980 - 1982 гг.. Фотография эта интересна тем, что на ней слева виден кусочек подлинного дома №9, в котором жил Ю. Нагибин. Это здание хотя уже и надстроено одним этажом, но еще не уничтожена его отделка и балконы. О нем
я писала здесь.
Последний дом №6 по переулку находится на месте бывшего сада, он был построен в 1876 г., в 2010-х годах реконструирован, сейчас в нем размещается гостиница "Полесье".
Главный дом этого владения расположен по ул.Маросейка и имеет богатую историю, поэтому о нем в другой раз, когда доберусь до Маросейки. Напоследок, фотография 1913 г. этой части переулка.
Другие достопримечательности.
Оглавление. Использованы материалы:
Википедия; П.В. Сытин "Из истории московских переулков"; С.К. Романюк "Из истории московских переулков";
http://www.pravoslavie.ru/put/080522003247.htm ; статья С. Барановой в журнале "Наше Наследие" за 1997 г. №43-44;