Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Часть 39.
Нечетная сторона.
Часть 1 -
Часть 19.
Четная сторона.
Часть 20.
Часть 21. Часть 22. Часть 23. Часть 24. Часть 25. Часть 26.
Часть 27. Часть 28. Часть 29. Часть 30. Часть 31. Часть 32. Часть 33. Часть 34.
Часть 35. Часть 36. Часть 37. Часть 38. Четная сторона.
За северным вестибюлем станции метро Аэропорт расположена площадь
Эрнста Тельмана. Свое название она получила только в 1985 г., а до этого она была безымянной. По десятилетнему плану строительства Москвы на 1951-1960 годы здесь должно было пройти четвертое транспортное кольцо, названное "парковым", которое проходило бы через северную часть Ходынского поля, далее по улицам Викторенко, Черняховского (у станции метро «Аэропорт»), через парк Петровско-Разумовское и далее, через улицу Фонвизина к нынешней улице Академика Королева в Останкине.
По этому плану вдоль улицы Черняховского стали строиться жилые дома на достаточно большом расстоянии друг от друга. Уже в 1957 г. в одном из новых домов разместился жилищно-строительный кооператив "Московский писатель", следом за ним заселились кооперативы Музыкального академического театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, работников кино, артистов цирка, кооператив "Наука".
Так начиналась жизнь новой улицы, которой в 1961 г. было присвоено имя дважды Героя Советского Союза генерала армии И.Д. Черняховского. Ее первые жители-горожане просыпались по утрам от крика петухов и неумолчного шума Инвалидного рынка, позже перенесенного на новое место уже под названием Ленинградского (подробнее об этом напишу в другом посте, когда буду писать об улицах и переулках района Аэропорт).
Такой вид открывался из окна "писательского" дома. Фото 1957 -1959 г.
отсюда.
К счастью, планы эти не осуществились, поэтому сначала на площади установили памятник Тельману (непонятно почему) скульп. В. А. Артамонов, арх. В. А. Нестеров. А в 2000-х тысячных годах выстроили ТЦ "Галерея Аэропорт".
Кстати, справа на фото виднеется тот самый дом,о котором я писала в прошлой части, где жил Константин Симонов.
Дом №64 - МАДИ (московский государственный автомобильно-дорожный институт), позднее вместо института получил приставку Технический университет. Основан в 1930 г. Его первые аудитории были разбросаны по всей Москве.
Строительство этого помпезного здания МАДИ, тогда носившего имя В.М. Молотова, здесь на Ленинградске, началось еще до войны, в 1939 г. Первоначально его возводили по проекту Зильберта А.Э. и Алхазова А.М. Сначала его предполагалось построить на месте, где сейчас стоит Гидропроект, но потом от этого отказались и стройка началась здесь.
Но вскоре началась война. В 1941-1943 гг. институт работал в эвакуации в Узбекистане. Часть его студентов добровольно вступили в 3-ю Московскую стрелковую дивизию.В 1966 г. перед зданием был установлен памятник погибшим воинам-автомобилистам в Великой Отечественной войне. Скульптор Купреянов Я. Н. Фото
отсюда.
После войны строительство возобновилось только в 1950 году уже по проекту архитекторов Чернышева С.Е. и того же Алхазова, но оно из-за дороговизна внешней отделки здания, украшенного многочисленными колоннами, затянулось и дом был сдан лишь в 1957 г. На момент строительство здание чуть было не потеряло все свои колонны, т.к. в 1955 г. вышел указ Хрущева о борьбе с излишествами, но обошлось.
В главном корпусе университета, кроме аудиторий и лабораторных классов, имеется актовый и спортивный залы, а также несколько оборудованных столовых и буфетов, которые обслуживает местный Комбинат питания.
В состав МАДИ входят факультеты - автомобильного транспорта, организации перевозок и движения, строительства и эксплуатации аэропортов, дорожностроительный и др. В университете имеется музей, вычислительный центр, студенческое КБ, телецентр, лаборатории авто- и мотоспорта, библиотека.
С северной стороны к главному зданию в 1977 г. пристраивается новый десятиэтажный лабораторный учебный корпус по проекту того же Алхазова.
Не так давно по бокам от главного здания университета были установлены еще два памятника учителю и
студенту.
Жилой дом №66 строился в несколько этапов. Вот так он выглядит сейчас. История его строительства запутана и в разных источниках указаны разные годы его постройки.
Писатель и москвовед Рогачев А.В. пишет - "Еще до войны была выстроена его левая часть, правда, всего в 4 этажа. В 1950 его решили достроить по проекту А.И. Криппа. Слева к надстраиваемому старому крылу пристраивалась угловая секция, по проспекту - две рядовых, по Шебашевскому переулку - две угловых.
В соответствии с проектом успели выстроить последние 4 секции, а надстройка существующей части была выполнена лишь в конце пятидесятых - начале шестидесятых годов".
На сайте
здесь, указано, что дом 1945 г. постройки.
Сама я раньше всегда считала, что это два разных дома, оказалось один.
В советское время в доме были магазины "Мясо" и "Молоко", что еще не помню.
А еще дом знаменит тем, что в нем с 1959 г. по 1973 г. жила великая русская певица Лидия Андреевна Русланова. Думаю, далеко не все из молодого поколения знают кто это. Замечательную статью о ней можно прочесть в
Википедии. Статья довольно длинная, поэтому для тех, кому неохота читать ее, коротко расскажу здесь о певице.
Русланова Л.А. (1900 - 1973 гг.), настоящая фамилия Лейкина, родилась в крестьянской семье, в раннем детстве осталась сиротой, прошла путь от певчей в церковном хоре до выступлений на стадионах. За свой удивительный голос какое-то время была самой высокооплачиваемой певицей в СССР. Выступала на фронтах трех войн, расписалась на колонне в Рейхстаге, где давала концерт нашим бойцам 2 мая 1945 г. Объехала с концертами всю страну. В разные периоды своей жизни пережила как крайнюю бедность, так и непомерную роскошь, являясь обладательницей антиквариата, в т. ч. 132 картин русских художников и множества бриллиантов и др. драгоценных камней., а также платиновых, золотых и серебряных украшений и многого другого. В 1949 г. была осуждена по 58 статье за "антисоветскую пропаганду" и присвоения в больших масштабах трофейного имущества, после смерти Сталина была оправдана. А после смерти самой певицы вновь пошли слухи о ее незаконном оправдании и причастности к присвоению трофейного имущества. Трижды была замужем, первый муж - сотрудник ВЧК Наум Наумин, 2-й муж - конферансье
Михаил Гаркави, 3-й - генерал-майор
Крюков В.В., воспитывала приемную дочь последнего мужа.
Сейчас на доме, где она жила в последние годы установлена мемориальная доска.
Лидия Русланова умерла в 1973 г., наверняка, в доме живут еще люди, знавшие ее, интересно было бы прочитать воспоминания ее соседей.
А теперь посмотрим, как выглядело это место раньше. На фото 1955 г. видно, что хотя дом №66 уже построен, но вдоль Ленинградского проспекта перед ним еще сохраняется малоэтажная застройка. Интересно, прошло столько лет, а человек на фото откликнулся и прислал мне комментарий (см. его комментаний к этому посту).
Также она сохраняется и за ним, не случайно в доме есть арка, она вела к постройкам 1-го Князевского переулка (уже не существующего), который перекрыл 66 дом, что хорошо видно на карте 1952 г.
На втором "старом" фото запечатлен больший отрезок проспекта. Условно оно датировано 1940-1950-ми годами. Я его уже выгладывала, когда писало про нечетную сторону Ленинградки. Теперь рассмотрим другую ее сторону.
Слева в центре виднеется белый забор - это Яковлевский завод, тогда еще малоэтажный, о нем мы поговорим в следующей части, далее 2-х этажный домик, в котором один из участников форума на сайте
"ПастВью" признал дом в котором он родился. Между ним и заводом безымянный пер, см.план Москвы 1952 г. Далее, по проспекту в сторону центра были три переулка Кузинский, 2-й Княжеский (сейчас ул. Лизы Чайкиной) и 1-й Княжеский, о котором я писала выше. На фото не видно построенной части 4-х этажного дома №66, или Рогачев А.В.ошибается, или фото надо датировать более ранними годами.
Слева на дальнем плане виднеется 4-х этажное здание, стоящее по Шебашевскому пер, не путать с одноименным проездом. Это бывшая школа №642, она упоминается в детективе "В последнюю очередь" Степанова А.Я., жившего в этом районе: - "Закинув вещмешок за правое плечо и взяв в правую руку чемодан, капитан, скособочась немного, побрел по Шебашевскому переулку. У четырехэтажного красного кирпича здания школы подзадержался.
- Шестьсот сорок вторая, - произнес он с удовольствием знакомые цифры и удивленно дочитал: - Женская!
Обидно было: он, Александр Смирнов, учился в этой школе, а сейчас вот, глядите, женская! Но настроение не испортилось: присвистнув, пошел дальше, прищуренными счастливыми глазами рассматривая и узнавая забытое и вдруг знакомое: маленькие дома, большие деревья, волнистую булыжную мостовую".
Сейчас здание снесено, на его месте выстроили дом №66к2.
Продолжение.
Часть 40. Другие достопримечательности.
Оглавление. Использованы материалы:
https://pastvu.com ;
http://krasnaya-moskva.ru/leningr-aeroport.html и др.