Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Часть 37.
Нечетная сторона.
Часть 1 -
Часть 19.
Четная сторона.
Часть 20.
Часть 21. Часть 22. Часть 23. Часть 24. Часть 25. Часть 26.
Часть 27. Часть 28. Часть 29. Часть 30. Часть 31. Часть 32. Часть 33. Часть 34.
Часть 35. Часть 36. Четная сторона.
Этот мой пост посвящен отрезку между современными ул. К.Симонова (Лазовский пер.) и 1-й Аэропортовской (1-я Инвалидная). В конце поста посмотрим на старые карты и увидим, что находилось на этом отрезке раньше. А пока продолжаем нашу прогулку по проспекту. Фото 1950 - 1954 гг.
На первом фото дом №56 стоит последним перед садом, огороженном забором, сейчас на месте сада на углу ул. Константина Симонова и Ленинградского проспекта стоит дом № 54\1, а до войны здесь еще сохранялась старая двухэтажная дача, которую видно на следующем фото - 1939 г., а уже за ней виднеется дом №56.
Дом №56 - этот жилой дом отличался изящным использованием классического наследия, в котором небольшие колонны коринфского ордера поддерживали легкие аркады лоджий.
Первоначально, в 1935 г., архитектор Розенфельд З. М. задумал построить здесь 6-ти этажный дом, предназначенный для РЖСКТ "Инженер-ударник", но стройка шла очень медленно, поэтому у РЖСКТ ее отобрали и передали заводу им. Менжинского, который, в свою очередь к 1938 г. построил только три этажа.
Интересный рассказ о доме прислал мне один из моих читателей, уважаемый
budetlyanin108 , который слышал его от своих родственников, живших в этом доме, вот что он пишет - "Тетя говорит, что где-то в конце 42 г. деда перебросили с частью КБ Лавочкина в Москву для организации КБ в Химках и дали им участок земли по Авиационному пер. для строительства пристройки к этому дому и вот они инженеры, конструктора, рабочие строили 3-х этажное продолжение дома по Авиационному пер. В 44 г. кажется закончили. А в 45-46 из Горького уже переехала бабушка с отцом и сестрой. И КБ Лавочкина уже тогда заработало в Химках. Тетя живет на 2 эт. у нее балкон и говорит, что когда они приехали с матерью, то в доме, который строили авиаторы не было еще лестничных пролетов и они в квартиру лазили по лестнице через балкон... Вообще в этом районе жило много летчиков, конструкторов, авиаинженеров и др. связанных с авиацией.
Вот мой пост о деде.
Во время войны, в 1944 г., во фронтальную часть дома врезался самолет ИЛ-2 между 2 и 3 эт. и прошил его насквозь. Помнит, что дети погибли, девочка и еще кто-то. Самолет взлетал с Ходынки там тогда был аэродром, он вез ордена и медали на фронт и все потом собирали их. Почему он влетел в дом не помнит, предположительно то ли из-за тумана, то ли задел провода".
На сайте
ПастВью, тоже подтверждается этот рассказ, там написано следующее "В этот дом в сороковых годах врезался маленький самолёт на уровне второго этажа. Одно крыло самолёта оторвалось и перелетело через дом. Во дворе в песочнице играла девочка лет шести, крыло упало прямо на неё.Девочка погибла".
Фото 1939 - 1949 гг.
После войны, в 1950-х годах возникла идея включения этого дома в новый комплекс, центром которого должен был стать десятиэтажный корпус, а с другой стороны должен был стоять еще один корпус, такой же как дом № 56, только в зеркальном отражении. Проект подготовили архитекторы Д. Г. Олтаржевский, Н. Афанасьев и др. Для достижения соразмерности с проектируемым зданием над существующим корпусом надстроили три этажа самых примитивных форм, исказив тем самым первоначальный замысел Розенфельда. К сожалению, на этом работы по созданию комплекса и завершились. Сейчас здание выглядит так.
За Авиационным пер., получившим свое название получил в 1922 г. по расположенному поблизости аэродрому, стоит дом №58. Про этот жилой дом, мне известно только, что он был построен в 1940 г.
За ним расположен под №60 жилой комплекс "Автодорожник".
Дом №60. Этот комплекс строился в несколько этапов.Сначала, в 1933-1934 годах были выстроены два корпуса по красной линии для сотрудников "Цудортранса" (центральное управление дорожного транспорта) по проекту архитектора Б.В. Ефимовича.
Здание было пышно украшено коринфскими колоннадами, балюстрадами и другими украшениями.
В фасадах здания явно чувствовалось влияние знаменитого "
дома на Моховой" архитектора И.В. Жолтовского, за это зодчему сильно попало от критиков.
В результате вторая очередь (корпус в глубине участка) сооружался в 1939 г. по новому, в корне измененному проекту того же архитектора - уже без особых излишеств. К сожалению, представленный на снимке эффектный вид на курдонер комплекса ныне закрыт безобразными торговыми павильонами.
Надо еще отметить, что раньше крыша центральных корпусов с колоннами была украшена декоративными вазонами (не сохранились), а сами корпуса первой очереди были отштукатурены только со стороны проспекта. Фото 1951 г.
Во время войны напротив этого дома в 1941 г. зимой построили противотанковую баррикаду. Сначала делали опалубку из досок, а потом заливали водой, получалась ледяная стена от дома до бензоколонки.
Заглянем во двор дома.
Как видно на фото здание богато декорировано не только со стороны проспекта, но и со стороны двора.
Интерьер вестибюля одного из подъездов.
Мы дошли до 1-й Аэропортовской улицы, дом № 60 одной своей стороной как раз и стоит на ее углу. Теперь посмотрим, что было на этом отрезке прежде.
По топографическому плану Москвы 1838 г. видно, что местность эта еще не была застроена, здесь протекала речка
Ходынка, которая была запружена и образовывала в центре нашего отрезка пруд, а сама она раньше считалась границей между двумя старинными селами Всехсвятским и Петровское-Зыково. О Всехсвятском я немного писала
тут, но в будущем напишу о нем подробнее, а о селе Петровское-Зыково напишу в серии постов "Петровский парк и его постройки". Выше пруда находилось село Старое Зыково, ниже пруда слева начитались владения князя Мустафина. Если посмотреть статью в Википедии
Песчанная улица, то там мы найдем упоминание о даче Мустафина.
На самом деле владения князя были гораздо обширнее, они растянулись от речки
Таракановки до речки Ходынки вдоль противоположной стороны Петербургского шоссе, а на этой стороне шоссе, судя по тому же плану 1838 г., его владения находились между 1-й и 2-й Инвалидными улицами и на этом плане трижды упоминается "Дача князя Мустафина".
Эта же дача есть на топографической карте
1878 г. и
1880 г. К сожалению, имя-отчество князя мне установить не удалось.
Здесь упоминаются Мустафины Иван Васильевич и Василий Иванович, но им ли принадлежала эта дача сказать трудно.
Мустафины - татарский княжеский род, происходящий от казанского царевича Муртазы Мустафича. С начала XVII века М. именовались уже не мурзами, а князьями; в конце того же века многие из них были стольниками. Род М. внесен в V часть родословной книги Нижегородской губернии. Князь Мустафин упоминается в галерее воинской славы храма Христа Спасителя.
В начале XX века и до середины 1920-х годов местность эта упоминается, как Петровские выселки, их можно найти также на картах и планах
1907 г. и
1921 г. Если поискать в интернете Петровские выселки, то вы найдете
здесь и
здесь - местность на севере Москвы. Соседствует с Нижними Лихоборами. На самом деле это ошибка, те выселки носили название Петровско-Разумовских выселок, а Петровские выселки были здесь.
На фото слева план 1925 г., справа 1915 г.
Постепенно пруды на этом участке были засыпаны, а сама речка Ходынка, протекающая на этом отрезке чуть левее Авиационного пер. и здесь же пересекающая Ленинградский проспект, а не в районе метро Аэропорт как сказано в Википедии, была убрана в трубы, а позднее почти и вся она стала протекать в подземелье, лишь небольшой ее участок еще можно видеть в районе улицы Авиаконструктора Микояна.
Продолжение.
Часть 38. Другие достопримечательности.
Оглавление. Использованы материалы:
http://krasnaya-moskva.ru/leningr-aeroport.html ;
https://pastvu.com/ и другие.