Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Часть 38.

Jul 01, 2014 13:00

                  Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Часть 38.

Нечетная сторона. Часть 1 - Часть 19.
    Четная сторона.  Часть 20. Часть 21. Часть 22. Часть 23. Часть 24. Часть 25. Часть 26. Часть 27. Часть 28. Часть 29. Часть 30. Часть 31. Часть 32. Часть 33. Часть 34. Часть 35. Часть 36. Часть 37.

Четная сторона.
      Этот пост я начну с рассказа о маленьком павильончике, стоявшем еще до войны между домами №60 и 62.  Вот он виднеется на фото 1948 - 1950 гг.


Павильончик этот стал центром событий. описываемых в романе Смирнова В.В. "Заулки". Он так сочно его описывает, что не могу удержаться, привожу довольно длинную цитату из романа - "Они сидят в дощатом сарайчике, который официально называется павильоном-закусочной № 22, а местным жителям и завсегдатаям известен как «Полбанка». Марья Ивановна, хозяйка павильона, следит за тем, чтобы никто больше чем полбанкой не нагружался, а глаз у Марьи Ивановны зоркий и исключительно точный. И рука твердая. Рука фронтовой прачки, выжавшей на морозцах эшелон солдатского бельишка и вытолкавшей из прачечной тысчонку-другую атакующих пехотинцев. Ну, может, не всех подряд. Сердце у Марьи Ивановны не камень, хоть рука и тяжелая.
Хорошо, просто прекрасно в «Полбанке». Всегда жарко натоплено добровольным подручным Марьи Ивановны - Арматурой, многоголосо, дружелюбно, угостительно. Всегда в ассортименте в павильоне горячие капустные щи с мясом, с хорошим полновесным куском, соответствующим раскладочному листу; всегда ныряют в алюминиевом баке, гоняясь друг за другом, колыша сверкающий жирком отвар, тугие игривые сардельки; всегда за стеклом строй селедочных голов и хвостов на блюдцах, посыпанных настоящим зеленым лучком, который Марья Ивановна; обходя строгие законы, покупает у базарных зеленщиц - на Инвалидке. Если уж вовсе плохо с монетой, то можно взять самое дешевое - банку крабов из пирамиды, что выстроилась в дальнем углу и напоминает о далеких морях и камчатских диковинах. О выпивке и говорить нечего. На полках за спиной Марьи Ивановны решительно вся продукция знаменитого московского завода, что у речки Яузы курит старинной кирпичной кладки трубами, решительно вся, включая ликеры шартрез и бенедиктин. Пиво бочковое прямо из бадаевских погребов, и холодное, и слегка подогретое - для выстуженных ветрами бронхитных окопников. И если случаются от законной полбутылки и двух-трех кружек пива какие-то недоразумения, то их быстро улаживает Марья Ивановна, изредка призывая на помощь двухметрового, слепленного из жил и костей Арматуру или, уж совсем в крайних случаях, Гвоздя, от вышибона которого летят не просто в дверь, а еще и через шоссе.


Хорошо в «Полбанке». И диплом о присвоении павильону почетного звания третьей категории ресторана висит слева, с сердечной стороны, у Марьи Ивановны, напоминая и хозяйке, и посетителям, где они находятся. Конечно, и в других заведениях, столицы неплохо, и почти везде стоят округлые железные или даже кирпичные жаркие печи, за исключением некоторых особо узких «щелей»-стоячек, и пиво всюду есть, и селедка, и, само собой, крабы, и выпивательное, но с «Полбанкой» им не сравниться ни по уюту, ни по публике, ни по хозяйке.
   Между тем «Полбанка» наполняется людьми. За павильоном, что без всякого фундамента стал своими досками прямо на землю рядом с огромным зданием, в крыльях которого зияют входы в метро, - море одноэтажных домишек и бараков, садочков, заборов, пустырей, полузаросших то ли болот, то ли луж, и так до знаменитого Инвалидного рынка, самого наглого и безалаберного, хоть и не самого большого рынка столицы; а за рынком снова бараки, бараки до самой зелени Тимирязевского, до насыпи Рижской дороги, что железной границей отрезала от грязного дощатого городка чудные, дворянских времен дубы и лиственницы и небывалой высоты березы… И живет здесь народ рабочий - многие ездят по прямой линии метро в цеха знаменитого ЗИСа, - ремесленный и торговый, кормящийся у рынка, народ говорливый, бойкий, всегда готовый к дружбе до гроба в драке жестокой, до крови, любящий летучий рифмованный матерок и задушевная песня, плачущий от рюмки-другой над своей жизнью-нескладухой и не верящий слезам...


А более всего манит людей в эти дощатые подобия блиндажиков неуемное желание вновь почувствовать рядом плечо товарищи - и близкого друга, и незнакомого, случайно забредшего на огонек человека, который по-фронтовому быстро, как это случалось за одним котелком и одной самокруткой, становится корешком закадычным, - желание вновь ощутить это чувство военного братства, что стало таким привычным за годы боев. Пусто без него на душе, одиноко.
   Но, несомненно, самое почтенное, с постоянной, хоть и разношерстной публикой, - «Полбанка» Марьи Ивановны. Конечно, и хозяйка здесь хороша, и тепло здесь, и закуски отменные, но не только в этом дело, не только. Так уж повелось, что «Полбанка» - павильончик разговорный, здесь можешь отвести душу, рассказав приятелям о самом наболевшем, самом горьком, не опасаясь чужого уха".
   Интересно, что сначала я прочитала книгу и поверила, что, действительно, такой павильончик существовал. Стала искать подтверждение этому на сайте "ПастВью" и нашла его на фото, мало того, нашла еще и подтверждение одного из участников форума здесь, вот что он пишет: "Это маленькое здание-магазинчик и буфет, где продавали кофе с молоком, даже во время войны. Как же был вкусно! А магазин был,насколько помню,овощной".
   Дом №62 - жилой дом Метростроя 1938 г. постройки. Первоначально это были два отдельно стоящих четырехэтажных корпуса, в боковых крыльях которого находились южный и северный вход на станцию метро Аэропорт. Автором проекта был главный архитектор Метростроя - Кравец С.М.

  Интерьер самой станции метро "Аэропорт" выполнен по проекту Виленского Б.С.; Ершова В.А. и др. На противоположной стороне проспекта, тогда шоссе, поблизости находился аэродром и аэровокзал, об этом я писала  в части 9, 10 и 12, поэтому в интерьере станции были использованы элементы, напоминающие стропы парашюта.


Интерьер лестницы.
                                  

В первом варианте проекта  Виленского Б.С. и Савицкого Б.Б. (не осуществленного) в оформления подземного зала вместо нынешних парашютных строп на путевых стенах красовались изображения самолетов. Подробнее о станции здесь.
                                   

В самих корпусах дома до перестройки находились магазины  "Молоко" и "Булочная". Вот она видна на военной фотографии 1941 г. Вот как о ней замечательно вспоминает на сайте ПастВью участник под ником Sion.s "Булочная!Сколько воспоминаний. Мама посылала за хлебом по карточкам,так мечта была одна- чтобы был довесок,его можно было съесть на ходу.К праздникам в этой булочной продавали муку,не по карточкам,а за деньги, очереди занимали с ночи.Тому кто был с ребенком давали лишний пакет. Мы,местные детишки, подрабатывали".


Сейчас магазины тоже сохранились, но уже совсем другие. Кстати, обратите внимание, какая малоэтажная застройка за домом. Раньше между этими корпусами проходила 2-я Инвалидная улица. Существовало их две, о первой я писала в прошлой части, практически они шли параллельно друг другу. Она постоянно меняла свое название, до 1922 г. называлась Александровской, по находившемуся неподалеку Александровскому приюту для увечных воинов, потом 2-й Инвалидной, т.к. улица эта вела к Инвалидному рынку, который располагался примерно между современными домами №1 и №2 по улице Усиевича. Возник он здесь не случайно,  в районе до революции находилось еще два приюта Алексеевский и Сергиево-Елизаветинский (о нем напишу позже) и вокруг всех этих убежищ селилось много инвалидов. После революции все приюты закрылись, надо было зарабатывать на жизнь, здесь появились небольшие мастерские по изготовлению всевозможной хозяйственной утвари, которую нужно было где-то продавать, вот так и возник в этом районе Инвалидный рынок.. Между Инвалидными улицами были еще 4-ре Красноармейские проезда. Это  видно на плане 1952 г.


   До середины 50-х годов прошлого века вся эта местность была застроена в основном деревянными 1-2 этажными домиками, о чем и писал Смирнов в своем романе, с редкими вкраплениями каменной застройки, в основном это были школьные здания.
   2-я Инвалидная улица. Фото 1949 г.


2-я Инвалидная улица. Фото 1950 - 1951 г.


Однако, вдоль самого Ленинградского шоссе, как до войны так и после, продолжали строиться высотные здания, поэтому в 1950-1954 гг. два разрозненных корпуса дома №62 решили надстроить еще двумя этажами, а в центре выстроить еще один центральный корпус, соединив его с боковыми. Сейчас это здание выглядит так.


   В центральном корпусе, который перегородил 2-ю Инвалидную улицу, сделали арку для прохода на нее и к рынку.


    Двор не был тогда огорожен, был проходным, поэтому центральный корпус постарались украсить. Над аркой красовался красивый картуш.
                                           

    А часть боковых балконов украсили пышными декоративными вазами.
                               

   Сейчас из-за остекления балконов они смотрятся довольно убого.


   По одним данным здание достраивал тот же архитектор Кравец, по другим данным архитектор - Алабян К.С. Подскажите, кто знает, какая информация верна.
   В этом доме жил академик Юрьев Б.Н. (1889-1957гг), крупный деятель советской авиации, ученый-авиатор, зять и ученик Жуковского Н.Е., изобретатель классического вертолёта. Летал на бомбардировщиках Сикорского "Илья Муромец", работал в ЦАГИ и Академии, один из основателей МАИ.
   В том же доме обитал контр-адмирал, военный журналист Тимур  Аркадьевич Гайдар, сын писателя Аркадия Гайдара и отец Егора Гайдара.
   Понятно, что для остальных жителей района, этот дом и подобные ему, стоящие вдоль проспекта, казались царскими дворцами. Замечательные воспоминания об этом оставил в своем посте здесь уважаемый traveller2 . Вот, что он пишет об этом доме - "Правда, иногда мы ходили в гости, и был это не просто поход в гости, а окно в сказочный мир. Мой дядя Миша, и две двоюродных сестренки, жили в большом каменном доме, внизу которого располагалось метро Аэропорт. Туда можно было дойти пешком за полчаса. Двери в просторную квартиру раскрывались, и я попадал в мир волшебных звуков и красок, с роялем в гостиной, с домработницей, подававшей чай в замечательных чашках … Все фотографии, которые остались у меня от того времени, сделаны дядей Мишей". Кстати, и 3-е фото с бараками из того же поста, сделанное, видимо, из квартиры этого дома.
                                     

Но постепенно деревянные дома стали сноситься, на их месте вырастали новые здания, изменилось очертания улиц и переулков, а некоторые исчезли совсем. При этом, отдельные строения сохранялись довольно долго во дворах, о чем я писала уже не раз. Так случилось с одним из домов, довольно долго стоящим за домом №62, на месте современного дома №2 по ул. Черняховского. Вот он виден на фото справа за забором, а на втором  плане дом №62 Фото 1957 - 1959 гг.


В 1967 году здесь построили новый дом, в котором получил квартиру Константин Симонов, после его смерти одна из улиц района была названа в его честь, о чем я писала  здесь. Подробнее о районе Аэропорт я напишу в одном их своих постов в будущем.
   Напоследок покажу фото еще одного здания. Это школа, ее построили в середине 2000-х тысячных годов между 1-й и бывшей 2-й Аэропортовскими (Инвалидными) улицами, но необычный вид школы можно увидеть, если войти в арку д.№62.


   В конце этой части выкладываю несколько планов и карт, чтобы показать как менялась планировка района.
   Издание Кудрявцева 1907 г. с наложением на нее современной карты.
                     

   План 1925 г. с наложением на нее современной карты.
                              

   Это хорошо видно на плане 1968 г. с наложением на нее современной карты.
                       


Продолжение. Часть 39.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: книга Смирнова В.В. "Заулки": https://pastvu.com ; http://krasnaya-moskva.ru/leningr-aeroport.html

Ленинградский, старая Москва, архитектура, уничтоженное, Всехсвятское, достопримечательности, интерьер, Аэропорт, старые фото, Прогулки по Москве

Previous post Next post
Up